ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА: ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. СЛОГ. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВАЗАДАНИЯ 1. Записать фразу в графической записи, подготовив её к транскрибированию. 2. Затранскрибировать фразу. 3. Произвести фонетический анализ всех фонетических слов, образующих фразу. СХЕМА ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Затранскрибировать фонетическое слово. 2. Указать, сколько в слове слогов и какой слог ударный. 3. Охарактеризовать ударение по следующим признакам: · основное / побочное /вариантное · подвижное / неподвижное. 4. Указать границы слогов и охарактеризовать слоги по следующим признакам: · открытый /закрытый · прикрытый / неприкрытый · начальный / неначальный. 5. Указать, сколько в слове букв и сколько звуков. Определить, какой звук или звуки обозначает каждая буква в слове. 6. Охарактеризовать физиолого-акустические признаки гласных и согласных звуков по следующим признакам: гласные: · по подъёму, · по ряду, · по наличию или отсутствию лабиализации, · по признаку ударности / безударности, · по количественному признаку (гласный полного образования или редуцированный); согласные: · по участию голоса и шума (шумный или сонорный, для шумных – глухой или звонкий, парный или непарный), · по способу образования, по месту образования, · по наличию или отсутствию палатализации (твердый или мягкий, парный или непарный) 7. Отметить фонетические процессы в области гласных и согласных звуков, если они имеют место; случаи исторических чередований, проклитики и энклитики. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Образование – [Λ - б р ъ - з Λ - в а́˙ - н' û - j ь]. В слове 6 слогов, четвёртый слог ударный, ударение основное, неподвижное. Слог [Λ] – неприкрытый, открытый, начальный, безударный, третий предударный. Слог [б р ъ] - прикрытый, открытый, неначальный, неконечный, безударный, второй предударный. Слог [з Λ] – прикрытый, открытый, неначальный, неконечный, безударный, первый предударный. Слог [в а́˙] – прикрытый, открытый, неначальный, неконечный, ударный. Слог [н' û] – прикрытый, открытый, неначальный, неконечный, безударный, первый заударный. Слог [j ь] – прикрытый, открытый, конечный, безударный, второй заударный. В слове 11 букв, 12 звуков. О – [Λ] - гласный, средне-нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный, безударный, редуцированный; Б - [б] – согласный, шумный звонкий парный [б] – [п], смычный, губно-губной, твердый парный [б] – [б’]; Р – [р] - согласный, сонорный, дрожащий, переднеязычный нёбный, твердый парный [р] - [р’]; А – [ъ] - гласный, среднего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный, безударный, редуцированный; З – [з] – согласный, шумный звонкий парный [з] - [с], щелевой, переднеязычный зубной, твердый парный [з] - [з’]; О – [Λ] – гласный, средне-нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный, безударный, редуцированный; В – [в] – согласный, шумный звонкий парный [в] - [ф] щелевой, губно-зубной, твердый парный [в] - [в’]; А – [а́˙]- гласный, нижнего подъёма, среднего ряда, нелабиализованный, ударный, гласный полного образования; Н – [н'] - согласный, сонорный, смычно-проходной носовой, переднеязычный зубной, мягкий парный [н] - [н’]; И – [û] – гласный, верхнего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный, безударный, редуцированный; - [j] - согласный, шумный звонкий непарный, щелевой, среднеязычный, мягкий непарный; Е - [ь] - гласный, верхне-среднего подъёма, переднего ряда, нелабиализованный, безударный, редуцированный. Фонетические процессы: В области гласных: качественная частичная редукция в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова, качественная полная редукция во втором предударном и втором заударном слогах, количественная редукция в первом заударном слоге, регрессивная аккомодация в ударном слоге, йотация во втором заударном слоге после гласного; в области согласных: палатализация; исторических чередований нет, энклитиков и проклитиков не наблюдается.
ВАРИАНТ 1 …На протяжении моей жизни я знал великую радость: понимать, учить и действовать. Ланжевен ВАРИАНТ 2 Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Ньютон ВАРИАНТ 3 Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. Саади ВАРИАНТ 4 Лесть – фальшивая монета, попавшая в обращение лишь благодаря нашему тщеславию. Ларошфуко ВАРИАНТ 5 Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность. Гете ВАРИАНТ 6 Уничтожение дармоедов и возвеличивание труда – вот постоянная тенденция истории. Н. Добролюбов ВАРИАНТ 7 Упражнения и умеренность могут даже в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу. Цицерон
ВАРИАНТ 8 Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть… Э. Делакруа ВАРИАНТ 9 Трафарет, шаблон, стрижка всех под одну гребёнку – это худшее проявление равнодушия. В. Сухомлинский ВАРИАНТ 10 Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 ТЕМА: ГРАФИКА ЗАДАНИЯ 1. Записать текст в графической записи. 2. Определить функции мягкого знака. 3. Указать способы обозначения мягкости согласных в тексте. 4. Выписать слова, в которых буквы «Я», «Ю», «Е», «Ё» обозначают два звука. 5. Произвести графический анализ выделенных слов. СХЕМА ГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Затранскрибировать слово, указать на звуковое содержание букв в слове. 2. Найти основные и второстепенные значения букв. 3. Выделить однозначные и двузначные буквы. 4. Указать на отступление от слогового принципа. 5. Указать на способы обозначения мягкости согласных. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Циферблат [ц ы ф' иэ р б л а́ т ] В слове циферблат буква «ц» обозначает звук [ц], буква «и» - [ы], буква «ф» - [ф'], буква «е» - [и], буква «р» - [р], буква «б» - [б], буква «л» - [л], буква «а» - [а́], буква «т» - [т]; буквы «ц», «ф», «р», «б», «л», «а», «т» имеют основное значение; буквы «и», «е» - второстепенное значение; однозначными буквами являются «ц», «а», остальные – двузначные. В первом слоге наблюдается отступление от слогового принципа (отступление от слогового принципа русской графике проявляется в том, что за буквой, обозначающей твердый согласный, следует буква, обозначающая гласный переднего ряда: ци. Мягкость согласного [ф'] обозначена с помощью буквы «е».
ВАРИАНТ 1 МОЛИТВА О чем бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!» Только такая молитва и есть настоящая молитва – от лица к лицу. Молиться всемирному духу, высшему существу, кантовскому, гегелевскому, очищенному, безо́бразному богу – невозможно и немыслимо. Но может ли даже личный, живой, образный бог сделать, чтобы дважды два не было четыре? Всякий верующий обязан ответить: может – и обязан убедить самого себя в этом. Но если разум его восстанет против бессмыслицы? Тут Шекспир придет ему на помощь: «Есть многое на свете, друг Гораций…» и т. д. А если ему станут возражать во имя истины, - ему стоит повторить знаменитый вопрос: «Что есть истина?» И потому: станем пить и веселиться и – молиться. Июнь, 1881 И.С.Тургенев ВАРИНТ 2 МОНАХ Я знал одного монаха, отшельника, святого. Он жил одною сладостью молитвы – и, упиваясь ею, так долго простаивал на холодном полу церкви, что ноги его, ниже колен, отекли и уподобились столбам. Он их не чувствовал, стоял - и молился. Я его понимал – я, быть может, завидовал ему – но пускай же и он поймет меня и не осуждает меня – меня, которому недоступны его радости. Он добился того, что уничтожил себя, свое ненавистное я; но ведь и я – не молюсь не из самолюбия. Мое я мне, может быть, еще тягостнееи противнее, чем его – ему. Он нашел, в чем забыть себя… да ведь и я нахожусь, хотя и не так постоянно. Он не лжет… да ведь и я не лгу. Ноябрь, 1879 И.С.Тургенев ВАРИАНТ 3 ЗАВТРА! ЗАВТРА! Как пуст и вял и ничтожен всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами! И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнию, он надеется на нее, на себя, на будущее… О, каких благ он ждет от будущего! Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитый день? Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять - и хорошо делает. «Вот, завтра! завтра!» - утешает он себя, пока это «завтра» не свалит его в могилу. Ну – а раз в могилу – поневоле размышлять перестанешь. Май, 1879 И.С.Тургенев
ВАРИАНТ 4 КАМЕНЬ Видали ли вы старый, серый камень на морском прибрежье, когда в него, в час прилива, в солнечный весенний день, со всех сторон бьют живые волны – бьют и играют и ластятся к нему – и обливают его мшистую голову рассыпчатым жемчугом блестящей пены? Камень остается тем же камнем – но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. Так и на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души – и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня! Волны отхлынули… но краски еще не потускнели – хоть и сушит их резкий ветер. Май, 1879 И.С.Тургенев
ВАРИАНТ 5 КОРРЕСПОНДЕНТ Двое друзей сидят за столом и пьют чай. Внезапный шум поднялся на улице. Слышны жалобные стоны, ярые ругательства, взрыва злорадного смеха. - Кого-то бьют, - заметил один из друзей, выглянув из окна. - Преступника? Убийцу? – спросил другой. – Слушай, кто бы он ни был, нельзя допустить бессудную расправу. Пойдем заступимся за него. - Да это бьют не убийцу - Не убийцу? Так вора? Все равно, пойдем отнимем его у толпы. - И не вора. - Не вора? Так кассира, железнодорожника, военного поставщика, российского мецената, адвоката, благонамеренного редактора, общественного жертвователя?... Все-таки пойдем поможем ему! - Нет… это бьют корреспондента. - Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю. Июль 1878 И.С.Тургенев ВАРИАНТ 6 СТАРИК Настали темные, тяжелые дни… Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Все, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, никнет и разрушается. Под гору пошла дорога. Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь. На засыхающем, покоробленном дереве лист мельче и реже – но зелень его та же. Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, - и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей пахучей, все еще свежей зеленью и лаской и силой весны! Но будь осторожен … не гляди вперед, бедный старик! Июль 1878 И.С.Тургенев
ВАРИАНТ 7 ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК По улице столице мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо… Он весь – довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал, и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого – и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек! Февраль, 1878 И.С.Тургенев
ВАРИАНТ 8 ЖИТЕЙСКОЕ ПРАВИЛО - Если вы желаете хорошенько насолить и даже повредить противнику, - говорил мне один старый пройдоха, - то упрекайте его в том самом недостатке или пороке, который вы за собою чувствуете. Негодуйте… и упрекайте! Во-первых – это заставит других думать, что у вас этого порока нет. Во-вторых – негодование ваше может даже быть искренним… Вы можете воспользоваться укорами собственной совести. Если вы, например, ренегат, - упрекайте противника в том, что у него нет убеждений! Если вы сами лакей в душе, - говорите ему с укоризной, что он лакей… лакей цивилизации, Европы, социализма! - Можно даже сказать: лакей безлакейства» - заметил я. - И это можно, - подхватил пройдоха. Февраль 1878 И.С.Тургенев
ВАРИАНТ 9 НИЩИЙ Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик. Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи. Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою. А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат. Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. - Что же, брат, - прошамкал он, - на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. Я понял, что и я получил подаяние от моего брата. Февраль 1878 И.С.Тургенев ВАРИАНТ 10 СОБАКА Нас двое в комнате: собака и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит предо мною – и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я её понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878 И.С.Тургенев ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. ТЕМА: ОРФОГРАФИЯ ЗАДАНИЯ 1. Произвести графическую запись текста в левой части тетрадного листа. 2. Выделить в словах морфемы и обозначить орфограммы. 3. Сформулировать правило написания каждой выделенной орфограммы. 4. Определить принцип написания орфограмм. СХЕМА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА 1. Выделить в словах морфемы, в которых необходимо объяснить написание гласной или согласной буквы. 2. Подчеркнуть одной чертой гласную или согласную букву, написание которой требуется объяснить. 3. Подчеркнуть двумя чертами буквы, предшествующие или следующие за объясняемой буквой, если от них зависит её написание. 4. Подобрать проверочные слова, если таковы имеются и расположить их в правой части тетрадного листа. 5. Обозначить ударение, если необходимо объяснить написание безударной гласной. 6. Сформулировать правило написания выделенной орфограммы. 7. Определить принцип написания орфограмм (фонетический, морфологический, дифференцирующий, традиционный). ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
В слове вет вь – употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения мягкости согласных на письме, соответствует фонетическому принципу написания; правописание глухих и звонких согласных, на конце пишется «в», проверочное слово: вет ви, соответствует морфологическому принципу написания. В слове м ень ш ая - употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения мягкости согласных на письме, соответствует фонетическому принципу написания; правописание безударной гласной «е», проверочное слово: м е́ ньше, соответствует морфологическому принципу написания; правописание падежных окончаний прилагательных, словоформа меньшая согласуется с существительным ветвь в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, соответствует морфологическому принципу написания. В словоформе от ств о ла – предлог от со знаменательными частями речи всегда пишется раздельно, соответствует морфологическому принципу написания; правописание безударной гласной «о», проверочное слово: ств о́ л. В слове Р о ссии - употребление прописных букв, соответствует дифференцирующему принципу написания; правописание двойных согласных, соответствует морфологическому принципу написания; правописание падежных окончаний существительных, соответствует морфологическому принципу написания. В слове пло ть – употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения мягкости согласных на письме, соответствует фонетическому принципу написания. В слове л и ствы – правописание безударной гласной «и», проверочное слово: л и́ ст, соответствует морфологическому принципу написания. В слове м о ей – правописание безударной гласной «о», проверочное слово: м о́ й. В слове до ход ят – правописание приставок, не изменяющихся на письме, соответствует традиционному принципу написания; правописание окончаний глагола, глагол 2 спряжения имеет окончание ят, соответствует морфологическому принципу написания. В слове ж и лы – правописание гласной «и» после шипящих, соответствует традиционному принципу написания. В словах влажн ые, стальн ые, льнян ые, кровян ые, костян ые, прям ые – правописание падежных окончаний прилагательных, данные формы согласуются с существительным жилы в форме именительного падежа, множественного числа, соответствует морфологическому принципу написания. В слове ст аль ные – правописание безударной гласной «а», проверочное слово: ст а́ ль; употребление мягкого знака /Ь/ для обозначения мягкости согласных на письме, соответствует фонетическому принципу написания. В словах льн ян ые, кров ян ые, кост ян ые – правописание суффиксов прилагательных, соответствует морфологическому принципу написания. В слове к ро вяные – правописание безударной гласной «о», проверочное слово: кр о вь, соответствует морфологическому принципу написания. В слове ко стяные – правописание безударной гласной «о», проверочное слово: к о́ сть, соответствует морфологическому принципу написания. В слове п ря мые – правописание безударной гласной «я», проверочное слово: пр я́ мо, соответствует морфологическому принципу написания. В слове про д о лжения – правописание безударной гласной «о», проверочное слово: прод о́ лжить, соответствует морфологическому принципу написания, правописание приставок, не изменяющихся на письме, соответствует традиционному принципу написания. В слове к о рней – правописание безударной гласной «о», проверочное слово к о ́рень, соответствует морфологическому принципу написания.
ВАРИАНТ 1 В желтой траве отплясали кузнечики, Мальчику на зиму кутают плечики, Рамы вставляют, летает снежок, Дунула вьюга в почтовый рожок. А за воротами шаркают пильщики, И ножи-ножницы точат точильщики, Сани скрипят, и снуют бубенцы, И по железу стучат кузнецы. А.Тарковский
ВАРИАНТ 2 Лиловая в Крыму и белая в Париже, В Москве моя весна скромней и сердцу ближе, Как девочка в слезах. А вор в дождевике Под дождь – из булочной с бумажкой в кулаке, Но там, где туфелькой скользнула изумрудной, Беречься ни к чему и плакать безрассудно, По лужам облака проходят косяком, Павлиньи радуги плывут под каблуком…. А.Тарковский ВАРИАНТ 3 Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет цвет, и звук немеет В оцепененье ледяном, – Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может: Она все льется – и, журча, Молчанье мертвое тревожит. Ф.Тютчев ВАРИАНТ 4 Меркнет зрение – сила моя, Два незримых алмазных копья; Глохнет слух, полный давнего грома И дыхания отчего дома; Жестких мышц ослабели узлы, Как на пашне седые волы; И не светятся больше ночами Два крыла у меня за плечами. А.Тарковский ВАРИАНТ 5 Я свеча, я сгорел на пиру. Соберите мой воск поутру, И подскажет вам эта страница, Как вам плакать и чем вам гордиться, Как веселья последнюю треть Раздарить и легко умереть, И под сенью случайного крова Загореться посмертно, как слово. А.Тарковский ВАРИАНТ 6 Зрачок слепца мутней воды стоячей, Он пылью и листвой запорошен, На роговице, грубой и незрячей, Вращающийся диск отображен. Кончался день, багровый и горячий, И солнце покидало небосклон. По городу, на каждом перекрестке, На всех углах шушукались подростки. А.Тарковский ВАРИАНТ 7 Шумел бульвар, и толкотня росла, Как в час прибоя волны океана, Но в этом шуме музыка была – Далекий перелет аэроплана. Тогда часы, лишенные стекла, Слепец, очнувшись, вынул из кармана, Вздохнул, ощупал стрелки, прямо в гул Направил палку и вперед шагнул. А.Тарковский ВАРИАНТ 8 Коробка повернется костяная, Запястье хрустнет… Но не такова Рука слепца, она совсем живая, Смотри, она колеблется едва, Как водоросль, в полсвета ощущая Волокна волн мельчайших. Так жива, Что через палку свет передается. Слепец шагал прямей канатоходца. А.Тарковский ВАРИАНТ 9 Так не пугай ребенка темнотой: На свете нет опасней наказанья. Он в темноте заплачет, как слепой, И подберет подарок осязанья – Уменье глаз надавливать рукой До ощущенья полного сиянья. Слепцы всегда боялись глухоты, Как в детстве мы боимся темноты. А.Тарковский ВАРИАНТ 10 Когда вступает в спор природа и словарь И слово силится отвлечься от явлений, Как слепок от лица, как цвет от светотени, Я нищий или царь? Коса или косарь? Но миру своему я не дарил имен: Адам косил камыш, а я плету корзину. Коса, косарь и царь, я нищ наполовину, От самого себя еще не отделен. А Тарковский ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Составить словарик лингвистических терминов по темам: Фонетика. Фонология. Слог. Акцентология. Орфоэпия. Интонация. Графика. Орфография. 2. Законспектировать следующие работы, использовать на практических занятиях и при выполнении лабораторных работ: 1) Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972. 2) Мизин О.А. Русская фонетическая транскрипция. М., 1986. 3) Тимофеев Б. Правильно ли мы говорим? Л., 1983. 4) Виноградов В.В. Консонантизм и вокализм русского языка, М. 1971. 5) Дмитренко С.Н. Фонемы русского языка. Их сочетаемость и функциональная нагрузка. М., 1985. 6) Реформаторский А.А. Фонологические этюды. М., 1975. 7) Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. М., 1983. 8) Брызгунова Е.А. Основные типы интонационных конструкций и их употребление в русском языке // Русский язык за рубежом, 1973, № 1,2. 9) Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969. 10) Закон Советской Федеративной Социалистической Республики. «О языках народов РСФСР» // Русская речь, 1992, № 2. 3. Самостоятельно изучить следующие темы, составить конспект: 1) Акустическая характеристика звуков речи. 2) Орфоэпия. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков современного русского языка. Орфоэпические нормы заимствованных слов. Отклонения от нормы орфоэпии и их причины. Современные тенденции в области орфоэпии. 3) Интонация. Компоненты интонации. Интонационная конструкция. Типы ИК современного русского языка по теории Е.А. Брызгуновой и Л.В. Бондарко. Функции интонации в современном русском языке. 4) Позиционная мена гласных и согласных звуков современного русского языка. 5) Реформы орфографии. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Затранскрибировать текст объемом в одну печатную страницу. 2. Описать фонетические процессы в тексте: обозначить процесс, характер фонетических изменений звуков, позиции. 3. Выбрать из текста 10 слов для фонетического анализа. 4. Выбрать из текста 10 слов для фонологического анализа. 5. Описать слоговую структуру 10 слов. 6. Произвести анализ интонационной структуры текста. 7. Произвести орфоэпический анализ текста: выписать из текста все слова, в которых возможны допустимые в литературном языке варианты ударения и произносительные варианты, и охарактеризовать эти орфоэпические варианты. 8. Произвести графический анализ 10 слов. 9. Произвести орфографический анализ текста. СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ФОНЕТИКО - ОРФОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА 1. Разделить текст на синтагмы, обозначить долгие и краткие паузы, расставить синтагматические и фразовые ударения, определить тип ИК синтагм в тексте, обозначить слово, на которое падает логическое ударение. 2. Затранскрибировать текст. 3. Фонетический анализ слова, обозначенного индексом «Ф»: затранскрибировать слово, разделить его на слоги, охарактеризовать ударение, охарактеризовать слоги, обозначить звуки, обозначаемые буквами, охарактеризовать каждый звук по его артикуляционным признакам. Отметить фонетические процессы в области гласных и согласных звуков. 4. Графический анализ слова, обозначаемого индексом «г»: затранскрибировать слово, обозначить соответствия между буквами и звуками в слове, охарактеризовать каждую букву с точки зрения ее значения, отметить способы обозначения мягкости, отметить случаи отступления от слогового принципа русской графики. 5. Орфографический анализ текста: обозначить в словах орфограммы, если нужно, подобрать проверочные слова, определить, к какому принципу современной орфографии относятся отмеченные Вами орфограммы.
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. 4 ВВЕДЕНИЕ. 6 РАЗДЕЛ I. ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 20 Тема: Предмет и задачи фонетики как одного из разделов курса современного усского литературного языка 20 Тема: Фонетическая система современного русского литературного языка 28 Тема: Фонетическая система современного русского языка. вокализм. Вокализм. Фонетические процессы современного русского языка в области гласных звуков. 39 Тема: Фонетическая система современного русского языка. консонантизм. Консонантизм. Фонетические процессы современного русского языка в области согласных звуков 44 Тема: Фонетическая система современного русского языка. Соотношение позиционной мены звуков с чередованием звуков. 49 РАЗДЕЛ II. ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА 53 Тема: Фонология. 53 Тема: Фонологические школы: сходства и различия. 66 Тема: Слог. 73 Тема: Акцентология. Ударение. 78 Тема: Интонация. 85 Тема: Орфоэпия. 94 РАЗДЕЛ III. ГРАФИКА.. 103 Тема: Графическая система современного русского языка. 103 РАЗДЕЛ IV. ОРФОГРАФИЯ.. 108 Тема: Орфографическая система современного русского языка 108 ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.. 117 Лабораторная работа № 1. Тема: Фонетическая транскрипция. Основные фонетические единицы.Русское словесное ударение. Понятие фонетической позиции. 117 Лабораторная работа № 2. Тема: Фонетические процессы современного русского языка в области гласных и согласных звуков. слог. фонетический анализ слова. 121 Лабораторная работа № 3. Тема: Графика. 125 Лабораторная работа № 4. Тема: Орфография. 131 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 137 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 138
Для заметок Учебное издание
Колоколова Лидия Петровна, кандидат филологических наук, доцент Стерлитамакской государственной педагогической академии имени Зайнаб Бишевой
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК ФОНЕТИКА
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Редактор Корректор
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|