ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Монастырские расприМонастырь в Верхотурье представлял собой нагромож-дение камней, окруженное массивной каменной же сте-ной. На монастырских землях работали монахи-трудники. Отца после недолгих расспросов приняли послушни-ком. Отец оказался упорным и в поле, и в учении. Его набожность обратила на себя внимание старших братьев-монахов. Один из них, видя старание послуш-ника, рассказал ему о старце Макарии, живущем в лесу неподалеку от монастыря. Подсказал отправиться к нему "за умом", но отец чувствовал, что пока не готов к встрече. В самом же монастыре единства и стройности в мыс-лях не было. Одни придерживались жесткого традици-онного взгляда на православные догмы. В большинстве своем это были старые монахи, их за глаза называли староверами. Другие были настроены, как им казалось, свободнее. Правыми себя считали, разумеется, и те, и другие. Споры между враждующими лагерями начина-лись, как правило, вполне благостно, а заканчивались, тоже как правило, рукоприкладством. Кроме того, и в вопросах нравственности не все мо-нахи соответствовали своему положению. Порок, гуляю-щий по мужским монастырям, не обошел и Верхотурье. Но даже не это все повергало отца в отчаяние. И уж, конечно, не холодная и сырая келья с маленьким окош-ком под самым сводом, которое пропускает больше хо-лода, чем солнечного света, не узкая деревянная ле-
жанка без матраца, не шаткий стул и не менее шаткий стол и не холодный каменный пол. Он не находил в монастыре главного, ради чего и пришел туда. Только когда понял, что помощи ждать в монастыре не от кого, отправился к старцу Макарию. Сам старец -- интереснейший тип. В молодости был мотом, спустил отцовское наследство. А в один прекрас-ный день проснулся, преисполненный отвращения к земным радостям. Следуя завету Христа: "Если хочешь быть совершен-ным, пойди и продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и сле-дуй за Мною", Макарий так и поступил. Когда желания плоти слишком донимали его, умерщвлял ее жестоки-ми самоистязаниями. Наконец он пришел к полной душевной безмятеж-ности. Жил в лесу и наставлял тех, кто приходил к нему. Отец множество раз передавал свой разговор со стар-цем. Раз от раза дополняя его какими-то деталями, ка-жущимися ему особенно важными в настоящий момент. Перескажу так, как мне запомнилось. Отец спросил у Макария, как ему узнать волю Господа. Старец ответил: -- Ты должен молиться Ему. Отец: -- Что делать, если падаешь с высокой стены? Пы- таться спастись или отдаться в руки Господа? Макарий: -- Сын мой, твое тело -- храм Божий, зачем же по- зволять ему разрушиться? Отец: -- А как быть с видениями Казанской Божьей Мате- ри? Я хочу следовать за ней. Как мне узнать, чего требу- ет от меня Господь? Макарий: -- Ты должен неустанно молиться о том, чтобы тебе было даровано понимание и руководство. Утром после пробуждения, ты должен посвятить свой день Богу. Дол- жен выполнять всякую работу как слуга Божий. Не ставь себе в заслугу добрые дела, а считай их жертвой Господу. Молись о прощении, повторяй "Господи помилуй" по крайней мере пять тысяч раз за день. Когда почув-ствуешь, что получил прощение, Он придет к тебе. Отец: -- Я сделаю, как ты велишь. Остаться мне в Верхотурье? Макарий: -- Господь обитает не только в монастыре. Весь мир -- Его обитель. Он всегда с тобой. Монастырские ворота не запирались. Можно было уходить и приходить, когда и кому заблагорассудится. Отцу заблагорассудилось вернуться в мир. Для чего? Некоторый ответ дает Белецкий: "Распутин обладал недюжинным природным умом практически смотрящего на жизнь сибирского крестьянина, который помог ему наметить свой жизненный идеал. Поэтому Распутин по-шел по пути своих склонностей, которые в нем разви-лись под влиянием общения его во время странствова-ний с миром странников и с монашеской средой. Об-щение это дало Распутину зачатки грамотности и свое-образное богословское образование, приноровленное к умению применять его к жизненному обиходу, расши-рило его взгляд на жизнь, развило в нем любознатель-ность и критику, выработало в нем чутье физиономис-та, умевшего распознавать слабости и особенности че-ловеческой натуры и играть на них, и само по себе по-вело его по тому пути, который растворил перед ним страдающую женскую душу. Распутин ясно отдавал себе отчет в том, что узкая сфера монастырской жизни, в случае поступления его в монастырь, вскорости выбросила бы его из своей среды. В сознательную уже пору своей жизни Распутин, иг-норируя насмешки и осуждения односельчан, явился уже как "Гриша-провидец" ярким и страстным предста-вителем этого типа, в настоящем народном стиле, воз-буждая к себе любопытство и в то же время приобретая несомненное влияние и громадный успех, выработав-ши в себе ту пытливость и тонкую психологию, которая граничит почти с прозорливостью".
Глава 3 СТРАННИК Хитрый враг -- Единство молитвенного и эротического -- В хлыстовском корабле -- -- Был ли Распутин хлыстом Хитрый враг Прошел почти год с того времени, как отец оставил Покровское. Он был похож на бродягу. Истощен, обо-рван. Его не смогла бы узнать и жена. Отец говорил, что тогда он "не видел себя", то есть ему было совершенно все равно, как он одет, даже го-лод не слишком донимал его, хотя есть удавалось не каждый день. Он постоянно молился. "Но и враг не дремал", -- говорил отец, рассказывая о том времени. Вместо Ка-занской Божьей Матери ему являлись образы женщин-соблазнительниц. Интересно, как отец писал в "Житии...": "Видению не нужно верить, это недоступно нам. Хотя бы оно на самом-то деле было, за это Господь простит, за неверие даже маленьким подвигом простит, но как от врага в прелесть впадешь, то это спрашивается как все равно, как у какого-нибудь злого помещика потерял какие-ни-будь вещи. Очень, очень осторожно нужно с этими виде-ниями, до такой доведут низкоты, то есть до забвения, что не будешь помнить ни дни, ни часы, и в такую впа-дешь гордость, и будешь настоящий фарисей. Трудно странничкам бороться со врагом. Когда я шел странни-чать в Киев, то уходил утром без обеда, это был мой устав. Злодей враг завидовал всему моему доброму делу; то он являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в тумане. Я успевал в то время крестным знамением себя осенять, и вдруг исчезал, как прах. То мне казал, что деревня еще более как 30 верст, смотришь из-за леску и вышел на долинку -- тут и село. Экой сата-на! То являются помыслы нечестивые, усталость неопи-санная, голод невысказанный, жажда питья неопреде-ленная, я догадывался, что это опять от врага, нередко падал на дороге, как будто по кочкам иногда, -- все это искушение! Приблизишься к селу, звон раздается, я сво-ими прыткими ногами и частой походкой, уже в храм. Вот мне первую мысль враг задает: то стань на паперти, собирай жертвы -- дорога далекая, денег много надо, где возьмешь; то помолись, чтобы тебя взяли обедать и на-кормили послаще. Хвать безумной головой, уже херувим-ский стих поют, а я еще не был, не предстоял, не соеди-нялся с Господом! Дай я не буду больше! Так мне при-шлось с этими помыслами бороться целые года". И там же: "Не будем верить сновидениям, кроме Божией Матери и Креста". Он клал бессчетные поклоны, бил себя палкой, сте-гал ремнем. Боль вытесняла похоть и заполняла стыдом. Чем сильнее он старался изгнать прельстительниц из сознания, тем, казалось, настойчивее они возвращались, пока он не падал на землю в изнеможении. Он терпел поражение в одной битве за другой, не находя покоя. Не желая признать поражение, он боролся, каждый день заново начиная свою битву на рассвете и оплаки-вая поражение на закате. В "Житии..." отец пишет: "Ах, враг хитрый ловит во-обще спасающихся..." Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|