Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 289 - Желательный намаз в джамаате лучше чем в одиночку ...




сказал Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир): Намаз человека в джамаате превышает его намаз в его доме и его рынке в 25 ступеней.

И это общий хадис включает в себя обязательный и желательный намаз. И нам было передано через иснад Малика от Исхака ибн Адбулах ибн аби тальха от Анас ибн малика (да будет доволен им Аллаh) то, что его бабушка Мулейка позвала Посланника Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) отведать еду, которую она ему приготовила. Затем когда он поел сказал: Встаньте и я прочитаю для вас намаз (прочитаю с вами намаз). Затем он встал, и встал я и сирота за ним, а старушка позади нас, затем он прочитал с нами 2 ракаата.

Также Посланник Аллаhа (милость Аллаhа и мир ему) прочитал добровольный намаз с людьми в мечети когда показывал им намаз на минбаре, также в доме Итбана ибн Малика, также ибн Зубейр прочитал добровольный намаз в 2 ракаата в мечети Харам джамаатом, а также Анас. см.Альмухалля 3 \ 33

Ахмад Ашшакер (да смилуется на ним Аллаh) в своём комментарии на Мухалля привёл следующие слова:...значит отталкиваясь от того, что определил идн Хазм значит, что Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) оставил лучшее (т.е оставив постоянство в совершении всех намазов в джамаате), поэтому становиться ясно, что намаз в джамаате, который превышает намаз одиночки — обязательный..

см.Альмухалля 3 \ 33.

Конечно возражающий возражением на который идет ответ, также должен ответить на этот вопрос: «Почему Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) оставил совершение всех намазов в джамаате несмотря на преимущество этого, ведь возражение возражающего также построено на том, что намаз упомянутый в хадисах — намаз общий (обязательный и желательный)? Однако можно помочь ему вернувшись к разделу известному в книгах по основе фикха под названием «Оставление».

Говорит шейх Сулейман Аль Ашкар в своей докторской диссертации под названием — Действия Посланника Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) в разделе - причины оставления Посланником Аллаhа (тот или иной вид поклонения): Третий вид оставления - Оставление из-за затруднения которая постигнет общину в следовании за ним (милость Аллаhа ему и мир) в этом действии. Даже если это действие желательное. Пример этому оставление Посланником Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) быстрой ходьбы в последних четырёх кругах в кружении вокруг Каабы. Передаёт ибн Аббас (да будет доволен ими Аллаh) не помешало ему совершение всех кругов быстрым шагом кроме как жалость к ним. муслим 1266. см. Афалюаррасулью. 2 \ 59

Нет сомнения в том, что если бы Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) постоянствовал в совершении всех намазов в джамаате, то в следовании за ним в этом случае было — бы относительное затруднение, поэтому оставление им в большинстве случаев джамаата в добровольной молитвы указало, что сунна в этом - оставление в большинстве случаев даже для тех, кого не затрудняет, как оставление быстрой ходьбы в последних четырёх кругах в кружении вокруг Каабы.

Слова других учённых объснявших хадис который имам ибн Хазм (да смилуется над ним Аллаh) привёл в доказательство на желательность джамаата во всех намазах указывают на то, что в хадисах имеется в виду обязательный намаз. см Фатху- ль-бари. Объяснение хадиса 647 см. слова имама Аннауаи (да смилуется на ним Аллаh) Альминхаж хадис 649 (муслим). Конечно же для конкретизации намаза в хадисах только в обязательном, необходимы доказательства для этого. Ими может быть оставление Посланником Аллаhа (милость Аллаh ему и мир) как об этом упомянул Ахмад Шакер. Так же контекст этих хадисов может быть конкретизирующим. И этот вид конкретизации называется у учённых по основе фикха - التخصيص بالسياق -

аттахсису биль-сияк (конкретизация контекстом). Говорит имам Ашшуакани (да смилуется над ним Аллаh) в разговоре об этом виде конкретизации: сказал ибн Дакик Альид (да смилуется на ним Аллаh) в книге «шарх Альильмам»: Явно заявили некоторые большие учённые по основе фикха о том, что контекст может конкретизировать общий текст, этому свидетельствует разговоры людей между собой, так как в некоторых речах они абсолютно уверенны в отсутствии обобщённости отталкиваясь от контекста и других дополнительных вещей сопутствующих речи. И ты должен принимать это во внимание в текстах Корана и Сунны...

И истина в том, что указание контекста, в случае если существует сильное основание требующее конкретизации и определения им общего текста, будет конкретизирующим, если же контекст не будет таковым, то он не будет конкретизирующим. см. Иршаду-ль-фухуль. 1 \ 461

Ведь если мы посмотрим на контекст в котором пришло упоминание преимущество намаза в джамаате, то увидим что этот контекст указывает на обязательную молитву.

1) От Абу Хурейра (да будет доволен им Аллаh) сказал: «сказал Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир): Молитва человека в джамаате превышает его молитву в его доме и его рынке в 25 ступеней».

И это если один из них сделал омовение должным образом затем отправился в мечеть и не заставляет его это сделать кроме как намаз и не хочет он ничего кроме намаза, то он не ступает шаг кроме как его степень будет поднята и его ошибка будет стёрта, так до тех пор пока не войдёт в мечеть, и если вошёл в мечеть он будет в намазе пока намаз (ожидание её) задерживает его... см. Муслим. 649

 

Нет сомнения в том, что контекст этого хадиса в обязательной молитве, более того в другом варианте хадиса Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) в привилегии направляться в мечеть после выполнения омовения, (а это контекст предыдущего хадиса) явно указывается на это.

От Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) сказал: «сказал Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир): Тот кто очистился дома (совершил омовение) затем отправился в к дому из домов Аллаhа для того что-бы совершить одну из обязательных молитв из молитв, которыми его обязал Аллаh, будут его шаги: один из них стирает ошибки (грехи) а другой повышает его степень. см. Муслим. 666

Как мы видим это один и тот же хадис, только некоторые передатчики от Абу Хурейра передали его сокращённым.

Так же другой вариант хадиса от Абу Хурейра (да будет доволен им Аллаh) сказал: «сказал Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) сказал: «Намаз с имамом лучше чем 25 намазов одиночки». См. Муслим 649 (риуаят 248).

Все эти варианты если и не посчитать их конкретизирующие через эти выражения, то как минимум это будет конкретизация через контекст. Хотя как это скоро станет ясно с помощью Аллаhа, нет в нашем случае значения - хадисы побуждающие к намазу в джамаате включают в себя оба вида намаза или только обязательный, так как в итоге хадис остаётся общий в состояниях и ситуациях, что нас и интересует здесь.

Что же касается второго предисловия возражения на которое здесь идёт ответ, то судя по всему возражающий не совсем ясно понимает, что такое указание общего текста, так как постоянство в том или ином виде поклонения, связывание его с тем или иным временем, местом, причиной и т.д., всё это нуждается в конкретном доказательстве, указывающем конкретным контекстом на желательность постоянства в том или ином виде поклонения. И это не получается из общего текста. Так например нельзя привести в доказательство общий хадис побуждающий к совершению поста например: «Каждое дело сына Адама для него кроме поста, так как он для Меня и Я вознаграждаю его за него», нельзя привести этот хадис как доказательство на желательность поста в понедельник и четверг, так как общее побуждение к какому-то действию не указывает на дополнительное преимущество отдельного и конкретного его вида, поэтому в нашем случае нельзя обязать аргументирующего общим смыслом хадисов на достоинствонамаза в джамаате на разрешение создания второго джамаата для опоздавших, которые не делают своё опоздание постоянным и вследствие чего это постоянство станет конкретной причиной на создание второго джамаата на которую не указывает общий текст, нельзя обязать его сказать «тогда ты должен сказать отталкиваясь от общего смысла хадисов о желательности постоянного чтения желательных молитв» всё это его не обязывает, так как общий текст не указывает на эту конкретность, так же как он не указывает на желательность опаздывания на первый джамаат и постоянного совершения второго после него, не указывает на то, что прохождение первого джамаата является причиной для создания для второго джамаата, Вся эта конкретность нуждается в дополнительном конкретном доказательстве, указании, на которое не указывает общий текст.

Говорит Шейху -ль-Ислам ибн Таймия (да смилуется на ним Аллаh):

«Шариатское правило. Если Аллаh и Его Посланник узаконили какое-то дело (поклонение) в общей форме, это не означает, что это дело будет законным в какой-то конкретной форме в равной степени как и в общей форме, так как общий текст не указывает сам по себе на желательность той или иной конкретной формы которая попадает под общий смысл текста. Поэтому необязательно чтобы та или иная отдельная форма будет желательной или нежелательной и если дополнительные доказательства укажут на то, что одна из конкретных форм из тех которые включает в себя общий смысл текста — будет желательным, то она будет желательной, дополнительной желательностью превышающей основную желательность указанная в общем тексте, и если что-то укажет на нежелательность какой то формы, то она будет нежелательной, если же не будет всего этого, то всё остаётся но той основе на которую указал общий текст. Пример этому — Всевышний Аллаh узаконил мольбу к Нему и Его поминание, узаконил общим приказом. Сказал Аллаh: «Поминайте Аллаhа многочисленным поминанием». (Аль Ахзаб. 41).

Этот приказ или побуждение общее, не конкретизированное в той или иной форме, времени, месте. Поэтому постоянно собираться для поминания в каком-то конкретном месте, в какое-то конкретное время или вообще собираться для этого, всё это является конкретизацией этого общего побуждения и эта конкретизация, на неё не указывает общий текст побуждения. И если дополнительные доказательства указали на желательность этой конкретности, как поминание Аллаhа на горе Арафат, поминание в 5 молитвах, праздниках, перед сном, еде, одевании, вхождении в мечеть, выходе из неё и т.д., в этом случае желательность этих действий будет желательностью дополнительной, превышающей желательность общую, на которую указал общий текст, если же доказательства указали на нежелательность той или иной формы, то эта форма будет нежелательной как например делать то, на постоянство в чём не указали доказательства на желательность этого постоянства. Как постоянное совершение в джамаате тех видов намаза, на постоянство в которых не указали доказательства. Или собираться постоянно для поминания после каждой молитвы. Всё это является нововведением.

Если же не пришло доказательство на желательность или нежелательность той или иной конкретной формы, то текст остаётся в своей общей форме, и можно делать то действие на которое указал этот общий текст иногда, без постоянства в нём, как например иногда собираться для того чтобы кто-то прочитал Коран или сделал дуа или сказал вслух некоторые поминания и т.д.. И это правило очень полезно, посредством его различается бид`а о того, что узаконил Аллаh.

см. Мажмуа-ль-фатауа 20\196 — 198

Поэтому становиться ясно, что нет влияния на наш вопрос включают ли общие хадисы указывающие на желательность намаза в джамаате в себя желательный намаз или только намаз обязательный, так как это разногласие влияет на то - будет ли желательный намаз в джамаате превышать намаз одиночки в 25 ступеней или нет? Так как все соглашаются с тем, что Сунна указала на отсутствие постоянства в этом, в то же время как указала на разрешение совершение добровольного намаза в джамаате иногда.

Говорит имам Анауауи (да смилуется на ним Аллаh): «и уже было упомянуто о том, что желательные молитвы не узаконен в них джамаат, кроме как в намазах Ид, Кусув, Аль истиска, а также Аттарауех. Что же касается таких желательных намазов как намазы после обязательных намазов (рауатиб), Аддуха, а также просто желательные молитвы, то джамаат в них не узаконен, то есть не является желательным, однако если кто-то прочитал его в джамаате, то это разрешается и не будет это нежелательным. И ясно сказал Ашшафии в мухтасыре Аль буити и Аррабии о том, что нет проблемы в совершении желательного намаза в джамаате и доказательство этому много хадисов как хадис Итбан ибн Малик в Альбухари, а также совершение Посланником Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) добровольного намаза с ибн Аббасом, Анас ибн Малик, Ибн Масуд, Хузейфа, все эти хадисы в Альбухари и Муслим кроме хадиса Хузейфа, он в Муслиме только. см. Аль мажмуа 4 \ 55

Говорит ибн Кудама (да смилуется над ним Аллаh): «Разрешается совершение добровольного намаза в одиночку и в джамаате. Так как Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) делал это и это. И большинство его добровольных намазов было в одиночку. Он прочитал однажды добровольный намаз с Хузайфа, так же с ибн Аббасом, с Анасом, также был имамом (в добровольной молитве) для сподвижников в доме Итбан ибн Малик. И все эти хадисы достоверные. См. Альмугний 1 \ 316

И если всё это стало понятно, то становиться ясно, что минимум на что указали доказательства — это разрешение иногда совершать намаз в джамаате, также указала Сунна на дополнительную желательность этого в обязательной молитве в первое время, в мечети. Поэтому вопрос остаётся прежним — Что запретило опоздавшим, не взявшие это опоздание привычкой, сделать намаз в джамаате, который в этом случае не будет больше чем иногда совершить добровольную молитву в джамаате?

Также стало ясно, что возражение которое здесь объяснялось не имеет никакого смысла, так как то, что возражающий посчитал вытекающим из аргументации общим смыслом изначально туда не входит, см. слова Шейху-ль-Ислам которые были приведены. Поэтому аргументация общим смыслом остаётся свободной от того чтобы ей что-то противоречило в данном случае.

Также некоторые запрещающие создание второго джамаата мотивировали запрет тем, что если человек будет знать о совершении второго джамаата, то это приведет к тому, что он не будет спешить на первый основной джамаат и это приведёт к уменьшению первого джамаата на который все должны спешить.

Это возражение в сущности также как и предыдущее построено на неправильном понимании того на, что конкретно указывают доказательства. Поэтому ответ на него будет с двух сторон. Во-первых этот возражающий также неправильно понял границы разрешения создания второго джамаата на которые указали общие доказательства, так как они своим общим смыслом не указывают на разрешение конкретного постоянства в совершении второго джамаата каждый раз по окончании первого, мало того это будет нововведением на которое нет никакого доказательства и которое следует запрещать, значит намеренно опаздывающий никак не может быть уверен, что он непременно найдёт второй джамаат, к тому же точно в то время когда он соизволит явиться, так как это может произойти, а может и нет, к тому же это практически невозможно например здесь в Египте, так как большинство мечетей закрывается после 20-30 минут после намаза. Поэтому уже с этой стороны это возражение теряет силу. Во—вторых, этот возражающий будет спрошен: если человек будет знать, что если он даже задержится намеренно, однако успеет застать имама в последнем ракаате, не приведёт ли разрешение этого опоздания к тому, что намаз будет начинаться с одним имамом и заканчиваться в последнем ракаате джамаатом в 100 человек, которые опоздали на начало молитвы рассчитывая на то, что они застанут имама, неужели в этом случае нет большей вероятности уменьшения джамаата? Ведь в этом случае вероятность того, что он застанет имама в последнем ракаате намного больше чем вероятность того, что он найдёт второй джамаат. Так может быть скажем, что заходить в мечеть после того, как имам сделал такбир так же нежелательно, так как если опаздывающий будет знать, что он всё равно застигнет преимущество джамаата даже если придёт на второй ракаат, то это приведет к уменьшению джамаата, так как нет сомнения в том, что джамаат который начинается только с имамом и заканчивается в последнем ракаате с 100 молящимися - это не тот джамаат к которому нас побудил Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир)?

Наверное возражающий не сможет сказать ничего кроме: Однако, хвала Аллаhу мусульмане, которые посещают мечети в основном спешат к начало намаза, так как человек который постоянно ходит в мечеть, это указывает на определённую степень имана, который не позволит ему постоянно опаздывать, надеясь застать имама в последнем ракаате. Так же указали доказательства на то, что даже заставший имама в последнем ракаате его намаз засчитывается, и нет в этих доказательствах запрещения этого делать, и нет сомнения в том, что Аллаh знал о возможности существования тех, кто будет намеренно опаздывать, и несмотря на эту вероятность, доказательства не содержат в себе какое-нибудь разделение. Одно из этих доказательств – сказал Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир): «Кто застал ракаат намаза, тот застал намаз». Альбухари. 580

Однако если намеренное опаздывание примет явный постоянный характер, то это будет запрещено общими доказательствами запрещающими нововведения.

В ответ на это возражающему будет сказано: То же самое будет сказано в отношении второго джамаата без никакой разницы, к тому же: Почему так плохо думается о мусульманах, заранее предполагается, что если они будут знать о разрешённости второго джамаата, то они обязательно будут лениться и не приходить на первый джамаат, надеясь на то, что застанут других опоздавших и составят с ними джамаат?

Как стало ясно, предыдущее возражение так же не может быть воспринято всерьёз, так как одна половина его построена на неправильном понимании разрешающих доказательсв, и того, что из них вытекает, а так же предположениях редко подтверждающими в действительности. Другая же половина состоит из смысла, который так же существует в других ситуациях, и несмотря на это Шариат не обратил внимание на ту возможность о которой упомянул возражающий.

Осталось последнее возражение, которое хотелось упомянуть в этом разделе, а это возражение, или точнее мотивировка, которой учённые маликитского и шафиитского толка мотивировали запрет создания второго джамаата для опоздавших. Однако, прежде чем перейти к анализу слов этих учённых, будет уместно объяснить два положения, которые имеют непосредственную связь с тем, о чём в дальнейшем пойдёт речь.

1. Первое, что хотелось разъяснить: фикховское правило, которое по-арабски звучит

الأحكام تدور مع علتها عدما و وجودا

-Шариатские положения вращаются со своей причиной в состоянии присутствия и отсутствия-

Говорит шейх Усеймин (да смилуется над ним Аллаh) в объяснении этого правила: Все шариатские положения мотивированы имеют свои причины), то есть построены на смыслах и описаниях уместных для этих положений. Однако причины (мотивировки) делятся на две части:

причина понятная для нас (смысл которых может постичь наш разум), и причина непонятная нам. И мудрость в том, что Аллаh установил причины некоторых положений понятные нам, а другие непонятны - экзамен и испытание. Для того чтобы испытать человека: поклоняется ли он Аллаhу или своим страстям, так как если он поклоняется своим страстям и не знает причину того или иного шариатского положения, то в этом случае он не подчинится этому положению. Если же он поклоняется Аллаhу, то он подчинится любому положению; всё равно понял он их причину или нет. Значит все шариатские положения мотивированны (имеют свои причины): причинами понятными для нас и нет...

затем шейх Усеймин поговорил о некоторых видах понятных причин, затем сказал:

Пример этому (шариатского положения смысл которого понятен) - хадис, в котором Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) сказал: Если вас будет трое, то пустьдвое не шепчутся между собой без третьего, так как это его печалит (обижает)- Альбухари 6290

Значит если двое шепчутся и это не печалит третьего, будет ли это запрещенным?

Нет. Если же двое не шепчутся, а разговаривают в полный голос, однако на языке, который не понимает третий, запрет всё равно остаётся. Почему? Потому что причина этого положения существует (печаль третьего). Поэтому стало понятно, что если двое будут шептаться, однако это не будет печалить третьего, то в этом случае это не будет запрещено, так как чем Посланник Аллаhа мотивировал запрет? Печалью третьего. Значит, если не будет печали, то не будет запрета. Допустим человек, перед ним двое его сына, и этот человек занят чтением книги например, а его сыновья шепчутся между собой. Разве это его будет печалить?

Нет. Более того, может быть это его радует, так как действие его сыновей — полнота воспитания. Так как они шепчутся что бы не мешать ему своими голосами. Значит, в этом случае шёпот будет разрешён, то есть не будет запрещённым потому что в этой ситуации нет того смысла, которым мотивирован запрет.

Если же двое разговаривают между собой, даже громким голосом, однако на языке, которого не понимает третий, и мы знаем, что это его печалит; в этом случае это будет запрещено, даже если это не будет шёпот, так как шариатские положения вращаются со своими причинами.

см. Манзумату-ль-кауаид уаль-усуль.128\129

Приведу другой пример к вышеупомянутому, который ещё больше приблизит читателя к пониманию того, о чём скоро пойдет речь с помощью Аллаhа.

Как это известно — основа в поедании мертвечины — запрет. Эта основа на которую указали шариатские доказательства, и мы должны держаться за неё. Однако до каких пор? До тех пор, пока не придёт доказательство разрешающее мертвечину по той или иной причине. Известно, что человеку можно есть мертвечину в определённых ситуациях. Когда? По какой причине? Когда на поедании мертвечины останавливается спасение его жизни. Более того это будет обязательным для него. Можно ли ему её есть в случае, если он немного проголодался, и у него есть другая еда? Конечно нет. Значит шариатское положение (в данном случае обязательность поедания мертвечины) вращается со своей причиной. В данном случае это голод, который может привести к смерти при отсутствии чистой еды. Значит, наличие этой причины является тем, что заставляет нас уйти от основы в этом вопросе (запрет мертвечины).

Значит, шариатские положения вращаются со своими причинами, и не может быть положения без причины и причины без положения.

И если это стало ясно, то перейдём с помощью Аллаhа к объяснению второго положения, знание о котором нам поможет лучше понять тот, о чём пойдёт в дальнейшем речь, если это будет угодно Аллаhу.

Как об этом известно: основными источниками из которых извлекаются шариатские положения, является Коран, Сунна и Иджма. Есть некоторые разногласия в отношении аргументации некоторыми видами хадисов и иджма, однако нас здесь не интересует подробное рассмотрение этих вопросов. Так как нет разногласия в основе аргументации этими источниками. Также кияс (аналогия), его принимают большинство учённых, и отрицают его учённые захиритского толка.

Затем в книгах по основе фикха упоминаются другие источники шариатских положений, в которых есть разногласие в аргументации ими. Как мнение сподвижника, масляха мурсаля, традиция, шариат до нас и т.д.

Конечно все эти источники у тех кто использует их как аргумент, не являются абсолютно независимыми, однако разногласие в разрешение извлечения из них шараитских положений сходиться к тому, указали ли основные источники (Коран и Сунна) на достоверность аргументацию ими или нет.

Один из таких источником, в аргументации которым есть разногласие, является источник известный в книгах по основе фикха как سد الذرائع садду зараиа (закрывание средств)

Смысл использования этой основы, как источника извлечения шариатских положений заключается в запрещении средств, тех или иных действий, которые в основе своей разрешённые или даже желательные, однако использование этих средств, совершение этих действий может привести к запрещённому.

Говорит доктор Ияду ибн Нахи Ассалими член корпуса обучения в разделе основа фикха на факультете шариата в риядском университете о видах, положениях этой основы, после того как определил слово - зариа — в языковом и шариатском значении:

1) Cредство (действие) взятое для того, чтобы достичь запрещённое (вред), и оно приводит к этому наверняка. В запрещении средства такого вида нет разделения среди учённых.

2) Средство взятое для того, чтобы оно привело к разрешённому, но вместе с этим может привести к некоторому вреду, однако пользы в нём намного больше. Как, например, взгляд на девушку, к которой сватаются. Нет разногласия среди учённых в разрешении средств такого типа.

3) Средство взятое, для того, чтобы оно привело к разрешённому, и тот кто использует это средство не имеет намерения достичь этим средством что — то запрещённое, однако в большинстве случаев это приводит к вреду. Как ругание богов язычников, если это приведёт к руганию Аллаhа.

4) Средство взятое для того, чтобы оно привело к разрешённому, однако взявший её намеревается достичь запрещённого посредством. Например брачныё договор с той, с которой муж развёлся тройным разводом, лишь с целью сделать её разрешённой для прошлого мужа.

в этих двух последних видах есть разногласие среди учённых в аргументации ими. Мазхаб маликитов и ханбалитов — аргументация этими двумя видами в запрете средств упомянутых в них. Учённые шафиитского, ханафитского, а также захиритского мазхаба считают, что такого рода положения не могут быть источником выведения шариатских положений, пока не придёт явный текст, иджма или кияс (у тех кто его принимает) указывающий на достоверность того или иного решения. см. Усулюль-фикх аллязи ля ясау льфакиха джахлюху. Стр.212

У каждой из групп этих учённых доказательства, которыми они подтверждают свою позицию, суть их сводиться у аргументирующих вышеупомянутой основой к тому, что пришли в шариате доказательства указывающие на узаконенность закрытие путей которые могут привести к плохим последствиям, как ругание богов язычников, если это приведёт к руганию Аллаhа, например. Так же то, что шариат смотрит на истинное положение вещей, а не на внешние формы, которые могут быть разрешёнными внешне, однако суть их хитрость и желание достичь запрещённого. Как случай с евреями, которым было запрещено ловить рыбу в субботу, однако они закидывали сети в пятницу и собирали в воскресенье — действие, внешне не попадающее под запрет, суть которого хитрость на достижение запретного.

Суть доказательства другой стороны сводиться к тому, что в шариате много аргументов указывающих на то, что взаимоотношения между людьми, торговые и брачные договоры, наказания и т.д., всё это строится на внешних проявлениях и доказательствах и нам не приказано разрезать сердца, чтобы узнать их намерения. Что же касается положений, когда плохое намерение выразится образом, неоставляющим сомнения в этом, то в этом случае нет сомнения в запрете этой отдельной ситуации. Так же основа в вещах — разрешение. Поэтому мы не оставим эту основу, кроме как через сильное доказательство, основа этому -запрет выходить из намаза тому, кто совершил омовение, а затем засомневался в этом, кроме после того как будет уверенным в том, что его омовение испортилось. Поэтому пока мы не будем полностью уверенны в том, что какое то действие, в основе являющееся разрешённым, приведёт к вреду, мы не можем его запретить из-за всего лишь предположений. См. Садду зария фи шариати ль ислямия.Мухамед хишам бурхани.

И здесь нас не интересует подробное разбирание этого вопроса, однако важно знать основы учённых в выведении тех или иных положений. В нашем случае та основа, на которой построен иждихад некоторых учённых запрещающих второй джамаат для опоздавших.

И прежде чем перейти непосредственно к нашему вопросу, хотелось бы привести пример, в котором отражается разногласие в вышеупомянутой основе, и это будет образцом к сути которого мы вернёмся в своё время, если это будет угодно Аллаhу.

Говорит ибд Кудама (да смилуется на ним Аллаh) в разделе بيع العينة - торговля альина: ... тот кто продал товар в кредит, затем купил этот же товар у того же кому продал, за наличные деньги, однако за меньшую цену, чем в первую сделку, то этот вид торговли запретили большинство учённых. Запрет передан от ибн Аббаса, Аиша, Альхасан, Аннахаи, Асаури, Альаузаи, Малик, Исхак, Абу ханифа.

И это вид торговли разрешил Ашшафии аргументируя это тем, что вторая сделка, так же как и первая, внешне достоверная, ведь нет никакой проблемы в том, что человек, который купил этот товар у того, кому он продал его в кредит, купит такой же товар, за ту же цену у другого человека. И если эта сделка сама по себе достоверная, то почему она будет запрещена если соединиться с первой, которая так же достоверная сама по себе? см.Альмугний. 8\320

Затем ибн Кудама привёл доказательство на своё мнение в этом вопросе, и не является целью объяснение этого вопроса, однако желание показать как на практике проявляется разногласие между шафиитскими учёнными и др. в степени аргументации основой — закрытие средств, - так это имеет прямую связь с нашим вопросом.

Аргумент большинства учённых в запрете предыдущего вида торговли то, что это может стать средством для давания в долг под проценты, однако под прикрытием торговой сделки. Так как если человек продал в долг товар за сто гиней например, то покупатель стал должен продавцу 100 гиней (египетская валюта) по первой сделке, затем тот же покупатель продаёт этот же товар тому, кто ему его продал, наличными за меньшую цену, 50 гиней, например. В этом случае первый покупатель остался должен 100 гиней, поэтому суть этой сделки - давание в долг нуждающемуся 50, и забирание 100. Поэтому большинство учённых запретили этот вид торговли, так как даже если продавец и покупатель не намереваются схитрить таким образом, однако если разрешить эту торговлю, то другие возьмут это средством к даванию в долг под проценты. Однако имам Ашшафии сказал: нет, первая сделка достоверная сама по себе, вторая также, так как внешне нет ничего чтобы запрещало их. Так же он не согласился с тем, что это может привести к вреду. И так как основа — закрытие средств — не является основой имама Ашшафии, то этот вид торговле остался у него на основе разрешения.

Вот так же некоторые мнения шафиитского толка в которых выражается непринятие ими основы — закрытия средств.

Говорит имам Ашшайрази (шафиитский учённый) (да смилуется на ним Аллаh): нежелательно продавать виноград тому, кто делает из него вино (известен тем, что делает вино), так же продажа оружия, тому кто совершает им грехи, так как (мотивировка нежелательности) нет гарантии в том, что это не будет помощью ему в совершении грехов. И если кто то это сделал (продал), то его торговля действительная, так как может быть, он не сделает вино и не будет совершать грехи оружием которое купил-

Говорит имам Аннауаи (да смилуется на ним Аллаh) в объяснении этих слов: Сказали учённые нашего мазхаба: нежелательно продавать сок тому кто известен тем, что делает вино, так же нежелательно продавать оружие тому кто известен совершением им грехов, и если точно уточнится, что он будет делать из этого сока вино или совершать этим оружием грехи, то в запрете такой сделки два мнения. Первое, которое передали Аррумани и Альмутауали от большинства учённых нашего мазхаба то, что эта сделка сильно нежелательна, однако не является запретной. Второе, более правильное мнение, о котором чётко заявил Альгазали (да смилуется на ним Аллаh)в Альихъя — запрет. см. Альмажмуа шарх Аль мухаззаб 9\ 345 \ 346

Сейчас для сравнения приведу положение этого же вопроса у учённых использующих основу — закрытие средств.

Говорит Абу Абдулла Мухаммед альМагриби (маликитский учёный) (да смилуется на ним Аллаh): ... так же запрещается продавать воюющим (неверным с которыми нет договора) военную технику, так же то, что усилит их в войне, как медь и т.д....

Что же касается еды, то сказал ибн Юунус от ибн Хабиб: разрешается во время договора. Так же запрещается продавать дом или арендовать тому, кто сделает его церковью...

так же упомянул Алькуртуби и Альабиу в начале комментарий к Муслиму в отношении запрета продажи винограда тому кто делает из него вино, два мнения. Сказал Альабиу: Мазхаб в этом вопросе - садду зариа (закрытие средств). см. Мауахибу ль жалиль ли шархи ль мухтасари ль халиль 12 \ 233

Говорит Абу ан-Нажа (ханбалитский учённый) (да смилуется над ним Аллаh): и не будет достоверной продажа сока тому кто делает из него вино, а так же продажа оружия во время смуты...

Говорит шейх Усеймин (да смилуется над ним Аллаh) в объяснении этих слов: не будет достоверной продажа тому кто делает и з него вино. И если кто то скажет: откуда мне знать, что этот человек покупает сок для того, чтобы сделать из него вино? Мы скажем: если у тебя есть сильное предположение что этот человек из тех кто делает из сока вино, то этого достаточно...

Так же нельзя продавать оружие во время фитны среди мусульман. Если произошла фитна и сражения между мусульманами, и пришёл человек покупать у тебя оружие и у тебя есть сильное предположение, что он покупает оружие для убийства, то является запрещённым тебе продавать ему оружие. см. Шарху ль мумтиа аля зади ль мустакниа 8\144

Как это очевидно, разница во мнениях очень сильная. Шафиитские учённые говорят о нежелательности того, что является запрещённым у маликитов и ханбалитов. Причина этого разногласия — разный подход к основе — закрытие средств.

И если, это стало ясно, то некоторые из наших современников мотивировали запрет второго джамаата (даже в тех границах о которых было упомянуто в начале этой работы) тем, что это ведёт к расколу мусульман и возникновению вражды между ними, подкрепляя своё мнение иждихадом учённых, которые построили своё мнение под влиянием обстоятельств, причин имевших значение в их время, несуществующих или практически несуществующих в наше время.

И если будет угодно Аллаhу, то по окончании разбора следующих слов читателю станет предельно ясно, что недостаточно знать миллион высказываний и обладать возможностью их перевести с арабского языка, однако необходимо понимать кем, когда, кому и по какой причине они были сказаны. В противном случае можно наломать много дров.

Вот слова учённых, которые некоторые посчитали полностью совпадающими с их мнениями.

Говорит имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллаh):...и если в мечети будет постоянный имам, и один человек или группа не застали общую молитву в джамаате, то они молятся по отдельности, и я не одобряю что бы они прочитали намаз в джамаате, однако если они всё же сделали намаз в джамаате, то их намаз будет действительным. И я не считаю это нежелательным для них кроме как потому что салляф до нас не делали этого, более того некоторые из них строго порицали это. И я считаю, что нежелательность того, кто считал это действие нежелательным не было кроме как из-за того что это приведёт к разногласию, а так же не захочет человек читать намаз за имамом, и будет отстраняться он, и кто хочет от мечети во время намаза,и если намаз закончится, то они составят джамаат. И в этом будет разногласие и расхождение единого слова, что является порицательным. И я не считаю это нежелательным кроме как в мечети в которой есть постоянный имам и муззин. Что же касается мечети на дороге и в стороне в которой нет постоянного имама и муаззина и в ней молятся проходящие ними этой мечети, то я не считаю это нежелательным (создание второго джамаата), так как в этой ситуации нет того смысла который я описал из разделения слова нежелания кого-то читать намаз за имамом, и они возьмут кого то другого имамом. см.Альумм. 1\180

И здесь в ввиду небольшой, но имеющей значение разницы между переводом автора «можно ли...» слов имама Ашшафии и нижеприведённого, решил привести слова имама в оригинале:

ولا احب أن يصلوا فيهقال الشافعى: وإذا كان للمسجد إمام راتب ففاتت رجلا أو رجالا فيه الصلاة صلوا فرادى جماعة فإن فعلوا أجزأتهم الجماعة فيه وإنما كرهت ذلك لهم لانه ليس مما فعل السلف قبلنا بل قد عابه بعضهم (قال الشافعي) وأحسب كراهية من كره ذلك منهم إنما كان لتفرق الكلمة وأن يرغب رجل عن الصلاة خلف إمام جماعة فيتخلف هو ومن أراد عن المسجد في وقت الصلاة فإذا قضيت دخلوا فجمعوا فيكون في هذا اختلاف وتفرق كلمة وفيهما المكروه وإنما أكره هذا في كل مسجد له إمام ومؤذن فأما مسجد بنى على ظهر الطريق أو ناحية لا يؤذن فيه مؤذن راتب ولا يكون له إمام معلوم ويصلى فيه المارة ويستظلون فلا أكره ذلك فيه لانه ليس فيه المعنى الذى وصفت من تفرق الكلمة وأن يرغب رجال عن إمامة رجل فيتخذون إماما غيره وإن صلى جماعة في مسجد له إمام ثم صلى فيه آخرون في جماعة بعدهم كرهت ذلك لهم لما وصفت وأجزأتهم صلاتهم

الأم 1 \ 180

Слово имама Ашшафии — я не посчитал это нежелательным кроме как потому что саляф до нас не делали этого, более того некоторые из них строго порицали

وإنما كرهت ذلك لهم لانه ليس مما فعل السلف قبلنا بل قد عابه بعضهم

отрицание действие саляф может нести два смысла.

1) не было их привычкой создавать второй джамаат. В этом случае это выходит из нашей темы, так как в нежелательности этого нет разногласия.

2) и это ближе к контексту. Нежелательность в любом случае.

Значит имам Ашшафии (да смилуется над ним Аллаh) отрицает это действие, и как об этом известно, что - отрицание чего-то не означает отсутствие, предел этого - отсутствие знания. И так же как это известно, что если достоверный человек сообщает о том, что отрицает другой, то утверждающий (мусбит) ставиться перед отрицающим (нафи), и это правило так же упомянуто в работе о шевелении пальца в намазе, которая расположена на сайте — toislam.com — и конечно это правило не используется только в отношении вопроса шевеления пальца.

И если это стало ясно, то имам Аттирмизи (да смилуется над ним Аллаh) после того как привёл хадис Абу Саид (да будет доволен им Аллаh), о котором пойдёт речь в своём месте, если это будет угодно Аллаhу, в котором Посланник Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) побудил к созданию джамаата для опоздавшего, сказал: и это мнение не только одного из обладающих знанием из сподвижников Посланника Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) и других из числа табиинов. Они сказали: Нет проблемы в том что бы группа людей прочитали джамаатом намаз в мечети, в которой уже была совершена молитва в джамаате. И это мнение Ахмада и Исхака. см. джамиутирмизи. Стр. 55. хадис 220.

Так же в своём месте придёт реальное подтверждение слов Аттирмизи (да смилуется на ним Аллаh), если это будет угодно Аллаhа. Однако можно понять отрицание имама Ашафии как отрицание частичное, то есть не делали некоторые, и может быть это наиболее ближе к контексту, так как затем он сказал:

- И я считаю, что нежелательность (причина нежелательности) того кто считал это действие нежелательным не было кроме как из-за того, что это приведёт (может привести) к разногласию, а так же к тому, что кто то не захочет читать намаз за имамом и будет отстраняться он, и кто хочет от мечети во время намаза и если намаз закончится, то они составят джамаат. И в этом будет разногласие и расхождение единого слова, что является порицательным. И я не считаю это порицаемым кроме как в мечети, в которой постоянный имам, что же касается мечети на дороге и в стороне в которой нет постоянного имама и муаззина и в ней молятся проходящие мимо этой мечети, то я не считаю это нежелательным (создание второго джамаата), так как в этой ситуации нет того смысла, который я описал из разделения слова и нежелания кого то читать намаз за имамом, и они возьмут кого то другого имамом.

(قال الشافعي) وأحسب كراهية من كره ذلك منهم إنما كان لتفرق الكلمة وأن يرغب رجل عن الصلاة خلف إمام جماعة فيتخلف هو ومن أراد عن المسجد في وقت الصلاة فإذا قضيت دخلوا فجمعوا فيكون في هذا اختلاف وتفرق كلمة وفيهما المكروه وإنما أكره هذا في كل مسجد له إمام ومؤذن فأما مسجد بنى على ظهر الطريق أو ناحية لا يؤذن فيه مؤذن راتب ولا يكون له إمام معلوم ويصلى فيه المارة ويستظلون فلا أكره ذلك فيه لانه ليس فيه المعنى الذى وصفت من تفرق الكلمة وأن يرغب رجال عن إمامة رجل فيتخذون إماما غيره

Из предыдущих слов имама Ашшафии (да смилуется над ним Аллаh), становиться предельно ясно, что те из саляф, которые считали нежелательным создавание второго джамаата, причиной этому не является ничего кроме боязни, что это приведёт к разделению мусульман, так как имам Ашшафии использует слово указывающее на ограничение انما и это указывает на очень важную вещь, а это то, что это действие даже те из саляф, о которых упомянул имам Ашшафии, не считали это действие запрещённым в своей основе, то есть не считали что это бида. Доказательство этому стиль ограничения, который использует имам Ашшафии, так же нет смысла в выражении типа — я не считаю желательным бить по голове имама после каждого намаза приближаясь таким образом к Аллаhу; и мотивировка этой нежелательности — так как это действие причиняет неприятности имаму. Как будто если имам будет доволен, то такой тип поклонения является разрешённым. Поэтому он разрешил это в проходной мечети мотивировав это тем что так как в этой ситуации нет того смысла, который я описал из разделения слова и нежелания кого то читать намаз за имамом, и они возьмут кого то другого имамом.

Так же, так как имам Ашшафии опирается на некоторых саляф в этом вопросе, то значит он так же опирается в запрещении на мотивировку, вероятность того, что это действие хоть и является разрешённым в основе (как это стало ясно), однако оно может привести к разделению. И эта вероятность и есть та причина, которая заставила его сказать о нежелательности этого действия. Указывает на это так же то, что имам Ашшафии говорит о достоверности намаза тех, кто всё таки прочитают намаз в джамаате, и если бы это действие в основе своей, само по себе было бы запрещено как то, чего вообще нет в религии, то как это поклонение может быть действительным? Как спадёт с человека обязанность читать магреб, если он читает его в 5 ракатов например?

И на это указывают слова учённых шафиитов, которые скоро будут приведены, если на то будет воля Аллаhа.

И если всё это стало понятно, то это одно из немногих положений в которой имам Ашшафии вывел своё мнение на основе «закрытие средств». В противоположность своему основному мнению в этом вопросе.

Говорит имам Азаркаши (шафиитский учённый) (да смилуется над ним Аллаh) в разделе — закрытие средств (саду зариа) после того как упомянул разногласие в этом вопросе между шафиитами и маликитами

- и сказал имам Ашшафии в книге Аль буити о нежелательности собираться в мечети (выполнять намаз джамаатом), в которой уже была совершена молитва если в ней есть постоянный имам. Он сказал: Я не считаю это нежелательным кроме как потому, что некоторые люди недовольные имамом, будут читать намаз за другим имамом.

Затем имам Азаркаши привёл несколько вопросов, в которых имам Ашшафии вывел некоторые мнения на основе закрытия средств. см. Альбахру ль мухит. 4 \ 358

Заметьте, что имам Ашшафии (да смилуется над ним Аллаh) использует здесь тот же ограничительный стиль в мотивировке нежелательности, что ещё раз подтверждает, то о чём было сказано выше.

Вот слова других шафиитских учённых в этом вопросе.

Говорит имам Ашшайрази (да смилуется над ним Аллаh): если будет мечеть в которой есть постоянный имам, является нежелательным возобновлять там джамаат, так как может быть он (имам) подумает, что этот человек (или несколько) таит хитрость и нечестие. И если мечеть будет на рынке или на дороге, то не будет нежелательным возобновлять в ней второй джамаат, так как в этом случае, это не поймётся (не расценится) как желание хитрости (заговора)...

Говорит имам Аннуауи (да смилуется над ним Аллаh) в объяснении этих слов:Что же касается положения вопроса, то как об этом сказали учённые нашего мазхаба: если в мечети есть постоянный имам, то является нежелательным создавать в ней второй джамаат без разрешения имама...и это мнение является известным, правильным. Привёл имам Аррафии (да смилуется над ним Аллаh) другое мнение, что это не является нежелательным в разделе азан (в его книге Альазиз шарху ль уажиз), однако это мнение является слабым, противоречащее большинству... и если мечеть будет проходной или не будет проходной, однако в ней нет постоянного имама, то не будет нежелательным создавать там второй джамаат... см. Альмажмуа 4 \ 221 \ 222

Как это известно, никто не имеет право о чём то заявлять в религии Аллаhа, выносить какие то шариатские решения, говорить о действительности той или иной причины, мотивировки и т.д. кроме как приводя доказательство на достоверность своего заявления из Корана или Сунны.

Поэтому если какой то учённый мотивирует то или иное положение какой либо мотивировкой, то для того чтобы это положение было действительным, нужно что бы в нём собрались две вещи 1) указание шариатских доказательств на принимание шариатом во внимание эту мотивировку. Поэтому если кто то скажет - желательно читать намаз когда идёт дождь, то он будет спрошен о связи между чтением намаза и дождём. 2) если даже мотивировка и будет достоверной, то нужно удостоверится в её наличии в той конкретной ситуации, в отношении которой выносится шариатское решение, так как шариатские положения вращаются со своими причинами в состоянии присутствия и отсутствия как об этом упоминалось, и если кто сказал, что можно кушать мертвечину даже при наличии другой еды, так как шариат разрешил это в определённых ситуациях, то в лучшем случае этого человека посчитают идиотом, так как в той ситуации нет той причины, наличие которой делает достоверным решение о разрешении, а это сильный голод.

И если это стало ясно, то вернёмся к словам учённых, которые некоторые наивно полагают говорят о том, что им кажется.

Слова шафиитских учённых предельно ясны. Положение нежелательности الحكم بالكراهة они мотивировали мотивировкой العلة- которая выражается в вероятности того, что это действие может привести к расколу среди мусульман, а точнее это может повредить имаму, поэтому имам Аннауаи конкретизировал эту нежелательность его разрешением, и разрешили это в проходной мечети или в мечети, в которой нет постоянного имама так как в этой ситуации нет этой вероятности, поэтому علة الحكم мотивировка (причина) положения у этих учённых — вероятность приведения этого действия к вреду.

И здесь первое, что тебе должно прийти в голову — что заставило учённых, которые спорят о том какое положение дать сделке в которой продающий оружие не сомневается в том, что покупатель отправится рубить этим оружием головы мусульман — является ли эта сделка сильно нежелательной или запрещённой, что их заставило в один голос заявить о нежелательности второго джамаата?! Какой сильной должна быть вероятность возникновения того вреда о котором они упомянули мотивируя им нежелательность?

Однако тот кто хоть немного знает историю знает о том, что делает фанатизм с человеком. Это человек знает о том, что ещё в нашем веке во многих больших мечетях представители каждого мазхаба читали намаз за своим имамом. Так же во времена сподвижников появились разные течения непризнающие намаз за тем кто не разделяет их убеждений. И это положение предельно известно.

Говорит имам Такий дин абу бакр альхусейни (шафиитский учённый) (да смилуется на ним Аллаh) в разделе молитва в джамаате: ...чем больше будет людей в мечети, тем лучше. И если вблизи дома будет мечеть, однако в ней мало молящихся, а в дальней мечети больше людей, то молитва в дальней мечети лучше кроме двух случаев — 1) если это приведёт к полному оставлению джамаатом ближней мечети 2) если имам будет нововведенцем как мутазилит или другой, так же если имам будет ханафитом, так как он не считает обязательными некоторые части намаза, так же если он будет маликит или кто то другой...сказал Абу исхак (имам Шейрази): намаз в одиночку лучше чем намаз позади ханафита. см. Кифайяту ль ахъяр.1 \ 282

Нет сомнения в том, что начитавшийся таких пожеланий, добропорядочный шафиит предподпочтет подождать пока имам ханафит или маликит закончит намаз, а затем прочитать с такими же как и он намаз в джамаате, поставив своего имама — шафиита. Так же нет сомнения в том, что имам ханафит или маликит начнёт сильно нервничать наблюдая пусть не каждый день, однако достаточно часто одну и ту же группу читающих намаз после него, так же наверняка молящиеся ханафиты сторонники имама будут не в восторге от этого, наверняка это породит как минимум неприязнь друг к другу. Поэтому нет сомнения в правильности мнения нежелательности создавания второго джамаата при таких обстоятельствах для всех, так как первое о чём подумает имам в таком случае если увидит новый джамаат; это нежелание этих людей за ним читать намаз. И так как единство мусульман является обязательным как и причины приводящие к этому, и раскол является запрещённым вместе с причинами приводящими к этому, то в этом случае то, что приводит к этому расколу будет запрещено даже в основе своей оно будет разрешено, так как в этом случае эта основа столкнулась с другой более сильной основой, как в вопросе поедания мертвечины, который был приведён в пример. И это касается всего, что может стать причиной раскола мусульман, и не только вопроса создания второго джамаата.

Ведь слова шафитских и других учённых не является хадисом, в котором говориться — как бы вы не прочитали второй джамаат, всё равно это приведёт к расколу -, это всего лишь слова людей сказанных под влиянием событий имевших место в их время. И ты не перестаёшь удивляться тем, кто заявляет о следовании доказательствам и порицающих так называемых мазхабистов, ты находишь их вцепившихся за слова учённых которые даже и не указывают на то, о чём они говорят (как это скоро предельно станет ясно с помощью Аллаhа) оставляют работу по хадису заявляя о том, что в них нет ясного и точного указания, и в то же время предельно ясно видят, что разрешение приводит к разделению, хотя вероятность того, что имам какой то мечети в наше время (по крайней мере здесь в Египте) разозлиться увидев постоянно приходящих в мечеть, однако в этот раз опоздавших и прочитавших намаз в джамаате, мысль о том что имам заподозрит что то плохое не придёт кроме как к тому, кто знает что имам параноик, и тогда ему вообще нельзя за ним читать намаз, либо ему самому необязательно совершать молитву.

Поэтому если автор «можно ли...» считает, что имам Ашшафии прекрасно разъяснил этот вопрос, как об этом заявлено в его работе, то он вынужден принять понимание имама Ашафии той единственной причины побудившей тех саляф, которые считали нежелательным создание второго джамаата (хотя та ограничительная форма которую использует имам Ашшафии не заметна в его переводе), а значит полнота следования за саляф будет в принятии во внимание причин заставивших их принять то или иное решение. И если шариатские положения упомянутые в Коране и Сунне вращаются со своими причинами как об этом было упомянуто с приведением примера из Сунны и слов шейха Усеймина, то нет сомнения в применении этого правила к словам и действиям людей, чьи решения подвергаются влиянию различных факторов, которые могут отсутствовать в другой ситуации. И это наверно не является чем-то новым для автора «можно ли...».

Говорит шейх Альбани (да смилуется над ним Аллаh) в ответе на вопрос по поводу законности второго азана на пятничную молитву установленного Усманом (да будет доволен им Аллаh) после того как Медина расширилась: и мы не считаем законным следование за тем, что сделал Усман (да будет доволен им Аллаh) абсолютным образом, без никаких ограничений. Ведь мы узнали из того что преследовало, то что второй азан был добавлен по понятной причине, а это многочисленность людей и отдалённость их домов от мечети Пророка (милость Аллаhа ему и мир). И тот кто не обращает внимания на эту причину и ухватился за азан Усмана абсолютно, он не будет следующим за ним (да будет доволен им Аллаh), однако будет противоречить ему. Так как не посмотрел внимательно на ту причину, которая, если бы не её наличие, то Усман ничего бы не добавил к сунне Посланника Аллаhа (милость Аллаhа ему и мир) и сунне двух халифов после него (да будет доволен ими Аллаh).

Значит не будет следование за Усманом (да будет доволен им Аллаh) истинным, кроме как осуществиться (будет существовать) причина из за которой добавил Усман азан, а это многочисленность людей и отдалённость их домов от мечети. см.Альажуибату аннафиа 20

Затем некоторые будут спрошены: Из ваших слов понимается, чтоمناط الحكم - манатуль хукм - (то описание, причина, за которое цепляется положение. И придёт в своём месте более подробное объяснение этого термина, если на то будет воля Аллаhа) у вас мечеть с постоянным имамом. Второй джамаат в ней будет нежелательным так как это обязательно приведёт к расколу мусульман, и мечеть на дороге в которой нет постоянного имама, Второй джамаат в ней будет разрешённым, так как это ни в коем случае не приведёт к расколу. Здесь возникает вопрос: В каком аяте или хадисе Аллаh и Его Посланник упомянули эту терминологию и сделали результат соединения мечети с постоянным имамом и второго джамаата в нём — раскол мусульман, таким образом, что как бы этот намаз не произошёл это обязательно вызовет раскол мусульман, понимаем мы как это происходит или нет?

Или это иждихад учённых которые разделили эти положения отталкиваясь от того, что второй джамаат в мечети с постоянным имамом в той ситуации в которой они жили, в этом была большая вероятность возникновения проблем? Представьте, что в одной из мечети в который постоянный имам, и каждый раз когда опоздавшие в строгом порядке читают намаз по одиночке, этот имам начинает сильно нервничать, обвинять их в том, что они подозревают в нём деспотичность и нежелание того чтобы мусульмане были одним джамаатом, так же молящиеся в этой мечети косо смотрят на этих людей считая их фанатично придерживающихся своего мнения и между ними на этой почве происходят разногласия, и каждый раз когда кто то из посторонних опаздывает, и так же молятся по отдельности, на них косо смотрят и считают что они все заодно. В противоположность этому мечеть в которой нет постоянного имама, например на рынке. Перед входом в неё толпятся различные группы нежелающие читать друг за другом намаз и ждущие своей очереди, когда другая группа закончит намаз.

Какое ваше мнение в этом вопросе? Если будете держаться за терминологию, которой нет ни в Коране ни в Сунне, и которая сама по себе не может быть тем за что цепляются положения кроме как если она будет связанна со смыслами имеющих значение в шариате, то над вами будут смеяться даже куры на рынке, в котором находиться мечеть без постоянного имама, если же вы вернётесь к разуму,и разрешите джамаат в первом случае и запретите во втором, то сделаете то, чего не делали саляф как вы об этом заявляете.

И здесь предельно становиться ясно с помощью Аллаhа, что нежелательноcть у шафиитских и других учённых связана со степенью приведения этого и других действий к запрещённому, как это очевидно из их слов, однако эта вероятность должна действительно существовать, а не быть просто наущением шайтана и если всего этого нет, то вопрос остаётся открытым: Что является основанием для нежелательности создания второго джамаата для опоздавших например здесь в Египте, где эти джамааты никто даже и не замечает, не говоря уже о том, что это может привести к расколу, более того если кто то и попытается запретить опоздавшим создать джамаат он будет воспринят как нехороший человек, как вносящий раскол среди мусульман, разъединяющий их? Или будем продолжать бредить: раскол, имам Ашшафии сказал, постоянный имам и т.д.?

Поэтому в заключении анализа слов шафиитских учённых нужно сказать, что их слова не указывают на то, что им приписали некоторые, так как они повесили нежелательность на вероятность приведения этого действия к разделению мусульман, что отсутствует в наше время или практически отсутствует, так же они обусловили эту нежелательность разрешением имама как об этом сказал имам Аннауи (вернись к его словам), а это значит, что нежелательность у них так же уходит в случае его разрешения, что присутствует в наше время в большинстве случаев, так как известно, что необязательно чтобы это выражалось в письменной форме, однако люди узнают между собой такие вещи как гнев, довольство и т.д. отталкиваясь от традиций признанных между ними и форм общения, и честно говоря за всё время нахождения в Египте ни разу не увидел,что бы какой то имам налился гневом при виде джамаата опоздавших.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных