Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теория культурно-исторического развития психики




 

30-е гг. XX в. разработанна Л.С. Выготским, при участии А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева,.

Заслуга Л.С. Выготского в том, что он первым ввел исторический принцип в область психологии. Историческое изучение, по мысли ученого, значит применение понятия «развитие» к исследованию явлений. Изучать исторически что-либо – это изучать в движении, в изменении (так, к примеру, если мы хотим изучить психику современного человека, мы должны понять, как она изменялась в процессе эволюции, то есть рассмотреть историю изменения психики).

Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского вскрывает как филогенез психики, так и ее онтогенез.

Филогенез

1) Человек и природа.

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее.

2. Существует механизм изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

2) Человек и его собственная психика.

1. Овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления.

2. Человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаки (по Л.С. Выготскому) – искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами.

Знаки были предметны – «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

3) Генетические аспекты. Откуда берутся средства-знаки? Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Эти первые слова-приказы по своей сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Итог по филогенезу. Главный вывод этой концепции заключается в том, что человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Онтогенез

Сущность психического развития в онтогенезе заключается в интериоризации ребенком внешней по отношению к нему, социальной (то есть совместно со взрослым и опосредованной знаками) деятельности.

Интериоризация – переход из внешнего во внутреннее; психологическое понятие, означающее формирование единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи).

 

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается» с тем, чтобы вновь трансформироваться и развернуться в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово.

Среда, согласно этой концепции, выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития.

 

Рождение ребенка, утверждал Выготский, является концом биологического типа его существования и представляет собой качественный переход к новому типу развития — социальному. Условием жизни малыша при этом является деятельность других людей, осуществляющих уход и воспитание, поэтому любая потребность младенца, в чем бы она ни заключалась, постепенно в процессе развития становится для него потребностью в другом человеке, контакте, общении с ним.

Деятельность ребенка с предметом и его общение со взрослыми Л.С. Выготский включил в число движущих сил развития и определил их как факторы, формирующие психическую жизнь человека.

Ученый исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. При одних и тех же обстоятельствах могут формироваться различные особенности психики. Развитие психики, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок.

Среда, говорил Л.С. Выготский, по-разному воздействует на малыша. Для понимания ее влияния следует учитывать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Такое понимание роли среды в психическом развитии детей дало ученому возможность ввести понятие социальной ситуации развития. Она, по его мнению, проявляется в виде аффективного отношения ребенка к среде.

Переживание, подчеркивал он, есть единица, в которой представлена, с одной стороны, среда, т.е. то, что переживается ребенком, с другой — субъект, т.е. то, что вносит в это переживание он сам и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым ранее уровнем психического развития.

Законы детского развития (Л.С. Выготский):

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

4. Закон формирования высших психических функций. Всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии дважды – сначала как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, как известный способ поведения. Например, речь первоначально – средство связи между ребенком и окружающими, но когда ребенок начинает говорить «про себя», это и можно рассматривать как перенесение коллективной формы поведения в практику личного поведения.

Высшие психические функции представляют собой «психологические системы»,которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого».

Основные характеристики высших психических функций:

А) опосредствованность,

Б) осознанность,

В) произвольность.

5. Высшие психические функции развиваются не пропорционально и равномерно. В каждом возрасте есть доминирующая функция. Наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала и на которые надстраиваются остальные, развиваются раньше.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных