Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обучение и развитие, зоны развития. Ведущая деятельность




 

 

Обучение и развитие – широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов.

 

В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в нач. 1930-х гг.

Исследуя закономерности и динамику психического развития в онтогенезе, Л.С. Выготский пересмотрел вопрос о взаимоотношении обучения и развития.

 

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их качественных преобразованиях.

 

Л.С. Выготский исходил из следующего положения.

Положение. Сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения. Следовательно, общение в его наиболее систематизированной форме (обучении) и формирует развитие, создает новые психические образования, развивает высшие психические функции. Значит, обучение играет ведущую роль в формировании психики, а его формы лишь меняются в процессе развития; обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии.

 

Л.С. Выготский показал, что не всякое обучение эффективно, а лишь такое, которое опережает развитие и ведет его за собой.

Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым (зона ближайшего развития).

Ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. То же, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Л.С. Выготским как «зона актуального развития».

Зона актуального развития – это то, что ребенок может делать самостоятельно, то чего он уже достиг.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может делать совместно со взрослым, то чего он достигнет в ближайшем будущем.

 

Наиболее известные западные концепции детского развития до и после Л .С. Выготского трактовали этот процесс с позиции естественнонаучной парадигмы как переход от индивидуального к социальному существованию.

 

существовало два противоположных направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии:

1) рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж. Пиаже)

2) отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).

 

1) Так, к примеру, Ж.Ж. Пиаже (французский психолог) полагал, что развитие должно опережать обучение, то есть пока у ребенка не сформируются определенные природные задатки, не стоит ему давать задания, с которыми он не справится сам (например, пока не созреют определенные умственные центры головного мозга, не следует ему давать самостоятельно решать умственные задачи).

2) Э. Торндайк…

 

Отечественные психологи выделяют понятие «ведущая деятельность».

 

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Ведущая деятельность – деятельность, являющаяся основной для ребенка данного возраста; в этой деятельности происходит формирование наиболее важных для каждого возраста действий, психических качеств и свойств личности.

В ведущей деятельности проявляются главные потребности и интересы детей.

 

Усвоение новых действий повышает возможности ребенка и служит предпосылкой для появления новых видов ведущей деятельности. Однако само по себе усвоение новых действий не приводит к новому виду деятельности. Так, можно научить ребенка выполнять те или другие действия с игрушками (качать куклу, укладывать ее в кроватку и т.д.), но эти действия не приведут к возникновению ролевой игры, если у ребенка не сложится интерес к явлениям окружающей взрослой жизни, стремление в доступной для него форме выполнять функции взрослого человека (мамы, папы, шофера и др.)

 

Переход к новой ведущей деятельности зависит от всей системы условий жизни ребенка в обществе, а не только от того, чему его учат взрослые.

Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятелньости:

1) непосредственное общение младенца со взрослыми;

2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами;

3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;

4) учебная деятельность младших школьников.

Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т.д.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных