![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типы связей между ментальными пространствами
Преимущества своей концепции по сравнению с формально- семантическими подходами автор демонстрирует на примере предложения In the painting, the girl with blue eyes has green eyes (‘На картине голубоглазая девочка изображена зеленоглазой’), кото- рое просто не поддается анализу в рамках последних, так как одна и та же девочка не может быть одновременно голубоглазой и зеленоглазой. В модели Фоконье такому предложению соот- ветствуют два связанных между собой ментальных пространства: одно отражает реальный мир (у девочки голубые глаза), другое — мир глазами художника (у девочки зеленые глаза). Указанные пространства соединены связью типа « тождество» (identity). Разумеется, речь идет лишь о референциальном тождестве: че- ловеческая плоть никак не тождественна следам краски на кар- тине, не говоря уж о том, что человек может быть совершенно не похожим на свое художественное изображение [Fauconnier 1994: 12–14]. В числе других распространенных типов связей между про- странствами автор упоминает [там же: xxxviii]: · аналогическую и метафорическую проекцию, · связь функции и значения, · прагматические метонимические функции.
Условием возникновения связи между ментальными простран- ствами, по мысли Фоконье, является наличие некоего интуитивно очевидного отношения — так называемого «коннектора» (connector), связывающего между собой объекты соответствующих пространств. Коннектор позволяет осуществлять референцию к одному из этих объектов посредством другого в соответствии с «принципом иден- тификации» (identification principle), который гласит:
«Если два объекта a и b связаны между собой прагматической функцией F ( b = F (a) ), то дескрипция объекта a, Da, может быть использована для идентификации объекта b» [там же: 3]. Примером коннектора может служить отношение, связываю- щее реальную девочку с ее изображением на картине (см. выше). Другая разновидность коннекторов — метонимическая связь ме- жду автором и его сочинениями, позволяющая осуществлять вы- сказывания типа Plato is on the top shelf (‘Платон стоит на верхней полке’), подразумевая под Платоном сборник(и) его сочинений. В целом, как отмечает Фоконье, коннекторы обусловлены соци- ально-культурными и психологическими факторами, а потому могут различаться в разных социальных группах, у разных людей и в разных контекстах [там же: 10]. Понятия прагматической функции, коннектора (ее конкретной реализации) и принципа идентификации восходят к глубокой и содержательной работе [Nunberg 1979], посвященной проблемам референции и полисемии. Переосмысляя эти понятия в свете когнитивных исследований, Фоконье выдвигает предположение, что коннекторы составляют часть идеализированных когнитивных моделей, описанных в [Lakoff 1987].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|