ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика преподавания технологииБольшая роль в общем развитии учащихся принадлежит трудовому обучению. Оно является не только средством вооружения учащихся практическими умениями и навыками определенного вида труда, но и средством нравственного воспитания, а также оказывает помощь в выборе профессии. Это требует от педагога, наряду с владением приемами и технологиями обработки различных материалов, методической грамотности. При подготовке уроков технологии необходимо проанализировать программу, изучить учебно-методический комплект и познакомиться с календарно-тематическим планом. Наряду с этим обязательным условием является изучение индивидуальных особенностей младших школьников и класса в целом, которое можно осуществить путем анализа успеваемости по предмету, продуктов деятельности учащихся, бесед с учителем и т.д. Тема урока определяется на основании календарно-тематического плана и отражает основное содержание занятия. Ведущее место на уроках технологии отводится трудовой деятельности учащихся по изготовлению изделий различного практического назначения. Трудовые задания должны иметь общественно полезную направленность, побуждать школьников к творчеству. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы учеников, их индивидуальные особенности, уровень подготовки и посильность работы. В связи с наиболее плодотворным усвоением знаний младшими школьниками в процессе продуктивной деятельности, целесообразно осуществлять подбор заданий, выполнение которых подводит учащихся к актуализации ранее полученных сведений и освоенных способов работы. При планировании вида деятельности и определении объектов труда младших школьников необходимо учитывать, что многие виды работ учащимся незнакомы, а овладение новыми техниками требует длительного процесса, следовательно, эти виды работ не могут быть выполнены за одно учебное занятие, что требует предусмотреть возможность продолжения работы на последующих уроках. Использование для практических работ разнообразных материалов (поролон, фольга, пенопласт, всевозможные виды бумаги и картона) способствует развитию политехнических знаний, творческих и конструкторских способностей учащихся. Важным моментом при выборе объектов труда является учет местных особенностей (производственное окружение, развитие художественных промыслов, наличие природных материалов и т.п.). Осуществление межпредметных связей уроков технологии с соответствующим материалом других учебных дисциплин приобретает особую значимость на этапе планирования работы, т.к. способствует более углубленному осмыслению материала, полному и прочному закреплению знаний, умений и навыков, поддержанию интереса у школьников. К тому же не следует забывать, что большинство видов работ с материалами (бумага, текстиль, пластилин и др.) выполняются на протяжении всего обучения в начальных классах с постепенным усложнением технологических операций, которое позволяет учащимся совершенствовать технологию и конструкцию изделий, обогащает их опыт работы с данными материалами. Важно установить внутрипредметные связи, осуществляемые при изучении разрабатываемой темы и учитывать их при планировании собственной деятельности. Таким образом, выбор объекта труда следует определять с учетом собственных возможностей педагога, интересов и уровня подготовки учащихся класса, а также выявленных межпредметных и внутрипредметных связей. На следующем этапе подготовки к проведению урока разрабатывается план урока (определяются его цели и задачи, выявляются наиболее приемлемые методы обучения и организационные формы работы учащихся, продумываются ход и оснащение занятия, устанавливаются временные параметры каждого структурного этапа, планируется домашнее задание). Важно помнить, что структура урока технологии имеет свои специфические особенности, вытекающие из задач и содержания курса, а также психолого-педагогических основ трудовой деятельности младших школьников. Существуют наиболее общие элементы этой структуры. Организационная часть, включающая проверку явки на занятие, распределение рабочих мест между учениками. Сообщение учащимся цели и темы урока. Актуализация знаний и изложение нового материала. Для повышения эффективности урока во время сообщения новых сведений целесообразно использовать различные приемы: ─ обращение к опыту учащихся, осуществляемое вопросами типа: «Как называется этот материал?», «Из какого сырья его получили?» и т.п.; ─ постановка вопросов проблемного характера: «Почему люди заменили папирус пергаментом?», «Какими свойствами должна обладать ткань, из которой шьют летнюю одежду?» и др.; ─ использование различных видов наглядных пособий: иллюстраций, диафильмов, коллекций, чертежей и т.д.; ─ проведение опытов и наблюдений, позволяющих выявить свойства материалов, особенности различных инструментов, целесообразность тех или иных приспособлений; ─ чтение отрывков из художественных произведений, прослушивание музыкальных фрагментов и др. Закрепление знаний, полученных на данном уроке. Наиболее оптимальным для этого является проведение фронтального устного опроса. В случае необходимости охвата всех учащихся для проверки владения материалом целесообразнее использовать письменную форму. Анализ образца, имеющий целью определение функционального назначения предмета, характеристику применяемых материалов, а также выявление конструктивного решения и особенностей технологических процессов, которые чаще всего осуществляются в ходе беседы по предлагаемому педагогом плану. Например, при анализе записной книжки можно предложить рассмотреть и сравнить несколько вариантов изделий данного типа, сопровождая вопросами: Как называются эти изделия? Каково их назначение? Какие общие и различные черты они имеют? Из скольких частей они состоят? Какие детали являются обязательными? Как можно усовершенствовать представленные образцы? Какие материалы целесообразно использовать при изготовлении данной группы изделий? Что можно изменить в их оформлении? и т.п. Вводный инструктаж учителя, включающий объяснение учащимся задания (что делать?), порядка его выполнения (как делать?), показ и объяснение приемов выполнения, устройства инструментов, рабочей позы, правил техники безопасности и т.д., краткое научное обоснование их (почему так делать?), указания по самоконтролю (что, когда и как контролировать?). Самостоятельная работа учащихся, текущее инструктирование учителем, контроль за работой школьников занимает основное место на уроке. На занятиях целесообразно применять как индивидуальные, так и коллективные формы работы, что способствует развитию у младших школьников взаимопомощи, навыков сотрудничества, ответственности перед коллективом и других качеств личности. Специфика предмета выдвигает задачу строгого контроля за соблюдением учащимися правил безопасности работы, требований культуры труда и норм времени. Во избежание перегрузки учащихся на уроке следует предусмотреть физкультурные паузы. Подведение итогов занятия, в процессе которого анализируются ошибки учащихся, недостатки в их изделиях, демонстрируются правильные приемы работы, выставляются оценки. Анализ выполненных работ, выявление их достоинств и недостатков строится с учетом назначения изделия и заданных условий конструирования. Большое значение имеют выступления учащихся, критично анализирующих собственные изделия, предлагающих варианты его практического применения. Однако можно использовать и другие варианты подведения итогов. К примеру, демонстрацию лучших работ учащихся, коллективное обсуждение изделий на организованной выставке и т.п. При оценке успеваемости по предмету следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков, но и уровень сформированности умственных действий учащихся (анализ образца, планирование работы и др.), степень их самостоятельности при выполнении работы. Уборка рабочих мест, инструмента и изделий служит заключительным этапом урока. Оптимальным вариантом данного процесса является привлечение заранее определенных дежурных по классу с оказанием посильной помощи остальными учащимися. На этапе составления и оформления конспекта урока требуется отобрать теоретический материал,спланировать вопросы для актуализации знаний, умений и навыков по теме, продумать последовательность выполнения практической работы, разработать критерии оценки деятельности учащихся, указать используемые источники методической литературы. Дальнейшим этапом подготовки к проведению урока является разработка дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения к уроку. Наряду с этим следует подобрать и изготовить объект труда, планируемый для выполнения учащимися, с учетом их возможностей и проводимой темы урока. Изделие, исполненное в качестве образца для учащихся, должно быть изготовлено аккуратно, качественно в натуральную величину или в масштабе с увеличением. Если планируемая работа младших школьников будет носить творческий характер, необходимо изготовить несколько вариантов образцов и/или использовать наглядные пособия в виде схем, эскизов, фотографий, репродукций и т.п.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|