Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендуемые документы




1. Мирные договоры с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией. – Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. М., 1952, стр. 64–360 (по выбору).

2. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи СССР с Болгарией (1948) – Сборник действующих договоров. Вып. 13, стр. 314–323. Или аналогичный договор с Венгрией, Румынией.

3. Совещания Коминформа 1947, 1948, 1949. Документы и материалы. М., 1998.

1.5.1. Доктрина Трумэна
 

Стремление советского руководства закрепить и расширить свою сферу влияния вызывало растущее противодействие Запада. В этой связи особое беспокойство в 1946 – начале 1947 г. вызывал нажим Москвы на Турцию и на Грецию, в которой шла гражданская война.

В феврале 1947 г. английское правительство уведомило Вашингтон, что в связи с ухудшившимся финансовым положением Великобритания не сможет продолжать оказание финансовой и военной помощи Греции и Турции.

В правящих кругах США Грецию и Турцию рассматривали как поле принципиального столкновения демократии и коммунизма. К тому же обе эти страны занимали важное геополитическое положение в Восточном Средиземноморье, на подступах к ценнейшим запасам нефти и к стратегическим коммуникациям.

Заместитель государственного секретаря Д. Ачесон отмечал, что помощь Греции и Турции со стороны США представляла собой не какую-то благотворительность, а защиту американского образа жизни. 12 марта 1947 г. президент Трумэн обратился к конгрессу с просьбой выделить 400 млн. долл. для оказания помощи Греции и Турции, а также санкционировать посылку в эти страны американского гражданского и военного персонала для наблюдения за использованием предоставляемой помощи.

Доктрина Трумэна содержала и общую оценку международной ситуации, определяющим моментом которой являлся конфликт между двумя образами жизни. Один из них, по словам Трумэна, базировался на свободе личности, свободных выборах, свободных институтах и гарантиях от агрессии. Другой – на контроле над прессой и средствами массовой информации, навязывании воли меньшинства большинству, терроре и угнетении. США объявляли своей политикой поддержку "свободных народов" в их противостоянии внутренним и внешним угрозам.

Доктрина Трумэна – внешнеполитические установки руководства США, изложенные президентом Трумэном в его послании конгрессу 12 марта 1947 г. Доктрина провозглашала противодействие "коммунистической угрозе" и поддержку "свободных народов" против давления извне или акций вооруженного меньшинства. Трумэн запросил у конгресса срочных ассигнований в сумме 400 млн. долл. для оказания финансовой и военно-технической помощи правительствам Греции и Турции.

Доктрина Трумэна прокламировала новую глобальную роль США в противодействии Советскому Союзу и коммунизму. Эта борьба приобретала тотальный характер, что означало переход к полномасштабной холодной войне.

Советское руководство дало резко отрицательную оценку доктрине Трумэна. В докладе А. Жданова о международном положении на совещании коммунистических партий в сентябре 1947 г. было заявлено, что доктрина Трумэна "рассчитана на предоставление американской помощи всем реакционным режимам, активно выступающим против демократических народов, носит откровенно агрессивный характер". Идеологическая и пропагандистская борьба в рамках холодной войны набирала обороты.

В этой ситуации США стремились обеспечить надежный тыл в Латинской Америке, использовать ресурсы этого региона в холодной войне. В августе – сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро состоялась межамериканская конференция министров иностранных дел "по поддержанию континентального мира и безопасности". Под давлением делегации США 2 сентября был подписан Межамериканский договор о взаимной обороне, который вступил в силу в декабре 1948 г. Договор предусматривал принцип коллективной обороны, ибо провозглашал, что "вооруженное нападение со стороны любого государства на одно из американских государств будет рассматриваться как нападение на все американские государства", и каждое из них "обязуется оказать помощь при отражении нападения". Кроме того, договор предусматривал меры по борьбе с косвенной агрессией. Тем самым пакт Рио-де-Жанейро стал важным шагом на пути создания военно-политического блока стран Западного полушария под руководством США.

Институционализация связей государств Американского континента была осуществлена созданием Организации американских государств (ОАГ) в апреле 1948 г. В нее вошли США и подавляющее большинство стран Латинской Америки. Соединенные Штаты использовали ОАГ для давления на ее членов, для укрепления своих позиций на континенте.

Организация американских государств (ОАГ) – региональная организация государств Американского континента. Создана на IX Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) в апреле 1948 г. Целью ОАГ провозглашалось мирное урегулирование споров между ее членами и развитие сотрудничества между ними. Высший орган ОАГ – ежегодная Генеральная ассамблея министров иностранных дел; ее исполнительный орган – Постоянный совет в Вашингтоне. США использовали ОАГ в холодной войне.

В целом США довольно успешно использовали возможности и ресурсы Латинской Америки в холодной войне.

.5.2. План Маршалла
 

Ситуация в Европе весной 1947 г. была тревожной и нестабильной. В Восточной Европе складывалась система народных демократий, СССР устанавливал все более жесткий контроль над этой частью континента. В Западной Европе наблюдались симптомы возможного экономического кризиса, нарастала социальная напряженность. Миллионы людей оказались без работы, голодали и мерзли суровой зимой 1946/47 г. Ухудшение экономического положения порождало чувство безнадежности и отчаяния.

В мае заместитель государственного секретаря США Дин Ачесон публично заявил о необходимости срочной американской помощи объединению европейских государств, которые, по его словам, сами предпримут меры для своего восстановления. "Этого требует наша национальная безопасность", – подчеркнул Ачесон.

5 июня 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл выступил в Гарвардском университете с программной речью, которая стала исходным пунктом осуществления комплекса экономических и политических мер, известных под названием "план Маршалла".

План Маршалла – программа американской помощи для восстановления и развития экономики стран Западной Европы после второй мировой войны. Концепция плана была объявлена государственным секретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г. Цели плана Маршалла включали стабилизацию социально-экономической ситуации в Западной Европе, нормализацию экономических связей капиталистического мира, включение Западной Германии в осуществление плана, укрепление влияния США в Западной Европе, попытку оторвать от советского блока некоторые страны Восточной Европы. Условия плана Маршалла были сформулированы таким образом, что фактически исключали участие в нем Советского Союза. СССР и ориентировавшиеся на него страны Восточной Европы отказались от участия в плане Маршалла, который вступил в действие в апреле 1948 г. В осуществлении плана Маршалла приняли участие 17 стран Западной Европы. Реализация плана Маршалла и отказ СССР и его союзников участвовать в нем стали важным шагом к расколу Европы.

Цели плана Маршалла предусматривали стабилизацию социально-политической ситуации в Западной Европе, включение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния в Восточной Европе. Страны Восточной Европы могли принять участие в программе восстановления Европы только в случае отказа от ориентации их экономики на Советский Союз. При этом предполагалось использовать сырьевые ресурсы Восточной Европы для восстановления западной части континента.

Министры иностранных дел Великобритании и Франции Э. Бевин и Ж. Бидо согласились сыграть основную роль в обсуждении инициативы Маршалла с Советским Союзом. Они предложили созвать 27 июня 1947 г. в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР для консультаций по плану Маршалла.

В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом, увидев в нем возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы. 21 июня 1947 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило положительный советский ответ на предложения британского и французского правительств провести совещание министров иностранных дел трех держав в Париже.

Вместе с тем в советских официальных кругах звучали голоса недоверия и предостережения. Так, академик Е. С. Варга в докладной записке утверждал, что план Маршалла должен был в первую очередь явиться инструментом смягчения очередного экономического кризиса в США поставками американских товаров за рубеж. Резко негативно оценивал план Маршалла и посол СССР в США Н. В. Новиков, который подчеркивал, что в конечном итоге он сводится к созданию западноевропейского блока как орудия американской политики.

Советское руководство всячески противодействовало усилению экономического и политического влияния США в Европе, созданию западного блока. Москва решительно отвергала любые формы международного контроля в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы. Вместе с тем Советский Союз был заинтересован в американских кредитах для послевоенной реконструкции, но без всяких предварительных условий.

Советская делегация на Парижском совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР последовательно руководствовалась директивами, полученными в Москве. Их сущность делала невозможным принятие советской стороной западных предложений о согласовании усилий европейских стран по восстановлению экономики Старого Света. Советское руководство полностью исключало выявление и проверку ресурсов европейских стран, составление ими какой-то общей программы стабилизации европейской экономики. Москва стремилась трактовать предложение Маршалла как возможность получения американских кредитов для послевоенной реконструкции. Советские предложения ограничиться выявлением потребностей европейских стран в американской помощи и направить эти согласованные заявки в виде запроса США были неприемлемыми для Запада. Парижское совещание подтвердило, что согласовать эти взаимоисключающие позиции не представлялось возможным.

2 июля Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Жесткая неконструктивная позиция советской делегации в Париже объяснялась главным образом стремлением не позволить Западу, и в первую очередь США, получить возможности воздействовать на ситуацию в странах Восточной Европы – советской сфере влияния. Подход к межгосударственным отношениям как к игре с нулевой суммой требовал сделать все возможное, чтобы не позволить США реализовать их замыслы и усилить влияние в Европе.

Уже в день окончания Парижского совещания министров иностранных дел трех держав Э. Бевин и Ж. Бидо опубликовали совместное заявление: от имени правительств Великобритании и Франции они пригласили все европейские государства, временно исключая франкистскую Испанию, принять участие в Европейской экономической конференции. Предполагалось создать специальную организацию для составления в кратчайшие сроки согласованной программы европейской реконструкции, которая отразила бы ресурсы и потребности каждого государства. 4 июля официальные приглашения были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.

СССР отказался участвовать в конференции и повел линию на ее срыв. Утром 5 июля советские послы в столицах ряда европейских государств получили из Москвы указание посетить министров иностранных дел соответствующих стран и сделать им заявление, в котором давалась негативная оценка предложения Маршалла. В связи с идеей создания руководящего комитета, который составил бы экономическую программу для европейских стран, в тексте заявления подчеркивалось, что делегация СССР усмотрела в этих претензиях желание вмешаться во внутренние дела европейских государств, навязать им свою программу и, таким образом, поставить экономику этих стран в зависимость от интересов США.

Советская линия на противодействие реализации плана Маршалла была ясной и последовательной. Другое дело – вопрос о тактике. Как лучше саботировать англо-французскую инициативу? Советский Союз отказался участвовать в намеченном на 12 июля совещании. Должны ли были союзники СССР последовать его примеру? Они так и собирались сделать. Однако в Кремле обсуждался и другой вариант действий. Представители союзников СССР могли бы отправиться в Париж, сделать на совещании все возможное для разоблачения плана Маршалла, а затем демонстративно покинуть конференцию.

Инициаторы плана Маршалла со своей стороны стремились привлечь к участию в нем страны Восточной Европы, в первую очередь Польшу и Чехословакию, в расчете ослабить их ориентацию на Советский Союз.

Сталинское руководство колебалось. С одной стороны, хотелось не просто отказаться от участия в парижском совещании, но и сорвать его работу, устроить на совещании скандал, "хлопнуть дверью". С другой – искушение получить американскую экономическую помощь могло оказаться слишком привлекательным для правительств некоторых стран Восточной Европы. Учитывая коалиционный характер правительств Польши, Чехословакии, Финляндии и отсутствие абсолютного контроля коммунистов над дипломатическими службами этих стран, Москве было бы затруднительно диктовать конкретные шаги их представителям на парижском совещании.

В итоге все эти опасения перевесили. В ночь с 7 на 8 июля советским послам в Белграде, Будапеште, Бухаресте, Варшаве, Праге, Софии, Тиране, Хельсинки было дано указание немедленно передать руководителям компартий этих стран директиву отказаться от участия в совещании по плану Маршалла.

Реально мотивы решения, принятого в Москве, были изложены в записке А. Я. Вышинского. "Это диктуется уже тем, – писал он, – чтобы участием в этом совещании не создавать ему авторитета и таких условий, которые облегчили бы англо-франко-американские интриги среди участников совещания".

Приняв решение о бойкоте парижского совещания, намеченного на 12 июля, Москва оказала жесткий нажим по этому вопросу на правительства дружественных государств.

Однако тактические колебания Кремля 5–7 июля осложнили ситуацию. Если правительства Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Югославии и Финляндии послушно выполнили директиву Москвы, то в Праге возникли затруднения. Правительство Чехословакии уже приняло решение участвовать в совещании по плану Маршалла, созываемом в Париже Великобританией и Францией.

Разъяренный Сталин потребовал немедленного приезда правительственной делегации Чехословакии. Утром 9 июля делегация во главе с К. Готвальдом вылетела в Москву. Советский лидер ультимативно потребовал немедленно отменить решение правительства Чехословакии об участии в парижском совещании по плану Маршалла. Готвальд вынужден был дать согласие выполнить требование Сталина. Отметая все возражения чехословацких министров, Сталин заявил: "Участие в конференции выставит вас в ложном свете. Этот "прорыв фронта" означал бы успех западных держав. Швейцария и Швеция еще колеблются, а ваше участие определенно повлияло бы на их решение. Мы знаем, что вы наши друзья, у нас никто в этом не сомневается. Но своим участием в Париже вы были бы использованы в качестве инструмента против СССР. Этого ни Советский Союз, ни его правительство не допустили бы".

10 июля было созвано экстренное заседание правительства Чехословакии, продолжавшееся до 9 часов вечера. Давление Кремля и вынужденное решение президента Э. Бенеша сделали свое дело – члены правительства единогласно приняли решение об отказе страны участвовать в парижском совещании по плану Маршалла, ссылаясь на неучастие союзных с Чехословакией стран, включая СССР.

Советское восприятие плана Маршалла обусловливалось логикой разгоравшейся холодной войны. Сталинское руководство видело в США своего главного соперника на международной арене и всячески стремилось не допустить расширения американского влияния в Европе. В Москве весьма болезненно воспринимали любые попытки создания западного блока при американской гегемонии в этой коалиции.

Со своей стороны, инициаторы плана Маршалла с самого начала были настроены весьма скептически в отношении возможного участия СССР, рассматривая его скорее как потенциального донора, чем получателя американской помощи.

Анализ советской позиции в отношении плана Маршалла позволяет сделать вывод, что приоритетным направлением во внешнеполитической стратегии Москвы было установление и упрочение советского контроля над странами Восточной Европы. Сталин считал советскую зону влияния важнейшим результатом тяжелейшей войны. Он не собирался идти ни на какие уступки Западу в этой части Европы: для тогдашнего советского руководства контроль над сферой влияния был важен по геополитическим, стратегическим и идеологическим соображениям. Инициаторам плана Маршалла не удалось вовлечь в его осуществление страны Восточной Европы помимо воли СССР и тем самым ослабить их ориентацию на Советский Союз.

Как ни парадоксально, но реализация плана Маршалла без участия СССР и даже при его противодействии в какой-то степени устраивала обе стороны: Советский Союз сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по плану Маршалла получили возможность для осуществления комплекса мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе, а затем и для создания военно-политического Западного Союза.

На конференции 16 стран Европы в Париже 12–15 июля было решено создать специальный Комитет европейского экономического сотрудничества и четыре специализированных комитета для разработки баланса ресурсов Европы и ее потребностей.

В апреле 1948 г. участники плана Маршалла создали Организацию европейского экономического сотрудничества. Были сформированы ее руководящие органы, намечены широкие планы деятельности. Однако ни в 1948 г., ни позже эта организация так и не смогла выработать общую программу европейского экономического развития. По меткому выражению одного из французских журналистов, она превратилась в "кооператив попрошаек". Характерно, что когда в апреле 1948 г. американский конгресс принял закон об оказании экономической помощи Европе, то США предпочли заключить с государствами-участниками плана Маршалла двусторонние соглашения, навязав им ряд выгодных для себя условий.

Основной механизм плана Маршалла выглядел следующим образом. Правительство США оплачивало американским экспортерам стоимость товаров, предназначенных для получателей помощи. Правительство страны-получателя должно было поместить на специальный счет полученную сумму в своей валюте, эквивалентную стоимости американских поставок. Средства поступали главным образом от собственных фирм-импортеров. 5 % суммы со специального счета поступало в распоряжение правительства США, а 95 % использовалось правительством страны, получавшей помощь, но лишь с американского согласия. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г. составила около 12,4 млрд. долл., из которых на долю Англии пришлось 2,8 млрд. долл., Франции – 2,5 млрд.

Осуществление плана Маршалла содействовало стабилизации и консолидации европейского капитализма. Товары и капиталы, направлявшиеся по плану Маршалла в Западную Европу, способствовали преодолению экономических последствий войны. План Маршалла позволил западноевропейским странам получать часть необходимой им американской продукции, помог преодолеть кризисное состояние торгово-финансовой системы в западном мире. С американской помощью правящие круги западноевропейских государств ослабили острый политический кризис. Не случайно в первое время более 50 % поставок по плану Маршалла составляли продовольствие, потребительские товары, удобрения, да и в общем объеме американской помощи их доля равнялась 29 %. Осуществление плана Маршалла было связано и с широким внедрением в Европу американских методов организации производства, повышения производительности труда.

Требуется учитывать и социально-психологический фактор. Почувствовав непосредственную поддержку американского империализма, западноевропейская буржуазия смогла привлечь на свою сторону значительную часть колеблющихся слоев. Стрелка политического барометра в ряде стран Западной Европы в той или иной степени сползла вправо.

Фактически организация плана Маршалла и резко негативная реакция советского руководства означали важнейший рубеж на пути раскола Европы на сферы влияния, а сама разделенная Европа стала частью биполярного мира, характерного для периода холодной войны.

1.5.3. Брюссельский пакт
 

Осуществление плана Маршалла создало предпосылки для образования политического союза государств, принявших в нем участие. США активно выступали за формирование военно-политического западного блока. В начале 1948 г. руководители Великобритании и Франции решительно поддерживали заключение военного соглашения между США и Западной Европой и постоянное присутствие американских войск в Старом Свете. Новый военно-политический блок призван был противостоять Советскому Союзу и "коммунистической угрозе". Однако, как и в экономической сфере, Вашингтон предпочитал вначале осуществить военно-политическое объединение самих западноевропейских государств, мобилизовать их собственные усилия.

Толчком к форсированию создания западного блока послужил приход коммунистов к власти в Чехословакии в феврале 1948 г. На Западе рос страх перед коммунизмом и стремление дать ему отпор.

4 марта в Брюсселе начались переговоры представителей Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга о западноевропейском союзе. При этом имелся в виду региональный военно-политический союз, дополненный экономическими обязательствами.

17 марта 1948 г. представители пяти названных государств Западной Европы подписали "Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и о коллективной самообороне".

Преамбула договора содержала ссылки на основные права человека, демократические принципы и Устав Организации Объединенных Наций. Участники договора выражали решимость координировать свои усилия по созданию в Западной Европе прочной основы для ее экономического восстановления; оказывать друг другу помощь, чтобы обеспечить мир и международную безопасность и воспрепятствовать всякой политике агрессии. По настоянию французской стороны было указано на готовность правительств пяти стран предпринять необходимые меры в случае возобновления Германией политики агрессии.

Важнейшим обязательством, содержавшимся в Брюссельском пакте, было обязательство оказать помощь и содействие любому участнику соглашения всеми средствами, включая и военные, если одна из договаривающихся сторон подвергнется вооруженному нападению в Европе. Такой высокой степени автоматизма военных обязательств, как в Брюссельском договоре, не предусматривалось ни в каком другом многостороннем соглашении западных стран.

Брюссельский пакт – договор, подписанный 17 марта 1948 г. представителями Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга сроком действия на 50 лет. Брюссельский пакт включал обязательства по коллективной обороне с высокой степенью автоматизма: подписавшие его страны брали обязательство оказать помощь и содействие любому участнику соглашения всеми средствами, включая и военные, "если одна из высоких договаривающихся сторон подвергнется вооруженному нападению в Европе". Договор предусматривал также развитие сотрудничества между его участниками в социальной, экономической и культурной сфере. На основе Брюссельского пакта создавался военно-политический блок западноевропейских государств – Западный Союз. Его структуры включали Консультативный совет в составе пяти министров иностранных дел, Постоянный военный комитет, несколько подкомитетов по социальным и экономическим вопросам. Западный союз стал этапом к заключению Североатлантического пакта, который оттеснил его в тень. Подписание Брюссельского пакта стало частью процесса формирования военно-политических структур холодной войны.

 

Хотя в тексте договора и уделялось большое внимание экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, в действительности наибольшее значение имели обязательства, означавшие создание военно-политического союза пяти стран.

Для согласования всех политических вопросов Брюссельский пакт предусматривал создание Консультативного совета в составе пяти министров иностранных дел, который должен был собираться не реже одного раза в три месяца. Учреждался также постоянный военный комитет с местопребыванием в Лондоне. Его возглавил британский фельдмаршал Монтгомери. Тем самым были заложены основы Западного Союза, призванного противостоять Советскому Союзу и коммунизму в Европе.

 

 

.5.4. Североатлантический пакт и создание НАТО
 

Сразу же после подписания Брюссельского пакта президент США Трумэн заверил его участников в готовности Соединенных Штатов оказать им всю необходимую помощь. Руководители Великобритании и Франции, со своей стороны, выступали за создание широкого военно-политического союза западных государств. Французский министр иностранных дел Ж. Бидо писал в начале марта 1948 г. госсекретарю США Маршаллу: "Наступил момент и в политической области, и как можно скорее в военной области укрепить сотрудничество между Старым и Новым Светом".

11 июня сенат США подавляющим большинством принял резолюцию Ванденберга, уполномочившую правительство в мирное время заключать военно-политические союзы вне американского континента. Это было пересмотром одного из важнейших принципов внешней политики США.

Резолюция Ванденберга – резолюция сената США, принятая 11 июня 1948 г. Названа по имени ее автора сенатора Артура Ванденберга, принята 64 голосами против 4. Резолюция уполномочила правительство США заключать союзы вне Американского континента в мирное время. Резолюция Ванденберга означала пересмотр одного из основных принципов американской внешней политики и отражала превращение США в глобальную державу.

В начале июля 1948 г. в Вашингтоне начались переговоры представителей США, Канады и Западного Союза. Они обсуждали возможности американской военной помощи Западной Европе в свете резолюции Ванденберга. К этому времени американскому правительству уже были переданы проекты военных планов Западного Союза. В июле американские офицеры участвовали в заседаниях постоянного военного комитета Брюссельского пакта.

В конце октября 1948 г. министры иностранных дел Западного Союза рассмотрели вопрос об обеспечении безопасности Северной Атлантики и единодушно высказались за заключение нового военно-политического союза с участием США и Канады. К концу года был выработан предварительный проект Североатлантического пакта и передан всем заинтересованным правительствам.

Необходимо учитывать общий психологический климат в Западной Европе в 1948–1949 гг. В общественном мнении доминировал страх перед советской угрозой. И хотя сейчас мы знаем, что планов широкомасштабной агрессии против Западной Европы в Москве не существовало, в то время европейские обыватели верили россказням об "ужасных казаках", готовившихся проехать под Триумфальной аркой и поить лошадей в фонтане Треви.

Североатлантический пакт – договор о создании военно-политического союза, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. Его первоначальными участниками стали 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция; в 1952 г. к пакту присоединились Греция и Турция, а в 1955 г. – Федеративная Республика Германии. Североатлантический пакт обязывал его членов эффективно совершенствовать способность "противостоять вооруженному нападению, развивая свои собственные средства и предоставляя друг другу взаимную помощь". Договор предусматривал консультации его участников "всякий раз, когда, по мнению одного из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность одного из участников окажутся под угрозой". По условиям пакта, "вооруженное нападение против одного из участников, совершенное в Европе или в Северной Америке, будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон, и… каждая из них поможет участнику или участникам, подвергшимся нападению, предприняв в отдельности или по договоренности с другими сторонами такие действия, которые она сочтет необходимыми, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и обеспечить безопасность в районе Северной Атлантики". На основе Североатлантического пакта была создана военно-политическая организация его членов – НАТО. Североатлантический пакт был одним из важных инструментов холодной войны.

В феврале 1949 г. переговоры о создании Североатлантического пакта были закончены. 15 марта расширенное заседание Консультативного совета Западного Союза с участием министров иностранных дел, министров обороны и министров финансов приняло предложенный ему текст без каких-либо поправок. 18 марта, задолго до его подписания, текст Североатлантического пакта был опубликован.

Статья 4 предусматривала консультации участников договора "всякий раз, когда, по мнению одного из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность одного из участников окажутся под угрозой". В соответствии со статьей 5 "вооруженное нападение против одного из участников, совершенное в Европе или в Северной Америке, будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон, и вследствие этого... каждая из них поможет участнику или участникам, подвергшимся нападению, предприняв... такие действия, которые она сочтет необходимыми, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и обеспечить безопасность в районе Северной Атлантики". При этом имелось в виду (статья 6) вооруженное нападение на одного из участников договора "в Европе или в Северной Америке, на французские департаменты Алжира, на оккупационные силы любого из участников в Европе", а также против островов, находящихся под юрисдикцией членов Атлантического пакта, их судов и самолетов в районе Северной Атлантики, то есть к северу от тропика Рака. Тем самым Североатлантический пакт предусматривал принцип коллективной самообороны. Вместе с тем он ограничивал возможность применения силы его участниками случаем вооруженного нападения на одного из них и очерчивал географический район действия договора.

Пакт предусматривал, что его участники "будут постоянно и эффективно поддерживать и увеличивать свою способность в отдельности и совместно противостоять вооруженному нападению, развивая свои собственные средства и предоставляя друг другу взаимную помощь" (статья 3). Для осуществления этих обязательств предусматривалось создание специальной организации, в частности комитета обороны. Именно в соответствии с этими положениями договора была создана разветвленная структура НАТО и развернута широкая программа американской военной помощи ее европейским участникам.

Торжественная церемония подписания Североатлантического пакта состоялась 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне. Его участниками первоначально стали 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Канада, Норвегия, Португалия, США, Франция; в 1952 г. к пакту присоединились Греция и Турция, а в 1955 г. – Федеративная Республика Германии.

Дальнейшее нарастание международной напряженности способствовало быстрому формированию политических и военных структур организации Североатлантического договора (НАТО). Ее высшим органом стал Совет НАТО, состоящий из министров иностранных дел, обороны и финансов государств-членов. В периоды между заседаниями совета (два раза в год) решения принимались постоянными представителями стран-участниц на основе равенства и единогласия. Был создан также генеральный административный секретариат, которому подчинялся ряд гражданских департаментов. Высшим военным органом НАТО стал Военный комитет, состоявший из начальников генеральных штабов государств-членов. Он собирался два раза в год и вырабатывал рекомендации и принципиальные решения по военным вопросам. Между его сессиями эти функции возлагались на постоянных военных представителей. Было также создано несколько региональных командований НАТО, важнейшим из них стало командование для Европы.

Параллельно с текстом Североатлантического пакта было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам. Оно предусматривало поставки американского вооружения на сумму в 1 млрд. долларов пяти участникам Брюссельского пакта в 1949–1950 гг. Для закупок оружия США открывали этим странам долларовый кредит в размерах 35–50 % их собственных расходов на вооружение.

Уже на следующий день после подписания пакта участники Западного союза обратились к Вашингтону с официальной просьбой о скорейшем предоставлении им военной помощи, на которую правительство США дало положительный ответ. Таким образом, Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений.

Выражением курса Вашингтона на форсирование гонки вооружений стала директива Совета национальной безопасности "Цели и программы США в области национальной безопасности" (СНБ-68), принятая в апреле 1950 г. Этот меморандум изображал СССР в качестве "тотального врага" Соединенных Штатов и не предвидел конца кризисной конфронтации "до тех пор, пока не произойдет изменений в характере советской системы". По мысли авторов документа, США должны были осуществлять противодействие советской экспансии с помощью политики военного и иного нажима на СССР "с позиции силы". Ядро СНБ-68 составила стратегия военного сдерживания Советского Союза на основе общеполитической концепции "сдерживания". Таким образом, одним из главных выводов СНБ-68 для последующей политики США наряду с наращиванием и модернизацией американского ядерного арсенала был призыв к резкому увеличению военных расходов и экономической и военной помощи союзникам. Если в 1950 г. на военные цели было выделено 14,5 млрд. долл., то в 1951 г. военные ассигнования составили уже 22 млрд. долл., а в 1952 г. они возросли до 44 млрд.

Создание Североатлантического пакта означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европой. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики "сдерживания" и одновременно раскола Европы на противостоящие военно-политические блоки.

Обязательная литература

1. История внешней политики СССР. Под. ред. А. А. Громыко, Б. Н. Пономарева. Часть 2. М., 1981, гл. ХХ.

2. Брюссельский пакт – Дипломатический словарь, т. 1.

3. История дипломатии. Том V. М., 1974, гл. 8.

4. Советско-американские отношения в современном мире. Отв.редакторы: Г. А. Трофименко, П. Т. Подлесный. М., 1987, стр. 32–34.

5. Холодная война: новые подходы, новые документы. М., 1995, статьи С. Пэрриша, М. М. Наринского.

Дополнительная литература

1. Корниенко Г. М. Холодная война: Свидетельство ее участника. М., 1995, стр. 34–38.

2. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997, гл. 18.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных