Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I8ВN 5-89144-436-4© ООО «ТЦ Сфера», 2004 г.




Картушина М.Ю.

К21 Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. (Программа разви­тия.)

18ВК 5-89144-436-4

В пособии представлены сценарии занятий с детьми второй млад­шей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной дея­тельности, моделирования. Возможно использование представленных раз­работок в работе с детьми с проблемами в развитии. Книга адресована музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам, дефектологам дошкольных образовательных учреждений.

ББК 74.100.5

Картушина Марина Юрьевна

ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Сценарии занятий с детьми 3—4 лет

Главный редактор В. В. Дремова

Редакторы О.Е. Громова, Е.Е. Таболина

Корректор Э. С. Корчагина

Художник Е.В. Кустарова

Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000 г.

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано в печать 11.01.05. Формат 60x90'/,».

Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,0.

Доп. тираж 10 000 экз. Заказ № 4721.

Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 656-75-05, 107-59-15.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

I8ВN 5-89144-436-4© ООО «ТЦ Сфера», 2004 г.

© Картушина М.Ю., автор-составитель, 2004 г.


От автора

Ритмическая организация является основой жизни. Все, ок­ружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаи­мосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий рус­ский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышеч­ное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлек­сы головного мозга», 1866). Советский ученый, невролог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка за­метное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»).

Ритмические движения способствуют активизации различ­ных анализаторных систем, становлению интегративной деятель­ности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма реко­мендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Различные педагогические системы придают большое значе­ние ритмическому воспитанию (орхестика древних греков, сис­тема ритмического воспитания Э. Жака Далькроза, эвритмия в Вальдорфской педагогике, система элементарного музицирова­ния Карла Орфа, фонетическая, логопедическая ритмика и др.).

Данное пособие представляет систему занятий по развитию чувства ритма у детей второй младшей группы детского сада. В их основе лежит восприятие — воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, гра­фических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрыв­ном единстве.


 

 

 

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия ве­личины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организа­цию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры, зна­комятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каж­дому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для разви­тия познавательных процессов и соответствует детским психо­физическим данным. Такое построение занятий позволяет до­биться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигатель­ные упражнения, несложные танцы, элементарное музициро­вание на шумовых инструментах, дидактические игры, способ­ствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т.п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Зна­чительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного тек­ста. Эти игры учат малышей координировать движения со сло­вом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение малышей игре на шумовых инструментах явля­ется средством для решения следующих (помимо развития чув­ства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т.д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой мате­риал предварительно не выучивается. При выкладывании моде­лей по цвету и величине возможно использование предметов-заменителей. Так, большие и маленькие разноцветные кружки могут изображать цветы, капельки, зернышки, снежинки и т.д. При разучивании массажей рук и ног желательно сразу при­учать детей выполнять движения от периферии к центру (от кисти к плечу и т.д.).

При разработке занятий использовались рекомендации Ми­нистерства образования Российской Федерации (Инструктив­но-методическое письмо «О гигиенических требованиях к мак­симальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организо­ванных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включаю­щим развитие музыкальных способностей, речи, движения,

 

4
познавательную деятельность с оздоровительной направленно­стью.

Занятия рекомендуется проводить во второй половине дня. Так

как занятия являются интегрированными, продолжительность их может быть от 20 до 30 минут. Главная задача педагога — созда­ние на занятиях атмосферы праздника, радости.

Хотелось бы, чтобы занятия проводились воспитателем со­вместно с музыкальным руководителем. По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на ана­логичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми различных видов деятельности не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Занятия апробированы в течение ряда лет в МДОУ № 171 «Зеленый огонек» г. Архангельска и в работе с детьми, отстаю­щими в развитии, в школе «Особый ребенок» при Институте развития ребенка Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

При составлении конспектов занятий наряду с авторскими были использованы детские песенки народов мира, стихи рус­ских и современных поэтов. Автор приносит извинения поэтам, чье авторство не удалось установить.

Представленные занятия хорошо вписываются в учебную ра­боту любой современной программы по воспитанию дошколь­ников, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гар­монизации психического развития детей.

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Месяц № занятия Название занятия
Сентябрь   Солнышко и дождик Тучка Тучки по небу гуляют Грибной дождик
Октябрь   Под грибком Осенние листья Осень в лесу Веселый огород
Ноябрь 9 10 11 Репка Осенние подарки До свиданья, птицы! Холодно!
Декабрь 13 14 15 16 Зима в лесу Дед Мороз спешит на елку Украшаем елочку Наступает Новый год
Январь 17 18 19 20 Новогодний праздник в лесу Рукавичка Снеговик Кошка и котята
Февраль 22 23 24 Котята и щенок У бабушки в гостях Как снеговики солнце искали Армейская карусель
Март 25 26 27 28 Как цыплята солнце будили Новая столовая В гости к нам пришли матрешки Весеннее солнышко
Апрель 29 30 31 Весенняя капель Прилетайте, птицы! Весенний ручеек Кораблик
Май 33 34 35 36 Утренние лучи Петушок и его семья Колечко Бобровый пруд

Занятие 1.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Оборудование: фланелеграф и картинки для него — большие и маленькие капельки дождя и солнышко; иллюстрация «Дож­дик»; колокольчики — по одному каждому ребенку; счетные палочки — по 6—7 штук каждому; большой зонтик.

Ход занятия

Педагог. Ребятки, что-то мы с вами засиделись, заигра­лись в группе.

Один-два-три-четыре-пять — Не пора ли нам гулять?

Покажем, как пошли гулять наши пальчики. Пальчиковая игра «Прогулка»

Педагог Пошли пальчики гулять,
  А вторые догонять. Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук дети сжима­ют в кулаки, большие пальцы опу­щены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.

Выполняют ритмичные движе­ния указательными пальцами;

движения средних пальцев в бы­стром темпе;

медленные движения безымян­ных пальцев по направлению к коленям;

ритмичные касания мизинчика­ми по бедрам;

хлопок обеими ладонями по ко­леням.

 

Пальчики погуляли, а теперь пошли гулять ножки.

Двигательное упражнение «Ноги и ножки»

Ходят в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу.   Бегут на носках с остановкой на последнее слово.

Педагог

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ, топ-топ, топ-топ. Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топа-топа-топа-топ,

Топа-топа-топа-топ.

Педагог. Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. По­смотрите-ка, кто же идет нам навстречу? (Показывает иллюс­трацию «Дождик»:)

К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужице — смотри, смотри — Он пускает пузыри.

Пусть веселый дождик капает, а мы пока спрячемся от него.

Русская народная закличка «Дождик»

Педагог
Дождик, дождик, припусти, Дети, проговаривая закличку,

взмахивают кистями рук сверху

вниз4 раза.
А я сяду под кусты. Садятся на пол.

Ребятки, послушайте, как дождик капает, сначала медленно — кап, кап, кап, кап... (Выкладывает на фланелеграфе большие капли.) А теперь он закапал быстро — кап-кап-кап-кап... (Выкладывает маленькие капли.) А вы хотите поймать капельки?

Кап-кап, тук-тук, Дождик по дорожке. Ловят дети капли эти, Выставив ладошки.

(Г. Бойко)

Дети, сидя на полу, ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом: «Кап, кап...»

Посмотрите, ребятки, у нас под стульчиками лежат коло­кольчики. Садитесь скорее на стулья и берите колокольчики. Мы будем играть музыку дождя.

Капли просят: «Тише, тише... На прогулку дождик вышел».

Мы играть будем негромко, чтобы не испугать дождик.

Дети играют восьмые длительности («дождик капает быст­ро»), подняв колокольчик над головой, а четвертиударяя им по ладошке («дождик идет медленно»). Педагог показывает медлен­ное и быстрое движение капель на фланелеграфе.

Что-то дождик долго льет. Попрошу-ка я его перестать.

8
Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить. (Русская народная закличка)

Дождик послушался и перестал.

Дети слушают пьесу «Дождик» (В. Косенко [19]*) Дождик кончился. Но солнышко не появилось на небе. Что же, ребята, делать? Конечно, надо его попросить. Давайте по­просим вместе:

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко. Твои детки плачут, По камушкам скачут. (Русская народная закличка)

Стало солнышко свои лучики из-за тучки выпускать да за­борчик освещать. (Выкладывает на фланелеграфе солнышко.) По­пробуем и мы построить свои заборчики.

Дети выкладывают на полу забор из палочек, стараясь сделать так, чтобы расстояние между ними было одинаковое, приговаривая при выкладывании каждой палочки: «Так... Так...»

Солнышко с дождиком в прятки играют, В прятки играют, детей забавляют.

Игра «Прогулка и дождик» (А. Филиппенко [20]) 1-я часть музыкидети спокойно гуляют по залу в свобод­ном направлении; 2-я частьвесело пляшут, включая в танец знакомые движения (с помощью воспитателя); 3-я частьубе­гают от дождя, прячась под большим зонтом, открытым педа­гогом.

Педагог. Посмотрите, ребятки, как солнышко нам улыба­ется.

Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес, И такое чистое, доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали.

Попробуем достать до солнышка.

* Здесь и далее в квадратных скобках указаны номера сборников из списка «Нотные сборники».

 

Упражнение на развитие дыхания «К солнышку»

(авторская разработка)
Педагог
Руки к солнцу поднимаю Поднимают руки через стороны

И вдыхаю, и вдыхаю. вверх, делая вдох через нос.

Ну, а руки опускаю, Через стороны опускают руки

Воздух тихо выдыхаю. и тихо произносят на выдохе:

Это очень хорошо, «Ф-ф-ф...»

Что сегодня дождик шел!

Правда, ребята? А теперь наши ножки пойдут в группу. Дети, маршируя, уходят из зала.

Занятие 2. ТУЧКА

Оборудование: ритмо-схема «Капли»; колокольчики — по од­ному каждому ребенку; треугольник; запись шума дождя.

Ход занятия

Если погода дождливая, педагог предлагает детям посмотреть за окно, а если солнечнаяпредставить, что идет дождь, послушать в записи шум дождя. Затем ритмично ударяет в треугольник.

Педагог. Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап! Кап!

Дождик, дождик, кап да кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять: Мы промочим ножки.

Придется нам сегодня в группе посидеть. Но это ничего, ведь мы — дружные ребята.

Пальчиковая игра «Дружба»

Педагог

Дружат в нашей группе Дети сжимают и разжимают

Девочки и мальчики. пальцы.

С вами мы подружимся Ритмично соединяют пальцы

Маленькие пальчики. обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальцы

на обеих руках, начиная с ми­зинца.

Начинай считать опять: Руки вниз, встряхивают кис-

тями.

10
Раз, два, три, четыре, пять — Поочередное соединяют пальцы.
Мы закончили считать. Встряхивают кистями.

Все мы в комнате сидим, За окошко мы глядим.

А что же у нас за окошком? Да, за окошком дождик.

Мутно небо. В поле пусто. И тебе сегодня грустно... Видно, дождику не лень Капать целый длинный день. (А. Перфильева)

Бегут капельки дождя по окошку. Давайте их посчитаем.

Дети слушают песню В. Павленко «Капельки» [1], загибая паль­чики на руке («считая капельки»).

Дождь лил и лил,

Но в дом его никто не пустил.

А ему так хотелось согреться,

И на диване разлечься,

И вытянуть ноги,

И отдохнуть с дороги.

Давайте позовем дождик к нам в гости.

Песня «Непослушный дождик» (В. Неронова [11])

Дети

Дождик — кап! Дождик — кап! Ударяют указательным пальцем

То сильней, то тише. одной руки по ладони другой.

Не стучи, не стучи, Грозят пальцем.
Не стучи по крыше!

Непослушный какой! Укоризненно качают головой.

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам Манят руками.

И в тепле погрейся! Кладут ладони на плечи, скрес-

тив руки на груди.

Педагог. И пришел дождик к нам погреться. Но даже в го­стях он капает.

Дождь идет и не проходит, Дождь, дождь, Дождь идет, хотя не ходит, Дождь, дождь...

(А. Барто)

 

Ритмическая игра «Капли»

Педагог показывает ритмо-схему с нарисованными большими и маленькими капельками дождя. Дети четвертными длительнос­тями ударяют ладонями по коленям, приговаривая: «Кап, кап, кап...» Когда воспитатель показывает на маленькие капельки, они сту­чат тихонько указательным пальчиком по ладошке другой руки восьмыми и говорят: «Капа-капа-капа...»

Педагог. У нас на картинке капельки голубые.

А мы возьмем и дождь раскрасим. — Послушай, дождик, ты согласен? Ты будешь голубым и желтым! Ах, дождь, скорее бы пошел ты! Ты будешь всем дождям примером И ни за что не станешь серым!

Дети рисуют пальчиками капельки дождя разноцветными крас­ками, согласуя движения с ритмом, приговаривая: «кап, кап...» или «капа-капа...» На рисунке должно быть четко выражено, когда дождь идет медленно, а когдабыстро.

Ребятки, еще дождь бывает тихим и громким. Когда он быва­ет тихим? Когда просто капает — кап, кап, кап... А громкий он тогда, когда гремит гром. А как гремит гром?

Дети топают ногами и рычат: «Р-р-р!..»

Громыхает в небе гром. Он построил новый дом. Гром, по-моему, ребята, Расставляет мебель в нем.

Мы сейчас с вами сыграем музыку про дождь и гром. Вы только внимательно меня слушайте.

Шумовой оркестр

Когда педагог говорит: «Дождь!»дети звенят колокольчика­ми; на слово «Молния!»говорят: «Ш-ш-ш...»; когда педагог про­износит: «Гром!»ребята громко топают ногами. На слово «ти­шина»все смолкает.

Педагог. Отдохнул у нас дождик и решил с нами поиграть.

Кто под дождик попадет, Тот домой сейчас пойдет.

Игра «Прогулка и дождик» (см. занятие 1)

Педагог. Погостил дождик у нас. Пора ему возвращаться на улицу. Давайте с ним попрощаемся.

 

 

12
Ритмическая игра «Прощание с дождем» (авторская)

Педагог

Дождик, дождик, не грусти! Говорят слова, грозя пальцем.

Кап-кап, кап-кап! Ритмично хлопают в ладоши.

Снова в гости приходи! Манят ручками.

Кап-кап, кап-кап! Хлопают в ладоши.

Дождик ушел. Давайте и мы с вами пойдем гулять.

Пальчиковая игра «Прогулка» (см. занятие 1)

Занятие 3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных