Классификация затрат предприятия
В финансовом менеджменте применяются два основных под- хода к максимизации массы и темпов наращивания прибыли:
Сопоставление предельной выручки с предельными затратами наиболее эффективно при решении задачи максимизации массы прибыли. В первой главе эта задача была в основном решена, но к ней еще придется вернуться.
Сопоставление выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными затратами применяется не только для расчета максимальной массы прибыли, но и для определения наивысших темпов ее прироста.
Комбинирование этих двух подходов в зависимости от целей анализа дает отличные практические результаты.
Итак, суммарные затраты предприятия — как производствен- ные, так и внепроизводственные, независимо от того, относятся ли они на себестоимость или на финансовые результаты — можно разделить на три основные категории:
Переменные (или пропорциональные) затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расхо- ды на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расхо- ды.
Так обстоит дело в теории. На практике же про- порциональная зависимость «выручка от реализа- ции — переменные затраты» обладает меньшей жестко- стью. Например, при увеличении закупок сырья поставщи- ки его нередко предоставляют предприятию скидку с це- ны, и тогда затраты на сырье растут несколько медленнее объема производства.
Постоянные (непропорциональные или фиксированные) затраты не следуют за динамикой объема производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, админи- стративные расходы и т. п.
Постоянные затраты не зависят от выручки от реа- лизации лишь до тех пор, пока интересы дальней- шего ее наращивания не потребуют увеличения производ- ственных мощностей, численности работников, а также рос- та аппарата управления. В отличие от переменных, большую часть постоянных затрат при сужении деятельности пред- приятия и снижении выручки от реализации не так-то легко уменьшить. Действительно, и в периоды «охлаждения» пред- приятие вынуждено начислять в прежних размерах аморти- зацию (если, конечно, не распродавать оборудование), вы- плачивать проценты по ранее полученным кредитам (а до- срочное возмещение задолженности проблематично при па- дении выручки от реализации), платить заработную плату (ибо масштабное увольнение избыточного количества посто- янных работников — дело весьма болезненное)...
И еще. Многие виды расходов для одних предприятий могут рассматриваться как переменные, а для других — как постоянные затраты. Достаточно привести к примеру за- траты на оплату труда: при сдельной оплате — это пере- менные затраты, при твердом окладе работников — посто- янные. Список переменных и постоянных затрат для каж- дого предприятия свой, но критерий классификации уни- версален: зависимость либо независимость от величины объема производства.
Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной час- тей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, за- траты на текущий ремонт оборудования и т. п. В дальнейшем ве- личиной смешанных затрат можно пренебречь ради ясности из- ложения. При конкретных же расчетах, если вам необходима точ- ность, придется выделять постоянную и переменную «доли» в смешанных затратах и причислять эти «доли» к постоянным и пе- ременным затратам соответственно. Чтобы не затемнять суть де- ла, абстрагируемся сейчас также от налога на добавленную стои- мость (будем брать сразу чистую выручку от реализации) и налога на прибыль.
Какова практическая польза от классификации затрат на пере- менные и постоянные? Во-первых, такое деление помогает ре- шить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет от- носительного сокращения тех или иных расходов. Во-вторых, эта классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» пред- приятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затрудне- ний. Короче говоря, классификация затрат необходима для опе-
рационного анализа, который будет подробно рассмотрен в сле- дующем параграфе.
На рис. 1 показаны три графика поведения суммарных пере- менных издержек в расчете на заданный объем производства. Каждый из графиков имеет свой угол наклона к горизонтальной оси, зависящий от величины переменных издержек на единицу продукции. Чем меньше угол наклона графика издержек, тем вы- годнее бизнесу: небольшие переменные расходы на единицу про- дукции связывают меньше оборотного капитала и обещают более значительную прибыль.
Рис. 1
Постоянные издержки графически изображаются горизонталь- ной линией для каждого из релевантных (краткосрочных, не тре- бующих нового скачка постоянных издержек) периодов. В нашем примере (рис. 2) постоянные издержки равны 1200 тыс.руб. и не изменяются при падении или росте объема производства.
данным бухгалтерского учета и отчетности.
| Смешанные издержки включают элементы и переменных, и по- стоянных расходов. Примеры смешанных издержек: оплата электроэнергии, которая расхо- дуется в технологическом про- цессе и, кроме того, идет на об- щие нужды; зарплата продавцов, состоящая из постоянного окла- да и комиссионных с продаж и т. д. При анализе необходимо раз- делить смешанные издержки на переменные и постоянные по
Сложением переменных и постоянных издержек, в которые включены и расклассифицированные смешанные затраты, полу- чают суммарные (полные) издержки на весь объем продукции (рис. 3).
Рассматривая поведение переменных и постоянных издержек, необходимо очер- чивать релевантный период: Переменные структура издержек, суммар- издержки ные постоянные издержки и
Постоянные переменные издержки на издержки
12 3 4 Объем производства, тыс. ед.
Рис. 3
| единицу продукции неизмен- ны лишь в определенном пе- риоде и при определенном количестве продаж.
Пример 1
Предположим, что постоянные затраты в 1200 тыс. руб. сохра- няют свое постоянство в диапазоне от 0 до 4 тыс. единиц произ- водства и реализации продукции. Но если менеджер надеется до- вести объем реализации до 8 тыс. единиц, то постоянные издерж- ки возрастут до 1400 тыс. руб. Это означает формирование нового релевантного диапазона по объему сбыта.
Кроме того, необходимо помнить о характере движения издер- жек (суммарных и на единицу продукции) в ответ на изменение объема продаж. Игнорирование особенностей поведения издержек (см. табл. 1) может иметь печальные последствия для бизнеса.
Таблица 1. Поведение переменных и постоянных издержек
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|