Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Логика возрастного развития по Выготскому Л.С.




Критерием смены одного стабильного периода на другой является психическое новообразование. Психическое новообразование формируется в социальной ситуации развития, которая присутствует в данном периоде. Психическое новообразование заканчивает формироваться к концу стабильного (литического) периода.

Сформированное психическое новообразование приводят к разрушению старой социальной ситуации развития, в которой оно развивалось, и приводит к новому стабильному периоду, а, следовательно, появлению новой ситуации развития.

Механизм смены социальных ситуаций развития, принадлежащих двум соседним стабильным периодам, составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Возрастной кризис в жизни ребенка проявляется в его:

- трудновоспитуемости,

- конфликтности,

- упрямстве,

- негативизме и др.

Выготский Л.С. считал данные проявления необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон возрастного кризиса.

Хронологически возрастной кризис определяется границами стабильных возрастов, то есть он находится на их стыке:

1) Кризис новорожденности (на первом году жизни, до 1-2 месяцев),

2) Кризис 1-го года,

3) Кризис 3 лет,

4) Кризис 7 лет,

5) Подростковый (11-12 лет) кризис,

6) Юношеский кризис.

Отдельные авторы признают также наличие возрастного кризиса у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует.

Сензитивные периоды – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

То есть, сензитивный период – это благоприятный момент времени для развития конкретной психической функции. Каждая психическая функция имеет свой сензитивный период.

Так, напр., экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает.

Сензитивный период – это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств).

Чрезмерно раннее начало обучения чего-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. Сензитивный период не следует смешивать с возрастными кризисами.

 

Сензитивность – избирательная повышенная восприимчивость к определенным видам обучения, отличающая каждый возраст.

Периодизация психического развития – принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов).

У Выготского Л.С. критерий возрастной периодизации является – психическое новообразование.

У Д.Б. Эльконина критерий возрастной периодизации является – ведущая деятельность.

Обычно (то есть принято большинством психологов) выделяются возрастая:

1. от зачатия до рождения (пренатальный возраст),

2. младенческий возраст (от рождения до 1 года),

3. раннее детство, или ранний возраст (1-3 года),

4. дошкольный возраст (3-6/7 лет),

5. младший школьный возраст (6/7-11/12 лет),

6. отрочество, или подростковый возраст (11/12-15/17 лет),

7. юношеский возраст (15/17-19/21 лет),

8. молодость (19/21-25/30 лет),

9. зрелость (25/30-55/60 лет),

10. старость (55/60 лет и выше).

 

Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.).

 

 

Возрастные периодизации развития в трудах отечественных и зарубежных психологов (Фрейд, Эриксон, Выготский, Эльконин, Петровский)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных