ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В хлыстовском кораблеТеперь легко перейти к рассказу о том, как отец в странствиях попал к хлыстам. История этой секты необычна. Пожалуй, ни одна дру-гая духовная организация не окружена таким количеством легенд и прямой лжи, как эта. Ее основал в семнадцатом веке Данила Филиппов, человек, безусловно, выдающий-ся. Куда бы он ни шел, к нему льнули новые ученики и последователи, еще более рьяные, чем он сам. Фанатизм часто оборачивался приступами истерии. Хлысты соблюдали жесткую дисциплину. Их обряды отличались от канонических церковных, поэтому они подвергались гонениям со стороны правительства. Спа-сал секту обет молчания. Никто не мог ничего расска-зывать посторонним о том, что делается в корабле (так называли хлысты свою общину). Но как бы они ни таи-лись, тайное становилось явным. Надо заметить, что хлысты не сумели сохранить чи-стоту веры. После смерти Филиппова кормщиком (гла-вой общины) стал некий Радаев, который, будучи по натуре развратником, изменил все направление разви-тия секты. Он заявил, что им правит Божья воля, что через него говорит Святой Дух и что поэтому его учение истинно и безусловно. Он ввел новые обряды, не мно-гим отличающиеся от оргий, и сам был непременным их участником. Собрания обычно проходили в особом молельном доме, в большой комнате. Это -- непременное условие. Потому что главный обряд хлыстов -- радения -- напо-минает общий танец вокруг главного лица. Считается, что во время этого танца на таким образом молящихся снисходит благодать и они прозревают. Радеющие, и даже мужчины, доходят до исступления. Многие полагают, что заканчивается эта своеобразная служба свальным грехом. Подстрекаемые кормщиком, хлысты совершен-но не помнят себя и не пытаются справиться с чув-ственным напором. Новые бдения, к разочарованию слишком хорошо думающих о роде человеческом, стали приманкой для многих нетвердых в канонической вере. Царящая в секте хлыстов распущенность оказалась приманкой. Многие из последователей хлыстовства в изображе-нии Радаева обосновались в Сибири. Некоторые из них были высланы туда правительством, с усердием пре-следовавшим секту, другие добровольно перебрались в эти места, чтобы избежать гонений. Отец и раньше слышал о хлыстах. Сначала в Покров-ском, недалеко от которого в глубине леса скрывались приверженцы этой секты, попавшие в Сибирь откуда-то из Центральной России. В Верхотурском монастыре он имел возможность на-блюдать за причудливым соединением православных обрядов и хлыстовских радений, практиковавшимся монахами, изнемогавшими от тяжести воздержания. Теперь ему предстояло столкнуться с ними близко. Однажды отец после дня, проведенного в дороге, попросил в одной избе ночлега и хлеба. Хозяйка, чем-то удрученная, впустила его. Тут же стала понятна при-чина озабоченности женщины. На лавке под кучей оде-ял лежала девочка. Похоже было, что она умирает. Отец подошел к ней. Ребенок был без сознания, един-ственным признаком жизни оставалось еле слышное дыхание и иногда -- стон. Отец попросил оставить его наедине с больной. Родители девочки вышли. Отец упал на колени возле лавки, положил ладонь на пышущий жаром лоб ребенка, закрыл глаза и начал молиться. Он рассказывал, что совершенно не ощущал тече-ния времени. Обеспокоенные родители то и дело приоткрывали дверь и с изумлением смотрели на застывшего в молит-ве человека. Наконец девочка шевельнулась, открыла глаза и спросила: -- Я жива? Через минуту она ничем не напоминала умирающую. В мыслях простившиеся со своим ребенком родите-ли, обезумевшие от неожиданного счастья, без конца благодарили отца и усадили ужинать. Мать девочки, которую еще не вполне покинуло бес-покойство, извиняясь, спрашивала отца, что он такое сделал. Отец отвечал: -- Молился. Господь помог. Выпили, как полагается, за здоровье. Разговор по-шел живее. Хозяйка раскраснелась. Ее очень интересовал вопрос, какую жизнь ведет отец -- за что ему дан такой дар: -- Ты, должно быть, ведешь очень чистую, целомуд- ренную жизнь? Отец ответил, что не верит в необходимость цело-мудрия. Женщина оживилась. Спросила, не из хлыстов ли он. Отец сказал, что он не из хлыстов, что слышал о них и что они ему не интересны. Без всякого перехода добавил: -- А вот вы-то -- из хлыстов. Хозяйка ойкнула, зажала ладонью рот, осознав, что чем-то выдала тайну. Так отец познакомился с хлыстами. Весть об исцелении девочки быстро облетела хутор. Кормщик упросил отца познакомиться. Рассуждения кормщика сводились к тому, что без радений по хлыстовскому обряду нет никакой возмож-ности приблизиться к истине. И что поэтому члены сек-ты удовлетворены и счастливы, и, безусловно, ближе к Богу, чем православные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|