Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цена — 0,5 тыс. руб. за 1 шт.




Объем реализации — 4000 шт.

Постоянные затраты — 860 тыс. руб.

Переменные затраты — 1100 тыс. руб. (0,275 тыс. руб. за 1 шт.).

ПОРЯДОК РАБОТЫ

1. Прямая выручки от реализации строится с помощью точки А:

Выручка = Цена реализации х Объем реализации =
= 0,5 тыс. руб. х 4000 шт. = 2000 тыс. руб.

2. Прямая постоянных затрат представляет собой горизонталь
на уровне 860 тыс. руб.


3. Прямая суммарных затрат строится с помощью точки Б:
Суммарные затраты = Переменные затраты + Постоянные

затраты = Переменные затраты на единицу товара х Объем

реализации + Постоянные затраты =
= 0,275 тыс. руб. х 4000 шт. + 860 тыс. руб. = 1960 тыс. руб.

Прямую переменных затрат можно сначала построить и отдель-
но, а затем просто поднять ее на высоту постоянных затрат.

4. Порогу рентабельности соответствует объем реализации
3822 шт. и выручка от реализации 1911 тыс. руб. Именно при
таком объеме реализации выручка в точности покрывает суммар-
ные затраты и прибыль равна нулю.

5. Нижний левый треугольник соответствует зоне убытков
предприятия до достижения порога рентабельности, верхний пра-
вый треугольник — зоне прибылей (не окажет ли нам знание пос-
леднего обстоятельства дополнительную помощь при расчете аван-
совых платежей по налогу на прибыль и общей суммы налога?).

Итак, каждая следующая единица товара, проданная, начиная
с 3823-й, будет приносить прибыль. Отметим в этой связи три
полезнейших для финансиста момента.

Первый. Определив, какому количеству производимых товаров
соответствует, при данных ценах реализации, порог рентабельно-
сти, вы получаете пороговое (критическое) значение объема произ-
водства
(в штуках и т. п.). Ниже этого количества предприятию
производить невыгодно: обойдется «себе дороже». Формулы
обычно используются такие:

(D

или

Например (см. формулу 2), если постоянные затраты, необхо-
димые для функционирования предприятия, составляют 40000 тыс.
руб., цена — 100 тыс. руб., а переменные затраты на изготовление
единицы товара равны 60 тыс. руб., то нужно изготовить 1000 таких
изделий, прежде чем полностью окупятся постоянные затраты и


будет достигнута безубыточность всего дела. Лишь начиная с
1001-го изделия, предприниматель начнет получать прибыль.

40000 тыс. руб.: (100 тыс. руб. - 60 тыс. руб.) = 1000 шт.

Тут, правда, есть нюанс. Пороговое значение объема производ-
ства, рассчитанное по формуле 1, совпадет с таковым значением,
рассчитанным по формуле 2, только когда речь идет об одном
единственном товаре, который «заставляют» своей выручкой от
реализации покрывать все постоянные затраты предприятия, либо
когда производят расчеты для одного изолированного проекта. Но
если предполагается выпускать несколько товаров, то расчет объ-
ема производства, обеспечивающего безубыточность, например,
товара №1, осуществляется чаще всего по формуле, учитывающей
роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящу-
юся, таким образом, на него долю в постоянных затратах. Тогда
вместо формулы 2 пользуются формулой 3:

О)

Второй. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополни-
тельную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу то-
вара. Естественно, наращивается и масса прибыли.

Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога ре-
нтабельности, достаточно умножить количество товара, проданного
сверх порогового объема производства, на удельную величину вало-
вой маржи, «сидящей» в каждой единице проданного товара:

Третий. Как уже отмечалось, сила воздействия операционного
рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается
по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удель-
ный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается — и
так вплоть до очередного «скачка» постоянных затрат (см. табл. 5 и 6).

Попробуем теперь, зная порог рентабельности, определить за-
пас финансовой прочности
предприятия. Для этого вернемся к


примеру, использованному при решении задачи максимизации
прироста прибыли (табл. 3):

Таблица 3. Пример исходных данных для определения порога
рентабельности и запаса финансовой прочности

 

Показатель Товар А Товар Б Итого
Выручка от ре- ализации 5000 тыс. руб. или 1 6000 тыс. руб. или 1 11000 тыс. руб. или 1
Переменные затраты 4500 тыс. руб. или 0,9 4800 тыс. руб. или 0,8 9300 тыс. руб. или 0,8455
Валовая маржа 500 тыс. руб. или 0,1 1200 тыс. руб. или 0,2 1700 тыс. руб. или 0,1545
Постоянные затраты На оба товара 1500 тыс. руб.
1 Прибыль_____     200 тыс. руб. I

Порог рентабельности предприятия = 1500 тыс. руб.: 0,1545 =
= 9708,7 тыс. руб. Разница между достигнутой фактической вы-
ручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет за-
пас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реали-
зации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое со-
стояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных
средств:

При желании можно рассчитать запас финансовой прочности
и в процентах к выручке от реализации, или в виде коэффициента
к выручке. В нашем примере запас финансовой прочности соста-
вляет 11 000 тыс. руб. - 9708,7 тыс. руб. = 1291,3 тыс. руб., что
соответствует примерно 12% выручки от реализации. Это означа-
ет, что предприятие способно выдержать 12-процентное сниже-
ние выручки от реализации без серьезной угрозы для своего фи-
нансового положения.

Оказывается, запас финансовой прочности тем
выше, чем ниже опасная сила операционного рыча-
га. Эта мысль и нижеследующие формулы принадлежат на-
шему Коллеге M. Г. Штерну:



 


Сомневающимся напоминаем, что (1 - ПОСТОЯННЫЕ ЗА-
ТРАТЫ/ВАЛОВАЯ МАРЖА) — это величина, обратная силе
воздействия операционного рычага. Мы доказали это не-
сколькими страницами раньше. А величина, обратная силе
операционного рычага, это и есть... запас финансовой
прочности (в относительных единицах):



 



Или, в процентах,


Уверены, Читателю под силу убедиться в этом самостоя-
тельно. Но на всякий случай — вот доказательство:

Как видим, в нашем примере выручка складывается из продаж
двух товаров — А и Б, по каждому из которых в практической
деятельности полезно определить свой порог рентабельности. Но
для этого нужны данные о постоянных затратах на каждый товар.
Рассчитаем их, выявив сначала роль каждого из товаров в дости-
жении общей суммы выручки от реализации. В нашем примере
товар А дает 0,4545, а товар Б — 0,5455 общей выручки. Затем
«раскидаем» все постоянные затраты предприятия на каждый из
товаров пропорционально их доле в общей выручке от реализа-
ции. На товар А падает 1500 тыс. руб. х 0,4545 = 681,8 тыс. руб., а
на товар Б — 1500 тыс. руб. х 0,5455 = 818,2 тыс. руб. постоянных
затрат. Таким образом, порог рентабельности товара А составляет


681,8 тыс. руб.: 0,1 = 6818 тыс. руб.; товара Б — 818,2 тыс. руб.:
: 0,2 = 4091 тыс. руб.

Сопоставляя эти цифры с данными таблицы 3, видим, что товар
А, за который выручили 5000 тыс. руб., своего порога рентабель-
ности еще не достиг, а товар Б перешел свой порог рентабель-
ности и дал прибыль в 381,8 тыс. руб., часть которой (181,8 тыс.
руб.) пошла на покрытие убытков по производству и реализации
товара А (500 тыс. руб. — 681,8 тыс. руб. = -181,8 тыс. руб.; одно-
временно 381,8 тыс. руб. — 200 тыс. руб. = 181,8 тыс. руб.).

Производство товара Б, обладающего более низким порогом
рентабельности (быстрее окупаются затраты!), представляется,
при прочих равных условиях, более выгодным, чем производство
товара А. Но полный отказ от производства товара А означал бы
необходимость покрывать всю сумму постоянных затрат предпри-
ятия (1500 тыс. руб.) за счет выручки от одного лишь товара Б.
Порог рентабельности самостоятельного, «одиночного» произ-
водства товара Б возрос бы тогда до 1500 тыс. руб.: 0,2 = 7500 тыс.
руб., т. е. чуть ли не вдвое, но товар Б за весь период не набрал
такой выручки от реализации, его запас финансовой прочности
при самостоятельном производстве был бы отрицательным: 600,0
тыс. руб. — 7500 тыс. руб. = —1500 тыс. руб., т. е. просто-напросто
еще не окупились бы затраты. А вот оба товара вместе уже дали
достаточную выручку (11000 тыс. руб.), перекрывающую порог ре-
нтабельности предприятия (9708,7 тыс. руб.) и обеспечивающую
12-процентный запас финансовой прочности. Так получилось
благодаря тому, что вдс кыя из товаров взял на себя хотя бы часть
постоянных затрат предприятия. Необходимость же покрывать
все постоянные затраты самостоятельно, как правило, отдаляет
достижение безубыточности при данной цене. Некоторые пред-
приятия, столкнувшись с этой проблемой, поднимают цену на
свой «монотовар» и, наткнувшись на эластичный характер спроса,
отодвигают момент достижения безубыточности еще дальше.

Но продолжим нашу историю. Возможно, руководство пред-
приятия со временем откажется все же от производства товара А,
если откроются блестящие перспективы сбыта товара Б, а товар А
не нужен будет для диверсификации производства. Тогда высво-
бождающиеся финансовые и материальные ресурсы можно будет
переориентировать на наращивание выпуска товара Б или просто
сэкономить. Последнее, впрочем, весьма проблематично, ибо
увеличение объема производства и реализации на определенных
этапах требует и увеличения переменных затрат, и «скачков» по-


стоянных затрат, а там и момент проявления закона убывающей
отдачи оказывается не за горами. Предвосхищая этот момент, рук-
оводство предприятия заранее позаботится о запуске в производ-
ство нового диверсифицирующего товара со своим жизненным
циклом. Убытки от этого товара будут поначалу покрываться за
счет прибыли от товара Б. И, когда вплотную встанет вопрос о
снятии товара Б с производства, новый товар,.надеемся, уже не
только перейдет свой порог рентабельности, но и успеет компенси-
ровать предприятию потерю поступлений и прибыли от товара Б...
Предоставляем Читателю возможность самому придумать про-
должение этого экономического детектива.

Подведем некоторые итоги, вспомнив, кстати, и об эффекте
финансового рычага. Если у предприятия: а) солидный (для боль-
шинства предприятий — более 10%) запас финансовой прочнос-
ти; б) благоприятное значение силы воздействия операционного
рычага при разумном удельном весе постоянных затрат в общей
их сумме; в) высокий уровень экономической рентабельности ак-
тивов, нормальное значение дифференциала и «спокойное» зна-
чение финансового рычага — это предприятие весьма привлека-
тельно для инвесторов, кредиторов, страховых обществ и других
субъектов экономической жизни.

На практике задача максимизации массы прибыли сводится к
определению такой комбинации затрат, при которой прибыль
наивысшая из всех возможных вариантов.

Сила воздействия операционного рычага, как уже
отмечалось,^зависит от относительной величины
постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных гро-
моздкими производственными фондами, высокая сила
операционного рычага представляет значительную опас-
ность: в условиях экономической нестабильности, падения
платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфля-
ции каждый процент снижения выручки оборачивается ка-
тастрофическим падением прибыли и вхождением пред-
приятия в зону убытков. Менеджмент оказывается «забло-
кированным», т.е. лишенным большей части вариантов вы-
бора продуктивных решений.

Внедрение автоматизации приводит к относительному
утяжелению постоянных издержек и, соответственно, к
уменьшению доли переменных издержек в себестоимости
единицы продукции. Это обстоятельство по-разному ска-
зывается на коэффициенте валовой маржи, пороге рента-
бельности и других элементах операционного анализа.


Многие преимущества автоматизации имеют оборотную
сторону — возрастание предпринимательского риска —
именно потому, что структура издержек дает крен в сторо-
ну постоянных расходов. Руководству автоматизированных
предприятий следует быть особенно внимательным в части
принятия решений по инвестициям. Необходимо, чтобы
эти решения содержали тщательно продуманную долго-
временную стратегию деятельности предприятия.

Возможности менеджмента предприятий с автоматизи-
рованным производством и предприятий с интенсифика-
цией прямого труда в достижении поставленных целей
разнятся (см. табл. 4), причем, высокие темпы инфляции
усугубляют эти различия.

Таблица 4. Уровень и динамика ключевых показателей






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных