Углубленный операционный анализ
Мы уже выяснили ранее, что на величину порога рентабельнос- ти влияют три основных фактора: цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоян- ных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска (а также и финансового — в той ме- ре, в какой в постоянных затратах присутствуют проценты за кре- дит). Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабель- ности, и тем значительнее предпринимательский риск. Теперь систематизируем нашу информацию.
I Фактор
| Изменение фактора
| Порог рентабельности|
| Цена реализации
| Увеличивается Снижается
| Снижается Поднимается |
| Переменные затраты на единицу продукции
| Увеличиваются Снижаются
| Поднимается Снижается |
| Совокупная величина постоянных затрат
| Увеличивается Снижается
| Поднимается Снижается_________
| Под углубленным операционным анализом понимают такой операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар (изделие, услу-
гу). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то из- делию будут относиться амортизационные отчисления по обору- дованию, на котором именно данное изделие производится*, зар- плата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха (и/или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты — это постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, за- траты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным админист- ративным зданиям, расходы на научные исследования и инженер- ные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно «разне- сти» по отдельным товарам. Универсальный способ — отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорцио- нально доле данного товара в суммарной выручке от реализации предприятия.
Основным принципом углубленного операционного анализа является объединение прямых переменных затрат на данный то- вар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежу- точной маржи — результата от реализации после возмещения пря- мых переменных и прямых постоянных затрат.
Углубленный операционный анализ направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассортимент, и какие назначать цены.
Промежуточная маржа занимает срединное положение между валовой маржой и прибылью (см. нижеследующий пример). Же- лательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад в формирование прибыли.
В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет про- межуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед опе- рированием валовой маржой: анализ получается более тонким и реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее вы- годных изделий, появляется возможность решения проблемы ис- пользования цеховых производственных мощностей.
* Этот вид амортизационных отчислений иногда приравнивают к пере- менным затратам. Мы не придерживаемся такой позиции. Амортизация зависит не от объема реализации, а от стоимости оборудования и норм амортизации — стало быть, это никак не переменные затраты.
---------------- ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО --------------
Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат предприятия, являются предпочтительными.
Это правило лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.
Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного то- вара — это такая выручка от реализации, которая покрывает пере- менные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежу- точная маржа равна нулю. Если, несмотря на все старания, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи — этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его производство заранее).
Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог рентабельности товара — это такая выручка от реализации, кото- рая покрывает не только переменные и прямые постоянные затра- ты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных посто- янных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.
Пример 4
Рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности това- ра по следующим данным (все абсолютные показатели — в тыс. руб.):
Цена реализации 500
Объем реализации за год 100 шт.
Выручка за год 500 х 100 = 50 000
Переменные затраты на единицу товара 380
Валовая маржа (500 - 380) х 100 = 12 000
Коэффициент валовой маржи 12 000: 50 000 = 0,24
Прямые постоянные затраты на товар 7 000
Промежуточная маржа 12 000 - 7 000 = 5 000
Доля промежуточной маржи в выручке 5 000: 50 000 = 0,1
Косвенные постоянные затраты 3 000
Прибыль 2 000
Решение
Порог безубыточности = 7 000: 120 = 58,3 шт. (т. е., естествен- но, 59), или 7 000: 0,24 = 29 166,70 тыс. руб. Таким образом, дан- ный товар участвует в покрытии постоянных затрат предприятия, начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше озна- чает нести прямые убытки:
Выручка от реализации 500 х 59 = 29 500
Переменные затраты 380 х 59 = 22 420
Валовая маржа 120 х 59 = 7 080
Прямые постоянные затраты 7 000
Промежуточная маржа 7 080 - 7 000 = 80
(практически ноль)
1. При выручке примерно в 42 000 тыс. руб. пере- менные затраты равны 31 920 тыс. руб.; валовая маржа, составляющая 10 080 тыс. руб., покрывает 7 000 тыс. руб. прямых постоянных затрат, и остается 3 080 тыс. руб. промежуточной маржи, которых как раз хватает на оплату косвенных постоянных расходов предприятия.
2. Если реализация в течение года была равномерной, то можно предположить, что данный товар начал участвовать в покрытии постоянных затрат предприятия где-то в начале августа:
а участвовать своею прибылью в покрытии постоянных за- трат предприятия стал в самом начале ноября:
Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На нижеследующем рисунке показано, что на протяжении своего жиз- ненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два по- рога рентабельности:
Второй порог рентабельности
Второй порог безубыточности
Час "икс":
товар надо изымать
из ассортимента...
| Выход на рынок
В «час икс» товар становится убыточным, от него надо отказы- ваться.
Считается разумным располагать (планировать) прохождение первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовы- ми аспектами политики предприятия, а также — и, возможно, это главное — учета общей стратегической линии предприятия. Товар, не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упад- ка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар стано- вится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря, как только про- межуточная маржа становится отрицательной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|