ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема занятия: «Патология высших корковых функций».Цель занятия: 1. Изучить основные функции коры полушарий большого мозга и симптомы поражения отдельных долей мозга. 2.Освоить методы клинического исследования высших корковых функций. 3.Обучиться умению формулировать синдромологический и топический диагноз нарушений высших корковых функций. 4.Научиться навыкам исследования больного с нарушениями высших корковых функций.
Исследование высших корковых функций и их нарушений при локальных поражениях мозга является важной составной частью неврологического исследования. Значение исследования высших корковых функций (гнозиса и праксиса, речи, письма и чтения, счета и простейших интеллектуальных процессов) особенно велико в тех случаях, когда мы имеем дело с очаговыми поражениями, расположенными в пределах наиболее сложно организованных зон коры головного мозга, прежде всего, доминантного полушария. Поражение коры больших полушарий При поражении коры больших полушарий возникают симптомы выпадения различных функций или раздражения корковых отделов различных анализаторов, зависящие от локализации патологического процесса в коре головного мозга. · Двигательные нарушения · Чувствительные нарушения · Зрительные нарушения Зрительная агнозия · Слуховые Слуховая агнозия · Обонятельные и вкусовые нарушения · Апрактические · Речевые Развитие сенсорной или моторной афазии в зависимости от области поражения (центров Брока или Вернике) · Психические "Лобная психика" Эйфория Синдромы поражения отдельных долей больших полушарий · Лобная доля Генерализованные или адверсивные судорожные приступы, начинающиеся с поворота головы и глаз в сторону, противоположную очагу раздражения · Теменная доля Поражение задней центральной извилины и верхней теменной доли Парасагиттальная локализация патологического процесса проявляется дистальными парезами, анестезиями, судорожными приступами в нижних конечностях и нарушением функции тазовых органов по центральному типу. · Височная доля Вестибулярно-корковые головокружения · Затылочная доля Контралатеральная гомонимная гемианопсия (при поражении cuneus нижняя квадрантная, при поражении gyrus lingualis верхняя квадрантная) Перед студентом стоит задача изучить анатомию, патологию долей мозга, научиться определять топический и синдромологический диагноз в зависимости от уровня поражения.
Темы письменных домашних заданий:
1.Подготовка реферативного сообщения на тему «Учение об афазиях»; «Корковая регуляция функций внутренних органов»; 2. Студенту при подготовке к занятию должен изобразить схему локализации функций в коре полушарий большого мозга на конвекситальной и базальной поверхностях.
Вопросы для подготовке к занятию:
1) Возникают ли корковые речевые расстройства при поражении правого полушария большого мозга? 2) Возникает ли поражение речевой мускулатуры у больных с моторной афазией? 3) Сохранен ли слух у больного с сенсорной афазией? 4) Может ли больной с астереогнозом описать свойства предмета? 5) Является ли центр стереогноза односторонним? 6) Имеются ли явления пареза у больного с алексией? 7) Может ли больной с амнестической афазией описать свойства и назначение предмета? 8) Понимает ли больной с сенсорной афазией обращенную к нему речь? 9) Может ли больной с алексией пересказать прочитанный текст? 10)Возможна ли правильная последовательность действия у больного с идеаторной апраксией? 11)Имеются ли расстройства чувствительности у больных с астереогнозом? 12)Какой вид афазии возникает при поражении левой лобной доли? - моторная афазия - сенсорная афазия - амнестическая афазия? 13)Какой вид речевых расстройств возникает при поражении корковых речевых центров? - афония - анартрия – афазия? 14)Для какого вида афазии характерны парафазии? - моторная афазия - сенсорная афазия - амнестическая афазия? 15) Что возникает при поражении левой угловой извилины? -аграфия - алексия – акалькулия?
ТЕСТЫ:
Выберите один правильный ответ: 1. При поражении правого полушария головного мозга у правшей возникают корковые речевые расстройства: 1.Афазии 2.Алексии 3.Не возникают 2. У больных с сенсорной афазией нарушено: 1.Понимание речи 2.Слух 3.Воспроизведение речи 3. У больного с амнестической афазией нарушена способность: 1.Описать свойства и назначение предмета 2.Дать название предмета 3.Определить предмет при ощупывании 4. У больного с апраксией нарушены целенаправленные действия по причине: 1.Пареза 2.Нарушения последовательности и схемы действия 3.Нарушения скорости и плавности действия 5. При поражении левой лобной доли возникает афазия: 1.Моторная 2.Сенсорная 3.Амнестическая 6. При поражении корковых речевых центров возникает: 1.Афония 2.Анартрия 3.Афазия 7. При поражении левой угловой извилины возникает: 1.Аграфия 2.Алексия 3.Афазия 8. При поражении левой надкраевой извилины возникает: 1.Апраксия 2.Аграфия 3.Афазия 9. Зрительная агнозия наблюдается при поражении: 1.Зрительного нерва 2.Затылочной доли 3.Зрительной лучистости 10. Слуховая агнозия наблюдается при поражении: 1.Слухового нерва 2.Височных долей 3.Корковой зоны Вернике 11. При поражении левой височной доли возникает: 1.Моторная афазия 2.Сенсорная афазия 3.Амнестическая афазия 12. При поражении теменной коры правого полушария мозга возникает: 1.Анозогнозия 2.Псевдомелия 3.Афазия 4.Алексия 5.Аутотопагнозия 13. При поражении теменной коры левого полушария мозга возникает: 1.Моторная афазия 2.Акалькулия 3.Апраксия 4.Алексия 5.Агнозия 14. При поражении левой лобной доли нарушается: 1.Письмо 2.Чтение 3.Экспрессивная речь 15. При поражении левой теменной доли возникает апраксия: 1.Идеаторная 2.Моторная 3.Конструктивная 16. Вид афазии: Клинические проявления в виде нарушения: 1.Моторная А.называния предметов 2.Сенсорная Б.понимания загадок, логико-грамматических 3.Амнестическая конструкций В.построения фразовой речи Г.понимания простых инструкций Д.узнавания предметов 17. Вид афазии: Расстройство речи: 1.Моторная А.парафазии 2.Сенсорная Б.словесный эмбол 3.Амнестическая В."словесный салат" Г.неправильное называние предметов Д.дизартрия 18. Локализация поражения: Симптом: 1.Надкраевая извилина А.моторная афазия 2.Зона Брока Б.сенсорная афазия 3.Зона Вернике В.апраксия Г.амнестическая афазия 19. Локализация поражения: Симптом: 1.Средняя лобная извилина А.амнестическая афазия 2.Верхняя височная извилина Б.аграфия 3.Угловая извилина В.астереогноз Г.алексия 20. Локализация поражения: Симптом: 1.Нижняя теменная долька А.моторная афазия 2.Зона Брока Б.астереогноз 3.Угловая извилина В.акалькулия Г.аграфия
Для закрепления материала решите задачи Задача № 1. В неврологическое отделение из лор-клиники переведен Б-в, 8 лет, где находился по поводу отита. В последние дни он перестал чисто выговаривать слова, переставлял или пропускал в них звуки и буквы. В правых конечностях был выявлен пирамидный дефицит. Невролог высказал предположение об абсцессе головного мозга. а) Назовите синдром корковых нарушений. б) Где должен располагаться очаг?
В-вой Н., 5 лет, среди полного здоровья появились приступы, начинающиеся с поворота головы и глаз в правую сторону с последующими клоническими судорогами в правой руке и ноге. В течение месяца отмечалось 3 припадка продолжительностью каждого менее одной минуты. Вскоре больная стала жаловаться на головную боль, тошноту и рвоту. В неврологическом статусе: легкая сглаженность правой носогубной складки, снижена сила правой кисти. Гиперрефлексия сухожильных и периостальных рефлексов с рук и ног справа. Справа снижены брюшные рефлексы и выявляется симптом Бабинского. При ходьбе и в позе Ромберга отклоняется вправо. Стала чрезмерно дурашливой, крайне неряшливой. а) Определите синдромологический диагноз. б) Укажите топику поражения.
Ответы на вопросы тестового контроля
1. Ответ: 3 2. Ответ: 1 3. Ответ: 2 4. Ответ: 2 5. Ответ: 1 6. Ответ: 3 7. Ответ: 2 8. Ответ: 1 9. Ответ: 2 10. Ответ: 2 11. Ответ: 2, 3 12. Ответ: 1, 2, 5 13. Ответ: 2, 3, 4 14. Ответ: 1, 3 15. Ответ: 1, 2, 3 16. Ответ: 1 - В. 2 - Б, Г. 3 - А. 17. Ответ: 1 - А, Б. 2 - А, В. 3 - Г. 18. Ответ: 1 -. 2 - А. 3 - Б. 19. Ответ: 1 - Б. 2 - А. 3 - Г. 20. Ответ: 1 - Б. 2 - А. 3 - В.
Ответы на ситуационные задачи Задача 1 а) Моторная афазия. Литеральные парафазии. б) Задняя часть нижней левой лобной извилины.
а) Очаговый судорожный синдром. Правосторонний пирамидный дефицит (гемипарез по центральному типу). б) Средняя лобная извилина в премоторной области (поля 8,9 - центр поворота головы и глаз в противоположенную сторону).
Литература по теме «Патология высших корковых функций»:
1. Мисюк Н.С. Гурленя A.M. «Нервные болезни». «Основы топической диагностики». T.I. Минск, 1984. 2. Боголепов Н.К. «Семиотика и диагностика нервных болезней».М., 973. 3. Ходос Х.Г. «Нервные болезни». М., 1974, 2001. 4. Михеев В.В., Мельчук П.В. «Нервные болезни». М., 1981. 5. Пулатов A.M., Никифоров А.С. «Неврология». Душанбе, 1980. 6. Триумфов А.С. «Топическая диагностика заболеваний нервной системы». СПБ., 1974,2001. 7. Скоромец «Топическая диагностика заболеваний нервной системы». М.,1997. 8.Яхно Н.Н., Штульман «Руководство по заболеваниям нервной системы». М.,1997. 9.Кореневская АА., Пригун П.П.«Задачи по курсу нервных болезней». Минск, 1981.
ЗАНЯТИЕ №6 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|