ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воспитательное значение прозы для младших школьников Пантелеев, В.А.Осеева и Е.А.Пермяк (произведение на выбор). Взрослые и дети в прозе А.Алексина (2 повести на выбор).Произведения Ивана Пантелеева (1924–1994), известного сибирского писателя, привлекают читателей отсутствием прямой проповеди этических норм. В его рассказах и повестях «…развертывается извечная борьба добра со злом, правды с ложью справедливости и честности с холодным расчетом и несправедливостью». Малая проза И. Пантелеева («Голубые звезды», «Лебеденок», «Чужой» и др.) отражает замеченные писателем тенденции изменения семьи. Хрестоматийно известным произведением И. Пантелеева, созданным в середине1960-х гг., стал рассказ «Голубые звезды». Тема семьи, проблема отношений отцов и детей остаются центральными и в малой прозе И. Пантелеева в 1970-е гг. Таков, например, рассказ «Лебеденок», тематически примыкающий к исторической прозе о становлении Советской власти в Сибири. Отец Андрюшки, главного героя рассказа, – секретарь деревенской партийной ячейки. Советская власть поручила ему «важное дело»: съездить в район, посмотреть, как в других колхозах люди живут и работают. И это «важное дело» завершается для Николая Ивановича трагически: он погибает от рук врагов. Андрюшка становится сиротой не только потому, что убили его отца, но и потому, что мальчика бросила мать. Она «не стала жить с ними в деревне», сказала, что «не хочет губить молодость». На прощание «поплакала немножко, потом поцеловала Андрюшку в лоб, пообещала забрать к себе, как устроится в городе, и укатила на попутной подводе». Для матери собственное благополучие намного дороже, чем родной сын, его счастье. Она так и не вернулась обратно в деревню, не забрала Андрюшку. Автор показывает, как происходило разрушение основ семьи, когда самые близкие люди, которые должны быть вместе, отдалились друг от друга, подменив семейные ценности ценностями индивида и государства. Рассказ Анатолия Алексина «Чехарда», действие которого разворачивается уже во второй половине 20 века, посвящен одному событию в жизни одной советской семьи. Событие это кому-то покажется незначительным, но только не герою, от лица которого и ведется повествование – мальчику Мише Кутусову. Этот рассказ интересен нравственной философией автора. История преподносится нам из уст Миши. Главный объект внимания А. Алексина душа человека, вернее – человеческая совесть. Совесть становится главным героем этой истории. Безусловно, совесть ребенка, становящийся характер его души, с каждым днем, с каждым новым событием меняющейся и растущей. От того, как тот или иной человек повлияет и отразится в этой душе, зависит ее будущее, ее вера, ее правда. А потому перед нами рассказ педагогический, рассказ о воспитании души и об учителях жизни. Мастерская расстановка сил и характеров позволила Алексину сформировать интересную систему образов, в которой каждый герой занимает свое особое место. Так, к примеру, директор дома пионеровпредставляет собой законченный тип подлеца, главная характеристика которого – полное отсутствие совести. На другом полюсе нравственной иерархии - Виктор Макарович, художественный руководитель детского хора, духовный наставник Миши. Наконец, целая галерея персонажей расположена меж двух полюсов, причем каждый из действующих лиц, включая Мишу, испытывает на себе влияние как одного, так и второго начала. В ходе повествования Миша совершает свой собственный нравственный выбор между ними, однако точно так, как наш юный герой стремится разобраться в самом себе и человеческих отношениях между взрослыми, каждый из окружающих его взрослых проверяет себя. Ни один характер не проявляется сразу, с первых страниц. Читатель вместе с Мишей удивляется первому впечатлению от человека, но еще больше поражен тому, как может обмануть это первое впечатление. Вся история с забавным названием «Чехарда» - это путешествие в пространство межличностных отношений, это опыт общения, опыт любви и ответственности, это первый опыт участия ребенка во взрослой жизни. В повести «Саша и Шура» А. Алексин показывает шестиклассника Сашу, или Шуру, как стали называть его в Велгородске, куда он приехал в гости к деду. Писатель дает рисунок внешнего поведения мальчика, раскрывает его внутренний мир. Шура любит сопоставлять факты, раздумывать над ними, фантазировать. На страницах повести он проходит значительный не по времени, а по результатам путь формирования характера. Вначале Шура стремится уйти от определенности позиций; когда нужно сказать о себе не очень приятную правду, он предпочитает пожимать плечами, чтобы подумали, будто он «хотел сказать «да», но только поскромничал». Но его наивные хитрости оборачиваются против него же самого. Скрыв, что у него переэкзаменовка по русскому языку, Шура вынужден вдвое больше готовиться, чтобы репетировать друга Сашу. Постепенно растет у мальчика чувство ответственности за свои поступки; домой он возвращается «совсем другим человеком», как шутливо сказала его мать. А. Алексин в своей повести весело и интересно говорит о серьезных событиях. Его герои проницательны; они наблюдают многое в поведении и характерах взрослых и делают свои выводы. На юмористическом недоразумении построен сюжет повести «Саша и Шура».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|