ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Логика возрастного развития по Выготскому Л.С.Критерием смены одного стабильного периода на другой является психическое новообразование. Психическое новообразование формируется в социальной ситуации развития, которая присутствует в данном периоде. Психическое новообразование заканчивает формироваться к концу стабильного (литического) периода. Сформированное психическое новообразование приводят к разрушению старой социальной ситуации развития, в которой оно развивалось, и приводит к новому стабильному периоду, а, следовательно, появлению новой ситуации развития. Механизм смены социальных ситуаций развития, принадлежащих двум соседним стабильным периодам, составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Возрастной кризис в жизни ребенка проявляется в его: - трудновоспитуемости, - конфликтности, - упрямстве, - негативизме и др. Выготский Л.С. считал данные проявления необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон возрастного кризиса. Хронологически возрастной кризис определяется границами стабильных возрастов, то есть он находится на их стыке: 1) Кризис новорожденности (на первом году жизни, до 1-2 месяцев), 2) Кризис 1-го года, 3) Кризис 3 лет, 4) Кризис 7 лет, 5) Подростковый (11-12 лет) кризис, 6) Юношеский кризис. Отдельные авторы признают также наличие возрастного кризиса у взрослых (напр., кризис 40 лет), однако достоверных экспериментальных данных на этот счет не существует. Сензитивные периоды – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. То есть, сензитивный период – это благоприятный момент времени для развития конкретной психической функции. Каждая психическая функция имеет свой сензитивный период. Так, напр., экспериментальными исследованиями показано, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а по прошествии этого периода эта чувствительность несколько падает. Сензитивный период – это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики (процессов и свойств). Чрезмерно раннее начало обучения чего-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, точно так же и очень позднее начало обучения может оказаться малоэффективным. Сензитивный период не следует смешивать с возрастными кризисами.
Сензитивность – избирательная повышенная восприимчивость к определенным видам обучения, отличающая каждый возраст. Периодизация психического развития – принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). У Выготского Л.С. критерий возрастной периодизации является – психическое новообразование. У Д.Б. Эльконина критерий возрастной периодизации является – ведущая деятельность. Обычно (то есть принято большинством психологов) выделяются возрастая: 1. от зачатия до рождения (пренатальный возраст), 2. младенческий возраст (от рождения до 1 года), 3. раннее детство, или ранний возраст (1-3 года), 4. дошкольный возраст (3-6/7 лет), 5. младший школьный возраст (6/7-11/12 лет), 6. отрочество, или подростковый возраст (11/12-15/17 лет), 7. юношеский возраст (15/17-19/21 лет), 8. молодость (19/21-25/30 лет), 9. зрелость (25/30-55/60 лет), 10. старость (55/60 лет и выше).
Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать возрасту содержательное значение. Для каждого возраста определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.).
Возрастные периодизации развития в трудах отечественных и зарубежных психологов (Фрейд, Эриксон, Выготский, Эльконин, Петровский) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|