ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Был ли Распутин хлыстомОтец никогда не скрывал, что бывал на радениях хлыстов, но точно так же он никогда не говорил, что разделяет их взгляды. Английский посланник Бьюкенен утверждал, что отец "большую часть времени вел двойную жизнь. Он руководствовался правилом, что только раскаяние прино-сит спасение, и всем его проповедовал, причем добав-лял, что без греха нет спасения. Поэтому первый шаг по пути спасения -- это поддаться искушению. Секта, ко-торую он основал, была сколком с секты хлыстов, или бичевалыциков. Члены ее стремились к непосредствен-ному сношению с Богом, хотя несколько странным об-разом. Их служба, которую они совершали ночью, была более похожа на вакханалии древнего Рима, чем на об-ряд христианской церкви. С пением и криками они вели хоровод, ускоряя шаг при каждом круге, до тех пор, пока, завертевшись в безумной пляске, не падали обес-силенные на землю. Далее следовала сцена, которую мы из скромности не будем описывать. Распутин был впол-не подходящим первосвященником для такой секты, потому что он пользовался необыкновенным внимани-ем женщин. Несмотря на его ужасное обращение с ними, они готовы были терпеть от него всякие унижения, лишь бы не покидать его". Правда здесь в том, что отец, как и любой другой христианин, полагал раскаяние и искупление грехов важ-ной частью духовной жизни, что он действительно осо-бенно сильно воздействовал на женщин, благодаря чему и исцелял их успешнее мужчин. Но причина кроется не в особенностях хлыстовства, а в особенностях энергии отца. Что же до того, что он организовал секту, то по этому вопросу даже была учреждена целая комиссия. У Гурко находим: "По вопросу о принадлежности Распутина к какой-либо определенной секте можно прийти к определенному выводу. Дело в том, что воп-рос этот весьма интересовал группу членов Государ-ственной Думы еще в 1912 году в связи с распростра-нившимися тогда сведениями о возраставшем влиянии Распутина при дворе, а в особенности об его система-тическом вмешательстве в дела православной церкви. А.И.Гучков решил этот вопрос вынести на трибуну Го-сударственной Думы. Надо было, однако, найти для этого какой-нибудь законный повод. Таким поводом явилась наложенная администрацией кара на газету "Голос Москвы" за напечатание ею открытого письма некоего Новоселова, образовавшего в Москве особый духовно-религиозный кружок. В письме этом говори-лось о той опасности, которой подвергается православ-ная церковь от вмешательства в ее действия и распоря-жения отдельных лиц, с православием имеющих мало общего. Таким образом, дабы связать запрос по поводу административной кары, наложенной на "Голос Мос-квы", с Распутиным, надо было выяснить, поскольку он в православном смысле является еретиком, принад-лежит ли он к недозволенной законом религиозной секте. Подозревался же Распутин в принадлежности к хлыстовству. Обратились с этой целью к известному знатоку рус-ского сектантства Бонч-Бруевичу, тому самому, кото-рый впоследствии объявился убежденным большевиком и стал управляющим делами Совета народных комиссаров. Бонч-Бруевич, через посредство баронессы В.И.Ик-скуль, охотно познакомился с Распутиным, вел с ним продолжительные беседы на различные темы, причем выказал к нему некоторую симпатию. Результат своего знакомства с Распутиным и его религиозными воззре-ниями Бонч-Бруевич доложил в собрании членов ок-тябристской партии. Пришел он к тому выводу, что ни к какой секте Рас-путин не принадлежит и в состав ее не входит. Доклад Бонч-Бруевича был в общем для Распутина благоприятным. К такому же выводу пришла в 1917 году и Чрезвы-чайная следственная комиссия". Некоторые же в ненависти к отцу заходили так дале-ко, что причисляли его к хлыстам на том основании, что отец часто называл себя "Божьим человеком". Ряд выст-раивали при этом такой -- хлысты не называют себя хлы-стами, считая это обидным прозвищем, а обозначают себя как "Божьи люди". Так, стало быть и отец -- хлыст. Но только ли отец называл себя Божьим человеком, и только ли его так называли? И можно ли про них даже подумать, что они хлысты? Другие уличали отца в хлыстовстве, видя сходное с хлыстовством в том, какие коленца он выделывал во время плясок. При этом они ссылались на описание хлы-стовских радений: "В 1812 году был в этой секте... меща-нин Евграфов. Этот Евграфов впоследствии попался в руки правительства и сообщил на формальных допросах о секте "московской хлыстовщины" весьма любопыт-ные подробности. По его словам, по окончании пения хлыстовских песен... пророчествующий становился сре-ди моленной и начинал радеть, то есть кружиться, при-седая, сильно ударял в пол ногами и т. п.". Но посмотрите, как пляшут вошедшие в раж мужики на праздниках, разве не так? Что ж, и они все хлысты? Вот именно -- сходное выдается за сущее. Они говорят: "По учению хлыстов, тому, в ком жи-вет "дух Божий", как праведнику, закон не лежит; он может творить чудеса и предсказывать будущее". И на этом не успокаиваются, идут все дальше и го-ворят все больше. Лишенные благодати рады корить тех, на ком она есть, чем угодно. Только ведь "правда поругаема не бывает". Отец не отказался присутствовать на радениях хлыс-тов. Интерес всегда брал в нем верх. Он смотрел, запо-минал, говоря его словами, "вешал". И это поставят потом ему в вину ревнители благо-честия. Он хотел всего лишь понять, какие есть пути к Богу, убедиться, что то знание, которое находилось у него внутри, -- правильное. Начетничеством этого не дос-тигнешь. Прочтите "Житие опытного странника": "Посмот-рю по поводу примеров на священников -- нет, все что-то не то; поет и читает резко, громко, как мужик дрова рубит топором. Вот мне и пришлось подумать много: хоть худой да батюшка. Вот я и пошел паломни-чать, а так был быстрый вглядываться в жизнь; все меня интересовало, хорошее и худое, я и вешал, а спро-сить не у кого было что значит? Много путешествовал и вешал, то есть проверял все в жизни. Ходил берега-ми, в природе находил утешение и нередко помыш-лял о Самом Спасителе, как Он ходил берегами. При-рода научила меня любить Бога и беседовать с Ним. Я воображал в очах своих картину Самого Спасителя, ходившего с учениками своими". Там же отец написал: "Нужно всегда себя проверять, только в середину точки зрения, а не до крайностей". Он прекрасно понимал, что истина находится между двух крайних точек, о чем бы речь ни шла. И в вопросах следования духовному уставу. Не доводите сами до полного конца того, кто не может и не собирался до него доходить... Лестно додумать за другого, полагая, что "проник вглубь". Но, поступая так, вы неизбежно ставите себя на его место. И он уже -- не он, а -- вы. Что ж, вам и отвечать.
Глава 4 ОПЯТЬ ДОМА Запретная любовь -- Соломенная вдова -- -- О чем граф Витте просил Распутина -- -- Дом ходит ходуном -- За кого бес? -- -- Отец Петр против Распутина -- -- Как добраться до царей Запретная любовь В "Житии...": "Странничать, нужно только по време-ни а чтобы многие годы, то я много обошел странно-приимен -- тут я нашел странников, которые не только года, а целые века все ходят, ходят и до того они, бед-няжки, доходили, что враг в них посеял ересь -- самое главное осуждение, и такие стали ленивые, нерадивые, из них мало я находил, только из сотни одного, по сто-пам Самого Христа. Мы -- странники, все плохо можем бороться с врагом. От усталости является зло. Вот по этому поводу и не нужно странничать годами, а если странни-чать, то нужно иметь крепость и силу на волю и быть глухим, а иногда и немым, то есть смиренным, наипаче простячком. Если все это сохранить, то неисчерпаемый тебе колодезь -- источник живой воды. А в настоящее время сохранить источник этот.трудненько. Все же-таки Бог не старее и не моложе, только время другое. Но на это время Он имеет Свою благодать и время восторже-ствует. Страннику нужно причащаться тем более во вся-ком монастыре, потому что у него большие скорби и всякие нужды. Святые тайны обрадуют странника, как май месяц свою землю". Все годы скитаний (так сказали бы, а для отца они были временем опытного странствования) мать ждала весточки. Но не дождалась. Она оказалась хорошей хозяйкой. Хозяйство процве-тало, дети, порученные заботам работниц, которых она наняла, были здоровы. Первой из двух работниц в доме появилась Катя Ива-нова, сухощавая краснолицая женщина, смешливая и скорая на руку. А второй была та самая Дуня Бекешова, о которой я уже немного рассказала. Само собой разумеется -- в то время ни мать, ни тем более я ничего не знали о событиях рокового для отца дня в имении Кубасовых (а мать так никогда и не узнала). Дуня родилась в Тюмени, то есть была городская. В некотором смысле это весомая характеристика в глазах деревенского жителя. Но в ней не было ничего такого. Она несколько лет была в услужении у Кубасовых, вер-нее, у Ирины Даниловны Кубасовой. Следовала за ней по всем местам, где та путешествовала с мужем. Случай с отцом, невольной участницей которого она стала, изменил ее судьбу. Она влюбилась в моего отца. Дуня рассказывала, что первым порывом ее была не любовь (в плотском смысле), а стыд и жалость. Оставаться в доме Кубасовых Дуня больше не могла. Ее словно тянуло прочь. Как-то выспросила у торговцев на базаре, откуда был отец (имя его она знала). Но уйти все не решалась. Время шло, а желание увидеть отца не становилось глуше. Так она бросила хлебное место и отправилась в По-кровское. Но отца там уже не было. Нанялась в работницы (Дуня, рассказывая об этом, качала головой: "Наплела невесть что..."). И ждала появ-ления отца. Именно ждала, потому что была убеждена -- он вернется. Предупрежу тех, кто приготовился к новой любов-ной интриге. Ничего похожего. Такой человек, как Дуня, не мог бы обманывать хозяйку, ставшую ей подругой. Я сразу и навсегда полюбила Дуню. В ней было что-то теплое, очень домашнее, родное. Мать, оставшись одна, не могла уделять нам столько времени, сколько ей, наверное, хотелось бы. Да в де-ревнях, где на счету каждая минута и хозяйка должна выбирать, посидеть с детьми или присмотреть за ско-том -- выбор чаще всего делался в пользу последних. Дети были предоставлены сами себе. У стариков (в этот разряд родители моих родителей перешли, по обычаю, тотчас же после рождения первенца у молодых) дел тоже хватало. Достаточным был присмотр. К тому же появление в нашей семье работниц вовсе не означало, что мать решила уделить внимание детям. Просто работы по хозяйству становилось больше. Мама работала наравне с Катей и Дуней. Хватало работы и нам. Сложа руки сидеть считалось зазорным, да никому и в голову не приходило. Соломенная вдова Мама была нежна с нами. Часто плакала вечерами. Тогда я ловила на себе ее тоскливый взгляд. Так смотрят на сирот. Целый день мама буквально не присаживалась. Не помню, чтобы она и за столом сидела дольше несколь-ких минут. Все боялась чего-нибудь не успеть. Тем более, что после ухода отца свекр и свекровь начали косо смот-реть на нее. Думали, что в поступке сына (а, они, разу-меется, видели в нем только внешнюю сторону, так же, правда, как и мама) виновата жена. Так что ей при-шлось очень нелегко. Добавьте к этому косые взгляды соседей. Не каждый день хозяин уходил из дому так надолго, не давая о себе знать. Мама действительно не получала никаких известий непосредственно от отца, но до Покровского доходило что-то о каком-то страннике, исцеляющем больных и проповедующем Слово Божье. Мама никогда не говорила с нами об этом, но, хо-рошо зная ее и образ ее мыслей, могу предположить, что она не прикладывала появлявшиеся вести к мужу. Как и любая крестьянка, она была человеком практи-ческим в первую очередь. Соломенная вдова, она хотела, чтобы в дом вернул-ся муж, отец ее детей, хозяин в доме, наконец. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|