Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Частные методы познания




В каждой из групп могут быть общие частные методы познания, являющиеся для всех наук классическими. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация. Анализ– метод мысленного или реального расчленения изучаемой системы, предмета или явления на составные элементы и исследование каждого элемента в отдельности.

Синтез – метод объединения элементов, расчлененных в процессе анализа, в единое целое с установлением связей и взаимозависимости объединяемых элементов. Таким образом, синтез – обратное понятие анализу, когда исследование системы осуществляется по принципу от частного к общему. Анализ и синтез в исследованиях используются, как правило, совместно, в единстве. Это принято называть системным подходом в исследовании.

Индукция– умозаключение, позволяющее сформулировать гипотезу (общее утверждение) на основе имеющихся фактов. Она позволяет сделать вывод о признаках поведения всей системы, объекта (признаках совокупности элементов) на основе исследования части элементов системы.

Следует различать полную и неполную индукцию. Полная оперирует конечнообозримой областью фактов, полностью «покрывающую» границы действия гипотезы. Неполная индукция имеет место, когда область существования гипотезы бесконечна (либо конечно необратима), а область фактов ограничена и позволяет сделать умозаключение ориентированного характера, составить предварительное мнение об исследуемом объекте, явлении или системе.

Дедукция – процесс формулирования вывода из цепи умозаключений (рассуждений), связанных отношением логического следования. Иначе говоря, сделанные ранее умозаключения выстраиваются в некоторую систему по правилам логики, которая в итоге приводит к общему (конечному) выводу.

Исходными для дедуктивных рассуждений являются постулаты, аксиомы, гипотезы, которые в результате выстраивания в логическую цепь по схеме «от общего к частному» приводят к следствиям, теоремам и т.п.

Индукция и дедукция в процессе научного познания по аналогии с анализом и синтезом выступают совместно, в единстве. Изучая систему, предмет, явление с разных позиций, они составляют диалектический метод познания – от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, от проверки дедуктивного вывода к более глубокому обобщению, образуя тем самым бесконечный процесс познания.

Аналогия – метод научного познания, позволяющий получить знание об одних системах, предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Аналогия – наиболее распространенный метод формирования научных гипотез, построения людей.

Моделирование – метод научного познания, основанный на замене исследуемого (изучаемого) объекта его специально созданным аналогом – моделью и получение на нем характеристик оригинала.

Из определения следует, что важнейшей проблемой данного метода является выбор (создание) модели, которая не просто отражала бы существенные черты реального объекта, но сохраняла при этом ее поведение в реальном мире, реакции на инфраструктуру и т. п.

В современной науке моделирование признается как наиболее универсальный и эффективный метод исследования. Многообразие отраслей науки и объектов исследования естественно породило многообразие моделей.

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении существенных свойств и связей предмета, явления и отвлечении от других частных свойств или связей. Отделение несущественного в изучаемом объекте позволяет сконцентрировать внимание исследователя на главном, более глубоко изучить это главное и получить необходимое новое знание о предмете исследования. При этом различают несколько видов абстрагирования.

Абстракция отождествления применяется при изучении групп (классов) предметов, объектов. Она заключается в выделении свойств, признаков, присущих всем предметам группы (класса) и отличающих эти предметы от предметов других классов. При этом индивидуальные признаки отдельно взятого предмета из рассмотрения исключаются. Данный метод представляет интерес для исследований, посвященных классификации большого количества разнородных элементов, их упорядочению по определенному признаку (или признакам) однородности.

Абстракция идеализации– процесс замещения реального объекта его некоторой абстрактной идеализированной моделью (схемой). В этом виде абстракции отдельная группа свойств объекта доводится до порогового, предельного значения.

Математическая абстракция (или изолирующая абстракция) – мысленное выделение определенных свойств и связей изучаемого объекта из их общей совокупности и фиксация в виде математических зависимостей, символов и т.п.

Конкретизация– метод научного познания, с помощью которого выделяются существенные свойства, признаки, связи объекта, с приданием им вполне точного, вещественно определенного смысла (содержания). В отличие от абстрагирования данный метод требует учета реальных условий существования объекта исследования, среды обитания (инфраструктуры), а также целей, которые реализует (или должен достигнуть) объект.

Абстракция и конкретизация являются хотя и противоположными, но взаимодополняющими друг друга методами научного познания, зачастую выступающими в единстве по аналогии с анализом и синтезом, индукцией и дедукцией.

Кроме рассмотренных существуют другие методы научного познания, в частности, объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.

Объяснение– метод научного познания, состоящий в раскрытии изучаемого объекта через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.

Формализация – отображение объекта, процесса, явления в форме какого-либо искусственного языка (в знаковой форме математики, физики, химии), с помощью которого производится изучение их свойств.

Формализация базируется на абстракции, идеализации.

Наблюдение– метод исследования объекта в условиях его реального существования в природе, обществе, основанный на непосредственном восприятии человеком его свойств, признаков. Оно близко по содержанию к другому методу – восприятию.

В зависимости от характера интересующих признаков объекта различают качественные и количественные наблюдения.

Качественные наблюдения применяются в ситуациях, когда исследователя интересуют качественные (не имеющие количественной меры) показатели объекта.

В зависимости от характера интересующих признаков объекта различают качественные и количественные наблюдения.

Качественные наблюдения применяются в ситуациях, когда исследователя интересуют качественные (не имеющие количественной меры) показатели объекта.

Эксперимент– метод научного познания, при котором объект, явление исследуется в определенных, заранее оговоренных (или заданных) условиях, наблюдать за объектом и управлять его поведением. Эксперимент является одним из наиболее строгих и распространенных методов исследования. Он проводится на моделях (физических, математических, логических и др.), реальных объектах.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных