Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Углубленный операционный анализ




Мы уже выяснили ранее, что на величину порога рентабельнос-
ти влияют три основных фактора: цена реализации, переменные
затраты на единицу продукции и совокупная величина постоян-
ных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени
предпринимательского риска (а также и финансового — в той ме-
ре, в какой в постоянных затратах присутствуют проценты за кре-
дит). Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабель-
ности, и тем значительнее предпринимательский риск. Теперь
систематизируем нашу информацию.

 

I Фактор Изменение фактора Порог рентабельности|
Цена реализации Увеличивается Снижается Снижается Поднимается |
Переменные затраты на единицу продукции Увеличиваются Снижаются Поднимается Снижается |
Совокупная величина постоянных затрат Увеличивается Снижается Поднимается Снижается_________

Под углубленным операционным анализом понимают такой
операционный анализ, в котором часть совокупных постоянных
затрат
относят непосредственно на данный товар (изделие, услу-


гу). Рассчитать их величину несложно: например, к такому-то из-
делию будут относиться амортизационные отчисления по обору-
дованию, на котором именно данное изделие производится*, зар-
плата мастеров, начальника цеха, расходы по содержанию цеха
(и/или его аренде) и т. п. Косвенные постоянные затраты — это
постоянные затраты всего предприятия (оклады руководства, за-
траты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание
офиса, амортизационные отчисления по собственным админист-
ративным зданиям, расходы на научные исследования и инженер-
ные изыскания и т. п.). Косвенные затраты весьма трудно «разне-
сти» по отдельным товарам. Универсальный способ — отнесение
косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорцио-
нально доле данного товара в суммарной выручке от реализации
предприятия.

Основным принципом углубленного операционного анализа
является объединение прямых переменных затрат на данный то-
вар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежу-
точной маржи — результата от реализации после возмещения пря-
мых переменных и прямых постоянных затрат.

Углубленный операционный анализ направлен на решение
главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие
товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассортимент, и
какие назначать цены.

Промежуточная маржа занимает срединное положение между
валовой маржой и прибылью (см. нижеследующий пример). Же-
лательно, чтобы промежуточная маржа покрывала как можно
большую часть постоянных затрат предприятия, внося свой вклад
в формирование прибыли.

В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет про-
межуточной маржи имеет неоспоримые преимущества перед опе-
рированием валовой маржой: анализ получается более тонким и
реалистичным, повышается обоснованность выбора наиболее вы-
годных изделий, появляется возможность решения проблемы ис-
пользования цеховых производственных мощностей.

* Этот вид амортизационных отчислений иногда приравнивают к пере-
менным затратам. Мы не придерживаемся такой позиции. Амортизация
зависит не от объема реализации, а от стоимости оборудования и норм
амортизации — стало быть, это никак не переменные затраты.


---------------- ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО --------------

Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть
постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин
оставаться в ассортименте. При этом товары, берущие на
себя больше постоянных затрат предприятия, являются
предпочтительными.

Это правило лишь на первый взгляд кажется самоочевидным и
не требующим цифровой иллюстрации. На самом же деле здесь
есть тонкости, сводящиеся к трем проблемам.

Проблема первая: расчет порога безубыточности, в отличие от
порога рентабельности товара. Порог безубыточности данного то-
вара — это такая выручка от реализации, которая покрывает пере-
менные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежу-
точная маржа равна нулю.
Если, несмотря на все старания, не
достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи —
этот товар надо снимать с производства (либо не планировать его
производство заранее).

Проблема вторая: расчет порога рентабельности товара. Порог
рентабельности товара — это такая выручка от реализации, кото-
рая покрывает не только переменные и прямые постоянные затра-
ты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных посто-
янных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю.


Пример 4

Рассчитать порог безубыточности и порог рентабельности това-
ра по следующим данным (все абсолютные показатели — в тыс.
руб.):

Цена реализации 500

Объем реализации за год 100 шт.

Выручка за год 500 х 100 = 50 000

Переменные затраты на единицу товара 380

Валовая маржа (500 - 380) х 100 = 12 000

Коэффициент валовой маржи 12 000: 50 000 = 0,24

Прямые постоянные затраты на товар 7 000

Промежуточная маржа 12 000 - 7 000 = 5 000

Доля промежуточной маржи в выручке 5 000: 50 000 = 0,1

Косвенные постоянные затраты 3 000

Прибыль 2 000

Решение

Порог безубыточности = 7 000: 120 = 58,3 шт. (т. е., естествен-
но, 59), или 7 000: 0,24 = 29 166,70 тыс. руб. Таким образом, дан-
ный товар участвует в покрытии постоянных затрат предприятия,
начиная с 59-й проданной единицы, а производить меньше озна-
чает нести прямые убытки:

Выручка от реализации 500 х 59 = 29 500

Переменные затраты 380 х 59 = 22 420

Валовая маржа 120 х 59 = 7 080

Прямые постоянные затраты 7 000

Промежуточная маржа 7 080 - 7 000 = 80

(практически ноль)

1. При выручке примерно в 42 000 тыс. руб. пере-
менные затраты равны 31 920 тыс. руб.; валовая
маржа, составляющая 10 080 тыс. руб., покрывает 7 000 тыс.
руб. прямых постоянных затрат, и остается 3 080 тыс. руб.
промежуточной маржи, которых как раз хватает на оплату
косвенных постоянных расходов предприятия.

2. Если реализация в течение года была равномерной, то
можно предположить, что данный товар начал участвовать
в покрытии постоянных затрат предприятия где-то в начале
августа:


а участвовать своею прибылью в покрытии постоянных за-
трат предприятия стал в самом начале ноября:

Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит
необходимым инструментом в оценке жизненного цикла товара. На
нижеследующем рисунке показано, что на протяжении своего жиз-
ненного цикла товар проходит два порога безубыточности и два по-
рога рентабельности:


Выручка

Второй порог рентабельности Второй порог безубыточности Час "икс": товар надо изымать из ассортимента...

Выход
на рынок


В «час икс» товар становится убыточным, от него надо отказы-
ваться.

Считается разумным располагать (планировать) прохождение
первого порога безубыточности где-то на уровне второй трети фазы
роста. Но расчет момента снятия с ассортимента требует большей
точности, совмещения с коммерческими, техническими и трудовы-
ми аспектами политики предприятия, а также — и, возможно, это
главное — учета общей стратегической линии предприятия. Товар,
не имеющий коммерческих перспектив, находящийся в фазе упад-
ка, должен быть изъят из ассортимента как только этот товар стано-
вится неспособным покрывать своей выручкой прямые переменные
и прямые постоянные затраты, или, иначе говоря, как только про-
межуточная маржа становится отрицательной.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных