ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Признаки классификации научных исследованийПризнавая необходимость классификации исследований, современная наука не располагает официальной системой их упорядочения, как это сделано, например, в библиографии. Последняя имеет ряд классификаций, используемых и в научной работе. Наиболее распространены Универсальная десятичная классификация (УДК) и Библиотечно-библиографическая классификация (ББК). С их помощью научные и другие работники могут найти необходимую информацию, определить область поиска и т.п. Сложность аналогичного упорядочения научных исследований обусловлена их многообразием. Тем не менее, такая классификация нужна не только с позиции познавательной деятельности, но и с позиции организации исследования, выбора критериев его эффективности, оценки конечного результата. Следует отметить, что оценка диссертации как квалификационной работы отличается от критериев плановой научно-исследовательской (НИР) или опытно-конструкторской работы (НИОКР). Нельзя одними критериями оценивать теоретическую НИР и НИОКР. Целью первой является создание нового знания, создание или развитие теории; в ней экспериментальные работы являются второстепенными, подтверждающими теорию. В НИОКР наоборот, главное – создать новые образцы техники, новые материалы и технологии на базе имеющейся теории. Любая классификация начинается с формулирования ее признаков – показателей, примет, по которым формируется множество однородных (или близких по выбранной примете) элементов. В литературе эти признаки трактуются по-разному. Ниже приводятся признаки классификации научных исследований, построенные на основе анализа многих известных источников. 1.Область общественного бытия, вид практической деятельности общества. Этот признак позволяет разделить множество научных исследований на группы, каждая из которых создает новые знания в конкретной области общественного производства, в духовной и социальной сферах, а также внутри самой науки. 2.Сфера научной деятельности (область науки). Наука сама является сферой человеческой деятельности, цель которой описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Наука делится на специфические области: философские, общественные, естественные, отраслевые и другие науки. Каждая из указанных наук “обслуживает” соответствующие области деятельности общества. Но они взаимосвязаны. 3.Цели исследования. Энциклопедия определяет цель как “идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности”. С.И.Ожегов трактует это понятие как “то, к чему надо стремиться, что надо осуществить”. Цели имеют иерархическую структуру. Цели государства, общества в целом достигаются за счет реализации целей регионов; цели регионов – за счет включенных в них административных образований и т.д. Чем выше иерархический уровень, тем более общими и менее структурированными являются цели. Наоборот, с понижением уровня цели становятся более детальными и конкретными. Поэтому и исследования, преследующие различные цели, могут быть глобальными, отраслевыми, локальными. 4. Административно-территориальные границы исследования. По этому признаку классифицируются научные исследования, выполняемые в рамках международных или национальных программ и реализующие глобальные цели; по планам министерств, ведомств, по региональным программам и т.п. Естественно, что государственные научно-исследовательские работы имеют приоритет перед отраслевыми, а отраслевые над НИР предприятий. Вместе с тем, даже исследования одного класса (например, отраслевые) имеют разную значимость (важность). 5. Значимость результатов исследования для развития науки и практики. Этот признак неразрывно связан с первым признаком и является производным от него. По тесноте связи науки с практикой исследования принято делить на фундаментальные и прикладные, теоретические и опытно-конструкторские. 6.Степень изученности области знаний (степень определенности исследуемой проблемы). Как отмечалось в первой главе, каждая научная работа создает новое знание, либо развивает существующее, используя для этого имеющиеся методы, модели, законы. Говоря словами И.Ньютона, каждый исследователь в своем поиске «стремится взобраться на плечи своих предшественников». Но это не всегда возможно: встречаются ситуации, когда в области заданного исследования объем ранее накопленных знаний недостаточен, либо он отсутствует вообще. В этом случае исследователь (или научный коллектив) вынужден заново разрабатывать концепцию, вести научный поиск «по целине», создавать заново теоретические основы. Естественно, что указанный признак классификации должен отделить работы поискового характера от тех работ, которые используют классические научные знания, базируются на устоявшихся методах расчета, законах, моделях и т.п. Поэтому степень определенности научной проблемы позволяет разделить исследования на концептуальные, поисковые и развивающие соответствующую область знаний (или обобщающие исследования) 7.Длительность разработки определяется сложностью проблемы, ее трудоемкостью и наукоемкостью. Проблемные, поисковые исследования чаще всего выполняются в течение нескольких лет с привлечением широкого круга исполнителей. Прикладные, локальные НИР могут выполняться в пределах одного года. 8. Степень закрытости информации. Значительная часть исследований уже на стадии планирования ориентируется на ограниченный круг пользователей их результатами (“засекречивается”). К таким исследованиям относятся, прежде всего, исследования по оборонной тематике, по вопросам национальной безопасности и т.п. Научные работы в указанных областях во всех странах и во все времена не просто ограждались законодательно от открытых публикаций, общего допуска к их результатам, но и подразделялись по степени закрытости (для служебного пользования, секретные, совершенно секретные). 9. Источники финансирования исследований. Научная продукция (результаты научных исследований) имеют такую же потребительскую ценность (стоимость), как и продукция других сфер деятельности человека и общества. Поэтому результаты труда творческого коллектива должны оплачиваться. Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” устанавливает авторское право на произведения науки как на один из результатов творческой деятельности независимо от вида исследования и способа выражения. Изложенные девять признаков классификации позволяют определить виды научных исследований. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|