ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика преподавания музыки.Подготовка и проведение урока музыки предполагает разностороннюю и комплексную музыкально-педагогическую подготовленность учителя. Это не только теоретическая подготовка, выражающаяся в овладении знаниями по теории музыки, истории музыки, методике преподавания предмета, но и музыкально-исполнительская, т.е. умение играть на музыкальном инструменте, владение навыками академического пения и навыками хорового дирижирования. Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальной школы ограничивается изучением курса «Теории и методики музыкального воспитания», что, безусловно, определяет соответствующий объем требований к студенту и учителю начальных классов при проведении урока музыки. Понимание задач и особенностей музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальной школы должно снять, в первую очередь, тот эмоциональный дискомфорт, который возникает у студентов в период педагогической практики, когда наряду со всеми предметами нужно проводить и уроки музыки. При подготовке к урокам музыки необходимо обратить внимание на несколько важных аспектов. 1. При анализе и оценке урока обязательно учитываются задачи и специфика музыкально-педагогической подготовки студента. При этом опыт показывает, что отсутствие разносторонней музыкальной подготовки, не владение навыками игры на музыкальном инструменте и навыками пения не означает, что студент, не может провести урок музыки. 2. Активное развитие современных идей и технологий музыкального образования должно ориентировать учителя на достаточно разнообразные варианты проведения уроков музыки. В теории музыкального образования кроме типов уроков музыки выделяют их жанры и виды. Жанр урока определяет форму организации предметного содержания. Жанр урока – его типизированное содержание. Выделяют четыре основных жанра урока музыки: тематический, творческий портрет, творческая лаборатория, интегрированный. Вид урока определяется на основе выделения ведущей формы организации деятельности учащихся на уроке. Например, урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия и т.д. Выбор учителем стиля проведения урока и содержания работы на нем определяется такими факторами, как уровень его профессиональной подготовленности, учебная программа, методическая и техническая оснащенность кабинета музыки. В настоящее время чаще всего проводятся следующие по содержанию работы и музыкальной деятельности типы уроков музыки: урок, на котором преобладает или имеет место только какой-либо один из видов музыкальной деятельности учащихся, это может быть, например, пение или слушание музыки, редко игра на детских музыкальных инструментах; урок по программе Д.Б. Кабалевского; уроки с использованием современных технологий по программам «Музыкальное искусство», «К вершинам музыкального искусства»; урок, самостоятельно планируемый учителем с преобладанием информационно-познавательного материала; это может быть беседы о композиторе, музыкальная викторина и т.д. В период педагогической практики одним из требований к проведению уроков музыки является необходимость подготовки и осуществления основных видов деятельности – слушания музыки и пения. При этом студенту важно определить свои способности, оптимальные возможности как учителя музыки и выбрать приемлемый для себя стиль работы. 3. Следует осознавать не только трудности в проведении урока музыки, но и те преимущества в работе с детьми, которые имеет учитель начальных классов. К ним относятся: хорошее знание личностных особенностей каждого ученика и класса в целом; возможности объединения или интегрирования задач и содержания различных предметов; отслеживание выполнения домашних заданий по музыке на других предметах (например, рисунок, выполненный после прослушивания того или иного произведения, можно проанализировать на уроке изобразительного искусства и т.д.). 4. Полезно знать, что практически во всем мире музыкальные занятия в начальной школе проводят учителя начальных классов. При этом активно используются технические средства. Это могут быть аудио и видеозаписи, диски с записями детских песен и сопровождения песен. Нельзя забывать, что музыка – искусство многофункциональное. Одна из ее функций – приносить людям радость и возможность отдохнуть, поэтому на уроке музыки дети должны не только узнавать что-то новое о музыке, размышлять, но и испытывать чувство радости, удовольствия от встречи с музыкой. 5. Д.Б. Кабалевский писал о том, что на уроке музыки нет места скуке. Учитель начальных классов может компенсировать отсутствие навыков игры на инструменте использованием интересного, познавательного материала, яркой наглядности, нестандартных форм работы. Полезно привлечь к участию в уроке детей, обучающихся в музыкальной школе. Например, такие ученики с удовольствием могут сыграть мелодию разучиваемой песни, исполнить произведения, которые знают. Итак, готовясь к проведению первых уроков музыки, следует определить свои способности и выбрать стиль ведения урока. Студентам, которые имеют музыкальную исполнительскую подготовку, обязательно нужно использовать свои умения на уроке. Подготовку к проведению урока музыки целесообразно осуществлять поэтапно. На первом этапе рекомендуется получить консультацию учителя музыки школы по определению темы урока, отбору музыкального и песенного репертуара, выяснению характера усвоения классом предыдущих тем, а также особенностей его работы. Второй этап - составление конспекта урока. Необходимо обратить внимание на точность и обоснованность формулировки темы урока, конкретность определения ведущих задач. Следует помнить, что урок музыки – урок искусства, урок творчества, доброты и откровенности, это урок, для которого принцип интереса и увлеченности является одним из самых важных. Готовясь к своим первым урокам музыки, необходимо позаботиться об их содержательности. Большое значение на этом этапе работы имеет обращение к дополнительной литературе, подбор интересного, увлекательного материала. Начинать разработку конспекта–сценария урока следует с прослушивания включенных в него музыкальных произведений. Глубокое восприятие музыки учителем, его собственное неравнодушное к ней отношение – необходимое условие для разговора о музыке с детьми. Прослушать музыкальные произведения можно в кабинете музыки в школе или на факультете в кабинете музыки в установленные часы. На третьем этапе студент консультируется по содержанию урока с методистом, работает над исполнением музыкального материала. При планировании урока музыки следует учесть: · наличие всех основных этапов работы (работа над разучиванием песни, работа по слушанию музыки); · внедрение основных видов деятельности (пение, восприятие, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения); · целостность структуры урока и взаимосвязь этапов работы; · использование наглядного материала; · включение информационно-познавательного материала; · реализация поставленных целей и задач; · применение разнообразных приемов работы. Кроме того, существуют общие рекомендации к работе над песней и к организации слушания музыки. Общие рекомендации к работе над песней: 1. добиваться пения в полной тишине при участии всего класса; 2. добиваться пения по руке учителя; 3. продумывать предварительно исполнительский план; 4. разучивать песню живо, энергично, увлечённо; 5. стараться меньше петь с детьми, а как можно больше слушать и анализировать; 6. при повторении фраз ставить всё новые задачи; 7. помнить о важности настройки в тональность; 8. в любой момент исполнения следить за качеством звука; 9. учить детей анализировать своё пение; 10. опираться при разучивании на знание музыкальной грамоты; 11. соотносить разучивание песен с темой урока; 12. разнообразить приёмы работы с песней. Общие рекомендации к организации слушания музыки: - работа над произведением должна начинаться с оценки собственного восприятия музыкального произведения; - необходимо подумать о том, какую реакцию это произведение вызовет у детей, что им понравится, что удивит, какие элементы или особенности музыкального языка нельзя оставить без внимания; - следует опираться на выделенные в теории этапы организации слушания музыки и при этом помнить, что в основе работы над произведением всегда должна находиться оценка эмоционально-образного уровня восприятия музыки; - важно стремиться к тому, чтобы изложение материала, анализ музыкального произведения практически всегда осуществлялся на проблемно-поисковом уровне; - следует привлекать на урок как можно больше интересной и познавательной информации; - нельзя забывать о наглядности на уроке; - необходимо активизировать процесс восприятия музыки с помощью привлечения игры на простейших музыкальных инструментах и музыкально-ритмических движений; - полезно применять в процессе работы на уроке такие занимательные задания, как ребусы, музыкальные викторины и т.п. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|