Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема занятия: «Методы исследования в диагностике болезней нервной системы».




Цель занятия:

 

1. Изучить неинвазивные и инвазивные методы исследования в неврологии и нейрохирургии.

2. Научиться принципам диагностики субарахноидального кровоизлияния, опухолей головного и спинного мозга.

3. Обучиться умению формулировать показания к применению тех или иных дополнительных методов в диагностике болезней нервной системы.

4. Обучиться навыкам интерпретации объективных методов диагностики в неврологии и нейрохирургии.

 

Как показал многолетний опыт, в диагностике и лечении заболеваний центральной и периферической нервной системы могут быть различные неточности и ошибки как в определении локализации патологического процесса, так и его характера. Даже четкие неврологические симптомы не являются гарантией точной диагностики локализации процесса, так как они могут возникнуть не только в месте расположения патологического очага, но и по соседству с ним, и даже на отдалении от него. Вот почему как в неврологической, так и в нейрохирургической практике возникает необходимость в дополнительных методаx исследования для уточнения причины возникновения этих симптомов.

К различным дополнительным исследованиям относятся неинвазивные (ЭхоЭГ, ЭЭГ, РЭГ, краниография, спондилография, КТ, МРТ) и инвазивные методы (люмбальная и субокципитальная пункции, миелография, пневмо- или миелоэнцефалография вентрикулография, церебральная ангиография и т.д.), которые должны осуществляться по определенным показаниям, поскольку при них могут наблюдаться различные осложнения.

 

Классификация дополнительных методов исследования в диагностике болезней нервной системы:

-неинвазивные методы исследования (краниография, спондилография, ЭхоЭГ, ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ, КТ, МРТ, ПЭТ);

-инвазивные методы исследования (люмбальная и субокципитальная пункции, миелография, пневмо- или миелоэнцефалография, вентрикулография, церебральная ангиография);

-принцип диагностики субарахноидального кровоизлияния из анев­ризмы.

Принципы работы диагностических кабинетов для проведения дополнительных методов исследования у неврологических и нейрохирургических больных:

а) принцип работы рентгенологического кабинета:

- краниография (сагиттальная, фронтальная, аксиальная; прицельная рентгенография турецкого седла;

- рентгенография орбит, каналов зрительных нервов по Резе;

- рентгенография височной кости по Стенверсу, Шулеру, Майеру;

- спондилография (сагиттальная, фронтальная, косая проекции);

- рентгенография шейного, грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника;

-рентгенография атланто-аксиального отдела позвоночника;

-томография черепа и позвоночника;

б) принцип работы кабинета нейрофизиологических методовисследования (ЭхоЭГ, ЭЭГ, РЭГ, ЭМГ, УЗДГ);

в) принцип работы отоневрологического кабинета:
-исследование слухового анализатора (шепотная и разговорная речь, камертональные пробы, компьютерная аудиометрия);

-исследование вестибулярного анализатора (исследование нистагма, электронистагмография, пробы Ромберга, спонтанное отклонение рук, калорическая проба, вращательная проба по Барани, отолитовая реакция, фистульный симптом, исследование вызванных потенциалов, стабиллография, стабиллометрия);

-исследование функции мозжечка (походка, пальце-носоваяпроба, проба на адиадохокинез);

-исследование функции черепных нервов (I - XII);

г) принцип работы офтальмологического кабинета (исследование остротызрения, полей зрения и глазного дна);

д) принцип работы нейрорентгенологического отделения:

-пневмоэнцефалография;
-пневмоцистернография;
- вентрикулография;

- миелография (восходящая, нисходящая);

- веноспондилография;

- дискография;

- эпидурография;

е) принцип работы перевязочной нейрохирургического отделения:

- люмбальная пункция;

- субокципитальная пункция;

- вентрикулярная пункция (переднего рога, заднего рога, височного рога);

- методика проведения ликвородинамических проб (Квеккенштедта, Стуккея, Пусеппа);

- методика наложения вентрикулярного дренажа по Арендту;

ж) принцип работы отделения компьютерных методов исследования:

- компьютерная томография (черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга); магнитно-резонансная томография (головного и спинного мозга);

з) принцип работы отделения рентгенохирургических методов исследования:

- церебральная ангиография (каротидная, вертебральная,тотальная, селективная);

- спинальная ангиография.

Перед студентом стоит задача изучить принципы и методы исследования неврологических больных.

Темы письменных домашних заданий:

 

1. Подготовка реферативных сообщений: «Значение комплексных методов исследования в клинике нервных болезней и нейрохирургии», «Неинвазивные методы исследования», «Инвазивные методы исследования», «Показания и противопоказания к дополнительным методам диагностики»;

2. Подготовка материала для представления данных дополнительных методов исследования на практическом занятии.

 

Тесты

 

1) Относятся ли ЭхоЭГ и ЭЭГ к инвазивным методам исследования?
2) Проводятся ли ликвородинамические пробы при вентрикулографии?
3) Относятся ли люмбальная и вентрикулярная пункции к инвазивным методам исследования?
4) Показана ли люмбальная пункция при изменениях ЭхоЭГ и застойных изменениях на глазном дне?
5) Подчеркните, какие из перечисленных методов исследования относятся к инвазивным: МР-томография миелография спондилография веноспондилография
6) Подчеркните, какие из перечисленных методов исследования входят в компетенцию отоневролога: исследование слухового анализатора исследование глазного дна исследование полей зрения исследование вестибулярного анализатора исследование функции мозжечка исследование черепных нервов
7) Подчеркните, какие из перечисленных методов исследования относятся к неинвазивным: краниография ангиография компьютерная томография пневмоэнцефалография
8) Подчеркните, функцию каких черепных нервов исследует ото-невролог: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, ХП, XIII
9) Подчеркните, что входит в компетенцию при нейропсихологическом исследовании: исследование мозжечковых функций исследование высших корковых функций исследование черепных нервов
10) Показана ли люмбальная пункция при наличии объемного процесса в области задней черепной ямки?
11) Подчеркните, какой метод диагностики более применим у больного с объемным процессом спинного мозга: компьютерная томография магнитно-резонансная томография
12) Методика ЭхоЭГ основана на измерении показателей поглощения рентгеновских лучей
13) Методика КТ головного мозга основана на регистрации биопотенциалов мозга с неповрежденной поверхности головы
14) Характерно ли смещение (латерализация) срединного комплекса (М-эхо) при ЭхоЭГ у больного с опухолью задней черепной ямки?
15) Используется ли вентрикулография для диагностики опухоли спинного мозга?
16) Подчеркните, какие методы исследования необходимы при наличии субарахноидального кровоизлияния: электроэнцефалография спондилография краниография ангиография компьютерная томография миелография люмбальная пункция
17) Метод эхоэнцефалографии основан на явлении отражения ультразвука от границ двух сред, обладающих различными акустическими свойствами
18) Методика основана на регистрации и анализе биоэлектрической активности мышечных и периферических нервных волокон: ЭЭГ или ЭМГ. Подчеркните.
19) Подчеркните, какие изменения в ликворе характерны для ликвородинамического блока: лимфоцитарный плеоцитоз белково-клеточная диссоциация клеточно -белковая диссоциация
20) Подчеркните, какие методы исследования показаны при наличии менингеального симптомокомплекса: -миелография -люмбальная пункция -ангиография -КТ головного мозга -электроэнцефалография -ЭхоЭГ
     

 

Вопросы для подготовке к занятию:

1. комплекс дополнительных методов исследования у больных с черепно-мозговой и позвоночно-спинальной травмой;

2. комплекс дополнительных методов исследования у больных с судорожным синдромом;

3. комплекс дополнительных методов исследования у больных с сосудистой патологией головного и спинного мозга;

4. комплекс дополнительных методов исследования у больных с последствием перенесенных органических заболеваний нервной системы, гидроцефалией;

5. комплекс дополнительных методов исследования у больных с
наличием объемного процесса головного и спинного мозга.

 

Для закрепления материала решите задачи

 

Задача 1.

При обследовании больного с жалобами на головные боли приступообразного характера, тошноту и рвоту, выявлены следующие изменения при изучении дополнительных методов диагностики: нейроофтальмолог - застойные изменения дисков зрительных нервов, краниография - «пальцевые вдавления» на костях свода черепа, выпрямление и истончение спинки турецкого седла, КТ головного мозга - симметричное расширение боковых и III желудочка, IV желудочек не изменен.

Вопрос: Назовите, какой можно выставить синдром по данным дополнительных методов исследования. Укажите локализацию поражения.

 

Задача 2.

У больного с жалобами на слабость в ногах при параклинических методах обследования выявлены следующие результаты: спондилография - атрофия корней дужек (синдром Эльберга-Дайка) в области тела ThVIII позвонка, люмбальная пункция с ликвородинамическими пробами - при пробах Квеккенштедта и Стуккея - ликворный блок, анализ ликвора - белково-клеточная диссоциация, восходящая миелография с омнипаком - Остановка контраста на уровне верхнего края ThIX позвонка.

Вопрос: О каком заболевании можно сказать по данным дополнительных методов исследования?

 

Задача 3.

Больная в течение 2 месяцев страдает головными болями, рвотой, появилось пошатывание при ходьбе вправо.

Объективно: в позе Ромберга и при ходьбе отклоняется вправо. Гипотония в мышцах рук и ног отчетливее справа. Справа же промахивается при пальце-носовой и пяточно-коленной пробах, выявлен адиадохокинез и гиперметропия.

Вопрос: Укажите тонику поражения. Какие необходимы дополнительные методы диагностики?

 

Задача 4.

У больного постепенно в течение 3 лет развивается слабость в конечностях снизу вверх с развитием нарушения движений: в ногах - до полного отсутствия, в руках - объем движений резко снижен.

Объективно: полное отсутствие движений в ногах, в руках -движение ограничены. В ногах тонус резко повышен, коленные и ахилловы рефлексы высокие, симптомы Бабинского и Россолимо с двух сторон. В руках тонус снижен, снижены сухожильные и периостальные рефлексы. Боли при перкуссии остистых отростков Cv - CVI позвонков с иррадиацией в руки. Задержка мочи и стула.

Вопрос: Определите синдромологический диагноз.

-Укажите топику поражения.

- Укажите дополнительные методы диагностики.

 

Задача 5.

Больная 6 лет жалуется на ночные головные боли, на высоте которых отмечается рвота. Кроме того, снизилось зрение на оба глаза, изменилось поле зрения, значительно нарос вес (за 6 месяцев поправилась на 12 кг).

Вопрос: Где локализуется очаг поражения?

- Укажите дополнительные методы диагностики.

 

Задача 6.

У больного 30 лет на фоне полного здоровья при физической нагрузке возникла резкая головная боль в затылке с иррадиацией в глаза, рвота. При осмотре: оглушение, полуптоз справа, расходящееся косоглазие за счет правого глаза, ригидность мышц затылка на 3 п/п, симптом Кернига под углом 140° с обеих сторон.

Вопрос: О каком заболевании можно подумать в первую очередь?

- Укажите дополнительные методы исследования.

 

Задача 7.

У больного при обследовании выявлены следующие данные: краниография - усиление венозного рисунка, наличие гиперостоза в правой теменной кости ближе к сагиттальной линии; ЭхоЭГ - смещение срединных структур влево на 6 мм; КТ головного мозга - объемное образование 44 х 52 мм в правой теменной области с плотностью 58 НЕД; каротидная ангиография справа - объемное образование в правой теменной области с наличием собственной сосудистой сети.

Вопрос: О каком заболевании можно подумать в первую оче­редь?

 

Ответы на тесты

1.нет;

2.нет;

3.да;

4. нет;

5. 3,4;

6. 1,4,5,6;

7. 3;

8. VIII;

9. 2;

10. нет;

11. 2;

12. нет;

13. нет;

14. нет;

15. нет;

16. 4,5,7;

17. да;

18. 2;

19. 2;

20. 2,4,6.

Ответы на ситуационные задачи:

Задача 1.

Синдром внутричерепной гипертензии в виде окклюзионной гидроцефалии на уровне водопровода среднего мозга.

 

Задача 2.

Объемный процесс спинного мозга (вероятнее всего опухоль) с его компрессией на уровне ThVIII позвонка.

 

Задача 3.

Поражение правой гемисферы мозжечка. В данной ситуации необходимо использование следующих методов исследования: осмотр нейроофтальмолога и отоневролога, краниография, КТ (или МРТ) головного мозга.

 

Задача 4.

Вялый верхний парапарез. Нижняя спастическая парапле­гия. Расстройство функции тазовых органов по центральному типу.

Поражение шейного утолщения.

Методы исследования: спондилография шейного отдела, миелография восходящая, люмбальная пункция с ликвородинамическими пробами, субокципитальная пункция с нисходящей миелографией, МРТ шейного отдела спинного мозга.

 

Задача 5.

Хиазмально-селлярная область.

Методы исследования: нейроофтальмолог, краниография, рентгенография турецкого седла, гормональный фон, КТ головного мозга с внутривенным усилением.

 

Задача 6.

Субарахноидальное кровоизлияние аневризматической природы (супраклиноидный отдел правой внутренней сонной артерии).

Методы исследования: нейроофтальмолог, ЭхоЭГ, люмбальная пункция КТ головного мозга, каротидная ангиография.

 

Задача 7.

У больного опухоль (менингиома) правой теменно-парасагиттальной области.

 

Литература по теме

«Методы исследования в диагностике болезней нервной ситемы»:

 

1. Боголепов Н.К., Иргер И.М., Гречко В.Е. Клиническая эхоэнцефалография. - М., 1973.

2. Бургман Г.П., Лобкова Т.Н. Исследование спинномозговой жидкости. - М., 1968.

3. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Функциональная диагностика нервных болезней. - М., 1981.

4. Копылов М.Б. Основы рентгенодиагностики заболеваний головного мозга. - М., 1968.

5. Корниенко В.Н. Функциональная церебральная ангиография. - Л., 1981

6. Никифоров Б.М. Клинические лекции по неврологии и нейрохирургии. - СПб, 1999.

7. Скоромец А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. М., 1997.

8. Ходос Х.Г. Нервные болезни. М., 2001.

 

ЗАНЯТИЕ №8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных