ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Категория дискурса в прагматике.
Ø Изучение коммуникации неизбежно приводит к выводу о том, что распознавание намерений говорящего в высказывании невозможно без учета его окружения. Ø Понятие «дискурс» подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст – это результат языковой деятельности. Ø Дискурс включает одновременно два компонента (динамический процесс языковой деятельностии ее результат). Ø Разграничение понятий «речевой акт» – «текст» – «дискурс» является весьма затруднительным, т.к. речевой акт можно понимать как «относительно самостоятельный фрагмент текста, имеющий коммуникативную ориентацию.
Основным признаками дискурса являются: 1) Суммарность: дискурс представляет собой сумму текстов; 2) Общность темы: все компоненты дискурса связаны между собой одной темой; 3) Социальность: понятие дискурса осмысливается как элемент социальной жизни общества, основной функцией которого является коммуникативная функция; 4) Динамичность: дискурс отражает развитие событий в пространственно-временных рамках. Эти тексты связаны одной тематикой и, в некоторой степени, продолжают и дополняют друг друга.
Дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими, социокультурными, психологическими, экономическими, социально-политическими и другими факторами. Дискурс – это текст, взятый в событийном аспекте.
Дискурс может рассматриваться в 3 аспектах: 1) лингвистическом (с точки зрения языкового материала), 2) социолингвистическом (с точки зрения участников общения), 3) прагматическом (с точки зрения способа общения).
С точки зрения прагматического подхода можно выделить: Ø ТРА; Ø Логико-прагматические теории коммуникации (П. Грайс, Дж. Лич, С. Левинсон); Ø Лингвистический анализ диалога (Ф. Хундснуршер, Э. Вайганд, Л. Карлсон, Г. Фриц); Ø Лингвистика текста и грамматика дискурса (Т.А. ван Дейк, В. Дресслер и др.); Ø Конверсационный анализ (Г. Сакс, Э. А. Щеглов, Г. Джефферсон, Г. Хенне, Г. Ребок и др.); Ø Когнитивные и психолингвистические модели обработки и понимания дискурса (Т.А. ван Дейк. В. Кинч) и др.
Типология дискурса В.И. Карасик противопоставляет два вида дискурса: 1) личностно-ориентированный (между коммуникантами, хорошо знающими друг друга и раскрывающими друг другу свой внутренний мир); 2) статусно-ориентированный (между представителями одной социальной группы).
Личностно-ориентированный дискурс подразделяется на бытовой (обиходный) и бытийный. Ø Бытийный дискурс представляет собой художественное и философское отражение мира. Ø Бытовое (обыденное, обиходное) общение является генетически исходным типом общения и содержит все признаки любого другого дискурса.
Статусно-ориентированный представляет собой институциональный дискурс, во множестве разновидностей, выделяемых в том или ином обществе в соответствии с принятыми в этом обществе сферами общения и сложившимися общественными институтами. Статусно-ориентированный дискурс подразделяется на: 1) административный, 2) политический, 3) юридический, 4) военный, 5) педагогический, 6) религиозный, 7) мистический, 8) медицинский, 9) деловой, 10) рекламный, 11) спортивный, 12) научный, 13) сценический и 14) массово-информационный.
Модель институционального дискурса в целом включает следующие типы признаков: Ø конститутивные признаки дискурса, Ø признаки институциональности, Ø признаки типа институционального дискурса, Ø нейтральные признаки.
Конститутивные признаки дискурса включают: 1)участников, условия, организацию, способы и материал общения; 2) сферу общения и коммуникативную среду; 3) мотивы, цели, стратегии, развертывание ичленение общения; 3) канал, режим, тональность, стиль и жанр общения; 4) тексты с невербальными включениями. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|