Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга Иова 18 (Глава 42).




В последней части книги Иова (это «эксод») говорится, что Иов принёс о своих друзьях жертву, и тем они были избавлены от смерти. И вслед за тем, Господь особым образом возвеличил Иова, буквально «взрастил»Иова. Вот чтобы понять что это такое «взрастил», нужно вспомнить, как Бог благословил первых людей человечества адама. Книга Бытия 28 ст 1гл «И благословил их Бог говоря: растите и множьтесь». Первое – растите (ауксанеста) относилось к внутреннему развитию человечества, это было основное. Второе – множьтесь (тюнесте) относилось к внешнему развитию, то есть увеличение числа человеков на земле, к размножению. И в решительные моменты Священной Истории после грехопадения Господь возобновлял нечто из тех благословений, которые Он дал первым людям. Например для Ноя и сынов его после Потопа, для Авраама, для Измаила и вот теперь для Иова. И на Иове пострадавшем и претерпевшем мы хорошо видим что такое духовный рост и благословение Божье «растите». Ибо Сам Господь взрастил или возвеличил Иова. Через Иова произошло в Церкви то, о чём ап. Павел говорит применительно к Церкви Христовой. Это называется «взращение» или «приращение» тела Христова «ауксесис». Взращение тела Христова, когда мы любовью, говорит Апостол, взращиваем всё в Того, Который есть глава – Христос. Церковь в Иове возросла. Первое, что мы увидим – Церковь в Иове возросла, а второе – ещё на Иове видно, что такое умножение, то есть, хорошее умножение семьи и имущества семьи.

Глава 42 ст. 10 «Господь же взрастил (возвеличил) Иова, когда он помолился о друзьях своих, оставил им Господь грех их и дал Господь в двое того, что было прежде Иову в удвоение». Господь взрастил Иова. И совсем иное читаем в еврейском тексте: «Яхве возвратил плен Иова». Вот специфическое выражение, что оно означает. Это мы узнаём из Второзакония. Одно из слов благословения, которое Бог изрёк Израилю через Моисея, было «возвратит Господь Бог твой плен твой», ну буквально: возвратит тебя из плена, вернёт прежнее состояние. То есть, по масоретскому тексту получается, что Иов был как бы в плену у дьявола, а Бог его из плена вернул. Однако, в плен народ идёт за богоотступничество, возвращается из плена после того, как возвращается к Богу. А Иов не был богоотступником, он от дьявола страдал невинно. Поэтому, так в греческой Библии, Господь не просто вернул Иова в прежднее состояние, Он именно увеличил, вырастил Иова. В торгуме книги Иова из Кумрана согласуется с Септуагинтой: «И Бог обратился к Иову с милосердием».

В чём Бог дал человеку вырасти? Вот что мы сейчас будем изучать. В чём Бог дал человеку вырасти. Как ветхозаветная Церковь выросла в Иове. Очень выросла. Когда Иов помолился о друзьях своих, то оставил им Господь грех их. То есть, через молитву Иова произошло оставление греха его друзей. Господь оставил друзьям Иова их грех. Священническое служение Иова, когда он жертву принёс, восполнилось. К жертве прибавилась молитва. И конец истории Иова даёт возможность заметить, что есть разрешение греха, и что есть оставление греха. Через жертву происходит разрешение греха. Через жертву происходит разрешение греха.

Ранее, когда друзья Иова сделали, как повелел им Господь, Иов принёс о них жертву, Господь разрешил (элюсен) грех их.

Вот, сравним с тем, что сказано в Евангелии о таинстве священства. «Что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах». По молитве может происходить оставление греха. Теперь, когда Иов помолился о друзьях, Господь оставил им грех. Об оставлении греха мы просим в молитве «Отче наш. И оставь нам долги наша как и мы оставляем должникам нашим». Можно думать, что Иов помолился о друзьях Богу «Оставь им прегрешения их как и я им оставил». Какую молитву Бог даровал Иову не знаем, но молитву Иова Бог исполнил. Он оставил грех.

Некогда, по молитве Авраама был избавлен от смерти Авимелех, царь Герарский, причём Господь назвал Авраама пророком. Впервые это слово тогда было употреблено - «пророк». Применительно к Аврааму. Господь сказал Авимелеху об Аврааме: «Ибо он пророк есть и он помолится о тебе и жив будешь». Ну, возникает вопрос, почему впервые в Писании Авраам был назван «пророк»? Авраам ничего не изрекал. Он пророчествовал о Спасителе своим делом. То есть, по молитве Авраама был спасён Авимелех. Это был язычник, который желал быть праведным. И аналогично по жертвоприношению, которое принёс Иов, Господь избавил его друзей от смерти, а по молитве Иова Господь оставил их пригрешения. Это новое и по существу самое значительное сближение Иова и Авраама. За тем, что Иов сопоставим с Авраамом, мы начали следить от начала Книги, и то же находим в конце книги.

И можно предположить, что для масоретов такое сближение идумеянина Иова с их праотцем Авраамом было неприемлемо. Это предположение, смотрим тексты. В масоретском тексте находим то, чего там нет сравнительно с греческим переводом. Нет слов о разрешении греха через жертву Иова, нет слов об оставлении греха по молитве Иова. Стих 10 перевод с еврейского: «И Яхве вернул плен (т.е. прежнее состояние) Иова, когда тот помолился за друга своего (исправляют за друзей своих) и прибавил Яхве всё, что было у Иова в двое». И к тем расхождениям по смыслу между Септаугинтой и масоретским текстом, которые мы отмечали ранее, прибавляются в этом стихе 10м три новых расхождения по той же самой логике масоретского тексте: принижение Иова и относительно ослабления вины его друзей.

В Септуагинте: Господь взрастил (возвеличил) Иова. В масоретском тексте: Господь вернул Иова в прежнее состояние.

Далее. Принесена жертва. Господь разрешил грех друзей Иова. В масоретском тексте: Господь поднял лицо Иова.

Последнее. Иов помолился, Господь оставил грех друзей и вдвое дал Иову. В масоретском тексте: Иов помолился и Господь вдвое дал Иову. Об оставлении греха речи нет.

В греческой Библии мы видим, как благословение Божье, данное человеку в день сотворения «растите и множьтесь» действовало на праведнике, каким был Иов. Согласно первому члену благословения «растите», Церковь в Иове выросла. Иову было дано принести искупительную жертву. Ему была дарована молитва о друзьях, которая прообразует разрешительную молитву священника об отпущении грехов. Второе. Множьтесь. Согласно второму члену благословения Божия «множьтесь», Бог расплодил самого Иова, дал ему детей и достояние вдвое больше прежнего. Об этом будет речь.

В сопоставлении Септуагинты и масоретского текста видим, что в масоретском тексте не достаёт того, что может быть истолковано как относящееся к возникновению Церкви Христовой. И примеры сейчас будут в следующих стихах, потому что далее описывается великое событие в доме Иова, которое стало прообразом (прообраз это образ будущего события) прообразом пятидесятницы. Читаем 11 стих.

«Услышали же все братья его и сёстры его о всём случившемся с ним и пришли к нему. И все, кто знал его первее евши и пивши у него утешили его, и они дивились о всём, что навёл на него Бог». Остановимся. Они дивились о всём, что навёл на него Бога. Так, в масоретском тексте: «Утешали его за всё то зло, которое Яхве навёл на него». И вот, это выражение, что Яхве наводит зло, (раа) нуждается в комментарии. Вот это выражение нужно правильно понимать, потому что термин «раа» имеет основные значения: это «зло» и «бедствие». Например «не бедствие это старость». Вот, оборот «Язве навёл зло» может иметь в принципе два таких значения «Бог отступается и человека (или народ) постигает то зло, которое он сам творит». Например, Манасия, царь Иуды грешил в самом храме Иерусалимском делал зло, озлобил храм и царство, и сказано: за это Яхвве Эллохим «навёл зло на Иерусалим и на Иуду». То есть, Бог дал совершиться на Иерусалиме тому злу, которым царь озлобил храм Иерусалимский. И второе принципиальное значение это «бедствие». Поскольку Иов страдал не за вину свою ли, детей или, народа; выражение «Яхве навёл зло» в значении «Бог попустил бедствию», то есть, не избавил от лукавого, о чём ясно говорится в прологе. Переводчики на греческий язык, когда работали с этим выражением, могли посчитать, что буквальный перевод «Бог навёл зло (бедствие)», будет соблазнительным. В греческом тексте сказано «Бог навёл на Иова дивное». Пришедшие, кстати, дивились о том. История Иова это дивное, чудесное. Почему? Потому что в страдании Иова открылась слава Божья. Возможно это была главная мысль переводчиков и она согласуется с Евангельской истиной, что невинный страдалец, в Евангелии если помните, это слепорождённый, что невинный страдалец когда исцеляется, на нём являются дела Божии. (Ин 9 гл).

Далее, к Иову сказано: «Пришли братья и сестры и те, кто знал его первее». А где были братья и сестры Иова и все знакомцы, когда Иов страдал? А где были ученики Христовы, когда он страдал? Они рассеялись, как и сказал им Иисус наперёд: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь ибо написано: поражу Пастыря и рассеются овцы стада».

Далее, сказано, что братья и сестры пришли и утешили Иова. «паре калесан». А после Воскресения Христова, рассеянные собрались и им был дан дух, Утешитель «парраклетос». То есть, собрание в доме Иова прообразует Пятидесятницу. Согласно Септуагинте, Иов получил истинное утешение. В масоретском тексте не так. Иову посочувствовали. Пришедшие, как сказано, «сетовали с ним и утешали его». Изменение смысла произошло через прибавление синонима «сетовали» или покачивали головой в знак сочувствия. Точно также покачивали головой и сочувствовали, и для этого пришли к нему, Еливаз, Вилдад и Софар, отчего тогда никакого утешения Иов не получил. Далее, сказано: «услышали все братья и сестры его». Вообще, нисхождение Святого Духа в Пятидесятницу, было как шум и голос. Сказано «когда был глас сей, сошлось множество народа». То, что случилось с Иовом, его страдание, исцеление, благословение Божье, всё это дивное разнеслось и было услышано, и к Иову услышавшие пришли родные и не родные. В масоретском тексте слышания не было – «пришли» просто.

Стих 11 заканчивается словами: «И каждый дал ему одну агницу и четыре драхмы, злата нечеканенного». Масоретский текст может быть в некоторых фрагментах очень полезным своими расхождениями с Септуагинтой, они наводят на мысль, что данное место может быть истолковано христологически. Что дал каждому из пришедших Иову в дар? Агницу и 4 драхмы злата нечеканенного. В масоретском тексте не упоминается ни Агница, ни 4 драхмы злата нечеканенного. Агнец в символике Нового Завета это жертвенный Агнец Божий, взявщий грех мира. Соответственно, агница в литургической поэзии – устойчивый образ для Богородицы. 4 драхмы золота – имеется в виду вообще-то какие-то 4 меры веса, потому что монет не чеканили. 4 драхма злата нечеканенного, «незнаменована» упоминаются в Книге Иова в связи с каким событием? В связи с событием, которое указывает на какой день? На тот день, когда на Богородицу и апостолов сошел Дух Утешитель, Которым (духом) и было отчеканено золото Ветхого Завета в 4х Евангелиях. Каждый принёс Иову в дар агницу и тетрахму золота, что имело некоторое символическое значение. Смотрим масоретский текст: вместо агницы «кесита». Кесита это предположительно слиток больше сикля. Вообще, упоминание кеситы можно считать показателем глубокой древности событий, котых описаны, однако символического значения за этим даром, который почему-то принёс каждый, нет. Вместо 4 драхмы золота упоминается золотое кольцо. Золотое кольцо «незим» это украшение, которое женщины носили на носу, а также в ушах. И опять-таки за этим даром «золотое кольцо», тоже никакого символического значения нет, однако, каждый его почему-то принёс.

Так в обном стихе 11 находим ещё 5 расхождений по смыслу между Септуагинтой, которая описывает собрание в доме Иова, как прообраз Пятидесятницы и масоретским текстом, который всё, что может быть истолковано, как относящееся к возникновению Церкви Христовой, в нём, в этом тексте всё это отсутствует. Перечислим эти расхождения, будем в данном случае педантичны.

Сказано: услышали и пришли к Иову родные, знавшие его. Масоретский текст: слышание не упомянуто.

Далее. То, что произошло с Иовом, было от Бога «дивное». В масоретском тексте было от Бога бедственное.

Собравшиеся к Иову утешили его. В масоретском тексте: собравшиеся к Иову посочувствовали.

Каждый дал Иову по агнице. Агница не упомянута.

Каждый дал Иову по 4 драхмы нечеканных. О 4х нечеканных в масоретском тексте нет упоминания.

Далее. Рассказывается о том, как благословенье Божье, данное человеку «множьтесь», осуществилось на Иове. Произошло умножение его семьи и достояния. То есть, расплодился Иов.

12 ст «Господь же благословил последнее Иова больше чем прежнее. Был же скот его: овец 14 тысяч, верблюдов 6 тысяч, упряжек волов тысяча, ослиц стадных тысяча». Последнее Бог благословил больше чем прежнее. В масоретском тексте более глубокий смысл. Там сопоставляется конец и начало. Конец Иова Бог благословил больше чем начало. Конец «ахорит» и начало «решит» в жизни Иова сошлись, и это называется целостность, совершенство человека. Это то качества «тамм» или «тамим», которое было указано ещё в прологе. То есть, конец жизни Иова сравнительно с началом больше принял благословение от Бога. Это плод жизни праведника, и как видим, залог его хорошей кончины.

Так, что мы тут прочли. Что был же скот его, и перечисляется скот. Всё в удвоение. Если вы сравните, сколько я вам перечислил овец, верблюдов, волов и ослиц, сравните с прологом, не сложно увидеть, что в 2 раза больше оказалось у Иова скота. Того же мы должны, что в двое больше будет ожидать и о детях Иова. Читаем 13 ст.

«Родились ему сынов семь и дочери три». Так, это я уже на понимаю, потому что ранее, умерло семь сыновей и три дочери. Сперва говорится о числе скота - число удвоилось, потом о детях, кстати говоря, а не наоборот, как в начале Книги. Почему? А это для того делается, чтобы привлечь наше внимание к тому, что по слову Божьему произошло удвоение и детей Иова. Это значит, что умершие живы у Бога, как написано в Евангелии от Матфея: «о воскресении мёртвых не читали ли вы, речённое вам Богом. Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Бог не есть Бог мёртвых, но живых». То есть, умершие дети Иова живы для Иова в Воскресении. Бог Авраама, Исаака, Иакова есть также Бог Авраама, Исаака, Иова.

Стих 14й. Почему-то речь заходит о дочерях Иова. И вот здесь, конечно, мы с загадкой сталкиваемся, и мимо неё не пройдём: «И нарёк Иов дочь первую Емима, воторую Кециа, третью - Керенхапух». Вот, я не буду разбирать греческих вариантов переводов этих сложных еврейских слов, я прямо к еврейскому тексту обращусь, когда будем комментировать. Итак, Емима, Кециа и Керенхапух. «И не нашлось, как дочери Иова по красоте (можно сказать по добрОте) по красоте их в Поднебесной, и дал им отец наследие в братьях их». Что же это за дочери такие? Об Иове было сказано, что не было другого человека на земле непорочного, истинного как Иов. О дочерях говорится: и не нашлось в поднебесной таких как дочери его в лепоте. Дочери Иова одни были такие в поднебесной, точно также как их отец был один такой. Вот, какое значени имеет это упоминание дочерей?

Вопоминаем, действие в Книге Иова согласно сюжету происходит в патриархальные времена, то есть до Моисея и до Закона. Когда Израилю будет дан Закон, то дочери получат право на владение землёй только если у них нет братьев. У дочерей Иова были брн Закон, то дочери получат право на владение землёй только если у них нет братьев. логом, не сложно увидетатья, но дочери получили наследство от отца вмесе с братьями. В книге Иова через дочерей Иова обозначено… Что обозначено? Почему им дано наследие в братьях? Обозначено то, что Закон, который ещё только будет дан Израилю, будет превзойдён через дочерей. Дан намёк на этот ход Священной Истории. Спасение произойдёт не от закона. Но когда Бог примет человеческую природу, истинность которой засвидетельствовали Иов своим терпением и дочери Иова, потому что они одни в своей лепоте, доброте среди дочерей человеческих. А от дочери человеческой, которая нашлась в истинной человеческой природе родится Христос. Он по закону потомок царя Давида, и Он превзойдёт Закон. И в этом контексте нужно рассмотреть значение тех имён, которые Иов дал дочерям.

Емима. На первый взгляд это производная от слова «Ём» день, его так и переводили «день», но более тщательное исследование показывает, что скорее всего Емима это голубка, голубица.

Вторая дочь: Кециа. Кециа это род благовонья. В псалме Давида описывается не что нибудь, а благоухание одежды царя Мессии. Это смирна (стакти) и кассия, по еврейски «кециа». То есть, как голубица – знамение духа Божьего, так и Кециа – благоухание горного мира.

Сложнее обстоит дело с третьей дочерью: Керенхапух. Это «рог», какой-то рог. Рог это вообще символ мощи. Вспомним, что Яхве – рог спасения, и Керенхапух означает рог какого-то вещества, или рог с каким-то веществом «пух». И «пух» это может быть одно из двух. Это или сурима – краска для ресниц, она только 2 раза ещё упоминается. В этом случае каренхапух это рог с суримой. Вот этим толкованием и ограничиваются, как буд-то краса жён заключается в косметике. Так вот, нет. Слово «пух» это какой-то драгоценный камень, он дважды упоминается и оба раза в связи с храмом. Имя дочери Иова Керенхапух означает «рог драгоценного камня, в котором краса храма». Три имени дочерей Иова, оставшиеся в Священной Истории, говорят о духовном благоухании и драгоценной красе и мощи истинной Церкви. Такие дочери человеческие наследуют Иову.

Последняя часть эксода всей Книги это кончина Иова.

«Пожил же Иов по язве 170 лет. Всех же лет пожил 248. И видел Иов сынов своих и сынов сыновей своих четвёртый род». Если Иов пожил после испытания 170 лет, а всего он пожил 248 лет, то сами испытания постигли Иова, когда ему было 78 лет. До этого сказано, что Господь дал вдвое того, что было прежде Иову. То есть, после 78 лет он должен был пожить Иов дважды по 78 лет, тогда мы получаем всего 234 года. Этот возраст Иов пережил. Можно иначе вычислять. Время всей жизни Иов получил в удвоение ибо после Потопа жизнь человека 120 лет. Иов пожил даже немного больше чем 240, он пожил 248 лет. Увеличение срока жизни вдвое против того, что назначено человеку, это похвала праведнику. В масоретском тексте она отсутствует. Написано, что «после того (после болезни) Иов жил 140 лет», а продолжительность всей его жизни не указана, иначе бросалось бы в глаза, что Иов не только жил вдвое больше, чем назначено человеку, но и больше Авдаама. Авраам жил 175 лет, больше Исаака, своего отца - жил 180 лет Исаак.

Если Иов видел сынов своих до 4го рода, это значит,что праведник мог видеть в потомках свидетельство своей праведности, ибо Бог наказывает детей за вину отцов до 3го и 4го рода. Последний стих: и скончался Иов стар и исполнен дней. Масоретский текст: насыщен днями (усываямим). Для Иова такая кончина была подлинный венец жизни. Как человека вообще и его самого, как страдальца. О человеке Иов говорил: «человек, рождённый женой, краток днями и насыщен тревогой»чтодел сынов своих до 4го родама. жизни не указана, иначе бросалось бы в глаза, что Иов не только жил вдвое больше, чем. О себе Иов говорил, что он насыщен исполнен позором. Страдание человека и своё бесчестие пронёс Иов с терпением и удостоился хорошей смерти. Кончина, о которой сказано, что человек умер насыщен или исполнен знями это пророчество о Мессии. Убедимся в этом. Подобно как Иов, насыщен исполнен днями умер Авраам и умер Исаак, праотцы Иова. В патриархальный пероид священной истории, до Исхода и Закона, только Авраам, Исаак, Иов были исполнены днями. Почему только эти троя? Потому что в событиях жизни Авраама, Исаака, Иова мы находим точный прообраз Голгофской жертвы. Страдания Иова это прообраз страдания Христа, отсюда слова молитвы «избави нас от лукавого». Авраам, Исаак прошли через искушение от Бога, как соучастники жертвоприношения на горе Мориа, когда отец принёс в жертву сына. Отсюда слова молитвы «не введи нас во искушение».

После Исхода и Закона только один праведник удостоился лучшей кончины, самой хорошей кончины и умер именно так – насыщен, исполнен днями. Как вы думаете, кто? Родство по закону с этим правдеником было обязательным условием происхождения в мир Мессии Христа. Так умер царь и пророк Давид. Об этом говорится в первой книге Паралепоменона. Итак, Бог Авраама, Исаака, Иакова есть также Бог Авраама, Исаака, Иова. Иов – потомок Авраама, но не Израиль. Бог Израиля есть также Бог не израильтян, верных ему чад.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных