Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примерная схема анализа урока литературного чтения




Анализ уроков литературного чтения формирует методическое мышление, позволяет выработать собственную методическую позицию и «со стороны» оценить эффективность и целесообразность тех или иных видов чтения, приёмов анализа художественного произведения, вопросов учителя. Существуют различные подходы к анализу урока литературного чтения. Предлагаемая нами схема анализа такого урока позволит оценить не только логичность, правильность и целесообразность методов, способов, приёмов и средств работы на разных этапах анализа произведения, но и выявить его эмоциональный фон, стиль общения и развивающий потенциал урока, определить его эффективность с точки зрения освоения художественной идеи изучаемого произведения и авторской позиции, направленность на литературное развитие и формирование системы читательских умений, место в системе других уроков. Руководствуясь всем вышесказанным, мы предлагаем следующую схему анализа урока:

1.Фактические данные урока:

а) дата проведения, школа, класс, ф.и.о. учителя (или студента), проводившего урок;

б) автор, название учебной книги, название произведения, страницы учебника, на которых помещен изучаемый текст, сколько уроков отводится на его изучение и место данного урока в системе других (если он не первый по этому произведению, то кратко отметить, какие виды работ ему предшествовали; если не последний, то какие приёмы работы планируете использовать на следующем уроке и с какой целью).

2.Целенаправленность урока:

1) образовательные, развивающие и воспитательные задачи, их реализация в материале урока и способах работы с текстом;

2) правильность постановки учебной задачи для учащихся: ее соответствие специфике читаемого текста и способность вызвать у детей желание перечитать текст и разобраться в прочитанном.

3. Целесообразность структуры урока:

1) соблюдение верной последовательности в работе над текстом; правильность структуры урока, четкость и взаимосвязь его этапов, их направленность на освоение художественной идеи произведения и авторской позиции, целесообразность распределения времени на разных этапах урока в зависимости от объема произведения;

2) деятельность учителя по формированию читательских умений; целесообразность средств обучения: роль учебника, наглядно-дидактических средств;

3) содержание работы по развитию речи учащихся (какой из трёх подходов, существующих в современной методике, реализовывал учитель на уроке и формировались ли речевые умения во взаимосвязи с читательскими);

4) была ли на уроке опора на имеющиеся знания учеников, развивались ли их представления, вводились ли новые понятия? Место и содержание работы над элементами литературоведения;

5) учитывались ли возрастные особенности восприятия детьми художественных произведений и уровень их литературного развития?

4. Полноценность анализа художественного произведения.

1) Реализовывались ли на уроке общедидактические и частнометодические принципы анализа художественного произведения в начальных классах?

2) Правильно ли была поставлена перед учащимися учебная задача: соответствует ли она специфике читаемого текста и вызвала ли у детей желание перечитать произведение и разобраться в прочитанном?

3) Правильность и целесообразность методов, способов, приёмов и средств работы на разных этапах урока с учётом жанра произведения и возраста учащихся, их эффективность и направленность на формирование системы читательских умений.

4) Смогли ли школьники в конце урока понять идею произведения, позицию автора и высказать собственное отношение к героям и прочитанному произведению?

5. Формирование умения анализировать текст произведения.

1) Характер вопросов и заданий, необходимость при ответах обращаться к тексту произведения, самостоятельно перечитывать его фрагменты и размышлять над прочитанным.

2) Носят ли вопросы аналитический характер или все они репродуктивные?

3) Были ли предложены задания, направленные на:

· развитие умения выбирать нужный фрагмент текста;

· доказывать свою мысль текстом;

· делить текст на смысловые части;

· озаглавливать их;

· находить в тексте предложение, выражающее основную мысль отрывка или всего произведения, и другие задания, направленные на формирование умений работать с текстом.

6. Совершенствование навыка чтения.

а) Какой путь – прямой или косвенный – избрал учитель для совершенствования всех сторон навыка чтения?

б) Если прямой, оцените целесообразность и методику применения приёмов совершенствования навыка чтения.

в) Если косвенный, то укажите, при выполнении каких заданий совершенствовалась

· правильность;

· сознательность;

· беглость;

· выразительность чтения?

7. Целесообразность использования Т.С.О. и наглядности на уроке.

1) Носит ли наглядность иллюстративный характер или способствует осмыслению прочитанного произведения, формированию читательских и речевых умений?

2) Использовались ли технические средства обучения и соответствовали ли они художественной природе произведения, возрасту учащихся, целям и задачам урока?

3) Формировались ли умения работы с наглядно-иллюстративным материалом?

8. Развитие речи младших школьников и развивающий потенциал урока.

а) Каково содержание работы по развитию речи?

б) Какие речевые умения при этом формировались?

в) Была ли опора на читательские умения при формировании речевых?

г) Была ли работа над развитием монологической и диалогической форм речи?

д) Совершенствовались ли на уроке основные качества речи: точность, богатство, правильность, логичность, образность, учёт адресата и другие?

9. Эмоциональный фон урока.

а) Каков стиль общения учителя и учащихся?

б) Соответствует ли эмоциональная атмосфера урока теме, жанру, содержанию произведения?

в) Замечает ли учитель реакции детей, перемены в их настроении, изменения внимания и активности?

10. Профессиональная компетентность учителя, сформированность необходимых умений.

1) Достаточно ли выразительно и эмоционально читал учитель?

2) Являлась ли его речь образцом сформированности всех её основных качеств?

3) Адекватна ли реакция учителя на неожиданные вопросы и ответы учеников, не запланированные в ходе урока изменения?

4) Помогал ли учитель по мере необходимости ответить на свой вопрос, найти правильное решение задачи, выполнить задание?

5) Объективен ли был учитель в оценке учебной деятельности детей? Мотивировал ли он выставленные оценки?

6) Целесообразны ли избранные им средства поощрения и неодобрения?

7) В меру ли требователен учитель?

11. Оценка деятельности учащихся.

а) Оцените степень активности детей на уроке. Выявите причины недостаточной активности (если она имела место на уроке) школьников.

б) Какие приёмы использовались на уроке для активизации учебной (а на уроке знакомства с научно-познавательным текстом и познавательной) деятельности? Оцените их эффективность.

в) Место самостоятельной работы учащихся на уроке, ее организация и подготовленность к ней детей.

г) Чувствовали ли себя учащиеся на уроке достаточно свободно и комфортно?

12. Обобщённое суждение об уроке.

а) Достиг ли он поставленной цели, освоили ли дети художественную идею произведения, что этому способствовало или мешало?

б) Какие коррективы вы бы хотели внести в урок (в его построение, последовательность работы, выбор приёмов анализа и видов чтения и т.д.) и почему?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных