Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика обучения литературе




Современные уроки литературного чтения в начальных классах призваны способствовать литературному развитию младших школьников, поэтому в центре внимания на уроке должно находиться художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение маленький читатель. Основные задачи учителя и студента-практиканта – формирование культурного поля младших школьников и воспитание развитых читателей, способных полноценно воспринимать художественную литературу как искусство слова, осваивать художественную идею произведений и в то же время способных словесно выразить свои мысли, переживания, размышления. Главный путь литературного развития – формирование системы читательских и речевых умений в их взаимосвязи. Напомним, что система читательских умений включает в себя следующие аналитические (связанные с анализом текста) умения:

· воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их назначением в художественном произведении;

· воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем;

· устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике;

· целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;

· видеть авторскую позицию во всех элементах произведения;

· осваивать художественную идею произведения.

Данные умения взаимосвязаны, поэтому на каждом конкретном уроке формируется система умений в целом, хотя в формулировке образовательных задач урока должно быть указано, какому умению уделяется большее внимание (это зависит от специфики художественного текста и от того, какой приём работы является ведущим при анализе художественного произведения, ведь именно через приёмы работы формируются конкретные читательские умения).

Подготовку к уроку чтения необходимо начинать с внимательного прочтения текста и его литературоведческого анализа: выявления художественной идеи, изобразительно-выразительных средств, особенностей композиции и рассказчика, отношения автора к каждому из героев и т.д. Именно специфика художественного произведения определяет выбор методов и приёмов анализа художественного произведения. Анализ строится на основе частнометодических принципов:

· целенаправленности;

· опоры на возрастные и индивидуальные особенности восприятия прочитанного;

· учёта единства формы и содержания художественного произведения;

· целостности;

· избирательности;

· учёта родовой и жанровой специфики;

· направленности на литературное развитие учащихся, совершенствование навыка чтения, формирование читательских умений.

Эти принципы обусловливают следующую структуру урока чтения:

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовка к восприятию произведения.

3. Первичное восприятие художественного произведения (непосредственное, целостное и эмоциональное).

4. Проверка восприятия.

5. Постановка учебной практической задачи урока.

6. Вторичное восприятие, теперь уже не непосредственное, а целенаправленное учебной задачей.

7. Анализ.

8. Вторичный синтез, или обобщение.

9. Комментирование домашнего задания (которое состоит из двух частей: домашнего чтения и творческого задания, выполнение которого подготовлено на уроке и связано с ним: оно позволит сформировать речевые умения на основе читательских).

Выбор приёмов работы на каждом этапе будет зависеть от специфики читаемого текста, от поставленных задач, методических предпочтений и педагогического мастерства.

Первую учебную неделю педагогической практики необходимо посвятить наблюдениям за деятельностью учителя на уроках литературного чтения для определения стиля его работы, выявления методических особенностей уроков и, возможно, определением того, какие коррективы необходимо будет внести в уроки, чтобы они соответствовали современным методическим требованиям и предложенной выше структуре урока. Вторая сторона наблюдений должна быть направлена на деятельность учащихся на уроках литературного чтения и выявление уровня их литературного развития. Следует проверить зону их ближайшего и актуального развития до проведения уроков по литературному чтению и после педагогической деятельности на последней неделе, сделать методические выводы, чтобы определить, какие из читательских умений удалось сформировать, какие приёмы работы на уроке помогли этого добиться.

В первую школьную неделю необходимо внимательно изучить (или повторить) требования программы, по которой предстоит работать, просмотреть, а, возможно, и перечитать уже изученные произведения, чтобы свободно владеть учебным материалом и в случае необходимости сравнивать изучаемое произведение с ранее изученными.

Готовясь к урокам литературного чтения, необходимо помнить о том, что постановка учебной задачи должна быть такой, чтобы вызвать у учащихся потребность и желание разобраться в прочитанном.

Примерный конспект урока по литературному чтению.

Тема урока: Л.Н.Толстой «Филиппок».

Цель:способствовать полноценному восприятию рассказа, т.е. пониманию того, что те поступки, которые совершил Филиппок, свидетельствуют о том, что он заслуживает уважения, и автор подчеркивает это тем, что называет свое произведение именем героя.

Задачи урока:

1) расширить представления учащихся о сюжете и его элементах: вступлении, завязке, развитии действия, развязке, заключении;

2) продолжить формирование системы читательских умений, особое внимание уделив развитию умения видеть логику развития действия во всех элементах художественного текста при составлении плана рассказа с опорой на элементы сюжета;

3) развивать умения связной речи при обучении составлениюрассказа от лица героя.

Ход урока.

1. Подготовка к восприятию. Рассказ учителя о Л.Н.Толстом.

Имя Льва Николаевича Толстого вам уже хорошо знакомо. Какие его произведения вы читали? Толстой написал много замечательных книг для взрослых. Его произведения знали и читали не только в России, но и в других странах. Он был одним из самых знаменитых писателей своего времени, но Толстой занимался не только литературой. В своем имении Ясная Поляна он открыл школу и сам стал учить крестьянских ребятишек читать и писать. Лев Николаевич считал, что честный человек не может жить спокойно, когда народ терпит нужду, когда дети остаются неграмотными. В то время крестьян, умеющих читать, было чрезвычайно мало. Учиться было очень трудно, специальных книг для детей не было, учились читать по церковным книгам. Сначала заучивали наизусть названия букв, а буквы тогда назывались не так, как сейчас: а-«аз», б-«буки», в-«веди», г-«глагол», д-«добро»…Затем складывали эти буквы в слоги и заучивали их, а только потом учились складывать из слогов слова. Ученье длилось несколько лет, но многие так и не могли постичь грамоту. Родители знали, что их детей ждет тяжелая трудовая жизнь и часто смотрели на обучение грамоте как на лишнее, не нужное крестьянину занятие. Лев Николаевич Толстой не просто открыл в деревне школу. Он создал «Азбуку» - книгу, по которой дети учились читать. Те басни и рассказы, которые мы с вами читали, были написаны им для «Азбуки». Сегодня мы прочитаем еще один рассказ из этой книги.

2. Первичное восприятие. Чтение учителем рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок».

3. Проверка (или выявление) первичного восприятия.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ? Толстой написал его для крестьянских ребятишек. О чем он хотел рассказать им, в чем убедить?

4. Постановка учебной задачи.

-Трудным был путь к образованию для крестьянина. Какие же препятствия пришлось преодолеть Филиппку, чтобы попасть в школу? Чтобы не упустить в рассказе ничего важного, давайте составим его план. Как составляется план? Из каких частей обычно состоит произведение? (На доске демонстрируется запись: вступление, завязка, развитие действия, развязка, заключение.)

5. Вторичное восприятие.

- Прочитайте рассказ еще раз самостоятельно и попытайтесь разделить его на части.

6. Анализ текста.

- Прочитайте вступление. Как его можно озаглавить? Перечитайте завязку. Как можно назвать этот пункт плана? Обоснуйте свое мнение. (В случае затруднения в выделении частей надо помочь детям вопросом: «Какой поступок Филиппка послужил началом для всех дальнейших событий? Описание этого поступка и является завязкой рассказа. Часть рассказа до завязки – это вступление. В нем автор знакомит читателей с обстоятельствами действия.»). Название пункта плана должно отражать самое главное в данной части. (Возможный вариант названия:

Вступление. Не пустили в школу.

Завязка. Ушел сам.).

-Как вы уже знаете, самая большая часть рассказа – это развитие действия. Она состоит из нескольких более мелких частей. Давайте читать рассказ дальше, отмечая каждый поворот событий.

-Что случилось с Филиппком, когда он ушел из дома? Прочитайте. Страшно ли было Филиппку, когда на него напали собаки? Подтвердите свое мнение текстом. (Предполагаемый правильный вариант ответа: Филиппок очень испугался: он «бросился бежать», «стал кричать», «споткнулся и упал».) Почему упал Филиппок? Тот, кто внимательно читал, сможет ответить на этот вопрос. (Предполагаемый правильный ответ: когда мужик отогнал собак, Филиппок «подобрал полы» и пустился бежать. Пола – это нижняя часть раскрывающейся спереди одежды. Видимо, не только шапка у Филиппка была отцовская, но и одежда досталась по наследству от старших братьев, она велика мальчику, бежать в ней трудно.) Кто пришел на помощь Филиппку? Прочитайте. Как обозначить эти события в плане, сколько выделим частей в развитии действия и как назовем их? (вариант ответа: в этом отрывке две части, показывающие, как развивается действие:

Развитие действия. а) Напали собаки.

б) Мужик отогнал собак.

-Что случилось, когда Филиппок прибежал к школе? Прочитайте. Почему мальчик не сразу зашел в класс? Как отразить эти события в плане?

(Варианты ответа: Вот и школа. На Филиппка напал страх.)

-Почему же все-таки Филиппок решился войти в школу? Прочитайте. Какое предложение можно использовать, чтобы озаглавить этот пункт плана? (Ответ: «Все учатся, а ты?»)

-Что произошло в школе? Прочитайте. Почему Филиппок сначала молчал, а потом заплакал? (Предполагаемый ответ: Филиппку было страшно в незнакомой обстановке, да и пришел он без разрешения. Поэтому он «так напугался, что и говорить не мог». Но еще страшнее и обиднее стало, когда учитель сказал: «Ну так иди домой, коли говорить не хочешь». Столько страха пережил Филиппок на пути в школу и вдруг – домой! Его так и не возьмут учиться!) Важен ли этот момент для развития действия? (Предполагаемый ответ: Да, потому что именно в этот момент учителю стало жалко Филиппка, и он решил оставить мальчика в школе.) Что еще повлияло на решение учителя? Подтвердите свое мнение текстом. (Ответ: Ребята заступились за Филиппка, сказали, что «он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел».) Подберите заголовки для всех важных в развитии действия поворотов событий.(Вариант ответа: 1.Вошел в школу. 2.От страха и говорить не мог. 3. Учитель хочет отправить домой. 4. Заплакал. 5. Ребята заступились.).

-Прочитайте развязку рассказа. Как вы назовете этот пункт плана? Что самое важное в этой части? (Возможный ответ: Развязка. «Попрошу мать, чтоб пускала тебя в школу.»)

-Есть ли в рассказе заключение? Прочитайте эту часть и дайте ей название.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных