ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В небе звездочки горятВ небе звездочки горят, В речке струйки говорят, К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит:
«Спите, спите, поздний час, Завтра брат разбудит вас. Братний в золоте кафтан, В серебре мой сарафан...
...А под вечер брат уснёт И меня гулять пошлет. Сладкий сон вам пошлю, Тихой сказкой усыплю,
Сказку сонную скажу, Как детей сторожу... Спите, спите, спать пора. Детям спится до утра...»
Пестушки связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность. Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет именно движение. Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога.
58. Жизнь и творчество В.Гауфа: страницы биографии, история создания сказок, своеобразие повествовательной манеры («Карлик Нос», «Калиф-Аист», «Маленький Мук» и «Холодное сердце»). Вильгельм Гауф родился в 1802 года в Штутгарте. Отец служил секретарем в министерстве иностранных дел. Когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Он много читал книг из домашней библиотеки. Затем учился в сонастырсой школе и поступил в университет, закончил его со степенью доктора философии и теологии. Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны и стал наставником его детей. Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его волшебные сказки. Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф-аист», «Холодное сердце». В «Сказках» писатель использовал модный тогда в Европе восточный антураж и органично сочетал его с традициями немецкого фольклора. Сказка «Карлик Нос». Основная идея сказки – торжество богатства внутреннего мира над внешним, значение дружбы и преданности в жизни человека. Сказка имеет огромное воспитательное значение для детей, поскольку учит их дружбе, взаимопомощи и указывает на торжество справедливости. Яков, мальчик, украденный колдуньей и превращенный ею в карлика с отталкивающей внешностью. Убежав от злой ведьмы, мальчик пытается вернуться к родителям, которые, однако, не в силах узнать своего сына в незнакомом карлике. От отчаянья Яков устраивается на работу поваром к королю, где и спасает гусыню, оказавшуюся заколдованной девочкой Мими. Именно их дружба и позволяет преодолеть все преграды и расколдовать друг друга. Через всю сказку автор проносит оптимизм, веру в лучшее, и в конечном итоге все заканчивается торжеством добра. Особое значение данная сказка имеет также и при воспитании в детях любви к своим родителям, так как подчеркивает значение семьи в жизни человека. Сказка «Калиф аист» пронизана восточными мотивами, что позволяет ей быть неординарным и увлекательным произведением. Как и во многих сказках Гауфа, в данном произведении показывается, что внешний облик зачастую является только оболочкой, скрывающей истинную сущность человека. В сказке Гауфа Калиф аист используется символизм – образ аиста, в которого превращен калиф и его визирь и образ совы, скрывающий прекрасную принцессу. Тема любви четко прослеживается в данном произведении. В то же время, основной идеей сказки является соблюдение норм и правил. Ведь калиф не смог превратиться обратно в человека из-за нарушения им запрета смеяться. Следовательно, сказка Калиф аист имеет большую воспитательную ценность, так как учит детей следовать наказам и предписаниям. Основная идея сказки Гауфа«Маленький Мук» - привитие детям толерантности к другим людям, развитие у них способности сопереживать другим, в частности, герою данного произведения. В самом деле, главный герой сказки по имени Маленький Мук – уродливый карлик, излюбленная мишень для насмешек окружающих. Но после рассказа его жизни, отношение окрестных мальчишек к карлику резко меняется. В сказке Маленький Мук присутствует элемент волшебства. Особенно остро в сказке поднимается проблема несправедливости. В конце концов, справедливость торжествует, и Маленький Мук получает обратно свои сокровища, наказав короля и его окружение. Сказка Гауфа«Холодное сердце» говорит о том, что лучше довольствоваться малым, чем иметь золото и всякое добро, но при этом холодное сердце. Состоит из двух частей. Как из-за жадности можно потерять свое сердце.
59. Тема детства в поэзии серебряного века: А.А.Блок, С.А.Есенин, И.А.Бунин, М.И.Цветаева и М.Л.Моравская (одно стихотворение наизусть на выбор). Блок стихи для детей все-таки писал и даже сгруппировал их в одноименный сборник " Стихи для детей ". В разные времена этот сборник издавался как "Круглый год", как "Стихи для детей" и т.д. А вошли в него произведения автора, посвященные временам года: осени, зиме, лету, и весне. Про весну-красавицу рассказывают произведения "Ворона " и "На лугу ", про осень – "Зайчик " и " Учитель", про лето – "Гроза прошла", "После дождя", "Летний вечер", "Колыбельная песня", про зиму – "Как прозрачен, белоснежен...", "Снег да снег", "Ветхая избушка". Ворона Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и отсалась лохматой... А уж в воздухе – вешние звоны, Даже дух занялся у вороны... Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком: Что белеет под нежною травкой? Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны-игрушки, И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно! Сергея Есенина. Поэтический голос у Сергея Есенина чист и звонок, его произведения читаются легко и непринужденно. Поэт имел светлый взгляд на все вокруг: природу, Родину, животных и людей. Поэтому маленьким читателям очень нравятся стихи Есенина для детей. Изначально Сергей Александрович начинал писать в 8-9 лет, подражая частушкам. Первым, кто привил любовь к ним и сказкам, была его бабка. А вот сказки с плохими концами она для него переделывала на свой лад. Также большое значение на творчество поэта имел дед. Он ему любил петь старинные, заунывные песни и рассказывать Библию. Стихи Есенина для детей печатались во многих детских журналах, среди них: «Проталинка», «Доброе утро» «Жаворонок». В 1916 году поэт сделал сборник «Зарянка», где был подзаголовок «Стихи для детей». Сюда вошло десять стихотворений: «С добрым утром!», «Молотьба», «Вечер, как сажа», «Колокол дремавший», «Пороша», «По лесу леший кричит на сову», «прячет месяц за овинами», «Береза» и «За рекой горят огни». Бунин «Родник», «На пруде». Писатель создает особый образ детства, реалистический и трагический, с одной стороны, высокий, романтический, жизнеутверждающий, - с другой. Бунин хорошо знал детей, много и пристально наблюдал за ними, создавал произведения о них и для них, но главным источником его произведений о детях были впечатления собственного детства.Бунина всегда привлекало детство, которое он понимал как несказанно счастливую пору открытий, пробуждения сознания, ощущения себя малой частицей прекрасного мира. Писатель видел в детях продолжение жизни, чистоту, расцвет и вечность мира. Моравская писала стихи для детей «Апельсинные корки», сотрудничала в детских журналах «Тропинка» и «Галчонок», выпустила книгу рассказов «Цветы в подвале».
60. Жизнь и творчество Э.Т.-А.Гофмана: страницы биографии, история создания сказки «Щелкунчик и мышиный король», взаимодействие реального и фантастического мира. Гофман Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм) (1776-1822). Первый русский перевод его произведения («Девица Скудери», 1822) вышел в самый год смерти писателя. В 30-40-е годы ХIХ века было переведено большинство его новелл и сказок. Молодой Герцен посвятил свою первую статью – очерку жизни и творчества под псевдонимом Искандер. Написанная в эмоциональном, восторженном тоне, она живо передает атмосферу увлечения Гофманом в те годы и вместе с тем отличается глубоким и тонким проникновением в дух его творчества. Наиболее глубоким оказалось воздействие Гофмана на «Петербургские повести»Гоголя («Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). Не миновал его и Достоевский и А.К. Толстой (рассказ «Упырь», поэма «Дон-Жуан»). С появлением балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Гофман вошел и в музыкальную культуру России. К его произведениям обращаются поэты «серебряного века», художники из круга «Мира искусства», литературные и театральные критики, режиссеры. Гофман, впоследствии сменивший третье из данных ему при крещении имен на Амадей - в честь своего любимого композитора Моцарта, родился 24 января 1776 года в Кенигсберге (Восточная Пруссия), в семье адвоката. Родители разошлись, когда мальчику было два года, мать вернулась в дом своих родных, и отныне Гофман воспитывался в семье дяди, педантичного, сухого, законопослушного чиновника. Отзвуки гнетущей атмосферы, в которой проходили детские годы будущего писателя, явственно слышатся в его позднем романе «Житейские воззрения кота Мурра», «Крейслериане». и некоторых новеллах. Именно здесь юный Гофман впервые ощутил скованность. Единственной отдушиной в этом замкнутом, безрадостном мире, лишенном ласки и внимания к душевной жизни ребенка, были занятия музыкой у местного органиста и уроки рисования. Они дали толчок разносторонним дарованиям подростка. По окончании школы, Гофман поступил на юридический факультет университета. Вскоре Гофман получил назначение в Берлинский апелляционный суд. Гофман был назначен асессором верховного суда в Познань. Это было освобождение от семейной зависимости, начало самостоятельной жизни, которая очень скоро обнаружила свою зыбкость и непрочность. Музыкальные его сочинения имели успех, исполнялись в концертах и на сцене. Вскоре он неожиданно женился на дочери отставного писателя МихалинеТцщиньской, которая до конца дней оставалась верной и непритязательной спутницей его жизни, делила с ним нужду, лишения и разочарования, терпеливо сносила его причуды, странности, психические изломы, романтические любовные увлечения. Затем он стал дирижером. В 1809 году была напечатана его первая новелла «Кавалер Глюк», за ней последовал ряд музыкальных статей и эссе. У него был роман с Юлией Марк, со своей ученицей, однако он был обречен на провал.Эту тему и сам образ Юлии он запечатлен во многих произведениях. Одна за другой выходят книги «Фантазии в манере Калло», роман «Эликсиры сатаны».Также сказки «Повелитель блох». «Щелкунчик и Мышиный Король» – одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом. Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств...
Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман. Сказка Щелкунчик - волшебная история о девочке Мари и Щелкунчике. В ночь на Рождество крестный подарил ей необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался принцем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|