ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Единство молитвенного и эротическогоВ глазах всего мира отец был грешником, и, с точки зрения церковных законов, он, несомненно, грешил, но я предпочитаю думать, что милосердный Господь в сердце своем может найти оправдание грешнику, уступавшему силам, противиться которым не во власти человека. Отец пытался сделать то, что удавалось лишь немно-гим. Я думаю о нем не как о грешнике, а как о челове-ке, который предпринял попытку и потерпел неудачу. А кто может осудить человека за попытку? Разве лучше вообще не прилагать никаких усилий? Откуда человеку знать, что такое карабкаться в гору, если он никогда и не пытался? В "Житии..." читаем: "Как дыроватый мешок не со-хранит в себе жито, так и мы, ежели не будем друг дру-га прощать, а будем замечать в другом ошибки, сами же находиться к нему в злобе, то есть судить". А у Гурко нашла я следующее определение: "Смоло-ду обнаружил он бурный темперамент, проявлявшийся то в повышенной религиозности и столь присущем рус-скому человеку богоискательстве, то в чрезвычайной физической страстности, переходящей в эротоманию. Впрочем, медицина давно установила сочетание у лю-дей экзальтированных религиозного фанатизма с повы-шенной половой страстностью. Как бы то ни было, у Распутина уже в молодые годы чередовались периоды крайнего разгула с приступами покаяния, молитвенного экстаза и влечения к палом-ничеству по святым местам. В Распутине совмещались две крайности -- явление, свойственное русской природе и имеющее основой бур-ную страстность. По меткому выражению Достоевского, про таких лиц "никогда вперед не знаешь, в монастырь ли они поступят, или деревню сожгут". Интересное место есть и у Евреинова, немало потру-дившегося для развенчания отца, но вынужденного все-таки признать: "Возбуждение полового инстинкта в связи с религиозной экзальтацией и вообще с молитвенным подвигом -- общеизвестный факт. "Художественное де-лание молитвы Иисусовой, -- говорит епископ Феофан Затворник, -- иного ввергает в прелесть мечтательную, а иного, дивно сказать, в постоянное пехотное состоя-ние". По его же словам, теплота ("теплое чувство"), со-провождающая сосредоточенную в сердце молитву, нередко соединяется "со сладостью пехотною". "Какое странное явление, -- говорит епископ Игнатий (Брян-чанинов), -- по-видимому, подвижник занимается мо-литвою, а занятие порождает похотение, которое долж-но бы умерщвляться занятием". Связь полового чувства с религиозным вскрыл, еще задолго до фрейдовского учения о сублимации первого из них во второе, проф. Р. Краффт-Эбинг, полагавший, на основании ряда иссле-дований, что "религиозное и половое состояние аффекта обнаруживают на высоте своего развития единогласие в качестве и количестве возбуждения". О "склонности че-ловека связывать свою эротику с религией, приписывая первой божественные источники и выдавая ее за про-дукт веления свыше", говорит определенно проф. Фо-рель во втором томе своего исследования "Половой воп-рос". Распутин являл крайне красноречивый пример по-добной "склонности".Не свободна от половых представ-лений и жизнь святых". Я раньше не говорила об этом прямо, теперь скажу. Меня упрекали и продолжают упрекать в безоглядной вере в отца, в его святость. Да, я верю в него и верю ему. Кто способен различать смыслы, тот поймет. Он стре-мился к святости и иногда бывал близок к ней (напри-мер, когда исцелял и предсказывал). Но путь его был прерван. На той же части пути, которую ему дали прой-ти, он подвергался испытаниям. И преодолевал их вся-кий раз. Не его вина, что недоброжелатели громоздили перед ним все новые и новые препоны. Среди недоброжелателей отца особенно Труфанов усердствовал в описании "прелюбодеяний". Но он же передает и такое: "Распутин рассказал мне следующее. "Я бесстрастен. Бог мне за подвиги дал такой дар. Мне прикоснуться к женщине али к чурбану, все равно. Хо-чешь знать, как я этого достиг? Вот как! Я хотение на-правляю отсюда, из чрева, в голову, в мозги; и тогда я неуязвим. И баба, прикоснувшись меня, освобождается от блудных страстей. Поэтому-то бабы и лезут ко мне: им хочется с мужиком побаловаться, но нельзя; оне боятся лишиться девства или вообще греха, вот и обра-щаются ко мне с просьбой снять с них страсти, чтобы они были такие же бесстрастные, как и я". Кто из ругателей отца сможет повторить это о себе?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|