Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА: ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА




1. Орфография. История русской орфографии.

2. Фонемная основа русской орфографии.

3. Основные части русской орфографии.

4. Основные принципы русской орфографии: фонетический, морфологический, дифференцирующий, традиционный.

5. Понятие орфограммы. Список русских орфограмм.

6. Орфографический анализ слова и текста.

7. Отличие русской орфографии от орфографии родного языка

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Орфография (греч. оrthos ‘правильный’ и grapho ’пишу‘) – система правил написания слов. В орфографии выделяется пять разделов:

1) передача буквами фонемного состав;

2) слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) способы переноса части слова из одной строки на другую;

5) графические сокращения слов.

Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда графически возможных и отвечает определенному орфографическому принципу. Например, в слове портфель возможны следующие теоретические орфограммы: буквы о (может быть написано а), р (может быть написано рр), т (может быть написано д, тт, дд), ф (может быть написано фф), л (может быть написано лл). Любая из этих замен будет орфографической ошибкой, при которой произношение слова остается прежним.

Каждый раздел орфографии характеризуется определенными принципами (общими основаниями для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой): морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий принципы.

Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип. Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся. Например, корневая морфема – вод - пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: [ во́д] ы, [ вΛд] а́, [ въд] яно́й, [ вΛд'] и́чка, под[ во́д] ный; корневая морфема –зем-/-земл-/земел - во всех словах пишется с гласной Е независимо от произношения: [з'имл']я, [ з'эмл'] и, [ з'им'э́л ']ный, [ з'имл'] и́стый, о́[ з'ьм'] и т.д. Приставка от - пишется одинаково в словах [ о́т] пуск, [ о́д ]был, [ Λт ]пусти́ть, хоть произносится по-разному. Суффикс – ск- в словах поль[ск]ий и де[ц]кий произносится по-разному, но пишется всегда - ск-; флексия –е- в дательном падеже в словоформах сосн е и деревн е также произносится различно, но орфографически передаетсяодинаково. Морфологический принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

Список орфограмм, относящихся к морфологическому принципу:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова: г о ра /го́ры/, х о дить /хо́д/, р о дной /ро́д/.

2. Правописание глухих и звонких согласных: моро з /моро зы /, гру здь /гру зди /, ло д ка /ло до чка/, поря д ки /поря до к/.

3. Правописание непроизносимых согласных: со лнц е /со лне чный/, преле стн о /преле сть /, се рдц е /сер де чко/.

4. Правописание суффиксов имен прилагательных: -н-, -онн-, -енн- и т.д.: лимо нн ый, веществ енн ый, станцио нны й.

5. Правописание «н» и «нн» в наречиях: искре нн е /искре нн ий/, нежда нн о /нежда нн ый/, пута н о /пута н ый/, ветре н о /ветре н ый/.

6. Правописание частицы НЕ с различными частями речи: не хорошо, не х одил, не р азбирая пути, не глубокая речка, не правда.

7. Правописание падежных окончаний существительных: книг е /Д.п./, в деревн е /П.п./, от станци и /Р.п./, о счасть е /П.п./.

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что написание соответствует звуковому облику слова. Обычно данный принцип проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме.

Список орфограмм, относящихся к фонетическому принципу:

1. Употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения мягкости согласных на письме: бо ль ной, бо рь ба, морко вь, дума ть, пе чк а, каме нщ ик.

2. Правописание приставок на согласную: из-/ис-, воз-/вос-, раз-/рас- и т.д.: воз раст, вос стание, рас сказ, раз бег, ис черпать, из влеченный.

3. Правописание гласных «ы», «и» после приставок: без ы дейный, пред ы дущий, контр и гра, сверх и зысканный.

4. Правописание сложных слов через соединительную гласную: земл е трясение, пар о ход, вод о воз.

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что узаконено написание, закрепленное традицией. При передаче фонемного состава слова традиционный принцип орфографии применяется в тех случаях, когда проверка слабой позиции сильной позицией невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: с о бака, т о пор, с а пог, во к зал, фу т бол. В этих словах выбор букв не мотивирован (т.е. не объяснен) современными языковыми закономерностями.

Список орфограмм, относящихся к традиционному принципу:

1. Правописание непроверяемых безударных гласных в корнях слова: пр и в и легия, опт и мизм, м и н и атюра, гум а низм.

2. Правописание гласных «а», «и», «у» после шипящих: жи ть, ча сто, щу ка, ча щоба, чу до.

3. Правописание гласных «и», «ы» после шипящих и «ц»: цы ган, ци рк, ци тата, ци ркуль, цы пленок.

4. Правописание двойных согласных в заимствованных словах: ми лл ион, и мм унитет, компроми сс, режи сс ер.

5. Правописание гласных «а», «о» на конце наречий: издавн а, налев о.

6. Правописание наречий через дефис: по-моему, по-прежнему.

7. Правописание числительных: дев я ност о, полт о рас та.

8. Дефисное написание частиц: все-таки, прямо-таки, так-таки.

Дифференцирующий принцип орфографии разграничивает на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог (имя существительное, в форме И.п., ед.ч.) – ожёг (глагол в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени); Орел (город) – орел (птица); компания (посевная, подписная) – компания (круг людей).

Список орфограмм, относящихся к дифференцирующему принципу:

1. Употребление прописных букв: В ерховный С овет.

2. Правописание чередующихся гласных в корне слова: а/о; и/е; а, я/им; а, я/ин: раст ение, за рос ли, за ня ть, за ним ать, за бир аю, за бер у.

3. Правописание гласных «о» и «е» после шипящих и «ц» в корне слова, в суффиксах и окончаниях: ш ё пот, деш ё вый, ключ о м, волч о нок.

4. Употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения грамматических форм: ре чь /сущ., ж.р., 3 скл./, мя ч /сущ., м.р., 2 скл./.

5. Правописание разделительных твердого /Ъ/ и мягкого /Ь/ знаков: раз ъ ехаться, лад ь я, пред ъ юбилейный, дерев ь я, вороб ь и.

6. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ: при нести, при украсить, при сесть, пре огромный, пре градить.

7. Правописание неопределенных и относительных местоимений: кое-кто, кто-то, не́кто, никто́.

8. Дефисное и слитное написание сложных имен существительных, имен прилагательных и наречий: северо-восток, давным-давно, паровозный, легкорастворимый, бледно-розовый, всемирно-историчечский.

9. Правописание приставок НЕ- и НИ-: не́где, нигде́.

10. Правописание омонимичных союзов: что бы, чтобы.

Основные принципы, на которых базируются правила слитного, раздельного и дефисного написания слов, определяются как лексико-синтаксический и словообразовательно-грамматический.

Лексико-синтаксический принцип основан на разграничении слова и словосочетания. На основе учета смысловых отношений строятся либо слитные, либо раздельные написания. С одной стороны, здесь могут быть свободные словосочетания: быстро режущий, скоро портящий, легко раненный, трудно произносимый; с другой – сложные слова: быстрорежущий, скоропортящийся и т.д. В этом случае учитывается синтаксический признак: если первый компонент отвечает на вопрос к а к?, то он является самостоятельным членом предложения и пишется раздельно, например палата легкораненых бойцов и легко раненный в руку боец.

Этим же принципом руководствуются при разграничении наречий и существительных с предлогом: всматриваться (во что?) в дальсмотреть (куда?) вдаль; д ействовать (как?) наудачунадеяться (на что?) на удачу.

Словообразовательно-грамматический принцип определяет слитное или дефисное (полуслитное) написание сложных прилагательных и существительных с учетом формального критерия: наличие или отсутствие суффикса в первой части сложных прилагательных и соединительных гласных о и е в сложных существительных. Сравним написание следующих прилагательных: плодовиноградный и плод ово -виноградный, ковроткацкий и ковр ово -ткацкий, жиромолочный и жир н о-молочный и т.п. Если в первой части сложного прилагательного суффикс отсутствует, то слово пишется слитно. Если же суффикс имеется, то слово пишется через дефис. Существительные с соединительными гласными о или е пишутся слитно: кусторез, лесозащита, железорудный, землемер, путеводитель; существительные без соединительной гласной пишутся через дефис: сумка-коляска, касса-автомат, диван-кровать, дизель-насос, кафе-столовая и т.п.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Составить словарик лингвистических терминов по теме «Орфография».

2. Познакомиться со схемой № 7 «Орфографический анализ текста» (Там же. С.35). Проанализировать образец орфографического анализа текста (Там же. С.35-37).

3. Объясните, какой фонетический закон и какие фонетические закономерности лежат в основе орфографический правил.

1) Правописание безударных гласных в корнях слов.

2) Правописание Ё и О в корнях слов после шипящих.

3) Правописание Ы и И после приставок на согласный.

4) Правописание глухих и звонких согласных перед согласными и в конце слов.

5) Правописание сочетания согласных с выпадением одной из них при произношении.

6) Правописание приставок на З.

7) Употребление мягкого знака на письме.

4. Какое значение (фонетическое, морфологическое, разделительное) имеет Ь в написаниях данных слов?

Новь, степь, пень, ларь, речь, лечь, мышь, дождь, ешь, режь, пью, вьюга.

5. Какими правилами регулируется употребление букв И – Ы после Ц?

Ц…фра, ц…ркуль, панц…рь, толстые конц…, золотые венц…, ц…ган, ц…пленок, на ц…почках, ц…ц.

6. Употребите буквы О или Е (Ё) после шипящих в корнях следующих слов, относящихся к разным частям речи. Какими правилами регулируется выбор буквы О или Е? Какие из них соответствуют морфологическому принципу, а какие нет?

Ж…лтый, ж…лудь, заж…г (спичку), изж…га, крыж…вник, обж…ра, ож…г (на руке), подж…г (сарай), приш…л, сж…г (бумагу), трущ…ба, уш…л, ч…рный, ч…рствый, ч…порный, ш…в (на платье).

7. Вставьте пропущенные буквы и определите, к каким написаниям их следует отнести: опорным (определяемым произношением), проверочным или непроверяемым (беспроверочным).

1) Солнце скл…нялось к западу. Солнечный жар и блеск см…нялись ночной прохладой (Л.Толстой). 2) А восток все г…рит, разг…рается (Никитин). 3) И голод, и холод выносит, Всегда терпелива, р…вна (Некрасов). 4) Вожак пор…внялся с лошадью (Пушкин). 5) З…рево ярче оз…ряло снежный лес (А.Толстой). 6) В яме, мягко выстланной снегом, лежал дядя Петр, присл…нясь спиною к обг…ревшему бревну (Горький). 7) В саду пос…лилась осень, но листья нашей березы ост…вались зелеными и живыми (Паустовский). 8) З…л…тистые копны с…л…мы На токах на колхозных лежат (Исаковский). 9) Он так и бр…сался в глаза, и уд…вительно, что я не зам…чал раньше, какой ш…к…ладный бывает ольшаник в лесу (Солоухин).

8. Сгруппируйте данные слова в соответствии с принципами русской орфографии, которыми обусловлено употребление выделенных букв.

Про с ьба, пл о вец, бе с шумный, с губить, свеч о й, со л нце, деш е вый, парч о вый, земляной, сверч о к, ц ы ган, ра с цвет, ш и ть, (в) алле е, ра с писание, (на) батаре е, н и где, бор е мся, ст а рик, попл а вок, сп и лить, чес т ность, пре д писать, туч е й, ключ и к, веснушч а тый, (к) дочер и, ска з ка.

9. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их. В скобках укажите принципы орфографии, на которых основаны эти написания, и названия орфографических правил, которые нужно знать, чтобы правильно написать данные слова.

О б р а з е ц. Лучше поз…но, чем н…когда. Поздно (морфологический, правописание непроизносимых согласных), никогда (дифференцированный, правописание отрицательных местоименных наречий).

1) Ж…ть – Родине служить.

2) Вещ… хор…ша новая, а дру… - старый.

3) М…лч…нье – знак с…гласия.

4) На ч…жой р…ток не накин…шь пл…ток.

5) Не боги г…ршки обж…гают.

6) Нет м…лее дру…ка, чем р…димая матушк…

7) Уг…вор д…роже дене…

8) Хвост г…л…ве не ука…ка.

9) Хле… - соль еш…, а правду ре…ь.

10) Х…рош…е речи приятн… и слушать.

11) Ч…ет кошка, чье мясо с…ела.

12) За край р…дной иди бе…страшно в бой.

10. Произвести орфографический анализ следующих слов:

Молотьба, нисходить, низкий, входишь, пастбище, подыскать, чувство, сгореть, испечь, долина, предынфарктный, постинфарктный, сгибать, заря, девчонка, горячо, гигантский, грязища, домище, городишко, предсказать, здоровье, скосить, шило, агентство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Реформа орфографии в связи с проблемами письменного языка // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

2. Букчина Г.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. М., 1975.

3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч.: Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование: Учебн. для филолог. спец. высш. учебн. зав. /Под ред. Е.И. Дибровой.- Ростов-на-Дону. 1997. С.77-86.

4. Колоколова Л.П. Учебно-методические материалы по современному русскому языку: Для студентов 1-3-х курсов по специальностям «03 29 00 – Русский язык и литература», «03 30 00 – Родной язык и литература». Стерлитамак, 2003.

5. Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 1. Фонетика. Графика. Орфография. Стерлитамак, 1990.

6. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М., 2000. С.159-162.

7. Русская грамматика. В 2-х т. Т. 1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. М., 1982. С. 96-122.

8. Современный русский язык. В 3-х частях. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н.М.Шанский, В.В.Иванов. – М., 1981. С.179-187.

9. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А. и др.; Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. С. 122 132.

10. Щерба Л.В. Основные принципы русской орфографии и её социальное значение // Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных