Тихоокеанский союзник США – Япония с откровенным нетерпением дожидалась модификации американской политики в отношении КНР, так как прежняя линия Вашингтона на "сдерживание и изоляцию" Пекина сдерживала скорее не Китай, а японские мечты о выходе на обширный китайский рынок. Кроме того, японцы все настойчивее требовали от своих старших партнеров возвращения под свою юрисдикцию Окинавы и ряда других островов, оккупированных после второй мировой войны, модернизации японо-американского союза; в стране нарастало движение за ликвидацию военных баз США. Все с большей осмотрительностью относились к США и их другие союзники в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На этот подход влияли и американская война во Индокитае, и позиция, занятая США в период индо-пакистанской войны 1971 г.

Политика "сдерживания и изоляции" КНР была сформулирована США в 50-е гг. и означала окружение Китая системой двусторонних и многосторонних военных союзов США с государствами и территориями Восточной и Юго-Восточной Азии (Японией, Южной Кореей, Тайванем, Филиппинами, Таиландом, Южным Вьетнамом), с целью не допустить распространения влияния КНР и коммунистической идеологии в этом районе мира (сдерживание). Одновременно эта политика была направлена на ограничение различного рода связей КНР с участниками этих союзов – отказ от дипломатического признания, недопущение в ООН, ограничения в торговых и иных связях и др. (изоляция).

В отношениях с Советским Союзом США утратили существовавшее десятилетиями стратегическое превосходство. Установление военно-стратегического паритета заставило их пойти на достижение серьезных договоренностей по стратегическому оружию и ряду других проблем двусторонних отношений. И хотя американские политики и военные не оставляли надежд добиться преимущества над СССР за счет технологического отрыва, было очевидно, что единственно приемлемый путь – это ограничение дорогостоящего соперничества в области ядерных вооружений путем заключения формальных и неформальных двусторонних соглашений.

Китай представлял собой еще одну серьезнейшую проблему для американской политики. Возникновение и развитие советско-китайского спора, перешедшего затем в открытый конфликт, заставляло пересмотреть традиционно сложившийся подход американской правящей элиты к КНР. Становилось очевидным, что продолжение политики "сдерживания и изоляции" в отношении Китайской Народной Республики приходит в противоречие с коренными американскими внешнеполитическими интересами, не говоря уже о том, что пересмотра подхода к Китаю требовали от США почти все их союзники как в Азии, так и в Европе, да и в самих Соединенных Штатах нарастал интерес к выходу на обширный китайский рынок.

Кроме того, с завершением процесса деколонизации и возникновением множества молодых независимых государств, некоторые из них – в силу геополитических, экономических, идеологических и военных факторов – начинали постепенно превращаться в региональные центры силы (как, например, Индия, Египет, Иран, Ирак, Индонезия и др.). Соответственно, они привлекали повышенное внимание двух сверхдержав, вовлекавших их в свое глобальное соперничество. Альтернативой этому аффилиированию, которое лишь усиливало и без того жесткое глобальное соперничество, втягивая в него государства "третьего мира", стало набиравшее в 60 – 70-х гг. силу и авторитет Движение неприсоединения, провозглашавшее равноудаленность от двух глобальных центров силы, а также движение солидарности афро-азиатских государств и "группа 77-ми". Помимо политических проблем эти структуры уделяли немалое внимание и выдвижению экономических требований, добиваясь более справедливых цен на мировых рынках сырья, готовых изделий, стремясь как-то нивелировать ущерб, нанесенный их экономическому развитию столетиями колонизации и политикой неоколониализма.

С учетом всех этих обстоятельств лидеры США выстраивали свою новую политику на 70-е гг. Характерной для этого этапа стала выпущенная тогда Брукингским институтом – одним из мозговых центров американской политической мысли – книга "Повестка дня для нации" ("Agenda for the Nation"), ставившая основные задачи в области внешней политики Вашингтона. Смысл рассуждений большинства авторов сборника состоял в том, что Америка должна более искусно применять свои уменьшившиеся ресурсы на международной арене и все более соразмерять свои внешнеполитические амбиции с новым соотношением сил в мире. Администрация Р. Никсона, пришедшая в Белый дом в 1969 г., во многом использовала эти рассуждения, большую роль в претворении которых в жизнь сыграл помощник президента по национальной безопасности, а впоследствии и государственный секретарь США, Г. Киссинджер.

Помимо традиционных методов политики и дипломатии в международных отношениях развитых стран в 70-е гг. все большее место начали занимать вопросы регулирования экономических и финансовых отношений. Это было связано прежде всего с тем, что, с одной стороны, как отмечалось выше, возрастала неравномерность экономического развития развитых стран, усиливались интеграционные процессы в Западной Европе, а с другой – росли требования создания более равноправных, справедливых условий международных экономических отношений, выдвигавшиеся со стороны развивающихся государств, катастрофически увеличивалась их задолженность развитым странам и международным финансовым институтам, что дополнительно усугублялось в 70 – 80-е гг. резким ростом цен на энергоносители.

В сентябре 1973 г. конференция неприсоединившихся стран в Алжире выступила за установление нового международного экономического порядка (НМЭП). Развивающиеся страны добивались создания такой системы международных экономических отношений, которая позволяла бы им осуществлять быстрое экономическое развитие и получать необходимые для этого средства. Созванная по их требованию весной 1974 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН выработала два важных документа: Декларацию об установлении нового международного экономического порядка и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка. В Декларации провозглашались принципы, на основе которых должна создаваться новая система международных экономических отношений: право всех государств на суверенитет, равенство, самоопределение; недопустимость территориальных захватов; право государств на суверенное распоряжение своими ресурсами; право на национализацию, на контроль за деятельностью транснациональных корпораций. Экономическая и финансовая помощь, указывалось в Декларации, должна предоставляться безо всяких условий. В документе специально подчеркивалась необходимость справедливого соотношения цен на сырье и промышленные товары. В принятой Программе действий были намечены меры, направленные на регулирование рынков сырья, на финансирование экономического развития, на осуществление индустриализации в странах, контроль за развивающихся деятельностью ТНК. Развивающиеся страны требовали от развитых государств довести к 1980 г. объем предоставляемой ими помощи до 0,7 % от своего валового национального продукта, а в дальнейшем – до 1 %. Запад был вынужден пойти на частичное принятие требований развивающихся стран. В 1975 г. ЕЭС подписало с 46 развивающимися странами I Ломейскую конвенцию, в соответствии с которой почти 95 % сельскохозяйственной продукции из этих стран получило беспошлинный доступ на рынки стран-членов ЕЭС, были стабилизированы цены на сельскохозяйственные продукты и железную руду. Тогда же Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла решение начать диалог с развивающимися странами, получивший в международной терминологии название "диалог Север – Юг". В рамках этого диалога были проведены Парижская конференция 9 стран-участниц ОЭСР и 13 развивающихся стран (1975–1977 гг.), встречи в рамках МВФ, МБРР и ГАТТ, наконец, в октябре 1981 г. – совещание на высшем уровне указанных 22 стран в Канкуне (Мексика). Тем не менее диалог Север – Юг не дал тех результатов, на которые рассчитывали руководители развивающихся стран.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – организация развитых государств, в состав которой в настоящее время входят 27 стран. Создана в 1961 г. как продолжение Организации европейского экономического сотрудничества, существовавшей с 1948 г. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. Ее провозглашенными задачами являются обеспечение экономического роста, снижение безработицы, повышение жизненного уровня и обеспечение финансовой стабильности в странах-членах Организации. Основными инструментами на этих направлениях считаются либерализация международной торговли и движения капитала между государствами. Организация также занимается вопросами координации экономической помощи развивающимся странам. Рассматривается как полезная консультативная структура по вопросам экономической координации, публикует большой объем исследований по экономическим и социальным вопросам.

На другом полюсе глобальной системы международных отношений также возникали многочисленные проблемы, заставлявшие Советский Союз и его союзников модифицировать свою внешнеполитическую линию. Эти проблемы появлялись как во внутренней жизни СССР и других социалистических стран, так и во внешнеполитической области. В сфере экономики становилось очевидно, что задача "быстрого построения материально-технической базы коммунистического общества", как она была сформулирована в принятой на XXII съезде КПСС Программе партии, вряд ли может быть реализована в рамках действовавшего в социалистических странах хозяйственного механизма. Вскоре после отстранения Н. C. Хрущева были проведены специальные пленумы ЦК КПСС (в 1965) по совершенствованию механизма хозяйственного управления, однако каких-либо реальных результатов их решения не дали. В стране из г. в год замедлялись темпы прироста валового национального продукта (следует, правда, заметить, что тогда это падение темпов экономического развития еще не приняло таких угрожающих масштабов, как в 80-е гг. и к тому же в определенной мере компенсировалось возраставшими мировыми ценами на нефть и нефтепродукты, где СССР становился одним из крупнейших экспортеров), СССР перестал обеспечивать себя базовыми продуктами питания – с начала 60-х гг. страна начала закупать за рубежом зерно. В условиях неэффективно работавшего хозяйственного механизма начинает появляться "теневая", подпольная экономика ("цеховики"), сращивавшаяся в ряде регионов с местным партийным и советским руководством. Огромные средства поглощала гонка вооружений – расцвет военно-промышленного комплекса приходится именно на эпоху Л. И. Брежнева, тесно связанного с ВПК своей предыдущей деятельностью. И хотя возросшая военная мощь государства давала на время ощущение большей безопасности, она исподволь подтачивала могущество и стабильность СССР (4)

Аналогичные процессы происходили и в других социалистических странах, что, с одной стороны, вело к росту недовольства населения, относившего эти проблемы к несовершенству общественного строя, который, как оно считало, был навязан Советским Союзом, а с другой, заставляло руководителей этих государств искать собственные ответы на вызовы времени. В ряде случаев, как казалось в Москве, эти поиски приводили к отклонению от официально провозглашенной идеологической парадигмы, что вызывало у советского руководства обостренную реакцию. В 1968 г. в Чехословакии возникла подобная ситуация, и советские руководители решили пойти на ввод войск в эту страну "для защиты, – как они утверждали, – завоеваний социализма". Готовность СССР к применению военной силы с целью не допустить переориентации государств-членов социалистической системы получила на Западе название "доктрины Брежнева" или "доктрины ограниченного суверенитета". В то же время применение СССР военной силы в отношении Чехословакии свидетельствовало о том, что арсенал внешнеполитических мер воздействия у Советского Союза крайне ограничен. Следует отметить также, что акция СССР не получила полной поддержки даже среди государств-участников Организации Варшавского договора. Опасаясь возможного повторения чехословацкого сценария в отношении своей страны, в 1968 г. о выходе из Организации Варшавского договора объявила Народная Республика Албания, ранее прервавшая все связи с ОВД, но формально продолжавшая числиться в его составе. От акции пяти государств ОВД демонстративно отмежевалась Румыния, отказавшаяся направить войска в Чехословакию. Вообще, в конце 60-х – 70-е гг. позиция румынского руководства отличалась известной самостоятельностью по ряду внешнеполитических проблем. Бухарест продолжал поддерживать довольно тесные связи с Китаем, сохранил дипломатические отношения с Израилем после того, как все социалистические страны прервали их в 1967 г. в знак протеста против израильской агрессии против арабских государств, установил в 1967 г. – вопреки согласованной позиции социалистических государств о том, что, пока ФРГ продолжает придерживаться доктрины Хальштейна, дипломатические отношения с ней не должны поддерживаться (5). – дипломатические отношения с ФРГ, не отозвал свое посольство из Сантьяго после свержения правительства Народного единства в Чили в 1973 г. Таким образом, налицо было снижение блоковой дисциплины и в рядах социалистического содружества.

Серьезно осложнены были отношения Советского Союза с Китайской Народной Республикой. Начавшись с идеологических споров, эти отношения к началу 70-х гг. подошли к грани войны. Пограничные столкновения 1969 г. не только наглядно продемонстрировали, что Пекин окончательно порвал с СССР, но и заставили советское руководство принимать срочные меры по укреплению своих восточных рубежей. К тому же нельзя забывать, что, поддерживая свой образ лидера социалистического мира, СССР был вынужден направлять военную помощь сражающемуся Вьетнаму через китайскую территорию, а также учитывая небезуспешные попытки США разыграть "китайскую карту", становится ясно, насколько болезненной и деликатной для советского руководства проблемой были в тот период советско-китайские отношения.

Таким образом, оценивая состояние международных отношений в начале 70-х гг., можно констатировать, что жесткая биполярная структура, как она возникла после окончания второй мировой войны, постепенно размывалась под воздействием ряда факторов и лидерам каждого из полюсов этой системы необходимо было искать новые методы реализации своих внешнеполитических задач.



Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендуемые документы 1 страница




  1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный Акт. Хельсинки. 1975 г.
4.1.1 Общая характеристика международных отношений к середине 70-х годов
 

Состояние международных отношений к середине 70-х гг. представлялось в виде относительно устойчивой, стабильной системы, основанной на примерном равенстве сил, сложившихся вокруг двух основных военно-политических центров, и характеризовавшейся в основном политикой разрядки международной напряженности. Относительная устойчивость системы международных отношений определялась прежде всего тем, что на протяжении первой половины десятилетия постепенно изменялось соотношение сил, продолжалось наращивание потенциала и реализация внешнеполитических целей и установок СССР и его союзников, в то время как в противостоящем блоке явственно ощущались временные трудности.

Действительно, СССР не только добился на рубеже 60 – 70-х гг. военно-стратегического паритета с США, но и продолжал количественное и качественное наращивание всех компонентов своего военного потенциала, не останавливаясь ни перед какими затратами в своем стремлении стать первоклассной глобальной военной державой. Стабилизировались, по мнению советского руководства, отношения страны со своими ближайшими союзниками (хотя позиции румынского руководителя по ряду международных вопросов и продолжали доставлять Москве определенное беспокойство, в целом же в рамках ОВД и СЭВ царило демонстративное единодушие). Достаточно успешно развивалась политика Советского Союза в зоне "третьего мира", где все еще шли национально-освободительные революции и СССР продолжал активное сотрудничество со странами "социалистической ориентации" и "прогрессивными силами". Оптимистично, по мнению Кремля и с точки зрения его интересов, развивались события в стане его внешнеполитических оппонентов, о чем свидетельствовали крушения правых режимов в ряде европейских стран (Португалии и Греции) (1).

Военно-стратегический паритет – состояние международных отношений, когда в условиях примерного равенства стратегических военных потенциалов противостоящих политических систем они вынуждены, взаимодействуя друг с другом, искать невоенного решения всех возникающих проблем. Огромная разрушительная сила стратегических вооружений исключает применение военной силы друг против друга, поскольку каждая из сторон сохраняет способность к ответному удару и нанесению неприемлемого ущерба другой стороне.

Стоявшие же перед Москвой проблемы – сложные и даже временами опасные сами по себе – казалось бы, стабилизировались и перестали выглядеть неотвратимо угрожающими. Несмотря на отсутствие подвижек в советско-китайских отношениях, они вышли из острой фазы, и стороны обменивались в основном словесными выпадами. Историческое противостояние на европейском континенте представлялось в основном законченным с фиксацией послевоенных европейских границ и подписанием в августе 1975 г. в Хельсинки заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Один из острейших региональных конфликтов – ближневосточный узел – также, похоже, начал обретать черты регулируемости после открытия в Женеве международной конференции по Ближнему Востоку под сопредседательством СССР и США. В области стратегических вооружений Владивостокские договоренности между Л. И. Брежневым и Дж. Фордом давали надежду на скорое подписание договора ОСВ-II на удовлетворяющих СССР условиях. И хотя принятая конгрессом США поправка Джексона – Вэника не позволила вступить в силу советско-американскому торговому договору, Москва рассчитывала компенсировать свои потери на американском направлении активизацией торгово-экономических связей с государствами Западной Европы, полагая, что американцы рано или поздно будут сами добиваться выхода на советский рынок.

С другой стороны, Запад, располагавший на протяжении всего предшествующего периода ощутимым преимуществом по всем основным параметрам в силу ряда обстоятельств, проходил нелегкий период своей истории.

Прежде всего, он переживал сложный этап, связанный с происходившей в первой половине 70–х гг. подвижкой в соотношении сил ведущих центров силы капиталистического мира. Постепенно, но неуклонно на фоне роста доли Западной Европы и государств АТР снижались позиции США по основным экономических показателям стран капиталистического мира, что привело на рубеже 70-х гг. к возникновению трех центров силы западного мира. И хотя США по-прежнему продолжали сохранять экономическое, научно-техническое и особенно военно-политическое превосходство над другими капиталистическими странами, американскому руководству приходилось корректировать методы своей деятельности, приспосабливая свою политику к новому складывавшемуся соотношению сил.

Большой морально-политический урон образу США на международной арене нанесла аморальная и безрезультатная война в Индокитае, и, что самое важное, она не только подорвала международный престиж Соединенных Штатов, но и серьезно и надолго расколола американское общество – возник так называемый "вьетнамский синдром".

В серьезную финансово-экономическую проблему для всего мира, и особенно, для развитых стран, превратилось резкое повышение цен на энергоносители, имевшее место после октябрьской войны 1973 г. на Ближнем Востоке. Оно не только свидетельствовало о возрастающей роли развивающихся государств на международной арене, но и заставляло Запад искать адекватные политические, экономические и технологические ответы этим вызовам.

Значительную озабоченность Запада вызывало продолжавшееся наращивание советской военной мощи – как в сфере стратегического оружия, так и в области обычных вооружений. К середине 70-х гг. Советский Союз в основном овладел технологией создания боеголовок с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), что позволяло ему достаточно быстро нарастить количество доставляемых стратегических боезарядов без увеличения числа ракет-носителей, ограниченных Временным соглашением ОСВ-I. Велись эксперименты с созданием противоспутникового оружия (системы ASAT). Наращивалось строительство военно-морского флота СССР, превращая его в серьезного соперника ВМС США. В области обычных вооружений беспокойство Запада усиливалось в связи с резким ростом бронетанковых средств советской армии и сил Организации Варшавского договора.

В целом в биполярном противостоянии Восток – Запад в середине 70-х гг. инициатива, казалось, находилась в руках СССР и его союзников, а Западу приходилось искать ответа на нелегкие вопросы, возникавшие в различных областях международной жизни. Его усилия сосредотачивались в трех основных направлениях, которые можно условно обозначить как Запад – Запад, Запад – Восток и Север – Юг, в то время как во внешнеполитической стратегии СССР продолжали работать традиционные, основанные на марксистско-ленинском учении, доктрины, принявшие, правда, во второй половине 70-х гг. несколько видоизмененное содержание.

4.1.2 Размывание биполярности Ялтинско-Потсдамской системы
 

Жестко биполярная структура международных отношений в том виде, как она сложилась после второй мировой войны, претерпела заметные изменения в процессе исторической эволюции самой Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Как отмечалось выше, это было связано прежде всего с неравномерностью процесса экономического развития государств капиталистического мира. За счет этой неравномерности изменялось соотношение экономического потенциала ведущих капиталистических стран, что выражалось в таких показателях, как объем валового национального продукта (ВНП), размеры экспорта и импорта, показатели иностранных инвестиций. Так, если в 1962 г. в совокупном ВНП капиталистических стран доля Северной Америки составляла 30 %, Западной Европы – 31 %, несоциалистических стран западной части Тихого океана – 9 %, то к 1985 г. данный показатель изменился, составив для этих групп стран соответственно – 29 %, 25 % и 13 %. Наиболее существенным показателем внешнеэкономической активности является активность капитала того или иного государства на международных рынках. Здесь наблюдалась еще более заметная динамика, свидетельствующая о падении в этот период влияния американского капитала и повышении роли других ведущих капиталистических стран. В общем объеме прямых зарубежных инвестиций доля Соединенных Штатов снизилась с 55 % в 1960 г. до 39,8 % в 1982 г. при росте доли Западной Европы с 37 % до 44,6 %, а Японии – с 0,5 % до 10 %. Особенно динамично, как свидетельствуют приведенные выше данные, нарастал потенциал Японии, которая за четверть века (с 1960 по 1985) увеличила свой экспорт в 44 раза, и, что специально необходимо отметить, экспорт Японии в развитые государства увеличивался опережающимися темпами: в США в 69 раз и в страны ЕЭС в 115 раз. В результате рос дефицит в торговле этих стран с Японией, вызывая нарастание там антияпонских настроений. Таким образом, развитые страны вступали в последнюю четверть ХХ в. в обстановке угрозы активизации торговых войн, что могло существенно подорвать их единство и солидарность.

Изменилось положение и на международных валютных рынках. Гигантские военные расходы США, долгие годы делавших ставку на готовность к ведению 2½ войн (две "большие" войны – против СССР и Китая и одновременно одна локальная война), и затянувшаяся военная кампания в Индокитае существенно подрывали позиции доллара как базовой валюты Бреттон-Вуддской системы. В совокупности с общим относительным ослаблением американских экономических позиций это не позволяло сохранять далее фиксированный курс американской валюты и заставило США пойти на такой крайний шаг, как отказ от созданного в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вуддсе международного валютного механизма, отмену конвертируемости доллара в золото в августе 1971 г. и две девальвации доллара, осуществленные администрацией Р. Никсона в декабре 1971 г. и феврале 1973 г. (соответственно на 7,9 % и 10 %).

Заняв более прочные позиции в экономической области, новые центры силы капиталистического мира начинали довольно громко заявлять и о своих особых политических позициях. Военно-политический диктат США в отношениях со своими союзниками, основывавшийся в 40 – 50-е гг. на подавляющем американском превосходстве и заставлявший их беспрекословно следовать в фарватере американской политики, более не устраивал ведущие развитые государства. В нарождавшихся центрах силы ширились антиамериканские настроения, возрастало стремление к проведению самостоятельного политического курса. Особенно ярко это проявлялось на примере голлистской Франции, еще в 60-х гг. отчетливо заявившей о своей особой позиции по ряду острейших международных проблем того времени (ядерная стратегия, расширение состава ЕЭС, отношения Восток – Запад, война во Вьетнаме и др.).

Все это вместе взятое заставляло американское руководство приступить к поиску новых подходов, новых методов реализации своей лидирующей роли в капиталистическом мире. В целях осмысления изменившейся ситуации в академических кругах США была выработана, а затем и принята американской администрацией концепция многополярного мира. Смысл ее состоял в признании факта возникновения новых центров силы и готовности модифицировать свою политику, исходя из этих новых реальностей. Согласно этой концепции, мир на рубеже 70-х гг. стал более сложным и международные отношения определялись не только в глобальном противостоянии двух основных системообразующих государств и их военно-политических союзов, но и в значительной мере зависели от алгоритмов международного поведения новых народившихся центров силы. К ним американские политологи – помимо США и СССР – относили Западную Европу, Японию и Китай. Построенная таким образом пятиполярная система международных отношений далее преобразовывалась в два "стратегические треугольника": военно-политический "треугольник соперничества" в составе США, СССР и КНР и политико-экономический "треугольник партнерства", куда вошли США, Западная Европа и Япония. Эта новая усложненная структура международных отношений должна была, по замыслу американских теоретиков и политиков, функционировать в рамках некого равновесия – баланса, а задача США, одновременно присутствующих в составе обоих "стратегических треугольников", состояла в том, чтобы управлять этим равновесием, попеременно задействуя те или иные интересы каждого из полюсов в своих внешнеполитических целях (2).

Центры силы – государства или агломерации государств, обладающие значительным совокупным потенциалом (экономическим, военным, политическим, идеологическим), что позволяет им оказывать воздействие на формирование международных отношений на глобальном либо региональном уровне. В 70 – 80-х гг. наряду со сверхдержавами (США и СССР) исследователи выделяли еще три глобальных центра силы: Западную Европу (объединенную в ЕЭС), Японию и Китай (следует отметить, что последние три – обладая огромным потенциалом – все же существенно уступали двум первым).

Кроме того, некоторые исследователи-международники говорят о региональных центрах силы, то есть государствах, оказывающих воздействие на формирование международных отношений в рамках отдельных регионов. К ним обычно относят Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Египет, Нигерию, ЮАР, Бразилию, Аргентину и др.

Было вполне очевидно, что продолжать действовать прежними методами в международных отношениях Соединенные Штаты далее были уже не в состоянии в силу ряда причин (3). Во-первых, американцам все труднее становилось откровенно навязывать свою политическую линию западноевропейским союзникам, весьма скептически смотревших на судороги действий США в Индокитае и крайне заинтересованных в реализации политики разрядки и сотрудничества на европейском континенте. В Западной Европе весьма прочно укоренялось мнение о том, что ослабление напряженности по линии Запад – Восток может в существенно большей мере отвечать ее интересам – в том числе и в области безопасности, чем исповедовавшееся прежде жесткое противостояние, что лучше и полезнее сотрудничать в масштабах всего континента, чем продолжать нагнетание напряженности, основанной на несбыточных, как тогда казалось, политических иллюзиях.  
Карта. Взгляд на мир с разных сторон
 
4.1.3 Новые инструменты регулирования международных отношений
 

Новая геометрия международных отношений потребовала создания новых методов их построения и регулирования. Об этом в начале 70-х гг. задумывались многие политики и политологи на Западе. В Соединенных Штатах профессором Колумбийского университета (впоследствии – помощником президента США по вопросам национальной безопасности) З. Бжезинским была выдвинута идея трилатерализма, то есть согласования подходов к важнейшим политическим и экономическим проблемам развитых стран Северной Америки, Западной Европы и Японии на базе совместно выработанных консенсусных решений. Он предложил проект "широкой координации и взаимодействия основных индустриально развитых стран" при ведущей роли Соединенных Штатов. Первым шагом на пути осуществления проекта должно было стать формирование сообщества, охватывающего государства по обе стороны Атлантики, в которое затем предполагалось включить Японию. Речь шла о переходе от формальных союзов к определению общих для трех центров капиталистического мира целей и о создании механизма координации политики участников трехсторонней системы. Эта концепция исходила из ведущей роли Соединенных Штатов в "управлении взаимозависимым миром" вследствие их более высокого военного и экономического потенциала и меньшей, по сравнению с Западной Европой и Японией, зависимости от поставок сырья и энергоресурсов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных