ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2.4 Психическое развитие ребенка младшего возраста. Новорожденность. МладенчествоМладенческий возраст — (в отечественной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 года. Зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. Младенчество подразделяется на 3 этапа: 1). новорожденность; 2). 1-ое полугодие жизни; 3). 2-ое полугодие жизни.
1). Этап новорожденности охватывает 1 – 2 месяца жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми. Новорожденность является возрастным кризисом (длится около 4-6 недель после рождения). Новорожденность – это переходный этап между двумя стабильными периодами: периодом внутриутробного развития и периодом младенчества, длящийся от рождения до 1 года. То, что новорожденность является переходным периодом, подтверждают следующие факты: дети, рожденные недоношенными (8 – 9 месяцы беременности), и дети, рожденные переношенными (10 – 11 месяцы беременности), отличаются лишь незначительно в своем здоровье от детей, родившихся вовремя. Недоношенные и переношенные дети очень быстро догоняют в своем развитии нормальных детей. В период новорожденности происходит приспособление ребенка к жизни вне утробы матери. К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития, но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения, новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека. В период новорожденности в поведении большую роль играют безусловные рефлексы. Безусловный рефлекс – рефлекс, осуществляемый на основе постоянной, генетически обусловленной нервной связи между воспринимающими элементами нервной системы и исполнительными органами.
У новорожденного обнаруживаются безусловные рефлексы: 1. сосательный, 2. оборонительный, 3. ориентировочный.
Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы: 1. рефлекс Моро, 2. ладонный рефлекс (хватательный), 3. рефлекс переступания, 4. рефлекс ползания, 5. рефлекс Бабинского и др.
К концу новорожденности дети начинают держать голову, а 25% — самостоятельно переворачиваться. В период новорожденности происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2 – 3-й недели возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемые обращением взрослого человека, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го — начало 2-го месяца появляется первая «социальная» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода новорожденности.
Благополучное течение новорожденности зависит: 1. от степени развития плода к моменту рождения, 2. наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, 3. от условий воспитания.
Главное условие воспитания на этапе новорожденности — создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов. Комплекс оживления Комплекс оживления начинает формироваться с 3 недели жизни. Комплекс оживления – это совокупность положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). Появление комплекса оживления характеризуют: 1. улыбка, 2. вокализация ребенка, 3. двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, 4. учащенное дыхание, 5. блеск глаз, 6. радостные вскрики, 7. смех и т. п. Комплекс оживления складывается постепенно, начиная с 3-й недели жизни. Сначала отмечается замирание или сосредоточение при звуках, зрительная фиксация объекта (предмета или лица человека), затем появляется улыбка, к которой позже присоединяются (или возникают одновременно с ней) вокализации и двигательное оживление. На 2-м месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается уже весь комплекс оживления. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до 3-4 месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения.
При дефиците общения появление комплекса оживления задерживается. Слабая выраженность каких-либо. компонентов комплекс оживления может служить признаком анатомической или физиологической патологии различных анализаторов.
2). 1-е полугодие жизни — этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. Ведущая деятельность – эмоциональное общение ребенка со взрослым. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления.
Основные психологические новообразования — аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|