Ll. Инвестиционная стратегия предприятия
Предприятие —- центр относительно автономных решений. Эти решения имеют различную природу и масштабы в зависимости от того, идет ли речь о достижении долгосрочных целей, их конкре- тизации в стратегии предприятия, или о кратковременной адап- тации к условиям внешней среды, рыночной конъюнктуры. Но в любом случае сделанный выбор и принятые решения будут иметь финансовые последствия, которые необходимо прогнозировать. Эти прогностические финансовые последствия способны ока- заться критерием выбора/отбраковки тех или иных вариантов по- ведения предприятия.
Жизнедеятельность предприятия представляет собою слож- 1 \ную интерференцию* долго- и краткосрочных феноменов. ХороА шие результаты (солидный оборот, достойная доля рынка, высо- кие платежеспособность, ликвидность и рентабельность) могут получиться только при выборе и реализации решений, адекват- ных требованиям среды и соответствующих «магистральной ли- 1 нии» развития предприятия. _____________________________ |
С самых общих позиций, уровень риска, связанный с фирмой, предопределяется ее адаптационной способностью эффективно реагировать на те или иные внешние и внутренние импульсы.
Высокой адаптационной способности нелегко до- стичь предприятиям малого бизнеса, ибо их соз- дание и успешное функционирование обычно полностью зависят от одного человека или небольшой группы лиц, вполне компетентных для того, чтобы поймать конъюнк- турную удачу, но не всегда могущих вовремя диагностиро- вать глобальные структурные изменения в экономике и принять необходимость крутого поворота в деятельности предприятия, а также и осуществить этот поворот.
* Вспомним школьный курс физики: разные колебательные или волно- вые процессы, согласованно протекая во времени, накладываются друг на друга (интерферируют) и образуют результирующую волну со своим пространственным распределением амплитуды и фазы.
Предприятия семейного типа зачастую располагают весьма значительными технологическими, коммерческими и финансовыми возможностями. Но своеобразный «культ личности», а также, как правило, узкопрофессиональное образование персонала снижают возможности подобных фирм.
Между малыми и средними предприятиями происходит что-то вроде «естественного отбора», в результате выжи- вают те, кто сможет лучше приспособиться к жизни, разви- ваться и даже процветать в неблагоприятных условиях об- щих и отраслевых спадов и сужающихся рынков.
На практике именно с помощью инвестиционной политики пред- приятие реализует свои возможности к предвосхищению долго- срочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Но происходит все это в реальном временном измерении, день идет за днем, заставляя подчиняться конъюнктурным колебани- ям и приспосабливаться к ним.
Учет циклических колебаний конъюнктуры рынка — дело весь- ма тонкое. Приходится совмещать три информационных пласта:
• общеэкономические данные;
• отраслевую статистику;
• данные по конкретному предприятию.
Представим себе три предприятия различных отраслей, пре- терпевающие параллельные и сопоставимые по масштабам коле- бания деятельности за одинаковые по времени периоды цикла.
Предприятие I действует в отрасли со стабильным рынком, предприятие II оперирует на рынке с повышающейся, а пред- приятие IH — на рынке с понижающейся конъюнктурой.
Влияние рыночных колебаний спроса одинакового масштаба на положение трех предприятий оказывается различным. Уровни Ai, A2 и у43 соответствуют максимальной активности и макси- мальной выручке, уровни B1, B2 и 2?3 — минимальной, что и отра- жено в нижеследующей табл. 1 (исходная выручка принята за 100%):
Таблица 1
Уровень активности
| Тенденция развития I
|
Стабильность
| Рост
| Спад
|
|
|
|
| Максимальный Минимальный
| Ai = 120% #1 = 80%
| A2 = 128% B2 = 105%
| 4t=112% I Дз = 55% I
|
Продолжение табл. 1
I...... г*. -..
|
|
| * I
| Амплитуда изменений 1 уровня активности (вы- | ручки от реализации)
| А\ - В\ = 40%
| A2 - B2 = 23%
| Aj-B3 = 57% 1
| Анализ таблицы показывает, что наименьшее снижение выруч- ки от реализации (23%) наблюдается у предприятия II, принадле- жащего к отрасли на подъеме. Чтобы противостоять общему сни- жению спроса в экономике в целом, такому предприятию доста- точно весьма небольшой коррекции объема своих производст- венных мощностей:
• задержать запуск инвестиционной программы, рассчитанной на расширение рынков сбыта в долгосрочной перспективе;
• временно воздержаться от расширения штата работников и не заменять увольняющихся и выходящих на пенсию работ- ников новыми и т. д...
Но есть нюанс: придется приспосабливаться не только к цик- лическому затуханию деловой активности, но и к его новому воз- горанию. Подъем порождает свои трудности. Предприятие II бу- дет испытывать увеличение текущих финансовых потребностей, придется тщательно контролировать затраты оборотных средств, внимательно следить за дебиторской задолженностью, необходи- мо будет обеспечивать достаточную рентабельность собственных средств и уровень дивиденда — иначе не удастся сохранить и уве- личить достаточный уровень финансирования долгосрочных, а также текущих потребностей предприятия.
Весьма значительное, н© еще не катастрофическое снижение выручки наблюдается у предприятия L Это серьезная встряска, речь идет о жизни или смерти предприятия. Приходится резко сокращать неиспользуемые основные средства, увольнять работ- ников, жестко контролировать все и всяческие расходы.
Положение же предприятия III иначе как катастрофическим назвать невозможно.
В литературе по финансовому менеджменту и фундаменталь- ному анализу качества ценных бумаг принята классификация от- раслей экономики на три основных типа: устойчивые, цикличес- кие и растущие. Совмещение этой классификации с только что сделанными нами выводами может дать финансисту серьезную пищу для размышлений о выборе сферы деятельности предприя- тия, или, если эта сфера уже определена, о коррекции финансо- вой политики фирмы. Важна эта классификация и для инвестора,
старающегося разумно сформировать свой портфель ценных бу- маг и эффективно управлять им. Поскольку эти вопросы доста- точно детально разработаны в доступных Читателю источниках*, не будем сейчас заострять внимание на подробностях. Отметим только, что критерием классификации отраслей является степень воздействия макроэкономического цикла на положение той или иной отрасли. Так, спрос в стабильных отраслях, связанных, как правило, с производством жизненно важных товаров и услуг, практически не зависит от макроэкономической ситуации; цик- лические отрасли следуют динамикой спроса на свою продукцию за фазами цикла. Это, в основном, отрасли, производящие сред- ства производства и товары длительного пользования; динамика спроса в растущих отраслях «бежит впереди паровоза» макроэко- номического цикла — тут речь идет об отраслях на начальных этапах своего становления, а также о технически и технологи- чески возрождающихся традиционных отраслях.
Итак, повторяем:
I Именно с помощью инвестиционной политики предприятие \ {реализует свои возможности к предвосхищению долгосрочных] 1 тенденций экономического развития и адаптации к ним. __ |
V/ Вкладывать средства в производство, в ценные бумаги и т. п. целесообразно, если:
1) чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от помещения средств на банковский депозит;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|