ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ РЕКИКАК ЭТО БЫЛО Летом 1943 г. советские войска, очищая родную землю от гитлеровских захватчиков, форсировали такие серьезные водные преграды, как реки Северный Донец, Десну, Сож, Днепр и большое количество мелких рек, речек и протоков, Особенно примечательна была переправа через Днепр, когда наши части и подразделения, выйдя широким фронтом к реке и не дожидаясь постройки паромов и мостов, на подручных средствах преодолевали широкую водную преграду и захватывали на берегу противника плацдармы. Форсировать водную преграду — это не значит просто и спокойно переправиться через нее по мостам при помощи паромов, судов или лодок, ожидающих вас. В наступлении, преодолевая яростное сопротивление противника, войска выходят к реке, на которой обычно взорваны мосты, уничтожены переправы, потоплены или угнаны на другой берег все пловучие средства. Между тем, подразделениям, первыми достигшим реки, очень важно немедленно, как говорится, «на плечах у противника», не давая ему опомниться и организоваться для обороны, переправиться и оттеснить его подальше от берега. Удерживая захваченный плацдарм, передовые подразделения обеспечивают переправу подходящих главных сил. Если этого не сделать, то река будет хорошо наблюдаться и обстреливаться противником всеми видами огня. Тогда навести переправу или построить мост окажется совершенно немыслимо: все будет уничтожено. Вот почему наступавшие солдаты не ждали, когда подойдут инженерные части и наведут мосты. Если с грузом многотонным Отстают грузовики, И когда-то мост понтонный Доберется до реки, — Под огнем не ждет пехота, Уставной держась статьи, За паром идут ворота, Доски, бревна за ладьи1. Советские солдаты с оружием в руках переправлялись через реки вплавь, держась за доски, жерди и дрова. Они делали также легкие плотики из набитых сеном плащ-палаток, автокамер, бидонов, Камышевых фашин, дверей и деревянных заборов. Для переправы пулеметов и минометов их расчеты сооружали плоты из досок и бревен разобранных строений, использовали деревянные и металлические бочки, уцелевшие рыбацкие челноки и лодки. Саперы переправляли подразделения на резиновых надувных лодках и других десантных средствах. Под прикрытием сражающихся на захваченном плацдарме подразделений инженерные части собирали паромы, наводили сначала понтонные, а затем строили постоянные мосты, по которым непрерывным потоком шли стрелковые подразделения, а с ними артиллерийские орудия, танки и другая боевая техника. Так было и в последующие годы Великой Отечественной войны при форсировании нашими войсками рек Южного Буга, Днестра, Прута, Серета, Вислы, Немана, Сана, Тиссы, Одера и множества других. На этих переправах советские воины показали непревзойденную доблесть и высокое боевое мастерство. Таким образом, как показывает опыт войны, успех переправы, а следовательно, и дальнейшее продвижение вперед, часто зависят не только от наличия переправочных средств и работы понтонеров и саперов. Умение преодолевать с боем малые и большие реки при помощи простейших подручных переправочных средств имеет огромнейшее значение в бою. Вот что рассказал воинам Герой Советского Союза гвардии лейтенант Болото о бое под Севастополем: «Прорвались наши войска к Северной бухте. А немец из Севастополя на катерах уходит. И тут приходит приказ от генерала Захарова: форсировать бухту, наступать немцам на пятки в Севастополе... И стали наши гвардейцы бухту форсировать. Всем охота первым быть. Кто плоты колотит, кто на бревно садится, а другие гробы немецкие взяли, они их тут сотый две запасли, да в гробах, как в челноках, поплыли. Вместо парусов — плащ-палатки да шинели. Немец стреляет, а остановить не может. Один плот потопит, еще три- плывут...»[2]. «Самоотверженность, находчивость и смекалка наших воинов в бою помогали выходить из любого трудного положения. Одна наша часть, продвигаясь с боями к центру Берлина, встретила на пути канал Ландвер. Требовалось форсировать его. Тут и отличилась рота старшего лейтенанта Савина, которой было приказано на рассвете переправиться на другой берег, захватить там плацдарм и обеспечить переправу всей части. Решено было, не дожидаясь, когда саперы восстановят разрушенный мост, найти для переправы другие средства. С этой целью ночью бойцы обследовали берег канала и обнаружили перекинутый через воду стальной канат — единственное, что сохранилось от подвесной дороги, разрушенной артиллерийским огнем. Едва забрезжил рассвет, старший лейтенант Савин, повиснув над 'водой и перебирая канат руками, стал переправляться на другой берег. За отважным командиром следовали сержант Глиндяев, старшина Цыганков, рядовой Пилипенко и другие сильные, ловкие и бесстрашные воины. Лишь только после того, как почти вся группа переправилась на другой берег, возле каната засвистели пули и осколки мин. Сосредоточившись за кучами угля на берегу, переправившаяся группа атаковала ближайшее здание, обороняемое немцами, овладела им и тем способствовала форсированию канала другими подразделениями»[3]. ПО ПОЯС В ВОДЕ Часто даже широкие реки имеют броды, т. е. мелкие места с плотным грунтом дна, по которым возможны переход и переезд без всяких переправочных средств. Ими и пользуются подразделения войск, чтобы ускорить переправу и достигнуть внезапности своих действий. Броды указываются на картах крупного масштаба, их хорошо знают местные жители. Броды можно найти и по некоторым характерным признакам. Например, на место брода указывают тропинки, колеи и наеженные полевые дороги, оканчивающиеся у воды и продолжающиеся на другом берегу. Чаще всего броды находятся на широких участках реки с низкими пологими берегами. На мелкие места и отмели указывают рябь на воде, растительность, перепады воды при переходе от мелких к глубоким местам. Однако, не зная брода, не суйся в воду, говорит старая русская пословица. Поэтому каждый брод предварительно нужно разведать и определить его направление, глубину, грунт дна, скорость течения воды. На бродах могут оказаться ямы, воронки от взрыва авиабомб и снарядов, попавших в реку, вязкие места, камни, коряги, а возможно и заграждения, установленные противником, чтобы помешать переправе. Обычная глубина брода при средней скорости течения воды не должна превышать для движения автомашин 50 см,артиллерии — 70 см и для прохода пеших людей — 1 м. Если скорость течения превышает 1 м в секунду, то глубина брода должна быть меньше указанной. После обследования направление брода обозначают вехами, установленными на обоих берегах, а его границы — крепко забитыми в дно кольями. На быстро текущей реке с низовой стороны брода протягивают канат, за который могли бы держаться люди. Концы каната прочно крепятся на берегах за деревья или сбитые в землю колья. На воде канат поддерживается поплавками из деревянных чурок, поленьев и пр. Слабое дно реки укрепляют насыпкой камня, укладкой хвороста с последующей засыпкой сверху камнем или прочным неразмываемым грунтом. Ямы, воронки и промоины заделывают камнем, хворостяными фашинами с камнем и метками с песком. Само собой разумеется, что препятствующие движению коряги, камни, затонувшие деревья, проволочные и другие заграждения удаляются. Никогда не мешает проверить, не поставил ли противник на берегу около брода и в воде мин или взрывных «сюрпризов». Для движения автотранспорта, артиллерийских орудий, танков и другой техники на берегах делают пологие съезды к воде и выезды из нее. Укрепляют их песком, гравием, битым кирпичом, булыжным камнем, хворостяной или жердевой выстилкой. Без этой меры съезды к броду и выезды с него будут скоро разбиты, на них появятся глубокие колеи и выбоины, мешающие движению. При съезде к воде на берегу устанавливается табличка с указанием глубины и ширины брода, грунта дна, скорости течения, порядка перехода и перевозки грузов. Брод обслуживает специально выделенная команда, которая следит за его состоянием, за порядком переправы, исправляет повреждения и несет спасательную службу. Только так оборудованный брод обеспечит быструю и надежную переправу через реку (рис. 25).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|