Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнения на внимание, общую и мелкую моторику.




Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая за внутреннюю речь и самоконтроль. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей головного мозга.

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, т.к. нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут адекватно их выразить. Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т.е. развитие выразительных движений ребенка как средство самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

 

1.«Огонь и лед». И.п. – стоя в кругу. По команде: «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде: «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирая пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

3. «Черепахи». Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленные движения к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

4. «Четыре стихии». Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - повернуться вокруг себя.

5. Прыжки на месте на двух ногах; ноги врозь и ноги вместе; чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно. Используются различные комбинации с движениями рук.

6. Игра «Колпак мой треугольный». Цель – развитие внимания, эмоциональная разрядка.«Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все повторяют слова несколько раз, каждый раз прибавляя обозначение слов жестами. Последнее исполнение состоит практически из жестов.

7. «Зеркало». Упражнение выполняется в парах. Один ребенок придумывает и показывает движение, второй = повторяет его. Затем дети меняются ролями.

8. Руки поочередно вперед, вверх, в стороны, вниз. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.

9. Руки поочередно на плечи, на пояс, на бедра, на колени.. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.

10. «Ладонь к ладони». Цель – развитие навыков взаимодействия. Дети сидят друг против друга, прикасаются своими ладонями к ладоням партнера. Ведущий партнер задает какое-либо движение своими руками, ведомый следует за ними. Затем партнеры меняются ролями.

11. «Воздушная подушка». Повторяется предыдущее упражнение, но ладони не соприкасаются.

12. «Чайничек с крышечкой». Участники садятся в круг. Каждый припевает песенку, сопровождая ее определенными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!

На чайничке – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая ладонь делает круговые движения над кулаком),

На крышечке – шишечка (вертикальные движения кулаками).

В шишечке – дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).

Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).

Пар идет из дырочки, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, крышечка на чайничке.»

13. «Ухо - нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

14. «Руки - ноги». Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Левая рука вперед, правя рука назад – правая нога вперед, левая нога назад.

Левая рука назад, правая рука вперед – правая нога назад, левая нога вперед.

Левая рука вперед, правая рука вперед – правая нога назад, левая нога назад

15. Перебрасывание мячей в парах различными способами

16. «Пустыня». Движение в нижней зоне. Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет, что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. В конце игры необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя.

17. «Змейки». Представить, что пальцы рук – это маленькие змейки. Они могут двигаться – извиваться, вращаться направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палей правой руки и мизинец - левой)

18. «Дерево». И.п. – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачайте тело, имитируя дерево.

19. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций.

20. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, мизинец - на безымянный. Поза удерживается 10-20 сек. После выполнения правой рукой то же – левой, а затем – двумя руками одновременно.

21. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

22. «Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положения рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

23 «Замок» Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

24.«Паровозик». Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10 -12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

.

 

.

 

.

 

Релаксация

Релаксация может проводится как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, вспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент).

 

  1. «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах. Педагог медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая. Простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

  1. «Загораем». Представьте себе, что ноги загорают на солнышке.

Мы прекрасно загораем!

Вышнее ноги поднимаем!

Держим.. Держим.. Напрягаем…

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол)

Ноги не напряжены, расслаблены.

  1. «Штанга». И.п. – стоя. Педагог: «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки, Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно свисают вдоль туловища). Они расслаблены; не напряжены, отдыхают.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом,

Штангу с пола поднимаем,

Крепко держим…

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.»

4. «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонько покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно нас обдувает, все отдыхают… Постепенно ковер-самолет начинает опускаться и приземляется в нашей комнате… Потягиваемся, делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

5. «Внутри - снаружи». И.п. – лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и др.) перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы и др.). переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.

6. «Пляж». И.п. – лежа. Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает нас. Слушаем шум прибоя. Потянулись, сделали глубокий вдох и выдох, открыли глаза, медленно сели и аккуратно встали.

 

 

7. «Сбрось усталость». Встать, расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправить пальцы, склонить голову к груди. Слегка покачаться из стороны в сторону, вперед, назад. Потом резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом, «стряхивая усталость».

8. «Кулачки». И.п. – сидя на полу. Инструктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох- пауза, выдох - пауза! Это и последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают наши пальчики.»

9. «Олени». Инструктор: «Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Посмотрите: мы олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.»

10. «Кораблик». Представьте, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А теперь – расслабляем.»

Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратить внимание ребенка на напряжение о расслабление мышц ног. После обучения расслаблению ног рекомендуется повторить позу покоя.

Снова руки на колени,

А теперь немного лени…

Напряженье улетело,

И расслаблено все тело…

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко, ровно, глубоко…»

11. «Любопытная Варвара». А) Инструктор: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена.»

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Б) Инструктор: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не расслаблена.»

В) Инструктор: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.»

12. «Шарик». Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных