ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НОЧЬ ДУШИ И ЖЕНИТЬБАДорога в кабак -- Ученость не в счет -- -- Новая тварь -- Монастырские распри Дорога в кабак Отцу исполнилось восемнадцать. Он говорил нам, детям, что именно тогда почувствовал в себе присут-ствие какой-то силы. Не помню, какими точно словами он выражался, но помню с абсолютной ясностью, что именно хотел выразить. Он стал осознавать присутствие в себе того, чье существование согревало и дарило ощу-щение благополучия. У отца никогда не было духовного наставника. Все, что он понял, он понял самостоятельно. Я никогда не питала слабости к мистике. Но, ища ответы на вопросы, связанные с судьбой отца, по мере возможности читала об этом предмете и обнаружила: хотя многие мужчины и женщины пришли к осозна-нию и просветлению, очень немногие добились этого без руководства другого человека, более умудренного знанием. Просвещенный наставник знает все ловушки, подстерегающие ученика. Отцом же руководил только его разум и жажда познать истину. Однажды отец пахал и вдруг почувствовал, что все-гда присутствовавший в нем свет разрастается. Он упал на колени. Перед ним было видение: образ Казанской Божьей Матери. Только когда видение исчезло, отца пронзила боль. Оказалось, колени его упирались в острые камни, и кровь от порезов текла прямо на землю. Пережитое моим отцом духовное потрясение было сильным, но по сути своей не особенно глубоким. Он жил в миру, а значит, как написано в "Житии": "был с миром, то есть любил мир и то, что в мире. И был справедлив, и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямшичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно это все хорошо для крестьянина! Много скорбей было мне: где бы ка-кая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все же таки в сердце помышлял как бы чего найти, как люди спасаются". Отец говорил, что жизнь его с того дня превратилась в сплошное ожидание какого-нибудь знака свыше. Но знака не было. Ему все труднее становилось мо-литься. Казалось, весь запас его духовной энергии был растрачен в одной вспышке, и ничего не осталось. "Ночь души", как он говорил, все не кончалась. Ни-чего не помогало. Он терял веру. Дорога в кабак проторилась как-то сама собой. А там дым коромыслом. Отец плясал до изнеможения, будто хотел уморить себя. Позже, когда уже начнется для него другая жизнь, отец, как бы искушаемый и подталкиваемый кем-то, вдруг впадал в буйство: "К музыке и танцам он питал неодолимую слабость. Во время кутежей музыка должна была играть беспре-рывно. Часто Распутин вставал из-за стола и пускался в пляс. В плясках он обнаруживал изумительную неуто-мимость. Он плясал по 3-- 4 часа". Так пишет Кввыль-Бобыль. Тогда-то он стал непременным участником всех де-ревенских гуляний. А в деревне -- где гуляют, там и бе-зобразничают. То есть, выхваляясь перед девицами, до-ходят и до драки с поножовщиной. На гуляниях отец и встретил свою суженую. Она была высокой и статной, любила плясать не мень-ше, чем он. Наблюдавшие за ними односельчане решили, что они -- красивая пара. Ее русые волосы резко контрастировали с его каштановой непокорной шеве-люрой, она была почти такого же высокого роста, как и он. Ее звали Прасковья Федоровна Дубровина, Параша. Моя мама. Начались ухаживания и все, что им сопутствует. Же-нихались они месяца три, после чего отец заявил своим родителям, что хочет жениться. Те особенно не противились. Разузнав все хорошень-ко о семье Дубровиных (а она появились в деревне неза-долго то этого), убедившись, что дело чистое, решили -- пирком да и за свадебку. Может быть, они были бы более привередливыми и настаивали на том, чтобы их сын взял кого-нибудь по-богаче, но уж очень хотелось родителям поскорее образумить сына. А что способно заставить выбросить из головы всякие глупости, если не женитьба? Дождались нужного времени, когда полагалось справ-лять свадьбу. Мама была доброй, основательной, сейчас бы ска-зали, уравновешенной. На три года старше отца. Начало семейной жизни было счастливым. Отец с усердием, какое раньше замечалось за ним не всегда, работал по хозяйству. Потом пришла беда -- первенец прожил всего не-сколько месяцев. Смерть мальчика подействовала на отца даже силь-нее, чем на мать. Он воспринял потерю сына как знак, которого так долго ждал. Но не мог и предположить, что этот знак будет таким страшным. Его преследовала одна мысль: смерть ребенка -- на-казание за то, что он так безоглядно "тешил плоть" и так мало думал о Боге. Он молился. И молитвы утишали боль. Прасковья Федоровна сделала все, что могла, чтобы смягчить горечь от смерти сына. Через год родился второй сын, Дмитрий, а потом -- с промежутком в два года -- дочери Матрена, или Ма-рия, как я люблю, чтоб меня называли, и Варя. Отец затеял строительство нового дома, большего по размерам, чем дом деда, на одном дворе. Это был двух-этажный дом, самый большой в Покровском. Работа, заботы о детях облегчили душу, а время, из-вестный врачеватель, доделало остальное. Но когда в доме воцарился покой, отцу начали снить-ся странные сны. То ли сны, то ли видения -- Казанская Божья Матерь. Образы мелькали слишком быстро, и отец не мог понять их смысла и значения. Беспокойство нарастало. Отец мрачнел, избегал раз-говоров даже с близкими. Душа терзалась. Ученость не в счет Князь Жевахов, как и многие, встречавшиеся с от-цом, но не знавшие его близко или просто достаточно, написал о нем. Рядом с по преимуществу предвзятыми мнениями относительно личности отца, у Жевахова есть близкие моему пониманию заметки. Кажется, сейчас они как нельзя более кстати. "Есть люди, для которых недостаточно найти себя: они стремятся найти Бога. Они успокаиваются только тогда, когда найдут Бога, когда будут жить и раство-ряться в Нем. Они постигают уже слова апостола Павла: "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, те-перь все новое". Жаль только, что никто из писавших об отце (и обер-прокурор Синода Жевахов в их числе) не смог прило-жить подобное понимание к нему в положительном смысле. Опять прав оказался отец, говоря про таких: "Буква запутала ему голову и свила ноги, и не может он по стопам Спасителя ходить". Так и получилось -- "Он идет вперед, а они остаются сзади". Как-то раз, возвращаясь с мельницы, куда отвозил зерно, отец подвез молодого человека. Разговорившись с ним, узнал, что попутчик -- студент-богослов Милетий Заборовский. Спросил у него совета, что делать, рассказал о видениях. Тот просто ответил: -- Тебя Господь позвал. Господь позвал -- ослушаться грех. Милетий посоветовал идти в монастырь в Верхотурье: -- Тамошние монахи помогут. Отец стал сокрушаться, что не знает грамоты. Милетий сказал: -- Ученость не в счет. Была бы вера тверда. В "Житии..." читаем: "Вот ученость для благочестия -- ничего! То есть я не критикую букву -- учиться надо, но к Богу взывать ученому не приходится. Он все на букве прошел". "Кто в миру не ученый, а жизнь толкнула на спасение, тот, по всей вероятности, больше получит дарования: что ни делает, да успеет!" -- Как же семья? -- спросил отец. -- Решай, -- ответил Милетий. Доехали до деревни. Дома -- родители, жена, трое маленьких детей. Что делать? Мука мученическая, да и только. Отец говорил, что он тогда явственно услышал сло-ва из Евангелия от св. Луки: "Еще другой сказал: я пой-ду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне простить-ся с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия". Решение оставить дом далось отцу нелегко. Но ослу-шаться -- еще тяжелее. Простояв ночь на коленях перед иконой Казанской Божьей Матери, отец сказал себе: -- Иду. Моя бедная мама видела, что с отцом что-то творит-ся. Но понять ничего не могла. Первое, что пришло в голову -- отец разлюбил ее. Отец не делился с женой мыслями. Да и не принято было говорить с женщинами о чем-то, кроме хозяйства и детей. Поэтому когда он все-таки заговорил с ней о том, что намерен идти в монастырь, она от неожиданно-сти онемела. Она ждала каких угодно слов, только не этих. Сказала: -- Поторопись. Об этом мне рассказала сама мама в один из приез-дов в Петербург к нам с отцом. Я, совсем девочка, тогда была уверена, что мама рассказывает мне об этом, что-бы показать -- она разделяла стремления отца. Мама была доброй женщиной, очень терпеливой. Она всегда уважала отца, сносила все тяготы, связанные как с жизнью вместе с ним, так и с разлукой. Когда я стала взрослой настолько, чтобы видеть кро-ме своих представлений и все в действительности про-исходящее вокруг, поняла -- мама хотела сказать, как ей было трудно отпускать отца. Наверное, она не пове-рила ему, не могла поверить. Она сказала: "Поторопись", чтобы не тянуть объяснение, от которого не ждала ни-чего хорошего. Никаких сантиментов. Она оставалась одна с тремя детьми на руках, а здоровый мужчина, ее муж, уходил. Какая разница, куда? Новая тварь Как к месту у князя Жевахова пришлись слова апос-тола Павла: "Древнее прошло, теперь все новое"... Но когда речь заходит о моем отце, предметом обсуждений становилось непременно старое, а новое будто теряется или не имеет значения. В заметках об отце, ставших теперь известными, да и в тех, которые передаются устно, обрастая попутно не-былицами, это особенно видно. Вот Ковалевский. Беру его, потому что он все-таки сдержаннее других: "Прежде его обычным занятием были пьянство, дебош, драки, отборная ругань. Бывало, едет он за хлебом или за сеном в Тюмень, возвращается до-мой без денег, пьяный, избитый и часто без лошадей.Такая жизнь продолжалась до тридцати лет. Все это вре-мя среди односельчан он слыл за пьяного, развратного человека. Перемена с ним произошла внезапно. Он вдруг резко изменил свое поведение. Сделался набожным, кротким, перестал пить, курить, начал бродить по монастырям и святым местам". Не спорю -- и пьянки, и ругань, и драки. Но только одно слово -- "обычно" -- и картина вырисовывается мерзостная. А что было рядом с этим? Да и плохое -- было ли оно совершенно таким, каким его изображают? Отец написал в "Житии...": "Все следят за тем, кто ищет спасения, как за каким-нибудь разбойником, и все стремятся его осмеять". Дьявол таится за левым плечом каждого. Ему оскор-бителен образ Божий в лице человека. Охаять его -- ра-дость. Сделать хоть в глазах других дурным, дурнее, чем на самом деле -- вечная цель. У Ковыля-Бобыля читаем: "Начался новый период Распутинской жизни, который можно бы назвать пере-ходным и подготовительным к будущим его успехам. Григорий мало-помалу стал отставать от пьянства и сквернословия. Как определяют это состояние его близ-кие, он "остепенился" и "задумался". Вместе с тем он стал заботиться о некотором благообразии: начал умы-ваться, носить более приличную одежду и пр. Во время молотьбы, когда домашние смеялись над ним за его свя-тость, он воткнул вилы в ворох сена и, как был, пошел по святым местам. С этим временем совпадают его хож-дения с кружкой для сбора пожертвований для постро-ения храма и усиленные посещения монастырей и вся-ческих святых мест. Односельчане изумлялись и не вери-ли в искренность его, в это время в самые отдаленные монастыри он ходил пешком и босой. Питался скудно, часто голодал, по прибытии в монастыри постился и всячески изнурял себя. Вполне точные сведения гово-рят, что он в то время носил тяжелые вериги, оставив-шие на его теле заметные рубцы. Он водится с юродивыми, блаженненькими, всяки-ми Божьими людьми, слушает их беседы, вникает во вкус духовных подвигов. Особенно долго живет Григорий в Верхотурском мо-настыре Екатеринбургской епархии. Здесь он вошел в близкие отношения со старцами и, по его словам, мно-гому научился". Здесь замечу только относительно вериг, которые отец носил какое-то время, а потом прекратил, хотя иногда и прибегал к действиям такого рода. Отец говорил: "С Богом никак не сговоришься". Ношение вериг и другие подобные способы умерщвления плоти он как раз и называл "сговором с Богом". Но повторял: "Конечно, кому как дано, тот так и спасается". Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|