Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Методика преподавания математики.
Математика относится к числу предметов, усвоение которых вызывает значительные затруднения у младших школьников. Это связано с тем, что многие учащиеся не могут абстрактно мыслить, не умеют анализировать и быстро обобщать учебный материал, рассуждать и делать умозаключения.
В этой связи на уроках обучения математике особенно важно большое внимание уделять развитию личности ребенка на основе формирования учебной деятельности.
Реализация указанной цели в значительной степени зависит от выбора способов организации деятельности школьников, от способов взаимодействия с учащимися, от выбора методов и средств, наиболее эффективных для применения на данном уроке, а также от отбора имеющихся в учебнике упражнений.
Важным аспектом подготовки к уроку в ходе педагогической практики является тщательное изучение программы, по которой обучаются школьники данного класса, а также содержание учебника. Каждый урок необходимо рассматривать в системе уроков. Приступая к изучению той или иной темы, важно видеть как её связь с ранее изученными вопросами, так и перспективу. Это поможет ясно представить те требования, которые необходимо предъявлять к уровню знаний, умений и навыков учащихся, и в соответствии с этим формулировать цель каждого урока.
Следует помнить, что формулировка «познакомить», более связана с использованием репродуктивных методов обучения. Учитель знакомит, учащиеся слушают, понимают, запоминают, воспроизводят. Формулировки «раскрыть», «рассмотреть» обычно связаны с более глубоким проникновением в суть вопроса, и в этом случае используются такие методы, как практическая работа, обращение к наглядности, самостоятельная поисковая работа учащихся. Формулировка «закрепить» связана с использованием упражнений разного уровня сложности, а формулировки «усвоить», «овладеть» требуют продумывания методов, приемов и форм фиксирования результатов и четкости в требованиях к усвоению.
Не менее важный шаг при подготовке к уроку – продумывание развивающих и воспитательных возможностей урока. Это вовсе не значит, что необходимо формулировать развивающие и воспитательные цели к каждому уроку математики. Содержание учебного материала и методика работы должны соответствовать триединой дидактической цели урока.
Выстраивая структуру урока, необходимо продумать постановку учебной задачи – цели заданной в виде проблемной ситуации, которая, с одной стороны, содержит новизну, с другой – может быть решена с помощью творческого применения известных способов действий или имеющегося опыта.
В этой связи при планировании урока по изучению нового материала особое внимание должно быть уделено организации повторения изученного материала, на основе которого учащиеся должны будут «открыть» новое знание (свойство, способ действия и т.д.). Технология организации повторения на данном виде урока, может включать ряд этапов.
1. Определение цели изучения новой темы и планируемых результатов.
2. Выделение знаний, умений, навыков, уже имеющихся у учащихся и необходимых для сознательного усвоения ими нового материала.
3. Выявление ранее изученных математических понятий, способов действий, вычислительных навыков и т.д. на основе которых будет рассматриваться новое математическое содержание.
4. Рассмотрение возможности их включения в задания, нацеленные на активное использование усвоенных знаний, умений и навыков при овладении новым материалом.
Необходимо при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом продумать содержание проблемного задания (цель, заданная в виде проблемной ситуации), которое должно оказать влияние на процесс выполнения таких учебных действий учащихся, как:
- наблюдение, ознакомление с фактическим материалом, выявление его особенностей;
- соотнесение ранее усвоенного материала с новым материалом;
- анализ фактического материала, сравнение, нахождение признаков сходства, различия, выявление существенных признаков, характеризующих новый способ действия;
- обобщение, формулировка нового вывода;
- практическое применение теоретических положений, обоснование своих действий, проверка правильности выполнения заданий.
Ответственным этапом процесса подготовки к уроку математики является этап закрепления знаний учащихся и выработка у них умений и навыков. При отборе заданий для учащихся на данном этапе необходимо предусмотреть такие методические действия, как:
- определение системы целей данного конкретного задания для детей, т.е. решение вопроса, чему будут учиться дети, выполняя то или иное учебное задание;
- предвидение предполагаемых затруднений или ошибок учащихся в условиях самостоятельной работы с конкретным заданием;
- преобразование задания в соответствии с индивидуальными возможностями, психолого-педагогическими особенностями учащихся класса;
- прогнозирование результатов деятельности школьников при выполнении задания;
- определение места задания в системе заданий, направленных на формирование определенных знаний, умений и навыков;
- составление плана работы с заданием.
Не менее важным этапом урока является подведение его итогов. Итог урока должен заключаться не в том, чтобы спросить учеников, чем вы занимались сегодня на уроке или что нового вы узнали, а в содержательной проверке результатов урока (в форме беседы, самостоятельной работы и т.д.). Такое подведение итога урока позволит выявить, приняли учащиеся учебную задачу урока или нет. При планировании урока следует тщательно продумывать и организационную сторону урока, ориентироваться на его достаточно высокий темп, избегать ненужных потерь времени.
При подготовке к уроку математики можно ориентироваться на следующие рекомендации:
Планирование урока
| Определение темы, целей и задач урока
| · Для определения темы, целей и задач урока целесообразно обратиться к анализу учебника по математике, соответствующих рекомендаций авторов к проведению уроков. При этом темой урока является тот достаточно крупный раздел математики, который изучается в течение ряда уроков. Например, «Числа от 0 до 10», «Сложение и вычитание чисел в пределах 10», «Табличное умножение и деление» и т.д.
· Цель урока – это то, что дети должны узнать (чему научиться) в результате работы на уроке. Например, овладеть приёмом сложения однозначных чисел по частям, изучить свойства прямоугольника, и пр.
· Задачи урока конкретизируют способ достижения цели урока. Например,
- актуализировать знание состава чисел 5 – 9 из двух слагаемых, умение дополнять однозначное число до 10, умение выполнять сложение чисел в пределах 20 в нумерационных случаях, умение выполнять сложение «по частям» в пределах 10;
- осуществить перенос приёма сложения «по частям» однозначных чисел в пределах 10 на случай сложения чисел с переходом через разряд;
- формирование умения выполнять сложение однозначных чисел в случаях перехода через разряд.
| Формулирование целей урока
| Цель урока может быть следующей:
· раскрытие отдельных вопросов содержания начального курса математики (например, переместительного свойства сложения, нового вычислительного приёма и т.д.);
· наблюдение и выявление математических закономерностей (например, свойств прямоугольника и пр.);
· введение новых математических понятий (например, понятия переменной, уравнения и т.д.);
· формирование знаний, умений и навыков и т.д.
| Формулирование задач урока
| Задачи урока могут быть следующими:
· актуализировать опорные знания, умения и навыки (например, навыки табличного умножения, знание предметного смысла отношения «больше на несколько единиц», умение находить неизвестные компоненты при вычитании и т.д.);
· на основе наблюдений подвести детей к определённому выводу (например, о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется);
· осуществить перенос известного способа действий на новый случай (например, вычислительного приёма вычитания «по частям» на случай вычитания с переходом через разряд);
· формирование навыков в процессе упражнений (например, навыка измерения длины в процессе измерения длин отрезков, вычислительных навыков табличного сложения и вычитания в пределах 4 в процессе упражнений и т.д.);
· формирование умений (например, умения выполнять наглядную интерпретацию задачи с помощью чертежа) и т.д.
| Выделение этапов урока
| · Структурирование урока обусловлено логической завершённостью этапа урока, решением поставленных задач. Так, урок изучения нового материала обязательно будет состоять из трех этапов – подготовительного, изучения нового материала и первичного закрепления.
· Планируя урок, следует сформулировать цель каждого его этапа и продумать, каким образом эта цель будет поставлена перед учащимися. Формулировку целесообразно внести в конспект урока.
· При завершении работы на каждом этапе должен быть подведён итог. Это могут быть выводы, формулировка обобщённого способа действий, похвала за хорошую работу и т.п. Эти слова также целесообразно внести в конспект урока.
· При оформлении конспекта урока в таблице целесообразно выделить графу «Дидактическая задача», в которой отмечается как дидактическая задача этапа урока в целом, так и каждого отдельного упражнения. При этом для самоконтроля полезно периодически соотносить упражнение, дидактическую задачу, с которой оно предлагается детям, дидактическую задачу этапа урока и цель урока.
| Подведение итога урока
| · Нецелесообразно в конце урока задавать вопросы «Что делали на уроке?», «Чему учились?», «Что нового узнали?», т.к. зачастую дети дают ответы на эти вопросы формально, ориентируясь на виды деятельности, которые они выполняли в ходе урока (решали задачи, учились считать и т.п.) или, запомнив слова учителя.
· Для содержательного подведения итога урока более удачным будет предложить для выполнения какое-либо задание в соответствии с целью урока. Уровень его выполнения учащимися и покажет, реализована ли цель урока, и что необходимо делать далее. Например, если цель урока была «раскрыть новый вычислительный приём», то в конце урока можно предложить детям выполнить и объяснить вычисления нового вида.
| Организация деятельности детей на уроке математики
| Продумывание и планирование деятельности учащихся на уроке
| · При планировании урока конспект его целесообразно оформлять в таблице, где выделен столбец «Действия учащихся». В этом случае студент по необходимости продумывает как свою деятельность в процессе проведения урока, так и деятельность учащихся.
· Разрабатывая конспект урока, студент всегда должен помнить, что главная задача учителя не объяснит детям материал, не «дать» его в готовом виде, а организовать деятельность детей так, чтобы они сами «открыли» новое знание, способ действий и т.п. В готовом виде ребёнок может получить лишь то, что не может объективно добыть самостоятельно (например, новый термин, условное обозначение и т.д.).
·
| Выбор формы организации деятельности детей
| · Подбирая задание к уроку, необходимо подумать о том, как оно должно быть выполнено детьми: письменно или устно, самостоятельно или с помощью (учителя или товарища), всеми учениками или как индивидуальное и т.п. Такой анализ упражнения поможет выбрать адекватную форму организации деятельности учащихся (индивидуальную, групповую или фронтальную), а также их возможное сочетание.
· Планируя работу у доски одного учащегося, следует продумывать деятельность детей на местах: они могут выполнять аналогичные действия с другим раздаточным материалом, выступать в роли контролёров, выполнять в это время другое задание и т.д.
| Учет различий в темпе выполнения заданий детьми
| · В случае, когда нецелесообразно выполнение задания в разном темпе, можно использовать специальные методические приёмы. Например, комментированное выполнение задания; упражнение на доске выполняется несколькими учениками одновременно по частям, в тетрадях же должно быть выполнено у всех целиком; у доски выполняет задание «сильный» ученик; предлагается задание, допускающее выполнение его на различных уровнях трудности и т.д.
· В случае, когда фронтально предложенное задание уже выполнено некоторыми учащимися, можно предложить им работу в индивидуальном темпе, обозначив при этом необходимый объём работы. В этом случае детям также могут быть предложены дополнительные вопросы, упражнения, направленные на углубление их знаний, упражнения творческого характера т.п.
· При планировании самостоятельной работы целесообразно каким-то образом дифференцировать задания для учащихся. Например, для обязательного выполнения предложить только часть работы, при необходимости некоторым учащимся выдать карточки-помощники или разрешить пользоваться справочником, продумать дополнительные задания к предложенному упражнению и т.д.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|