Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категория дискурса в прагматике.




 

Ø Изучение коммуникации неизбежно приводит к выводу о том, что распознавание намерений говорящего в высказывании невозможно без учета его окружения.

Ø Понятие «дискурс» подчеркивает динамический, разворачивающийся во времени характер языкового общения; в противоположность этому, текст – это результат языковой деятельности.

Ø Дискурс включает одновременно два компонента (динамический процесс языковой деятельностии ее результат).

Ø Разграничение понятий «речевой акт»«текст»«дискурс» является весьма затруднительным, т.к. речевой акт можно понимать как «относительно самостоятельный фрагмент текста, имеющий коммуникативную ориентацию.

 

Основным признаками дискурса являются:

1) Суммарность: дискурс представляет собой сумму текстов;

2) Общность темы: все компоненты дискурса связаны между собой одной темой;

3) Социальность: понятие дискурса осмысливается как элемент социальной жизни общества, основной функцией которого является коммуникативная функция;

4) Динамичность: дискурс отражает развитие событий в пространственно-временных рамках. Эти тексты связаны одной тематикой и, в некоторой степени, продолжают и дополняют друг друга.

 

Дискурс – это связный текст в совокупности с экстралингвистическими, социокультурными, психологическими, экономическими, социально-политическими и другими факторами.

Дискурс – это текст, взятый в событийном аспекте.

 

Дискурс может рассматриваться в 3 аспектах:

1) лингвистическом (с точки зрения языкового материала),

2) социолингвистическом (с точки зрения участников общения),

3) прагматическом (с точки зрения способа общения).

 

С точки зрения прагматического подхода можно выделить:

Ø ТРА;

Ø Логико-прагматические теории коммуникации (П. Грайс, Дж. Лич, С. Левинсон);

Ø Лингвистический анализ диалога (Ф. Хундснуршер, Э. Вайганд, Л. Карлсон, Г. Фриц);

Ø Лингвистика текста и грамматика дискурса (Т.А. ван Дейк, В. Дресслер и др.);

Ø Конверсационный анализ (Г. Сакс, Э. А. Щеглов, Г. Джефферсон, Г. Хенне, Г. Ребок и др.);

Ø Когнитивные и психолингвистические модели обработки и понимания дискурса (Т.А. ван Дейк. В. Кинч) и др.

 

Типология дискурса

В.И. Карасик противопоставляет два вида дискурса:

1) личностно-ориентированный (между коммуникантами, хорошо знающими друг друга и раскрывающими друг другу свой внутренний мир);

2) статусно-ориентированный (между представителями одной социальной группы).

 

Личностно-ориентированный дискурс подразделяется на бытовой (обиходный) и бытийный.

Ø Бытийный дискурс представляет собой художественное и философское отражение мира.

Ø Бытовое (обыденное, обиходное) обще­ние является генетически исходным типом общения и содержит все признаки любого другого дискурса.

 

Статусно-ориентированный представляет собой институциональный дискурс, во множестве разновидностей, выделяемых в том или ином обществе в соответствии с принятыми в этом обществе сферами общения и сложившимися общественными институтами.

Статусно-ориентированный дискурс подразделяется на: 1) административный, 2) политический, 3) юридический, 4) военный, 5) педагогический, 6) религиозный, 7) мистический, 8) медицинский, 9) деловой, 10) рекламный, 11) спортивный, 12) научный, 13) сценический и 14) массово-информационный.

 

Модель институционального дискурса в целом включает следующие типы признаков:

Ø конститутивные признаки дискурса,

Ø признаки институциональности,

Ø признаки типа институционального дискурса,

Ø нейтральные признаки.

 

Конститутивные признаки дискурса включают:

1)участников, условия, организацию, способы и материал общения;

2) сферу общения и коммуникативную среду;

3) мотивы, цели, стратегии, развертывание ичле­нение общения;

3) канал, режим, тональность, стиль и жанр общения;

4) тексты с невербальными включениями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных