ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тематика презентаций по дисциплине«Прагматика» 1. Истоки прагматики, ее место среди других наук и лингвистических дисциплин. 2. Объект, предмет, основные понятия и категории, задачи прагматики. 3. Основные направления, теории и проблемы прагматических исследований. 4. Прагматические компоненты в семантике слова / фразеологизма. 5. Классификации речевых актов и способы их выражения. 6. Принципы и постулаты общения. 7. Возможности прагматического выражения в дискурсе. 8. Категория вежливости в контексте речевых действий.
Контрольные вопросы к экзамену Вопросы и задания (лекция 2) 7. Перечислите ведущие компоненты прагматического спектра. 8. Чем характеризуется лексикографическое представление прагматического значения слова? 9. Укажите правильную дефиницию к следующим терминам: 10. Сущность денотативной оценочности. 11. Назовите средства выражения оценки. 12. Перечислите важнейшие черты образности в слове. 13. Чем эмоциональные элементы отличаются от экспрессивных?
Вопросы и задания (лекция 3): 7. Дайте определение понятия дейксис. 8. Перечислите основные этапы в истории изучения дейксиса. 9. Чем дейксис отличается от других языковых элементов? 10. Назовите основные дейктические элементы. 11. Охарактеризуйте следующие виды дейксиса: предметный, социальный, временной.
Вопросы и задания (лекция 4): 9. Сущность принципов речевого общения (по Вацлавику). 10. Раскройте аксиомы Вацлавика. 11. Какими категориями реализуется принцип Грайса? 12. В чем заключается относительность постулатов Грайса? 13. В каких случаях происходит нарушение постулатов Грайса? 14. Дайте определение понятия коммуникативная импликатура. 15. Перечислите основные свойства импликатуры. 16. Какие условия необходимы для возникновения импликатуры? Вопросы и задания (лекция 5): 9. В чем заключается принцип вежливости Дж. Лича. 10. Охарактеризуйте максимы вежливости Дж. Лича (максима такта, максима одобрения, максима великодушия и т.д.), 11. В каких случаях происходит нарушение принципа вежливости Дж. Лича? 12. Дайте определение понятия имидж. 13. Раскройте сущность теории Хофмана о социальном лице. 14. На какие виды подразделяется феномен вежливости? 15. Какие языковые средства способствуют созданию положительной вежливости? отрицательной вежливости? 16. Является ли принцип сохранения имиджа культурно обусловленным? Приведите примеры. Вопросы и задания (лекция 6): 11. Сущность теории речевых актов. 12. Назовите основоположников ТРА. 13. Дайте определения понятия речевого акта (по Дж. Серлю и по Дж. Остину). 14. Какие аспекты включает локуция как языковая составляющая РА? 15. Перечислите основные составляющие иллокуции? 16. В чем разница между перформативными и неперформативными высказываниями? 17. Что из перечисленного является характеристикой перформативных высказываний: эквиакциональность, выводимость, неверифецируемость, автореферентность, погашаемость, автономинативность, принадлежность к тому или иному стилистическому пласту, эквитемпоральность, зависимость, компетентность говорящего, синсеративность, актуальность употребления препараторность, субстанциональность, экспрессивно-эмоциональная окрашенность. Вопросы и задания (лекция 7): 1. На чем базируется классификация РА Дж. Остина? 2. Что нового З.Вендлер привнес в концепцию РА Дж. Остина? 3. Основные параметры классификации РА (по Дж. Серлю)? 4. Назовите конститутивные правила, обеспечивающие порождение РА. 5. В каких двух направлениях РА классифицируются в работах лингвистов-классиков? В чем сущность этих направлений? 6. Перечислите «семь грехов прагматики». 7. Назовите основные проблемы теории речевых актов (согласно В.Л. Макарову). 8. Что необходимо говорящим для планирования своих речевых действий? 9. Какие параметры определяют выбор речевой тактики и коммуникативных ходов на этапе планирования? 10. Перечислите виды речевых стратегий. 18. Какие языковые средства О.С. Иссерс выделяет в качестве индикаторов речевых тактик? 19. Какие тактики используются в «Стратегии уклонения от ответа на вопрос»? Вопросы и задания (тема 9): 6. Дайте определение понятия коммуникативная неудача. 7. Перечислите причины КН с учетом противопоставлений: «человек – ситуация общения», «язык – реальный мир», «языковые единицы - сами коммуниканты». 8. Какие типы КН выделил Дж. Остин в своей концепции? 9. Какие причины вызывают КН в естественном диалоге (согласно Е.А. Земской и О.П. Ермаковой)?
Вопросы и задания (тема 10): 10. Дайте определения понятия дискурс. 11. Что не относится к основным признакам дискурса: зависимость, актуальность, суммарность, общность темы, новизна, точность, социальность, эмоциональная окрашенность, динамичность. 12. В каких аспектах можно рассматривать дискурс? 13. Какие виды дискурса противопоставляет В.И.Карасик? 14. Перечислите составляющие теории текстовых образцов? 15. Основоположник теории речевых жанров. 16. Какие письменные жанры относят ко вторичным текстам? 17. Перечислите тенденции развития дискурса? 18. Что означает “синдром стюардессы”? СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Основная литература: 11. Богданов, В.В. Текст и текстовое общение: учебное пособие / В.В. Богданов. – СПб: печатно-множительная лаборатория Санкт-Петербургского ун-та, 1993. – 68 с.
14. Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16: Лингвистическая прагматика. – М.: Прогресс, 1985.— 504 c. 15. Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17: Теория речевых актов. – М.: Прогресс, 1986.— 424 c. Дополнительная литература:
46. Вежбицка, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицка – М.: Русские словари, 1996. – 416 с. 47. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров – М.: Русский язык, 1983. – 269 с. 48. Думанова, В.И. Прагматика межкультурной коммуникации / В.И. Дулманова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского университета, 2007. – 123 с. 49. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь / Е.А. Земская. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 688 с. 50. Карасик, В.И. Язык социального статуса / В.И. Карасик. – М.: Изд. торговый дом «Гнозис», 2002. – 333 с.
52. Кацнельсон, С.Д. Содержание слова, значение и обозначение / С.Д. Кацнельсон – М.: Наука, 1965. – 109 с. 53. Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е.С. Кубрякова – М.: Наука, 1981. – 199 с. 54. Львов, М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр «академии», 2000. – 248 с. 55. ЛЭС.: Большой энциклопедический словарь. Языкознание. – М.: Наука, 1998. 56. Малюга, Е.Н. Функциональная прагматика межкультурной деловой коммуникации / Е.Н Малюга – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. – 320 с. 57. Маслова, В.А. Лингвокультурология. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Маслова – М.: Академия, 2001. – 208 с. 58. Мецлер, А.А. Прагматика коммуникативных единиц / А.А. Мецлер. – Кишинев: «Штиинца», 1990. – 101 с. 59. Мечковская, Н.Б. К характеристике аксиологических потенций слова: концепты 'круг', 'колесо' и их оценочно-экспрессивные дериваты / Н.Б. Мечковская // Логический анализ языка. Языки пространств. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 299–307. 60. Николина, Н.А. К вопросу о речевых средствах иронической экспрессии и ее функциях в художественном тексте / Н.А. Николина // Русский язык в школе. – 1979. – № 5. – С. 79–84 с. 61. Норман, Б.Ю. Лингвистическая прагматика (на материале русского и других славянских языков): курс лекций / Б.Ю. Норман. – Минск: 2009. – 183 с.
63. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантико-номинативных единиц / В.Н. Телия – М.: Наука, 1986. – 142 с. 64. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингво-культурологический аспекты / В.Н. Телия. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 288 с. 65. Шевцова В.А. Прагматические компоненты в семантике фразеологизмов с цветообозначениями (на материале русского и немецкого языков) // Маладыя вучоныя ў пошуку: Матэрыялы навук. канф. Мінск, 25 красавіка 2003 г. – Минск: ВТАА “Права і эканоміка”, 2004. – С. 176 - 179. 66. Якобсон, Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации: избранные работы / Р.О. Якобсон. – М.: Прогресс, 1985. – С. 306 - 330.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|