Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ РЕКИ




КАК ЭТО БЫЛО

Летом 1943 г. советские войска, очищая родную землю от гитлеровских захватчиков, форсировали такие серьезные вод­ные преграды, как реки Северный Донец, Десну, Сож, Днепр и большое количество мелких рек, речек и протоков, Особенно примечательна была переправа через Днепр, когда наши части и подразделения, выйдя широким фронтом к реке и не дожи­даясь постройки паромов и мостов, на подручных средствах преодолевали широкую водную преграду и захватывали на берегу противника плацдармы.

Форсировать водную преграду — это не значит просто и спокойно переправиться через нее по мостам при помощи паро­мов, судов или лодок, ожидающих вас. В наступлении, прео­долевая яростное сопротивление противника, войска выходят к реке, на которой обычно взорваны мосты, уничтожены пере­правы, потоплены или угнаны на другой берег все пловучие средства. Между тем, подразделениям, первыми достигшим реки, очень важно немедленно, как говорится, «на плечах у противника», не давая ему опомниться и организоваться для обороны, переправиться и оттеснить его подальше от берега. Удерживая захваченный плацдарм, передовые подразделения обеспечивают переправу подходящих главных сил. Если это­го не сделать, то река будет хорошо наблюдаться и обстрели­ваться противником всеми видами огня. Тогда навести пере­праву или построить мост окажется совершенно немыслимо: все будет уничтожено. Вот почему наступавшие солдаты не ждали, когда подойдут инженерные части и наведут мосты.

Если с грузом многотонным Отстают грузовики,

И когда-то мост понтонный Доберется до реки, —

Под огнем не ждет пехота,

Уставной держась статьи,

За паром идут ворота,

Доски, бревна за ладьи1.

Советские солдаты с оружием в руках переправлялись че­рез реки вплавь, держась за доски, жерди и дрова. Они дела­ли также легкие плотики из набитых сеном плащ-палаток, автокамер, бидонов, Камышевых фашин, дверей и деревянных заборов. Для переправы пулеметов и минометов их расчеты сооружали плоты из досок и бревен разобранных строений, использовали деревянные и металлические бочки, уцелевшие рыбацкие челноки и лодки. Саперы переправляли подразде­ления на резиновых надувных лодках и других десантных средствах.

Под прикрытием сражающихся на захваченном плацдарме подразделений инженерные части собирали паромы, наводили сначала понтонные, а затем строили постоянные мосты, по которым непрерывным потоком шли стрелковые подразделе­ния, а с ними артиллерийские орудия, танки и другая боевая техника.

Так было и в последующие годы Великой Отечественной войны при форсировании нашими войсками рек Южного Бу­га, Днестра, Прута, Серета, Вислы, Немана, Сана, Тиссы, Оде­ра и множества других. На этих переправах советские воины показали непревзойденную доблесть и высокое боевое мастер­ство.

Таким образом, как показывает опыт войны, успех пере­правы, а следовательно, и дальнейшее продвижение вперед, часто зависят не только от наличия переправочных средств и работы понтонеров и саперов. Умение преодолевать с боем малые и большие реки при помощи простейших подручных переправочных средств имеет огромнейшее значение в бою.

Вот что рассказал воинам Герой Советского Союза гвар­дии лейтенант Болото о бое под Севастополем: «Прорвались наши войска к Северной бухте. А немец из Севастополя на катерах уходит. И тут приходит приказ от генерала Захаро­ва: форсировать бухту, наступать немцам на пятки в Сева­стополе...

И стали наши гвардейцы бухту форсировать. Всем охота первым быть. Кто плоты колотит, кто на бревно садится, а дру­гие гробы немецкие взяли, они их тут сотый две запасли, да в гробах, как в челноках, поплыли. Вместо парусов — плащ-па­латки да шинели. Немец стреляет, а остановить не может. Один плот потопит, еще три- плывут...»[2].

«Самоотверженность, находчивость и смекалка наших вои­нов в бою помогали выходить из любого трудного положения. Одна наша часть, продвигаясь с боями к центру Берлина, встретила на пути канал Ландвер. Требовалось форсировать его. Тут и отличилась рота старшего лейтенанта Савина, ко­торой было приказано на рассвете переправиться на другой берег, захватить там плацдарм и обеспечить переправу всей части.

Решено было, не дожидаясь, когда саперы восстановят раз­рушенный мост, найти для переправы другие средства. С этой целью ночью бойцы обследовали берег канала и обнаружи­ли перекинутый через воду стальной канат — единственное, что сохранилось от подвесной дороги, разрушенной артилле­рийским огнем.

Едва забрезжил рассвет, старший лейтенант Савин, повис­нув над 'водой и перебирая канат руками, стал переправлять­ся на другой берег. За отважным командиром следовали сер­жант Глиндяев, старшина Цыганков, рядовой Пилипенко и другие сильные, ловкие и бесстрашные воины. Лишь только после того, как почти вся группа переправилась на другой бе­рег, возле каната засвистели пули и осколки мин.

Сосредоточившись за кучами угля на берегу, переправив­шаяся группа атаковала ближайшее здание, обороняемое нем­цами, овладела им и тем способствовала форсированию кана­ла другими подразделениями»[3].

ПО ПОЯС В ВОДЕ

Часто даже широкие реки имеют броды, т. е. мелкие ме­ста с плотным грунтом дна, по которым возможны переход и переезд без всяких переправочных средств. Ими и пользуются подразделения войск, чтобы ускорить переправу и достигнуть внезапности своих действий.

Броды указываются на картах крупного масштаба, их хо­рошо знают местные жители. Броды можно найти и по некоторым характерным признакам. Например, на место брода указывают тропинки, колеи и наеженные полевые дороги, оканчивающиеся у воды и продолжающиеся на другом берегу. Чаще всего броды находятся на широких участках реки с низ­кими пологими берегами. На мелкие места и отмели указы­вают рябь на воде, растительность, перепады воды при пере­ходе от мелких к глубоким местам.

Однако, не зная брода, не суйся в воду, говорит старая русская пословица. Поэтому каждый брод предварительно нужно разведать и определить его направление, глубину, грунт дна, скорость течения воды. На бродах могут оказаться ямы, воронки от взрыва авиабомб и снарядов, попавших в реку, вязкие места, камни, коряги, а возможно и заграждения, уста­новленные противником, чтобы помешать переправе.

Обычная глубина брода при средней скорости течения воды не должна превышать для движения автомашин 50 см,артиллерии — 70 см и для прохода пеших людей — 1 м. Если скорость течения превышает 1 м в секунду, то глубина брода должна быть меньше указанной.

После обследования направление брода обозначают веха­ми, установленными на обоих берегах, а его границы — крепко забитыми в дно кольями. На быстро текущей реке с низовой стороны брода протягивают канат, за который могли бы дер­жаться люди. Концы каната прочно крепятся на берегах за деревья или сбитые в землю колья. На воде канат поддер­живается поплавками из деревянных чурок, поленьев и пр.

Слабое дно реки укрепляют насыпкой камня, укладкой хвороста с последующей засыпкой сверху камнем или прочным неразмываемым грунтом. Ямы, воронки и промоины заде­лывают камнем, хворостяными фашинами с камнем и мет­ками с песком. Само собой разумеется, что препятствующие движению коряги, камни, затонувшие деревья, проволочные и другие заграждения удаляются. Никогда не мешает прове­рить, не поставил ли противник на берегу около брода и в во­де мин или взрывных «сюрпризов».

Для движения автотранспорта, артиллерийских орудий, танков и другой техники на берегах делают пологие съезды к воде и выезды из нее. Укрепляют их песком, гравием, битым кирпичом, булыжным камнем, хворостяной или жердевой вы­стилкой. Без этой меры съезды к броду и выезды с него будут скоро разбиты, на них появятся глубокие колеи и выбоины, мешающие движению.

При съезде к воде на берегу устанавливается табличка с указанием глубины и ширины брода, грунта дна, скорости те­чения, порядка перехода и перевозки грузов. Брод обслу­живает специально выделенная команда, которая следит за его состоянием, за порядком переправы, исправляет повреж­дения и несет спасательную службу.

Только так оборудованный брод обеспечит быструю и на­дежную переправу через реку (рис. 25).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных