ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КАК ПОСТРОИТЬ ПРОСТЕЙШИЙ МОСТС необходимостью построить простейший мост воины могут встретиться, если при прокладке колонного пути нельзя обойти глубокую канаву, ров, яму, ручей или овраг с крутыми берегами. Это не исключено и на дороге с полностью уничтоженными мостами, когда поблизости нет саперов, а следовать вперед надо без промедления. При небольшой ширине препятствия, наличии поблизости подходящего леса (бревен, жердей, досок) построить простой балочный мост в один или два пролета не трудно. Как уже говорилось, работа по постройке моста начинается с разбивки оси моста и места положения береговых и (если она есть) промежуточной опор (рис. 23). Ось моста разбивают перпендикулярно оврагу, ручью или другому препятствию и обозначают вехами, ставя их по две на каждом берегу на расстоянии 6—8 м одна от другой. Все вехи должны находиться в одном створе. Далее колышками обозначают места береговых лежней (опор). Чтобы определить место промежуточной опоры (если она должна быть), через препятствие по оси моста протягивают веревку или проволоку, на которой вымерены и отмечены места опор. Под отметкой промежуточной опоры по отвесу забивают кол или вешку.
Береговые лежни из толстых, окантованных с двух сторон бревен укладывают перпендикулярно оси моста на выровненную площадку (рис. 24). Площадки на обоих берегах должны быть горизонтальными и находиться на одном уровне. Каждый лежень кладут на шесть-восемь подкладок из обрезков бревен метровой длины и крепят от сдвига с боков и торцов восемью свайками. Промежуточная опора при неглубоких препятствиях делается различно. Когда дно препятствия сухое, самое простое — Сделать клеточную опору. На ее устройство идут шпалы, брусья, бревна и длинные двухметровые дрова. Перед складыванием клетки выравнивают и утрамбовывают площадку, на которую сплошным рядом укладывают шпалы, брусья, бревна или дрова. Далее сверху, чередуя поперечные и продольные ряды, укладывают материал на требуемую высоту опоры, но не более чем на 2 м. В верхнем ряду, по оси опоры, помещают окантованный лежень, на который лягут прогоны. Строительный материал смежных рядов клетки крепят между собой скобами. При применении не круглого материала (шпалы, брусья, окантованные бревна) и кратковременности переправы для быстроты работы материал можно и не крепить. Само собой разумеется, лежень клетки и береговые лежни должны находиться на одном уровне и лежать горизонтально.
Промежуточной опорой в мосту может служить также рама из бревен. Она состоит обычно из четырех стоек, насадки, лежня и двух наклонных схваток для жесткости. На стойки используют бревна диаметром в 20 см, на насадки и лежни— бревна диаметром 22—24 см. Насадки и лежни окантовывают и крепят к стойкам штырями длиной по 40 см из 16-мм круглого железа. Схватки делают из досок или пластин, прибивая их к каждой стойке, насадке и лежню гвоздями. Рамную опору при установке ее на место подносят и укладывают лежнем на подкладки из обрезков бревен. Далее совмещают середину лежня с осью моста, а сам лежень — с осью опоры и подымают раму в вертикальное положение. Чтобы рама при подъеме не сдвигалась с места, предварительно с наружной стороны лежня забивают два кола для упора. Раму поднимают вручную и при помощи веревок удерживают вертикально. При наличии автокрана подноска и установка рамы упрощаются. В вертикальном положении рама временно закрепляется подкосами. Пролеты моста перекрывают прогонами из окантованных сверху бревен. Снизу прогоны подтесывают только по концам, в местах соприкосновения с опорами. По ширине моста на равных расстояниях друг от друга укладывают 6—12 прогонов. Если мост имеет два и более пролета, то прогоны на промежуточной опоре соединяют в переплет, запуская концы прогонов на 25—30 см за ось опоры. Чтобы можно было так уложить прогоны, их располагают не параллельно оси моста, а под некоторым углом к ней. На прогоны идут бревна различной толщины, в зависимости от их количества, величины пролета и веса проходящих по мосту грузов. Так, если пролет в 4 м перекрывают 6 прогонов, то для пропуска по мосту колесных грузов с давлением на ось не свыше 8 т и гусеничных до 20 т (практически всех грузов, кроме тяжелых орудий на тракторных прицепах и танков) необходимо уложить прогоны диаметром 22 см. При мостовом пролете в 6 м толщину прогонов увеличивают до 27 см. Для определения диаметра прогонов, равно как и других элементов моста, существуют таблицы в наставлениях по мостам для инженерных войск и в специальной литературе. Поверх ровно уложенных на одном уровне прогонов кладется поперечный настил. Для этого применяют пластины, кругляк и доски. Для тех же нагрузок, которые указаны выше, необходим настил из пластин 10—12-см толщины или 15-см круглого леса. При использовании досок менее 6 см толщиной на настил необходимо класть защитные колеи, о чем уже говорилось ранее. Настил крепится колесоотбоями из 16—18-см бревен, уложенными над крайними прогонами моста. В последнюю очередь проезжую часть моста ограждают перилами. Здесь очень кратко рассказано о постройке моста. Более полное представление об этом можно получить, если хоть раз понаблюдать, как строят или ремонтируют мосты на наших дорогах. Кроме того, в подразделениях, которым для обеспечения своего движения придется строить мост, всегда найдутся бойцы, знакомые с плотничьим ремеслом. Почти всегда помощь в постройке моста окажут знающие это дело и находящиеся поблизости саперы или понтонеры.
В этой главе очень кратко изложены сведения по усилению, ремонту и постройке простейших деревянных мостов, часто встречающихся на дорогах. Эти работы не представляют для наших бойцов больших трудностей, если, конечно, знать, как взяться за дело. Вовремя построенный или отремонтированный мост через ручей, овраг или реку обеспечит передвижение подразделений с техникой и, стало быть, будет способствовать выполнению боевой задачи. К этому надо еще добавить несколько слов о необходимости соблюдения правил движения по мостам, что особенно важно и обязательно для всех в военное время. Вот главные из них. На подходах к мосту выставляются дорожные знаки, указывающие его грузоподъемность, допускаемую скорость движения и дистанции между перевозимыми грузами. Обычная скорость движения по военным мостам 5—10 км в час, расстояние между проходящими машинами 8—10 м. Движение механического транспорта должно производиться плавно, без рывков, торможения, переключения скоростей и разворачиваний. Движение войск в пешем строю колоннами не должно быть в ногу. Проходящие подразделения, автотранспорт и боевая техника подчиняются всем требованиям лица, регулирующего движение на мосту. Без соблюдения этих правил движения элементы мостов (особенно настил) быстро снашиваются и ломаются, устои расшатываются и мосты могут даже разрушиться. Кроме того, отсутствие порядка всегда ведет к авариям, замедлению движения колонн, заторам перед мостом и на нем. А это в боевой обстановке может повести к потерям в случае воздушного налета, а также к невыполнению боевого приказа. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ: Комагоров В. А. Простейшие военные мосты. Воениздат. 1955 г. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|