ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I8ВN 5-89144-436-4© ООО «ТЦ Сфера», 2004 г.Картушина М.Ю. К21 Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. (Программа развития.) 18ВК 5-89144-436-4 В пособии представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии. Книга адресована музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, дефектологам дошкольных образовательных учреждений. ББК 74.100.5 Картушина Марина Юрьевна ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Сценарии занятий с детьми 3—4 лет Главный редактор В. В. Дремова Редакторы О.Е. Громова, Е.Е. Таболина Корректор Э. С. Корчагина Художник Е.В. Кустарова Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г. Подписано в печать 11.01.05. Формат 60x90'/,». Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,0. Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 4721. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 656-75-05, 107-59-15. Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. I8ВN 5-89144-436-4© ООО «ТЦ Сфера», 2004 г. © Картушина М.Ю., автор-составитель, 2004 г. От автора Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве». Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга», 1866). Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Различные педагогические системы придают большое значение ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, система ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирования Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.). Данное пособие представляет систему занятий по развитию чувства ритма у детей второй младшей группы детского сада. В их основе лежит восприятие — воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При выкладывании моделей по цвету и величине возможно использование предметов-заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д. При разучивании массажей рук и ног желательно сразу приучать детей выполнять движения от периферии к центру (от кисти к плечу и т.д.). При разработке занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения,
4 Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня. Так как занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть от 20 до 30 минут. Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Хотелось бы, чтобы занятия проводились воспитателем совместно с музыкальным руководителем. По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций. Занятия апробированы в течение ряда лет в МДОУ № 171 «Зеленый огонек» г. Архангельска и в работе с детьми, отстающими в развитии, в школе «Особый ребенок» при Институте развития ребенка Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова. При составлении конспектов занятий наряду с авторскими были использованы детские песенки народов мира, стихи русских и современных поэтов. Автор приносит извинения поэтам, чье авторство не удалось установить. Представленные занятия хорошо вписываются в учебную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Занятие 1. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК Оборудование: фланелеграф и картинки для него — большие и маленькие капельки дождя и солнышко; иллюстрация «Дождик»; колокольчики — по одному каждому ребенку; счетные палочки — по 6—7 штук каждому; большой зонтик. Ход занятия Педагог. Ребятки, что-то мы с вами засиделись, заигрались в группе. Один-два-три-четыре-пять — Не пора ли нам гулять? Покажем, как пошли гулять наши пальчики. Пальчиковая игра «Прогулка»
Пальцы обеих рук дети сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену. Выполняют ритмичные движения указательными пальцами; движения средних пальцев в быстром темпе; медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям; ритмичные касания мизинчиками по бедрам; хлопок обеими ладонями по коленям.
Пальчики погуляли, а теперь пошли гулять ножки. Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
Педагог Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ, топ-топ, топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топа-топа-топа-топ, Топа-топа-топа-топ. Педагог. Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. Посмотрите-ка, кто же идет нам навстречу? (Показывает иллюстрацию «Дождик»:) К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице — смотри, смотри — Он пускает пузыри. Пусть веселый дождик капает, а мы пока спрячемся от него. Русская народная закличка «Дождик» Педагог взмахивают кистями рук сверху вниз — 4 раза. Ребятки, послушайте, как дождик капает, сначала медленно — кап, кап, кап, кап... (Выкладывает на фланелеграфе большие капли.) А теперь он закапал быстро — кап-кап-кап-кап... (Выкладывает маленькие капли.) А вы хотите поймать капельки? Кап-кап, тук-тук, Дождик по дорожке. Ловят дети капли эти, Выставив ладошки. (Г. Бойко) Дети, сидя на полу, ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом: «Кап, кап...» Посмотрите, ребятки, у нас под стульчиками лежат колокольчики. Садитесь скорее на стулья и берите колокольчики. Мы будем играть музыку дождя. Капли просят: «Тише, тише... На прогулку дождик вышел». Мы играть будем негромко, чтобы не испугать дождик. Дети играют восьмые длительности («дождик капает быстро»), подняв колокольчик над головой, а четверти — ударяя им по ладошке («дождик идет медленно»). Педагог показывает медленное и быстрое движение капель на фланелеграфе. Что-то дождик долго льет. Попрошу-ка я его перестать. 8 Дождик послушался и перестал. Дети слушают пьесу «Дождик» (В. Косенко [19]*) Дождик кончился. Но солнышко не появилось на небе. Что же, ребята, делать? Конечно, надо его попросить. Давайте попросим вместе: Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко. Твои детки плачут, По камушкам скачут. (Русская народная закличка) Стало солнышко свои лучики из-за тучки выпускать да заборчик освещать. (Выкладывает на фланелеграфе солнышко.) Попробуем и мы построить свои заборчики. Дети выкладывают на полу забор из палочек, стараясь сделать так, чтобы расстояние между ними было одинаковое, приговаривая при выкладывании каждой палочки: «Так... Так...» Солнышко с дождиком в прятки играют, В прятки играют, детей забавляют. Игра «Прогулка и дождик» (А. Филиппенко [20]) 1-я часть музыки — дети спокойно гуляют по залу в свободном направлении; 2-я часть — весело пляшут, включая в танец знакомые движения (с помощью воспитателя); 3-я часть — убегают от дождя, прячась под большим зонтом, открытым педагогом. Педагог. Посмотрите, ребятки, как солнышко нам улыбается. Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес, И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали. Попробуем достать до солнышка. * Здесь и далее в квадратных скобках указаны номера сборников из списка «Нотные сборники».
Упражнение на развитие дыхания «К солнышку» (авторская разработка) И вдыхаю, и вдыхаю. вверх, делая вдох через нос. Ну, а руки опускаю, Через стороны опускают руки Воздух тихо выдыхаю. и тихо произносят на выдохе: Это очень хорошо, «Ф-ф-ф...» Что сегодня дождик шел! Правда, ребята? А теперь наши ножки пойдут в группу. Дети, маршируя, уходят из зала. Занятие 2. ТУЧКА Оборудование: ритмо-схема «Капли»; колокольчики — по одному каждому ребенку; треугольник; запись шума дождя. Ход занятия Если погода дождливая, педагог предлагает детям посмотреть за окно, а если солнечная — представить, что идет дождь, послушать в записи шум дождя. Затем ритмично ударяет в треугольник. Педагог. Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Дождик, дождик, кап да кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять: Мы промочим ножки. Придется нам сегодня в группе посидеть. Но это ничего, ведь мы — дружные ребята. Пальчиковая игра «Дружба» Педагог Дружат в нашей группе Дети сжимают и разжимают Девочки и мальчики. пальцы. С вами мы подружимся Ритмично соединяют пальцы Маленькие пальчики. обеих рук. Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальцы на обеих руках, начиная с мизинца. Начинай считать опять: Руки вниз, встряхивают кис- тями. 10 Все мы в комнате сидим, За окошко мы глядим. А что же у нас за окошком? Да, за окошком дождик. Мутно небо. В поле пусто. И тебе сегодня грустно... Видно, дождику не лень Капать целый длинный день. (А. Перфильева) Бегут капельки дождя по окошку. Давайте их посчитаем. Дети слушают песню В. Павленко «Капельки» [1], загибая пальчики на руке («считая капельки»). Дождь лил и лил, Но в дом его никто не пустил. А ему так хотелось согреться, И на диване разлечься, И вытянуть ноги, И отдохнуть с дороги. Давайте позовем дождик к нам в гости. Песня «Непослушный дождик» (В. Неронова [11]) Дети Дождик — кап! Дождик — кап! Ударяют указательным пальцем То сильней, то тише. одной руки по ладони другой. Не стучи, не стучи, Грозят пальцем. Непослушный какой! Укоризненно качают головой. Погоди, не лейся! Заходи к малышам Манят руками. И в тепле погрейся! Кладут ладони на плечи, скрес- тив руки на груди. Педагог. И пришел дождик к нам погреться. Но даже в гостях он капает. Дождь идет и не проходит, Дождь, дождь, Дождь идет, хотя не ходит, Дождь, дождь... (А. Барто)
Ритмическая игра «Капли» Педагог показывает ритмо-схему с нарисованными большими и маленькими капельками дождя. Дети четвертными длительностями ударяют ладонями по коленям, приговаривая: «Кап, кап, кап...» Когда воспитатель показывает на маленькие капельки, они стучат тихонько указательным пальчиком по ладошке другой руки восьмыми и говорят: «Капа-капа-капа...» Педагог. У нас на картинке капельки голубые. А мы возьмем и дождь раскрасим. — Послушай, дождик, ты согласен? Ты будешь голубым и желтым! Ах, дождь, скорее бы пошел ты! Ты будешь всем дождям примером И ни за что не станешь серым! Дети рисуют пальчиками капельки дождя разноцветными красками, согласуя движения с ритмом, приговаривая: «кап, кап...» или «капа-капа...» На рисунке должно быть четко выражено, когда дождь идет медленно, а когда — быстро. Ребятки, еще дождь бывает тихим и громким. Когда он бывает тихим? Когда просто капает — кап, кап, кап... А громкий он тогда, когда гремит гром. А как гремит гром? Дети топают ногами и рычат: «Р-р-р!..» Громыхает в небе гром. Он построил новый дом. Гром, по-моему, ребята, Расставляет мебель в нем. Мы сейчас с вами сыграем музыку про дождь и гром. Вы только внимательно меня слушайте. Шумовой оркестр Когда педагог говорит: «Дождь!» — дети звенят колокольчиками; на слово «Молния!» — говорят: «Ш-ш-ш...»; когда педагог произносит: «Гром!» — ребята громко топают ногами. На слово «тишина» — все смолкает. Педагог. Отдохнул у нас дождик и решил с нами поиграть. Кто под дождик попадет, Тот домой сейчас пойдет. Игра «Прогулка и дождик» (см. занятие 1) Педагог. Погостил дождик у нас. Пора ему возвращаться на улицу. Давайте с ним попрощаемся.
12 Педагог Дождик, дождик, не грусти! Говорят слова, грозя пальцем. Кап-кап, кап-кап! Ритмично хлопают в ладоши. Снова в гости приходи! Манят ручками. Кап-кап, кап-кап! Хлопают в ладоши. Дождик ушел. Давайте и мы с вами пойдем гулять. Пальчиковая игра «Прогулка» (см. занятие 1) Занятие 3. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|