ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика преподавания природоведения.Проведение каждого урока природоведения требует тщательной подготовки. В подготовке студента к уроку естествознания различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку включает составление перспективного и тематического планов на основе изучения содержания и требований программы по предмету, соответствующего учебника, специальной педагогической и методической литературы. В перспективном плане следует распределить часы по темам программы и календарные сроки прохождения тем с учетом каникул и праздников, уточнить тематику экскурсий и внеклассных занятий. В тематическом плане необходимо записать темы уроков и распределить их в определенной логической последовательности, установить примерные даты проведения отдельных уроков, отметить внеурочные и домашние работы к каждому уроку. Непосредственная подготовка студента к уроку природоведения осуществляется согласно плану. 1. Определение темы урока, его места в структуре данной темы (по тематическому плану), типа урока; формулировка задач урока. Эффективность современного урока природоведения требует комплексного планирования задач образования, воспитания и развития школьников. Образовательные задачи предусматривают формирование у школьников знаний, умений и навыков. Знания отражают природу в форме фактов, представлений, понятий и закономерностей науки. На основе знаний у школьников вырабатываются предметно практические и общеучебные умения и навыки. Развивающие задачи многогранны и предполагают развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, образно – логической памяти, мышления, речевых и коммуникативных умений, воображения, познавательного интереса, любознательности, наблюдательности), творческого отношения к окружающей природе. Воспитательные задачи отражают опыт эмоционально ценностного отношения к окружающему миру и направлены на формирование основ научного мировоззрения, экологического отношения к природе, приобщение к эстетическим ценностям, воспитание трудолюбия, формирование гигиенических навыков и укрепление здоровья. 2. Отбор необходимого для урока учебного содержания. При отборе содержания урока выявляются понятия, связанные с данной темой урока, отбирается фактический материал. Определение содержания урока в виде системы понятий, в которой каждое понятие представлено отдельными элементами, создает условия для управления процессом обучения. Понятие формируется по элементам. Убедившись в усвоении учащимися того или иного существенного признака понятия, целесообразно переходить к ознакомлению с другими признаками понятия. 3. Определение оптимальных методов и приемов проведения урока. Методы и приемы проведения урока определяются, исходя из его задач и содержания каждого этапа (опыты и наблюдения в уголке живой природы, на учебно-опытном участке, экскурсии и т.п.). Уроки морфологического и анатомического содержания проводят на основе наблюдения раздаточного материала или демонстрационного материала с преобладанием наглядных и практических методов. Уроки физиологического содержания проходят с обязательным использованием эксперимента. В практике обучения природоведению эксперимент чаще всего применяется в качестве демонстрации, т.е. на уроке преобладают наглядные методы обучения. На уроках экологического содержания изучаются разнообразные взаимосвязи организмов со средой обитания путем рассматривания живых объектов, гербарных экземпляров или коллекций с помощью просмотра видеофильмов и нахождения причин, обуславливающих наблюдаемые явления, т.е. преобладают наглядные и словесные методы. Словесные методы присущи всем урокам. Без них нельзя сравнивать, обобщать, находить причину и следствие, объяснять явления природы. На выбор методов и приемов обучения ориентируют программа и учебник. 4. Отбор наглядных пособий, ТСО, оборудования и материалов для практических работ. В соответствии с содержанием и выбранными методами нужно определить, какие наглядные пособия, ТСО, какое оборудование и материалы для практических работ потребуются при проведении урока. Наглядные пособия, нужные к уроку, отбираются накануне, а если их нет в распоряжении, то они должны быть своевременно изготовлены. Опыты, которые будут продемонстрированы на уроке, необходимо проделать также накануне, чтобы поупражняться в точности и организованности демонстрации, выборе места для демонстрации. 5. Определение структуры урока. Изучив содержание материала, выбрав в соответствии с ним методы и средства обучения, следует определить структуру урока, логическую последовательность его основных частей. Структура урока должна соответствовать типу урока. При разработке урока важно исходить из особенностей содержания и этапов формирования понятий, умений, предусматривая применение разнообразных методов и приемов, переключающих внимание, меняющих виды учебной деятельности младших школьников. 6. Распределение времени на разных этапах урока (приблизительно). 7. Составление конспекта урока. Конспект урока – это подробное и полное описание содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность учителя и учащихся. Можно использовать следующую схему.
Примерный конспект урока. Класс: Дата: Тема урока: Тип урока: (определяется в соответствии с ведущей задачей) Задачи по содержанию: Обучающие: (знакомство с какими – либо научными фактами, формирование какого – либо представления, понятия, раскрытие каких – либо взаимосвязей, выявление каких – либо закономерностей, формирование каких – либо предметно - практических и общеучебных умений). Развивающие: (развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, развитие самостоятельности, воли, эмоций и познавательного интереса школьников и т.д.) Воспитательные: (формирование научного мировоззрения, бережного отношения к природе и всему живому, добросовестного и ответственного отношения к труду как важнейшей потребности человека, эстетического восприятия явлений природы или произведений искусства, моральных убеждений и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами, патриотических и гражданских чувств). Ведущий метод обучения: (указать вид и разновидность метода). Оборудование: А) для учителя; Б) для учащихся. Литература:
1. Программа (автор, год). 2. Школьный учебник (автор, название, год). 3. Методическая литература. 4. Другие источники информации. Оформление доски ( схематически выполняется эскиз оформления доски) Ход урока
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|