Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА




1. Орфография. История русской орфографии.

2. Фонемная основа русской орфографии.

3. Основные части русской орфографии.

4. Основные принципы русской орфографии: фонетический, морфологический, дифференцирующий, традиционный.

5. Понятие орфограммы. Список русских орфограмм.

6. Орфографический анализ слова и текста.

7. Отличие русской орфографии от орфографии родного языка

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Орфография(греч. оrthos ‘правильный’ и grapho ’пишу‘) – система правил написания слов. В орфографии выделяется пять разделов:

1) передача буквами фонемного состав;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) способы переноса части слова из одной строки на другую;

5) графические сокращения слов.

Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда графически возможных и отвечает определенному орфографическому принципу. Например, в слове портфель возможны следующие теоретические орфограммы: буквы о (может быть написано а), р (может быть написано рр), т (может быть написано д, тт, дд), ф (может быть написано фф), л (может быть написано лл). Любая из этих замен будет орфографической ошибкой, при которой произношение слова остается прежним.

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами (общими основаниями для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой): морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий принципы.

Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип. Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. Например, корневая морфема –вод- пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: [во́д]ы, [вΛд]а́, [въд]яно́й, [вΛд']и́чка, под[во́д]ный; корневая морфема –зем-/-земл-/земел- во всех словах пишется с гласной Е независимо от произношения: [з'имл']я, [з'эмл']и, [з'им'э́л']ный, [з'имл']и́стый, о́[з'ьм'] и т.д. Приставка от- пишется одинаково в словах [о́т]пуск, [о́д]был, [Λт]пусти́ть, хоть произносится по-разному. Суффикс –ск- в словах поль[ск]ий и де[ц]кий произносится по-разному, но пишется всегда -ск-;флексия –е- в дательном падеже в словоформах сосне и деревне также произносится различно, но орфографически передаетсяодинаково. Морфологический принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

Список орфограмм, относящихся к морфологическому принципу:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова: гора /го́ры/, ходить /хо́д/, родной /ро́д/.

2. Правописание глухих и звонких согласных: мороз /морозы/, груздь /грузди/, лодка /лодочка/, порядки /порядок/.

3. Правописание непроизносимых согласных: солнце /солнечный/, прелестно /прелесть/, сердце /сердечко/.

4. Правописание суффиксов имен прилагательных: -н-, -онн-, -енн- и т.д.: лимонный, вещественный, станционный.

5. Правописание «н» и «нн» в наречиях: искренне /искренний/, нежданно /нежданный/, путано /путаный/, ветрено /ветреный/.

6. Правописание частицы НЕ с различными частями речи: нехорошо, не ходил, не разбирая пути, неглубокая речка, неправда.

7. Правописание падежных окончаний существительных: книге /Д.п./, в деревне /П.п./, от станции /Р.п./, о счастье /П.п./.

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что написание соответствует звуковому облику слова. Обычно данный принцип проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме.

Список орфограмм, относящихся к фонетическому принципу:

1. Употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения мягкости согласных на письме: больной, борьба, морковь, думать, печка, каменщик.

2. Правописание приставок на согласную: из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас- и т.д.: возраст, восстание, рассказ, разбег, исчерпать, извлеченный.

3. Правописание гласных «ы», «и» после приставок: безыдейный, предыдущий, контригра, сверхизысканный.

4. Правописание сложных слов через соединительную гласную: землетрясение, пароход, водовоз.

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что узаконено написание, закрепленное традицией. При передаче фонемного состава слова традиционный принцип орфографии применяется в тех случаях, когда проверка слабой позиции сильной позицией невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: собака, топор, сапог, вокзал, футбол. В этих словах выбор букв не мотивирован (т.е. не объяснен) современными языковыми закономерностями.

Список орфограмм, относящихся к традиционному принципу:

1. Правописание непроверяемых безударных гласных в корнях слова: привилегия, оптимизм, миниатюра, гуманизм.

2. Правописание гласных «а», «и», «у» после шипящих: жить, часто, щука, чащоба, чудо.

3. Правописание гласных «и», «ы» после шипящих и «ц»: цыган, цирк, цитата, циркуль, цыпленок.

4. Правописание двойных согласных в заимствованных словах: миллион, иммунитет, компромисс, режиссер.

5. Правописание гласных «а», «о» на конце наречий: издавна, налево.

6. Правописание наречий через дефис: по-моему, по-прежнему.

7. Правописание числительных: девяносто,полтораста.

8. Дефисное написание частиц: все-таки, прямо-таки, так-таки.

Дифференцирующий принцип орфографии разграничивает на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог (имя существительное, в форме И.п., ед.ч.) – ожёг (глагол в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени); Орел (город) – орел (птица); компания (посевная, подписная) – компания (круг людей).

Список орфограмм, относящихся к дифференцирующему принципу:

1. Употребление прописных букв: Верховный Совет.

2. Правописание чередующихся гласных в корне слова: а/о; и/е; а, я/им; а, я/ин: растение, заросли, занять, занимать, забираю, заберу.

3. Правописание гласных «о» и «е» после шипящих и «ц» в корне слова, в суффиксах и окончаниях: шёпот, дешёвый, ключом, волчонок.

4. Употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения грамматических форм: речь /сущ., ж.р., 3 скл./, мяч /сущ., м.р., 2 скл./.

5. Правописание разделительных твердого /Ъ/ и мягкого /Ь/ знаков: разъехаться, ладья, предъюбилейный, деревья, воробьи.

6. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ: принести, приукрасить, присесть, преогромный, преградить.

7. Правописание неопределенных и относительных местоимений: кое-кто, кто-то, не́кто, никто́.

8. Дефисное и слитное написание сложных имен существительных, имен прилагательных и наречий: северо-восток, давным-давно, паровозный, легкорастворимый, бледно-розовый, всемирно-историчечский.

9. Правописание приставок НЕ- и НИ-: не́где, нигде́.

10. Правописание омонимичных союзов: что бы, чтобы.

Основные принципы, на которых базируются правила слитного, раздельного и дефисного написания слов, определяются как лексико-синтаксический и словообразовательно-грамматический.

Лексико-синтаксический принцип основан на разграничении слова и словосочетания. На основе учета смысловых отношений строятся либо слитные, либо раздельные написания. С одной стороны, здесь могут быть свободные словосочетания: быстро режущий, скоро портящий, легко раненный, трудно произносимый; с другой – сложные слова: быстрорежущий, скоропортящийся и т.д. В этом случае учитывается синтаксический признак: если первый компонент отвечает на вопрос к а к ?, то он является самостоятельным членом предложения и пишется раздельно, например палата легкораненых бойцов и легко раненный в руку боец.

Этим же принципом руководствуются при разграничении наречий и существительных с предлогом: всматриваться (во что?) в дальсмотреть (куда?) вдаль; действовать (как?) наудачунадеяться (на что?) на удачу.

Словообразовательно-грамматический принцип определяет слитное или дефисное (полуслитное) написание сложных прилагательных и существительных с учетом формального критерия: наличие или отсутствие суффикса в первой части сложных прилагательных и соединительных гласных о и е в сложных существительных. Сравним написание следующих прилагательных: плодовиноградный и плодово-виноградный, ковроткацкий и коврово-ткацкий, жиромолочный и жирно-молочный и т.п. Если в первой части сложного прилагательного суффикс отсутствует, то слово пишется слитно. Если же суффикс имеется, то слово пишется через дефис. Существительные с соединительными гласными о или е пишутся слитно: кусторез, лесозащита, железорудный, землемер, путеводитель; существительные без соединительной гласной пишутся через дефис: сумка-коляска, касса-автомат, диван-кровать, дизель-насос, кафе-столовая и т.п.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Орфография».

2. Познакомиться со схемой № 7 «Орфографический анализ текста» (Там же. С.35). Проанализировать образец орфографического анализа текста (Там же. С.35-37).

3. Объясните, какой фонетический закон и какие фонетические закономерности лежат в основе орфографический правил.

1) Правописание безударных гласных в корнях слов.

2) Правописание Ё и О в корнях слов после шипящих.

3) Правописание Ы и И после приставок на согласный.

4) Правописание глухих и звонких согласных перед согласными и в конце слов.

5) Правописание сочетания согласных с выпадением одной из них при произношении.

6) Правописание приставок на З.

7) Употребление мягкого знака на письме.

4. Какое значение (фонетическое, морфологическое, разделительное) имеет Ь в написаниях данных слов?

Новь, степь, пень, ларь, речь, лечь, мышь, дождь, ешь, режь, пью, вьюга.

5. Какими правилами регулируется употребление букв И – Ы после Ц?

Ц…фра, ц…ркуль, панц…рь, толстые конц…, золотые венц…, ц…ган, ц…пленок, на ц…почках, ц…ц.

6. Употребите буквы О или Е (Ё) после шипящих в корнях следующих слов, относящихся к разным частям речи. Какими правилами регулируется выбор буквы О или Е? Какие из них соответствуют морфологическому принципу, а какие нет?

Ж…лтый, ж…лудь, заж…г (спичку), изж…га, крыж…вник, обж…ра, ож…г (на руке), подж…г (сарай), приш…л, сж…г (бумагу), трущ…ба, уш…л, ч…рный, ч…рствый, ч…порный, ш…в (на платье).

7. Вставьте пропущенные буквы и определите, к каким написаниям их следует отнести: опорным (определяемым произношением), проверочным или непроверяемым (беспроверочным).

1) Солнце скл…нялось к западу. Солнечный жар и блеск см…нялись ночной прохладой (Л.Толстой). 2) А восток все г…рит, разг…рается (Никитин). 3) И голод, и холод выносит, Всегда терпелива, р…вна (Некрасов). 4) Вожак пор…внялся с лошадью (Пушкин). 5) З…рево ярче оз…ряло снежный лес (А.Толстой). 6) В яме, мягко выстланной снегом, лежал дядя Петр, присл…нясь спиною к обг…ревшему бревну (Горький). 7) В саду пос…лилась осень, но листья нашей березы ост…вались зелеными и живыми (Паустовский). 8) З…л…тистые копны с…л…мы На токах на колхозных лежат (Исаковский). 9) Он так и бр…сался в глаза, и уд…вительно, что я не зам…чал раньше, какой ш…к…ладный бывает ольшаник в лесу (Солоухин).

8. Сгруппируйте данные слова в соответствии с принципами русской орфографии, которыми обусловлено употребление выделенных букв.

Просьба, пловец, бесшумный, сгубить, свечой, солнце, дешевый, парчовый, земляной, сверчок, цыган, расцвет, шить, (в) аллее, расписание, (на) батарее, нигде, боремся, старик, поплавок, спилить, честность, предписать, тучей, ключик, веснушчатый, (к) дочери, сказка.

9. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их. В скобках укажите принципы орфографии, на которых основаны эти написания, и названия орфографических правил, которые нужно знать, чтобы правильно написать данные слова.

О б р а з е ц. Лучше поз…но, чем н…когда. Поздно (морфологический, правописание непроизносимых согласных), никогда (дифференцированный, правописание отрицательных местоименных наречий).

1) Ж…ть – Родине служить.

2) Вещ… хор…ша новая, а дру… - старый.

3) М…лч…нье – знак с…гласия.

4) На ч…жой р…ток не накин…шь пл…ток.

5) Не боги г…ршки обж…гают.

6) Нет м…лее дру…ка, чем р…димая матушк…

7) Уг…вор д…роже дене…

8) Хвост г…л…ве не ука…ка.

9) Хле… - соль еш…, а правду ре…ь.

10) Х…рош…е речи приятн… и слушать.

11) Ч…ет кошка, чье мясо с…ела.

12) За край р…дной иди бе…страшно в бой.

10. Произвести орфографический анализ следующих слов:

Молотьба, нисходить, низкий, входишь, пастбище, подыскать, чувство, сгореть, испечь, долина, предынфарктный, постинфарктный, сгибать, заря, девчонка, горячо, гигантский, грязища, домище, городишко, предсказать, здоровье, скосить, шило, агентство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемами письменного языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

2. Букчина Г.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. М., 1975.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой.- Ростов-на-Дону. 1997. С.77-86.

4. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 – Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и литература». Стерлитамак, 2003.

5. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990.

6. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М., 2000. С.159-162.

7. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. М., 1982 . С. 96-122.

8. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С.179-187.

9. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. С. 122 132.

10. Щерба Л.В. Основные принципы русской орфографии и её социальное значение // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных