Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы создания юмористических ситуаций в рассказах В.Ю.Драгунского, М.Зощенко и Н.Н.Носова.




В цикле «Веселые рассказы» (1947) Драгунского сквозные герои составляют традиционную комическую пару: Коля — здравомыслящий, хотя и наивный, мальчик-рассказчик — и Мишка — фантазер, горе- изобретатель, чья неуемная предприимчивость становится при­чиной смешных неудач. Смешон не только Мишка — тем, что за все берется и ничего не умеет, но и Коля — тем, что при всей своей рассудительности подчиняется напору Мишки и вместе с ним попадает впросак.

Все внимание автор сосредоточил на детях. Взрослые в его рассказах играют скромную роль, во всяком случае взрослые никак не ограничивают самостоятельность де­тей, т.е. не мешают им ошибаться и учиться на собственных ошибках.

Писатель мастерски владел приемами комического повествования, к тому же хорошо знал детскую психологию. Это и обеспечило рассказам о Мишке и его друге прочное место в новеллистике для дошкольников и младших школьников.

Завоевали популярность и повести Носова для среднего возраста — «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950) и «Витя Малеев в школе и дома» (1950). Последняя из них выделяется тем, что впервые в юмористическом произведении психологически точно было показано формирование детского характера в борьбе с собственными недостатками — слабоволием, неорганизованностью, безответственностью.

Наибольшую известность получила трилогия романов-сказок о Незнайке. Широкой популярностью пользовались и юмористические новеллы «Приключения Толи Клюквина» (1961). В них осмеиваются не только детские недостатки, но и взрослые пороки.

Михаил Зощенко довел до совершенства манеру комического сказа, имевшего богатые традиции в русской литературе. Им создан оригинальный стиль лирико-иронического повествования в рассказах 20х-30х гг. Юмор Зощенко привлекает своей непосредственностью, нетривиальностью.

В своих произведениях Зощенко в отличие от современных писателей – сатириков никогда не унижал своего героя, а наоборот пытался помочь человеку избавиться от пороков. Смех Зощенко не смех ради смеха, а смех ради нравственного очищения. Именно этим привлекает нас творчество М.М. Зощенко. Написал «Елка», «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать».

 

Детская литература как искусство слова, как наука и как учебный предмет. Взаимосвязь детской литературы с другими науками и другими видами искусства.(театр, кино, мультипликация, музыка, книжная иллюстрация).

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. В.Г. Белинский отмечал, что «хорошая детская книга для детей - это праздник».Ребенок - это человек, который только ещё входит в боль полный для него неизведанного, заманчивого, интересного.

Художественная книга для детей младшего школьного возраста разнообразна по своей тематике. Она включает в себя народны литературные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает и о самих детях, и о взрослых, она заглядывает в самые отдалённые утолки всего земного шара, излагает увлекательные, научные и технические проблемы. Наконец она вводит своих читателей в жизнь человече общества, как прошлого, так и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жизни людей. Из книг юные читатели узнают о подвигах своих отцов и дедов.

Д. л. – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая, не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения.

Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой…

Почти все художественные произведения получают свою «вторую» жизнь на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, в музыке и т.д. – то есть, художественное произведение попадает в широкий контекст и может, и должно рассматриваться на уроке литературы в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусства. Используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке литературы позволяет «озвучить» и «оживописать» текст, пробудить у читателей целую гамму чувств и ассоциаций.

Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

 

46. Художественное мастерство Х.К.Андерсена (на примере сборников «Сказки, рассказанные детям» и «Новые сказки»).

В сборнике «Сказки, рассказанные детям» ощущается сильное влияние датского фольклора. Большинство включенных в этот сборник сказок создано на основе переосмысления и переоформления народных сюжетов и мотивов. Колорит датской народной жизни сохраняется не только в фольклорных переделках («Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Дикие лебеди», «Свинопас» и т. д.), но и в оригинальных, придуманных самим Андерсеном сказках («Дюймовочка», «Ромашка» и др.), а также в обработках иностранных мотивов («Скверный мальчишка», «Новое платье короля», «Эльф розового куста» и т. д.).

Андерсен, использовав все лучшие черты народной сказки, вложил в нее огромное общечеловеческое содержание, придал народной сказке большую художественную завершенность. Все сказки Андерсена окрашены симпатией писателя к беднякам, носителям гуманных и высоких человеческих чувств. В обработках народных сюжетов, в сказках «Дикие лебеди» и «Райский сад» писатель последовательно раскрывает народные представления о праве на счастье, о человеческом достоинстве и справедливости о необходимости труда и великой силе любви. Причем чрезвычайно важно, что, утверждая высокий этический идеал и осуждая отрицательные персонажи, Андерсен совершенно чужд морализации.

Чрезвычайно важно и интересно, что даже в произведениях, оканчивающихся гибелью героев, утверждается справедливое возмездие, ощущается торжество гуманных принципов писателя («Русалочка», «Райский сад», «Ромашка», «Стойкий оловянный солдатик»). Большое место в сборнике принадлежит сказкам, в которых ярко выражены элементы обличительного, сатирического характера. Писатель высмеивает никчемных королей, алчных богачей-стяжателей, злых ведьм, с которыми борются умные и ловкие бедняки.

В некоторых сказках Андерсен выступает против современного ему светского общества («Сундук-самолет», «Калоши счастья»). Писатель резко критикует мещанство «Свинопас».

Сборник «Новые сказки». Писатель назвал эти сказки «новыми», потому что они отличались от произведений 30-х годов не только своими источниками и содержанием, но и идейно-художественными особенностями. В сборник «Новые сказки» вошли в основном оригинальные, придуманные самим Андерсеном произведения. Обработка фольклорных сюжетов минимальна («Ганс-Чурбан», «Снежная королева», «Волшебный холм», «Прыгуны», «Хольгер-Датчанин»). Для всех этих произведений характерно усиление конкретно-исторического и идейного значения. Он сумел выразить в художественных образах человеческие черты, достоинства и недостатки, присущие не только его соотечественникам.

40-е годы — период создания таких сказок Андерсена, как «Гадкий утенок», «Снежная королева» и «Тень», в которых своеобразная новаторская художественная манера писателя приобретает более ярко выраженный характер. Андерсен более широко использует в своих произведениях явления датской природы, по-новому осмысляет исторические факты, жизнь народов Дании и других стран. Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Необычное у Андерсена становится обычным, а обычное перестает быть повседневным и превращается в сказочное. Люди, явления природы, вещи получают «биографию» и становятся в творчестве Андерсена такими же значительными, как традиционные герои сказок.

В середине 40-х годов оптимизм писателя несколько поколебался. Герои Андерсена, наделенные высокими моральными достоинствами, уже не достигают счастья и благополучия. Примером этого служат сказки «Тень» и «История одной матери». В роли его положительных героев все чаще и чаще выступают живые люди из окружающей действительности

В сборнике «Новые сказки» в роли рассказчика все чаще выступают одушевленные силы природы. Теперь рассказчик не только дает оценки происходящим событиям и объясняет их, как это было в сказках 30-х годов; в его уста все чаще н чаще вкладываются иронические, юмористические и философские рассуждения, сочувствие тяжелому положению народа, сатирическое обличение высокомерия.

 

47. Чудеса природы в рассказах М.М.Пришвина (сборник «Золотой луг»). Поведение детей в мире природы в прозе М.М.Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин — русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Первый рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. В путешествиях по русскому куда он отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганых птиц» — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. В следующих книгах «За волшебным колобком», «Черный араб» также сочеталась научная пытливость с особой натурфилософией и поэзией природы.

В 1920-1930-е годы Михаил Пришвин выпустил книги «Башмаки», «Родники Берендея», повесть «Женьшень» (первоначальное название «Корень жизни», где помимо замечательных описаний природы, глубокого проникновения в ее повседневную жизнь и образов простых людей, живущих с ней в одном ритме, важную роль играет сказка, миф.

Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных