Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;МУЖЕСТВЕННЫЕ" ПСЫ И "ЖЕНСТВЕННЫЕ" КОШКИ




 

Рассуждая таким образом, мы получили еще один важный признак кошек и собак: скромная простая окраска собак в противоположность бросающейся в глаза, претенциозной расцветке кошек - у всех, кроме льва. Теперь мы попытаемся привести в созвучие с этим качеством представленные во второй главе признаки.

Замкнутый в себе, округлый облик как больших, так и малых кошек соединен со значительной агрессивностью: приручить тигра, ягуара или пантеру удается лишь с большим трудом. Маленькие кошки тоже кровожадны, дики и воинственны. Напротив, львы, особенно самцы, ленивы, медлительны, с неким часто как бы апатичным превосходством.

И у собак отсутствует эта непосредственная дикость. Ни лиса, ни шакал, ни волк не нападают без нужды. Они берут себе то, что им надлежит, не больше. Именно современные исследования заново открыли эту сторону жизни волков. Переживания, описанные супругами Крислер* во время их жизни среди молодых волков на Аляске, пронизаны трогательным пониманием этих животных. У ставшего доверчивым волка открываются удивительные очарование, сочувствие и привязанность. И здесь может неожиданно прорываться агрессивность, но по сравнению с кошками она не так захватывает и не так продолжительна.

Поэтому мы можем указать на параллель, существующую между украшающим мех рисунком и характером поведения этих животных. Для диких агрессивных кошек характерен пестрый, часто ярко разрисованный мех. Наоборот, собаки, которые гораздо более миролюбивы, обнаруживают более простую и однотонную расцветку. Единственные пятнистые собаки, гиены, являются крайне агрессивными хищниками. Поэтому можно предположить, что у хищников более сильная внутренняя возбудимость открывается в цвете и рисунке шкуры.

Сухантке указал на подобное же явление в царстве птиц. И там обнаруживается явная связь между рисунком, цветом, "выставлением напоказ" - и эмоциональностью поведения. Чем проще и беднее оперение, тем красноречивее проявляется способность заботиться о потомстве.

Но если мы обратимся теперь к принципу, формирующему тело кошек и собак, то не так-то легко будет понять взаимодействие телесного строения и характера. Ведь округлость и большая замкнутость кошачьего тела должны бы свидетельствовать о большей мягкости. Тогда как угловатые формы волка и лисы, развитая пасть, большое число зубов, резкость движений должны бы указывать больше на дикость и агрессивность. Нет ли здесь противоречия? Или существует противоположное сочетание формы и цвета, облика и рисунка? Здесь мы встречаемся с особой проблемой, выступающей уже в языке. Как само собой разумеющееся мы произносим слово "der Hund" с мужским артиклем, a "die Katze" - с женским, и тем самым ставим их обоих в определенное положение. Здесь мудрость языка выражает нечто, что полусознательно выступает навстречу нашему непосредственному ощущению. Мы не можем не переживать кошку "женственной", а пса - "мужественным". Тем самым мы можем говорить об округло-женских формах кошек и угловато-заостренных мужских формах у собак. Но это находится в явном противоречии с характером поведения.

Это противоречие может быть снято, только если принять во внимание указания Рудольфа Штайнера, сделанные им в отношении двух полов у человека. В докладе "Мужчина и женщина в свете духовной науки" он показал, сколь противоположно и несовместимо характеризовали оба пола на рубеже столетия.

"Одни находили, что основной чертой женщины является, например, вспыльчивость и гневливость, другие преобладающим качеством считали покорность и смирение. И снова другой исследователь... приходит к выводу, что сущность женщины лучше всего выражается в чувстве преданности, а еще один - во властолюбии, третий - в консерватизме, а четвертый находит, что женщина как раз и есть революционное начало в мире."

Получаются те же противоречия, что и встретившиеся нам при рассмотрении кошек и собак. Рудольф Штайнер принимает эти противоположности и показывает, что их существование вполне оправдано, только мы должны учиться смотреть сквозь выступающие здесь антиномии.

 

Прежде всего он указывает на четырехчастное деление человека, который наряду с физическим телом скрыто несет в себе также эфирное тело, или тело образующих сил. Кроме того, душевное тело и "Я". Он говорит: "Прежде всего мы коснемся здесь физического и эфирного тел. И здесь скрывается также разрешение загадки поведения полов... Человек по своей сущности является примечательным организмом; а именно, его эфирное тело лишь частично является оттиском физического тела. В отношении пола все обстоит иначе. У мужчины эфирное тело женское, а у женщины мужское. Пусть это и покажется сначала несколько странным, но более глубокое рассмотрение должно привести к тому, чтобы увидеть этот чрезвычайно значительный факт: в сокровенном каждого человека присутствует нечто от другого пола."

Это описание приподнимает завесу над одной частью тайны, окружающей кошачьих и собачьих. Мы начинаем понимать их "значение". Собаки являют миру мужское тело. Но в нем живет женское эфирное тело; оно определяет характер всего собачьего отряда. Эти животные - безропотные, преданные своему господину и миролюбивые. А мужское физическое тело делает их борцами и защитниками. В диком рыскучем волке на передний план выступают "физические" свойства, также и в мудрой, часто хитрой лисе. А у шакала, и в первую очередь у связанной с человеком домашней собаки сильнее выступают женско-эфирные признаки.

Наоборот, у кошек мы находим преимущественно развитым женское физическое тело. Они внешне мягкие, любят умываться и прихорашиваться, и вообще им присущи качества, которые мы должны назвать женскими. Но за этим скрывается мужское эфирное тело, оно-то и расцвечивает шкуру. Оно же - носитель дикого характера хищника, его агрессивности.

Рудольф Штайнер добавляет к этому еще следующую характеристику: "Женщина во внутреннем несет мужские качества, а мужчина женские. И если мужчина становится борцом в силу своей внешней телесности, поскольку храбрость связана с внешней организацией его тела, то женщина обладает внутренней храбростью, способностью жертвенной отдачи. "

Последнее как раз и является физически обусловленным качеством пса; напротив, воинственное поведение прорывается из мужского эфирного тела кошки.

"Мужчина, - продолжает Рудольф Штайнер, - созидая, поглощен тем, что находится вовне. Женщина действует в мире с жертвенным смирением и пассивностью".

Мы можем добавить: то, что у женщины, обусловленное физически, становится беззаветной жертвенностью, проявляется, действуя эфирно, в семействе собак. Таким же образом обусловленная физическим активность мужчины превращается во взрывную неуравновешенность кошек, коренящуюся в эфирном.

Если мы чуть дальше проследим это рассмотрение, то выявится коренное различие между человеком и хищниками. Разделение полов в человечестве, повлекшее за собой глубокое разделение на мужчину и женщину, выступает в описанном только что царстве кошек и собак не только как разделение на самок и самцов, но пронизывает целые группы животных. Все собаки, самцы ли, самки ли, почти без различий проявляют одни общие черты характера, которыми в роде Homo sapiens может обладать только мужчина. И подобным же образом у всех кошек, за исключением только львов, обнаруживаются качества-женщины.

Мы начинаем понимать, что значение полов у человека и у хищников совершенно различно. У человека при разделении на мужчину и женщину возникает столь глубокое различие, что - если перенести его на животных, - оно приводит к двум различным отрядам. Эту тенденцию можно проследить сквозь все семейство млекопитающих. Всюду как раз близко стоящие к человеку животные по сравнению с ним самим проявляют лишь незначительные различия между самками и самцами. Даже там, где к мужским признакам прибавляются рога, различие в физическом строении и поведении обоих полов относительно невелико.

Только у человека оно проникает так глубоко в телесную организацию и поведение индивидуальности, что возникает почти что два различных биологических вида. Мужчина много мужественнее любого животного-самца, а женщина, даже при всех отклонениях, более женственна, чем любая животная самка. Ибо в человеческом роде разделение на мужчину и женщину происходило таким образом, что этим было охвачено все физически-эфирное тело. Из-за того, что мужчина носит мужское физическое и женское эфирное тела, а женщина, наоборот, женское физическое и мужское эфирное, разделение стало полным. Здесь противостоят друг другу две огромные полярности. Мужчина и женщина - это выражение двух исконных противоположностей.

У животных это не так. Даже если у многих птиц самки и самцы заметно отличаются по расцветке, рисунку перьев и поведению, все же и здесь, по сравнению с человеком, разница минимальна. А там, где эта разница выражена очень сильно - как, например, у насекомых (достаточно вспомнить трутней и пчелиных цариц, или гигантских самок термитов, или огромное различие самок и самцов у пауков) - все дело скорее не в половом диморфизме, а в получившем телесное выражение процессе разделения труда. Трутни заботятся об оплодотворении, на пчелиную царицу возложена "задача" откладывания яиц. Но это лишь внешне связано с полярностью "мужское - женское".

Только выяснив это, мы начинаем прикасаться к двойственности собак и кошек. В них. воплощен образ мужского и женского человеческого тела. Пес - это изображение мужчины, кошка - изображение женщины, если принимать во внимание эфирно-физическую природу человека. Именно поэтому столь особенно положение обеих этих групп по отношению к человеку.

Одно арабское предание из Палестины гласит: "Некогда, когда мир еще был юн и нов, каждому животному была дана одному ему определенная задача. А кошка и пес были освобождены от всякой низкой работы. Пса освободила от всяких обязанностей его верность, а кошку - чистоплотность и опрятность. Им был выдан письменный документ, подтверждающий это решение. Пес забрал грамоту себе и закопал ее там, где обычно прятал старые кости. Но в лошади, осле и воле пробудилась такая ревность, что они подкупили крысу найти это подземное захоронение и уничтожить документ. Так и случилось, и с тех пор пес за свою небрежность был посажен хозяином на цепь, а кошка так его никогда и не простила." В завуалированной форме сквозь эту историю звучит рассказ о грехопадении. Многие другие легенды и сказки, рассказывающие о кошках и собаках, подобным же образом указывают на эту тайну. Например, она затрагивается в различных переложениях сказки о "Бременских музыкантах". Ибо осел представляет физическое тело, пес и кошка эфирное, а кукарекающий, хлопающий крыльями петух - образ души. Только все четверо вместе могут действовать, как один человек.

Трехчленность человеческого организма и полярность кошек и собак.

Если мы снова возвратимся ко второй главе этого описания и еще раз проведем перед глазами морфологические различия между кошками и собаками, то мы сможем теперь это сделать, принимая во внимание различия между мужчиной и женщиной.

Мы указывали, что у собак лучше, чем у кошек проработаны органы чувств и конечности. У кошек, наоборот, сильнее развита нервная система и система обмена веществ. Мы нашли, что собаки больше живут в дыхании, а жизнь кошек определяется больше кровообращением и сердечной деятельностью. Если мы сопоставим эти различия, то получится следующее:

Собачьи Кошачьи

Органы чувств Нервная система

Легкие и дыхание Сердце и кровообращение

Конечности Обмен веществ

При взгляде на это становится очевидным, что тут представлена как бы разделенная на две части та трехчленность человеческой организации, которую с самых разных точек зрения описывал Рудольф Штайнер, начиная с 1916 г. У собак особенно выделяется система ощущений, дыхание и строение конечностей. Эта сторона открывает, так сказать, "мужской" характер этой группы. И мужчина в среднем больше, чем женщина; ноги и руки у него длиннее и лучше проработаны, чувства острее, его жизнь определяется больше дыханием. Грудная клетка у него больше, плечи шире и дыхание глубже, чем у женщины.

Напротив, женский организм - как и у кошек - сильнее пронизан обменом веществ. С этим связаны регулы, а также возможность забеременеть и приносить развивающемуся плоду необходимое питание. На время беременности изменяется и вся система циркуляции, и сердце испытывает увеличение нагрузки. Не умом, позволяющим мужчине погрузиться в то, "что живет вовне" - но в беззаветном смирении пассивности действует женщина в мире. Это позволяет ей большая проработанность нервной системы.

Но теперь еще яснее становится то, что собака физически определяется своими мужскими чертами, тогда как в ее характере запечатлены женско-эфирные силы. А кошка физически представляет собой отражение женского организма; ее поведение, напротив, находится во власти мужских эфирных сил. У человека здесь происходит обратное. Женское эфирное тело действует определяюще на мужское физическое тело. А мужской характер определяется мужским физическим телом. Наоборот, мужское эфирное тело образует женскую конституцию, тогда как женское физическое тело строит женский характер. Но этих сложных связей здесь можно лишь коснуться. Кто пытается, наблюдая и размышляя, вжиться в эти представления, тот быстро научится понимать особое положение собак и кошек. Они являются выражением действующей во всем творении полярности между мужским и женским. Оба, где и когда они бы не появлялись, несут в себе обе стороны.

Мужественный пес женскую отдачу, женственная кошка мужскую агрессивность. Поэтому Иштар - Венера ассиро-вавилонской мифологии - проявляет как женские, так и мужские черты. Как вечерняя звезда, она являлась олицетворением великой любви и самоотвержен; ности. Как утренняя звезда, она являла первозданно мужскую силу и мощь. На ассирийских изображениях она носит большую бороду, и тем самым - подобно богу Ассуру - приоткрывает свою львиную природу.

Тут увидена сущность "царя зверей". Та мужская сила, которая у всех остальных больших и маленьких кошек выражена в агрессивности, прорывается здесь в физическое формообразование. Возникает грива и делает королевского льва - утреннюю звезду – признанным властелином. Он, единственный среди всех кошек, получает мужское тело, хотя и принадлежит женскому роду. В этом двойственность его природы.

В иной форме эго проявляется в культах древнего Египта. Там были две богини, обе имевшие человеческий облик и носившие львиную гриву. Сахмет, "могучая", почиталась в Мемфисе. "Она, богиня войны - как первозданная змея фараона – извергающая огонь". Ее обратной стороной была богиня Бастет, кроткая и миролюбивая. В руке она носила трещотку танцовщицы и корзину. Египтяне переживали обеих, как "единое". Они говорили об одной личности, которая миролюбива как Бастет и ужасна, как Сахмет. Тем самым они указывали на тайну, что Сахмет представляет мужское эфирное, а Бастет, наоборот, женское физическое тело кошки.

А боги с собачьими и шакальими головами были у египтян мужской природы. Это были либо боги умерших (Анубис), либо же те, чьи изображения выносились перед сражением. "Открывающие путь" шли перед Озирисом и были его сподвижниками. В качестве атрибутов они носили палицу и лук. Они указывали на физически-мужскую природу пса, и их головы больше были похожи на головы волков. А Анубис, с головой пса, служил умершим, которых он вел к посмертному просветлению. Здесь почиталась и образно изображалась верность и сила самоотдачи эфирной природы собак.

В этих мифологических образах открывается тайна, которую носят с собой собаки и кошки: их мужская и женская организация, сделавшая их с древнейших времен спутниками человека, которому они, однако, предшествовали в своей высшей сущности как групповые души.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных