Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нравственно-дидактическое направление в развитии русской детской поэзии 20 века В.Маяковский, А. Барто и С.Михалков (одно стихотворение наизусть на выбор).




Маяковский считал, что тема детства обладает самостоятельной ценностью.

Каждой буковкой своих стихов Маяковский уговаривал детей поскорее покинуть « страну детства» и перейти в подданные великой «страны взрослых» Детство в качестве особого, условно замкнутого и самодостаточного мира как будто не интересовало Маяковского и он не уставал призывать своих маленьких читателей поскорее пробежать этот возраст, как пробегают второпях опасный или скучный участок пути. Главное время в его стихах для детей — будущее взрослое. Более четкой и недвусмысленной формулы «антидетства» и представить себе нельзя. И если Маяковский похвалит за что-нибудь малыша, то похвала соизмеряется с пользой, которую одобренный поступок принесет потом, со временем. Стихи Маяковского для детей — непрерывный и страстный разговор о будущем.

Агния Львовна Барто, русская поэтесса. В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения "Китайчонок Ван Ли"и"Мишка-воришка". За ними последовали "Первое мая", "Братишки".Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто ("Девочка чумазая" и "Девочка-ревушка").

Для самых маленьких "Игрушки", а также стихи "Фонарик", "Машенька" и др. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.

В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник "Подростки», поэма "Никита" и др.) проникнуты лозунговым пафосом, некоторые из них содержат прямые обращения к Сталину. О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто "Звенигород". В "Записках детского поэта" поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: "Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность".

Маяковский.

За море синеволное,

за сто земель

и вод

разлейся, песня-молния,

про пионерский слет.

Идите,

слов не тратя,

на красный

наш костер!

 

 

Сергей Владимирович Михалков Первое посещение издательства будущим писателем было очень ранним. В 7 лет, написав печатными буквами «Сказку про медведя», он сам отнес ее в детское издательство. В стихотворениях о дяде Степе проявились наиболее сильные стороны таланта Михалкова — детского писателя: оптимистический взгляд на мир, светлая вера в человека, жизнерадостная, подчас озорная выдумка, мягкий юмор. Широка среди детей популярность Михалкова — автора юмористических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас?» Привлекателен жизнерадостный тон стихотворений, забавны приключения двух друзей — владельцев чижей, ежей и ужей, комичны неуклюжие проделки хвастуна и чудака, незадачливого всадника.

 

34. Мотив трагической любви в сказках О. Уаильда «Соловей и роза», «День рождения Инфанты», «Счастливый принц» (в сопоставлении со «Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина и сказками Х.К.Андерсена), традиции Х.К.Андерсена в творчестве О.Уальда.

В своем творчестве Уайльд пытается иллюстрировать и воплощать смесь культа красоты.

Уайльд стремится выяснить, что важнее для человека - добро или красота. Ответ во всех сказках получается один - добро, служение людям несравненно выше и важнее красоты. Герои уайльдовских сказок - эстеты, как и он сам, страстно влюбленные в красоту. Таков молодой король, способный часами любоваться статуями и картинами и мечтающий о золотой мантии; таков счастливый принц, которому после смерти воздвигли золотую статую в память о его блестящей и безмятежной жизни. Но, столкнувшись с горем и нищетой, герои Уайльда прозревают и в своем стремлении помочь людям жертвуют всем, в том числе и своей жаждой красоты.

Сказка «Соловей и роза». Сказка о бедном студенте, который плачет, что в саду нет красной розы, а от этого по его мнению зависит его любовь. Видя его страдания Соловей хочет ему помочь ценой собственной жизни. Однако для студента эта жертва оказалась до конца не оцененной. Он преследовал лишь свое желание, не задумываясь больше ни о чем. Однако его возлюбленная тоже не оказалась достойной настоящей любви. Она предпочла камни розе. Разочарованный в любви студент решает заняться философией, он считает, что от нее меньше проблем.

Афористические выражения возвышенного характера настраивают читателя на высокий лад, заставляют задуматься о предназначении человека, о прекрасном в жизни и искусстве, что особенно важно для понимания художественного мира Оскара Уайльда, который считал, что прекрасного в жизни мало.

«День рождения Инфанты». Как Карлик, лесной житель, очень добрый и веселый влюбился в Инфанту, капризную и богатую принцессу. Когда Карлик танцевал Инфанта, не задумываясь, в мимолетном порыве, от произведенного эффекта танцем, кинула цветок. Карлик воспринял это очень серьезно. И пробрался во дворец к Инфанте. Но когда увидел себя в зеркале, понял, то все его мечты разбиты, и сердце его разбилось.

«Счастливый принц» О. Уайльда — это сказка о любви и сострадании. Осенью ласточка, оставшись без подруг, одиноко летела на юг, в Египет. Уставшая, она остановилась переночевать в городе, в котором на площади, на высокой колонне, возвышалась статуя счастливого принца. Но едва она устроилась у его ног, как на неё упали тяжёлые капли. Это были слёзы принца. Принц рассказал ей, что раньше жил во дворце за высокой стеной. Он ни разу в своей жизни не спросил, что за ней. А теперь он видит нищету и горе людей, ограждённых когда-то от него той глухой стеной. Ласточка каждый день собиралась к отлёту, но принц умолял её остаться, чтобы отнести несчастным то листочки из его позолоты, то рубин из его шпаги. В конце концов он отдал людям всё, даже глаза, сделанные из сапфира. Его любовь к людям самоотверженна. Самоотверженна и любовь ласточки. Не в силах расстаться с принцем, она погибла от холода и голода. А у принца от горя раскололось сердце.

Несмотря на трагическую гибель принца и ласточки, сказка заканчивается счастливо. Господь повелел Ангелу: «Принеси мне самое ценное, что ты найдёшь в этом городе». И Ангел принёс осколки сердца и мёртвую птичку. «Правильно выбрал», — сказал Господь.

В сказке воспеваются высокие человеческие чувства. В ней звучит мотив жертвенности, благородной смерти во имя любви, во имя жизни другого существа. Всё произведение пронизано светом и болью, в нем подлинная красота предстаёт неотделимой от великодушия и самопожертвования.

Сказка «Жаба и роза». Жаба и роза жили в одном и том же заброшенном цветнике. В саду раньше играл маленький мальчик, но теперь, когда роза расцвела, он лежал в постели и умирал. Противная жаба по ночам охотилась, а днем лежала среди цветов. Запах прекрасной розы ее раздражал, и она решила ее съесть. Роза ее сильно боялась, так как не хотела умирать такой смертью. И в тот момент, когда она почти уже добралась до цветка, сестра этого мальчика подошла срезать розу, чтобы дать ее больному ребенку. Девушка отшвырнула коварную жабу. Мальчик же, вдохнув аромат цветка, умер. Роза стояла у его гроба, а потом ее засушили в книге.

Жаба и роза представляют собой две противоположности: ужасное и прекрасное. А в сказке «Счастливый принц» нет этой противоположности. Оба героя являются добрыми, т. е. это прекрасное в сказке.

 

35. Творчество А.П.Гайдара для детей (рассказы, сказки и повести). «Встреча с Гайдаром» К.Г.Паустовского: страницы биографии писателя, интересные младшим школьникам.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков, 1904—1941). Две страсти манили Аркадия Голикова с детства — приключения и книги. Когда ему было десять лет, он попытался сбежать на фронт, в двенадцать лет с оружием патрулировал улипы Арзамаса — города своего детства, в тринадцать был впервые ранен — ножом в грудь, а в четырнадцать вступил в РКП(б) и уехал на фронт — адъютантом командира особого отряда. Его родители — типичные провинциальные интеллигенты помогали революционному подполью. Образование будущий писатель получил во многом благодаря отцу и матери (Петр Исидорович работал учителем, а Наталья Аркадьевна, дворянка, выучила детей французскому языку). Учился в Арзамасском реальном училище. Увлекался Марком Твеном.

Первые стихи Аркадий Голиков опубликовал в арзамасской газете «Молот», где недолго работал секретарем.

Во всех произведениях Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. Повесть «На графских развалинах» (1928). Гайдар хорошо чувствовал своего читателя, нюансы его возрастного восприятия. Так, рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть», адресованные детям дошкольного возраста, отличаются простотой и занимательностью. Дети и подростки в изображении писателя всегда точно определены по возрасту, тогда как герои-взрослые разделяются прежде всего по социально-идеологическим признакам. Не менее достоверна психологическая разница между мальчиками и девочками, разница в их поведении.

Одно из лучших произведений писателя — рассказ «Голубая чашка» (1936) — отличается глубиной психологического подтекста, лиризмом и сказовой манерой повествования.

Герои его произведений - обычные дети, которые собственным примером показывают, как нужно дружить, трудиться, относиться к старшим.

Семья для писателя была очень значима. А его сын Тимур, стал прообразом главного героя знаменитой повести «Тимур и его команда».

«Встреча с Гайдаром» Паустовского. Перед вами добрый и честный человек, которому можно верить. Он не подведёт и не предаст, а в трудную минуту обязательно придёт на помощь. Именно таким мы видим Аркадия Петровича в воспоминаниях Константина Паустовского. Гайдар помог детям Паустовского с лекарствами. Собрал всю детвору о отправил в разные аптеки. Гайдар очень любил заключать пари и всегда выигрывал. Аркадий Петрович принадлежал к тому типу людей, у которых слово никогда не расходилось с делом. Создав свою страну – светлую, счастливую, справедливую – писатель не лукавил, он действительно в неё верил.

 

36. Тема трудного детства в творчестве зарубежных писателей: В.Гюго («Гаврош», «Козетта»), Г.Мало («Без семьи»).

Образ бездомного ребенка из низших слоев общества изображали многие писатели. Ребенок у романтиков является единственным существом, способным познать истины, скрытые от взора взрослого человека. Поэтому ребенок, по их мысли,- это символ чистоты и глубокого проникновения в жизнь. Духовному взору ребенка доступно постижение таких истин, которые непонятны взрослым. Гаврош в романе «Отверженные» растет в грязи, в трущобах, но он не запачкан этой средой, потому что у него врожденная чистота инстинкта. Творчество романтика В. Гюго, доказало, что счастье ребенка, его душевное здоровье - в его взаимоотношениях с миром «взрослых». Быть ребенком у романтиков: смотреть на мир глазами, не затуманенными практицизмом и корыстью, быть добрым, уметь видеть не только то, что видит «здравый смысл» - вот лучшее состояние человека. Поэтому так часто появляется в этот период герой-ребенок, противопоставленный миру взрослых - Гаврош, Козетта. Отсюда - огромная гуманистическая значимость эмоций, восстановление чувств в правах, призыв к человеческому состраданию, повышенная эмоциональность романов Гюго. Призыв к «сердцу», к сочувствию людей друг к другу, изображение этого сочувствия как реальной силы. Писатель неоднократно подчеркивал, что его книги не плод фантазии, а результат изучения жизни различных слоев общества.

Описывая мир Гавроша и Козетты, автор изобразил в своем романе два типа сознания, резко противопоставив их друг другу: наивное, не затронутое жизнью сознание ребенка и сознание взрослых людей. Отсюда и противопоставление двух миров - мира детей, с их цельностью и чистотой и меркантильного мира взрослых, где властвует расчет и сила денег. Чудесное спасение Козетты напоминает волшебную сказку, и сама Козетта напоминает Золушку. Резкий переход от мрака к свету, из бездны отчаяния, в которую была ввергнута Козетта, к неожиданному счастью.

Также и в произведении Г. Мало рассказывается про мальчика Реми, который вынужден был скитаться и сам зарабатывать себе на жизнь.

 

Проблемы школьной жизни в русской детской прозе 20 века. Образ учителя в произведениях Распутина, Ф.Искандер, Ю.Нагибина, А.Платонова, А.Алексина, В.Солоухина (на выбор три автора).

В.Распутин «Уроки французского».Сюжет рассказа В.Г.Распутина прост – несколько эпизодов из жизни обычного сельского мальчика и его учительницы. Нелегкая судьба и голод заставляют ребенка связаться с местными подростками, которые играют «на деньги». Его обманывают, унижают, обижают, он не хочет мириться с обманом и несправедливостью детей, но приходится играть – ему просто нечего есть, он голодает. Выигранные деньги тратит на хлеб и молоко. Другого выхода у него нет.

Узнав об этом, учительница французского языка Лидия Михайловна пришла к нему на помощь. Под видом необходимости дополнительно заняться французским языком, учительница приглашает ученика домой. В доме Лидии Михайловны ему было комфортно и уютно. Герой проникается доверием к своей учительнице. Через некоторое время женщина предлагает мальчику сыграть «в пристенок» на деньги. Учительницу уволили, она взяла всю вину на себя, спасая мальчика, давая ему возможность учится дальше.

В своей основе рассказ автобиографический. В нем четверть века спустя писатель воскресил школьные годы своей жизни, детали послевоенного быта, черты своего мальчишеского характера. В юности он серьезно готовился стать учителем, радовался этому и гордился этим.

В. Г. Распутина всегда волновали судьбы простых людей. Большие чувства и большие проблемы затронуты в его произведениях. И настоящим героем в каждом из них является сама жизнь, такая, какая она есть, какой она видится самому писателю.

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».В этом рассказе у преподавателя есть своя методика. Главным принципом Харлампия Диогеновича было «делать человека смешным». Ведь даже самым непослушным детям не хочется быть высмеянными, нарушая свой авторитет. Своими шутками учитель воспитывал, устранял, отрицательные качества.

В рассказе «Зимний дуб» Ю. Нагибина ученик учит учительницу, ребёнок взрослого человека, и поэтому главный вопрос, к которому дети должны прийти каким надо быть человеком, чтобы тебя послушались, поверили и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле, как в рассказе Нагибина. В рассказе именно мальчик увидел и понял то, до чего мы бы никогда не додумались, просто потому, что никогда бы не склонились перед деревом и не стали бы рассматривать всю ту живность, что приютил, пригрел и сохранил, а по сути, уберёг от смерти зимний дуб. А Коля Савушкин увидел, и увидел, прежде всего, потому, что он сын солдата, погибшего на войне, и нянечки, что сам полон доброты и заботы. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть главный урок, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом.

 

 

38. Жизнь и творчество Дж.Родари (одно стихотворение наизусть на выбор). Приемы развития воображения детей в «Грамматике фантазии» Дж.Родари: педагогические идеи писателя в современной начальной школе.

Джанни Родари— известный итальянский детский писатель и журналист. Родари родился в 1920 г. в маленьком городке в северная Италия. Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой и книгами. После трёх лет учебы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ.. В 1948 г. Родари стал журналистом в коммунистической газете «Унита» и начал писать книжки для детей. В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» Родари умер на операционном столе 14 апреля 1980 г. в Риме. Некоторые произведения Сборник «Книжка весёлых стихов» «Наставление пионеру», «Приключения Чиполлино» Сборник стихов «Поезд стихов» «Джельсомино в Стране лжецов».

Венеция.

Глядит в лагуну старый мост,

И так вода ясна.

Что в ней встаёт такой же мост.

Такая же луна.

Светла, как небо, глубина.

Полна таких же звёзд.

Где ж настоящая луна?

Где настоящий мост?

 

Итальянский писатель Джанни Родари хорошо знаком миллионам советских

читателей как автор веселых детских сказок.

"Грамматика фантазии" не обращена непосредственно к детям, хотя в

конечном счете написана для них. Основное содержание книги составляют

вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой

индивидуальности. Автора особенно интересует проблема развития творческих

начал у детей, в частности "феномена" фантазии. Ряд глав посвящен анализу

структуры сказки и различным способам ее создания.

При разработке своих методов "стимулирования воображения ребенка"

Родари в основном опирается на труды психологов, педагогов, лингвистов, в

частности, его внимание привлекают работы многих советских ученых.

Книга Родари представляет интерес для широкого круга читателей и,

конечно, в первую очередь - для родителей и педагогов.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных