Что и требовалось доказать.
Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия опе- рационного рычага возрастает. Каждый процент снижения вы- -ручки дает тогда все больший и больший процент снижения при- были. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.
При возрастании же выручки от реализации, если порог рент- абельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но при скачке постоянных затрат, диктуемом ин- тересами дальнейшего наращивания выручки или другими обсто- ятельствами, предприятию приходится проходить HOBi ш порог рентабельности* (подробно о пороге рентабельности см. ниже). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздейст- вия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь нач- нет убывать... и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.
Все это оказывается чрезвычайно полезным для:
• планирования платежей по налогу на прибыль, в частности, авансовых;
• выработки деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реа- лизации нельзя раздувать постоянные затраты, так как потеря прибыли от каждого процента потери выручки может оказа- ться многократно большей из-за слишком сильного эффекта операционного рычага. Вместе с тем, если вы уверены в дол- госрочной перспективе повышения спроса на ваши товары (услуги), то можно себе позволить отказаться от режима жест- кой экономии на постоянных затратах, ибо предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.
В начале этого раздела внимание Читателя акцентировалось на том, что при снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно. По существу, это означает, что высо- кий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме свиде- тельствует об ослаблении гибкости предприятия. В случае необ- ходимости выйти из своего бизнеса и перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет весьма сложно и в организационном, и особенно в финансовом
* При достаточной величине выручки от реализации новый порог рен- табельности может быть пройденным как бы «задним числом»; убытков при этом не возникает.
смысле. Чем больше стоимость материальных основных средств, тем больше предприятие «увязает» в нынешней своей рыночной нише (не зря, например, гибкими считаются издательства, не имеющие собственных типографий и заказывающие изготовление тиражей книг на договорных условиях).
Мало того, повышенный удельный вес постоянных затрат уси- ливает действие операционного рычага, и снижение деловой ак- тивности предприятия выливается в умноженные потери прибы- ли. Остается утешаться тем, что если выручка наращивается все- таки достаточными темпами, то при сильном операционном ры- чаге предприятие хотя и платит максимальные суммы налога на прибыль, но имеет возможность выплачивать солидные дивиден- ды и обеспечивать финансирование развития.
Все это убеждает нас в том, что сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связан- ного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск*.
С другой стороны, разве не сказал мудрец: «Кто не рискует — тот не пьет шампанское»?
Переходим теперь к определению запаса финансовой прочности (кромки безопасности, предела безопасности) предприятия. Для этого необходимо сначала овладеть понятием порога рентабельности (критической точки, «мертвой точки», точки самоокупаемости, точки перелома, точки разрыва и т. д. — возможно, Читатель уже видел эти названия в экономической литературе).
Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие посто- янных затрат, и прибыль равна нулю.
Цифры возьмем такие (табл. 2):
Таблица 2. Исходные данные для определения порога рентабельности
I
Показатель
| в тыс.руб.
| в процентах и в относи- тельном выражении (к выручке от реализации)
|
|
|
| Фактическая выручка от реа- лизации___________________
|
| _____ 100% или 1_____ I
| * Более подробно о предпринимательском риске см. следующий раздел этой главы.
Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:
| Продолжение табл. 2
|
|
|
|
| 3 |
| Переменные затраты
|
| 55% или 0,55
| Валовая маржа
|
| 45% или 0,45
| Постоянные затраты
|
|
| I Прибыль_________________
|
|
| В нашем примере порог рентабельности равен 860 тыс. руб.: 0,45 = 1911 тыс. руб.
Рис. 6. Определение порога рентабельности. Первый графический способ
| Не представляют трудностей и графические способы определе- ния порога рентабельности. Первый из этих способов, показан- ный на рис. 6, основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реали- зации.
Итак, при достижении выручки от реализации в 1911 тыс. руб. предприятие достигает, наконец, окупаемости и постоянных, и переменных затрат. Второй графический способ определения по- рога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммар- ных затрат при достижении порога рентабельности (рис. 7). Ре- зультатом будет пороговое значение физического объема произ- водства.
3822
(Пороговый объем
Реализации)
К, шт.
Рис. 7. Определение порога рентабельности. Второй фафический способ
Данные для определения порога рентабельности вторым графи- ческим способом:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|