Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Передачу Советскому Союзу Курильских островов.




В свою очередь СССР выразил готовность заключить с правительством Китая договор о дружбе и союзе. Этот договор был подписан в Москве 14 августа 1945 г. Он предусматривал взаимную помощь и поддержку в войне против империалистической Японии. Одновременно было подписано несколько соглашений, закреплявших права и привилегии СССР в северо-восточном Китае.

В октябре 1945 г. гоминьдан и КПК обязались избегать гражданской войны и достигли компромисса по политическим вопросам. В декабре 1945 г. московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняло решение, в котором указывалось на необходимость мирного объединения Китая и прекращения гражданской войны. В эту войну не хотели напрямую втягиваться ни СССР, ни США.

Однако летом 1946 г. гражданская война в Китае вспыхнула с новой силой. В 1948 – начале 1949 г. войска Народно-освободительной армии Китая (НОА) заняли весь северо-восток страны, значительную часть ее севера и северо-запада, а также центральную часть Китая до реки Янцзы. В марте 1948 г. руководство США попыталось увеличить помощь гоминьдановскому правительству, но на широкомасштабное вмешательство в дела Китая все же не пошло. К осени 1949 г. войска НОА заняли всю северо-западную и центральную часть Китая, а также продвинулись на юг и юго-запад страны. 1 октября 1949 г. в Пекине было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Гоминьдановцы сохранили под своей властью только остров Тайвань и прилегающие к нему острова.

Победа народной революции в Китае заметно меняла всю ситуацию в Азии. Она усиливала позиции сил, выступавших против колониальной и полуколониальной зависимости, против империализма. КНР стала потенциальным влиятельным союзником СССР и вместе с тем возможным конкурирующим центром притяжения для антиимпериалистических сил. При этом в отличие от Советского Союза китайцы были "свои", азиаты.

Вскоре после провозглашения КНР ее лидер Мао Цзэдун отправился с визитом в СССР, где он находился с декабря 1949 по февраль 1950 г. В Москве Мао Цзэдун имел неоднократные встречи и беседы с И. Сталиным и другими советскими руководителями. Китайский лидер привез в Москву предложение о заключении нового советско-китайского договора, призванного закрепить отношения между КНР и СССР. Сталин вначале колебался, но затем согласился.

14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР. Договор отмечал желание обеих сторон развивать отношения дружбы между народами СССР и КНР, укреплять мир и международную безопасность. Они обязались совместно предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, объединившегося с Японией для совершения акта агрессии. Если один из участников договора подвергся бы нападению со стороны Японии, то другая договаривающаяся сторона должна была немедленно оказать ему военную и иную помощь. СССР и КНР заявили о своей готовности участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов. Оба государства обязались добиваться заключения в кратчайший срок мирного договора с Японией. СССР и КНР взяли обязательство не участвовать во враждебных друг другу коалициях, а также консультироваться по всем важным международным вопросам. Договор предусматривал развитие экономических и культурных связей между двумя странами в духе дружбы и сотрудничества. Советско-китайский договор заключался на 30 лет.

Одновременно с договором было подписано несколько двусторонних соглашений. СССР обязался после заключения мирного договора с Японией, но не позднее конца 1952 г., безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайской Чанчуньской железной дорогой со всем ее имуществом, что и было сделано к 31 декабря 1952 г. Советский Союз согласился вывести свои войска из военно-морской базы Порт-Артур (их вывод был завершен в мае 1955 г.) и передать КНР все имущество, которое он использовал в порту Дальний. Было также заключено соглашение о предоставлении Китаю советского льготного кредита на сумму в 300 млн. долл. для оплаты поставок промышленного оборудования и других материалов.

Договор между СССР и КНР положил начало периоду разностороннего сотрудничества между двумя странами: политического, военного, экономического, дипломатического. Китай не являлся сателлитом Советского Союза, сотрудничество двух стран базировалось на общности их интересов. Именно на этой основе и заключался советско-китайский договор, он усиливал влияние СССР и КНР в Азии и на международной арене в целом. Их взаимодействие ослабляло позиции империалистических сил. Вместе с тем партнерство двух государств и их компартий таило в себе потенциальную возможность их соперничества.

Однако в начале 50-х гг. сотрудничество двух стран успешно развивалось. С помощью СССР в Китае восстанавливались и строились более 50 крупных промышленных предприятий, многие железнодорожные и другие объекты. Советский Союз помогал укреплять вооруженные силы КНР. Немаловажное значение имело и открыто враждебное отношение США и их союзников к коммунистическому Китаю, который они отказывались признавать. СССР и КНР совместно противостояли империалистической, в первую очередь американской, политике. Таким образом, образование политического и военного союза СССР и КНР способствовало формированию и в Азиатско-Тихоокеанском регионе биполярной структуры международных отношений, характерной для Ялтинско-Потсдамской системы в целом, при всех ее региональных особенностях.

1.6.2. Война в Корее
 

С 1910 по 1945 г. Корея была японской колонией. С поражением Японии в войне Корея была освобождена. По межсоюзническим соглашениям, капитуляцию японских войск к северу от 38-й параллели принимали советские вооруженные силы, к югу – американские. Мало кто мог тогда предполагать, что тем самым закладывались предпосылки раскола страны.

На севере страны стали проводиться социально-экономические реформы по образцу СССР, был взят курс на осуществление "народно-демократической революции". В политической жизни страны решающую роль стала играть компартия во главе с Ким Ир Сеном, усиленная переселением на историческую родину этнических корейцев из СССР. На юге страны формировался прозападный режим авторитарного толка во главе с Ли Сын Маном. В результате в 1948 г. произошел раскол страны: на юге в мае была создана Республика Корея, на севере в сентябре – Корейская Народно-Демократическая Республика. Руководство и Севера, и Юга выступало за объединение страны, но на своих собственных условиях и под своим собственным главенством.

Создать объединенное временное правительство Кореи не удалось. Советское руководство все более явно брало курс на включение Северной Кореи в свою сферу влияния. В КНДР направлялись многочисленные советские советники, ей оказывалась экономическая и военная помощь. Несмотря на вывод с Корейского полуострова в 1948–1949 гг. советских и американских войск, напряженность в отношениях между двумя корейскими государствами возрастала. Они усиленно готовились к возможному вооруженному конфликту.

К весне 1950 г. КНДР сформировала 10 пехотных дивизий и одну танковую бригаду. Ким Ир Сен стремился получить поддержку советского руководства для попытки объединения страны военной операцией Севера. Он неоднократно обращался по этому вопросу в Москву. Сталин держался осторожно. Он призывал тщательно подготовить планировавшуюся акцию с политической и военной точки зрения, предварительно развернуть партизанскую борьбу в Южной Корее.

Победа революции в Китае и заключение союзного договора между СССР и КНР существенно упрочили положение руководства КНДР. Министр национальной безопасности КНДР так оценивал заключение советско-китайского договора: "Мы обрели надежду одержать победу в нашей борьбе за устранение клики Ли Сын Мана и выдворение сил американского империализма из Кореи".

Советское руководство стремилось укрепить свои позиции на Дальнем Востоке и ослабить влияние США в регионе. При этом учитывалось и то, что в январе 1950 г. государственный секретарь США Дин Ачесон, говоря об "оборонном периметре США в Тихом океане", не включил в этот оборонный периметр Корею, хотя в том же месяце США заключили с Южной Кореей соглашение о взаимной помощи в области обороны. Вместе с тем Кремль не хотел уступать руководству КНР роль лидера коммунистических и освободительных сил в Азии, что побуждало Москву более решительно поддержать замыслы Ким Ир Сена в отношении попытки добиться объединения Кореи применением вооруженной силы.

Наконец, весной 1950 г., Сталин дал согласие на настойчивые обращения Ким Ир Сена о проведении наступательной военной операции против Южной Кореи. Правда, советский лидер обусловил свое согласие поддержкой этой акции со стороны Пекина.

Заручившись одобрением Москвы и Пекина, руководство КНДР организовало полномасштабное наступление своих войск против Южной Кореи. Военные действия начались утром 25 июня 1950 г. Организаторы наступательной операции рассчитывали победоносно завершить ее за 3–4 дня, до вмешательства американцев, однако осуществить этот замысел не удалось. Вначале наступление северокорейских войск развивалось довольно успешно. К сентябрю в руках южнокорейцев оставалась только юго-восточная оконечность полуострова с городом Пусан.

Тем временем корейская война превратилась в серьезный международный кризис. Уже 25 июня по требованию США собрался Совет Безопасности ООН, квалифицировавший действия КНДР как агрессию (представитель СССР в этот период не участвовал в его работе в знак протеста против того, что место Китая в ООН оставалось за гоминьдановским правительством при непризнании КНР). Думается, это был просчет советской дипломатии. 27 июня президент США Трумэн отдал приказ американским вооруженным силам оказать поддержку армии Южной Кореи. При этом он заявил: "Нападение на Корею со всей очевидностью показало, что коммунизм перешел от подрывной деятельности к завоеванию независимых наций посредством вооруженной агрессии и войны". В тот же день Совет Безопасности ООН заявил о поддержке действий США. В обстановке холодной войны вооруженный конфликт в Корее неизбежно приобретал характер столкновения между Востоком (коммунизмом) и Западом во главе с США. С начала июля советская пропаганда приобрела жесткий антиамериканский характер в связи с событиями в Корее, которые изображались как агрессия Юга против Севера.

30 июня Трумэн отдал распоряжение послать в Корею сухопутные войска США. 7 июля Совет Безопасности принял резолюцию о формировании сил ООН во главе с американским генералом Макартуром для помощи Южной Корее в отражении агрессии. Основу сил ООН составили войска США, кроме них свои контингенты предоставили Великобритания, Франция, Турция, Австралия, Канада, Бельгия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины – всего 14 государств. Решительное вмешательство США и их союзников в корейский конфликт под флагом ООН перечеркивало расчеты Северной Кореи на быструю военную победу и капитуляцию Юга.

К началу сентября войска Южной Кореи и силы ООН остановили наступление армии Северной Кореи на юго-востоке полуострова. 15 сентября американцы успешно осуществили высадку мощного десанта с моря в районе Инчхона, в тылу северокорейских войск. Оказавшись перед угрозой окружения и разгрома, армия Северной Кореи стала отступать. 28 сентября американцы и южнокорейцы вошли в Сеул, затем перешли границу между Югом и Севером и 19 октября взяли столицу КНДР г. Пхеньян. К концу октября северокорейские войска оказались прижаты к границе с Китаем, создалась угроза самому существованию КНДР.

Следует отметить, что уже в первые месяцы корейской войны в ООН было внесено несколько предложений, позволявших достичь компромисса и вернуться к довоенному положению. Однако в период успехов КНДР ее руководители отвергали возможные договоренности, а после перехода в наступление сил ООН уже США и их союзники не соглашались на компромисс.

В критической для руководства КНДР ситуации, сложившейся в октябре, оно обратилось за срочной помощью в Москву. Однако Сталин избегал прямого советского вмешательства в корейскую войну и переадресовал Ким Ир Сена в Пекин. Китайские руководители колебались, но возможный выход американских войск на границу с Китаем прямо затрагивал и их интересы. В конце октября "китайские добровольцы" перешли пограничную реку Ялуцзян и вступили в боевые действия на стороне северных корейцев. Всего в Корею было направлено до 10 дивизий Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Вступление частей НОАК в войну резко изменило соотношение сил в пользу Северной Кореи.

Вместе с тем заметно увеличил свою помощь Северной Корее и Советский Союз. СССР регулярно поставлял КНДР необходимое вооружение. В северокорейской армии имелись советские военные советники. Кроме того, под видом китайских добровольцев в Корею скрытно было направлено до 5 тыс. советских офицеров: летчиков, зенитчиков, артиллеристов, танкистов. Советские истребители появились в небе Кореи в начале ноября 1950 г. В их задачу входило прикрыть от налетов авиации противника стратегически важные мосты через реку Ялуцзян, коммуникации и аэродромы на территории КНДР в 75-километровой полосе от китайско-корейской границы. Советская авиация успешно справилась с поставленными задачами. Всего в корейской войне советские летчики и зенитчики уничтожили более 1300 самолетов противника при своих собственных потерях в 335 истребителей.

Китайские и северокорейские войска при советской поддержке перешли в наступление и в январе 1951 г. заняли Сеул. В этот критический момент войны генерал Макартур предложил применить в Корее атомное оружие. Однако государственно-политическое руководство США ясно понимало опасные последствия подобных действий, возможность вовлечения американцев в большую войну. Вашингтон не пошел на применение в Корее атомного оружия. Оно оставалось скорее средством устрашения.

В дальнейшем военные действия в Корее развивались с переменным успехом, наступательная инициатива переходила то к одной стороне, то к другой. Летом 1951 г. линия фронта стабилизировалась в районе 38-й параллели, откуда и начались военные действия. Обе стороны убедились в невозможности добиться решающих военных успехов.

В июле начались переговоры о перемирии между командованием северокорейских и китайских войск, с одной стороны, командованием сил ООН, с другой. Переговоры были трудными. К осени 1952 г. были согласованы решения трех основных проблем: 1) демаркационная линия должна была пройти соответственно линии фронта на момент прекращения боевых действий, после чего каждая из сторон отводила свои войска на 2 км и таким образом создавалась демилитаризованная полоса шириной 4 км; 2) создавались две специальные комиссии по контролю за выполнением условий перемирия; 3) в течение трех месяцев предлагалось созвать политическую конференцию для мирного решения корейского вопроса и проблемы вывода иностранных войск. Оставалась нерешенной проблема репатриации военнопленных, так как КНДР добивалась передачи всех военнопленных, а американцы настаивали на учете их собственных пожеланий. Окончательно соглашение о перемирии было выработано и заключено в июле 1953 г., после смерти Сталина и прихода к власти новой американской администрации. Часть северокорейских военнопленных передавалась третьей стороне.

Участники военных действий в Корее положили на алтарь войны многочисленные жертвы: Южная Корея потеряла до 400 тыс. военнослужащих, США – 142 тыс., потери КНДР и КНР составили до 2 млн. человек, советских военнослужащих – 299 человек.

Война в Корее не принесла победы ни одной из сторон. На полуострове продолжали существовать два враждебных друг другу государства. Тем самым был осуществлен раздел на сферы влияния СССР и США в Азии. Корейская война доказала, что пересмотр сложившейся ситуации силой был практически невозможен из-за упорного сопротивления противника по холодной войне. Вместе с тем корейская война подтвердила, что КНР являлась самостоятельным фактором в Азии, который приходилось учитывать.

Военные действия в Корее подхлестнули гонку вооружений и на Западе, и на Востоке. Запад считал, что коммунизм сделал ставку на прямые вооруженные действия для расширения своего влияния. СССР и его союзники убедились, что США готовы использовать все имевшиеся в их распоряжении средства для защиты интересов Запада. Была продемонстрирована конкретная военно-политическая реализация американской доктрины "сдерживания". Более интенсивно пошел процесс формирования и укрепления противостоявших военно-политических блоков.

Корейская война стала примером столкновения сателлитов. Выявилась опасность подобных конфликтов, вовлечения в них великих держав. США и КНР прямо участвовали в военном конфликте, СССР скрывал участие своих военнослужащих в боевых действиях, но тем не менее оно имело место. Вместе с тем Москва и Вашингтон сумели удержать конфликт на локальном уровне, не допустить его перерастания в большую войну.

1.6.3. Сан-фрацисский мирный договор
 

Победа революции в Китае, установление союзнических отношений между СССР и КНР, война в Корее увеличили заинтересованность США в сохранении и усилении своего влияния в Японии. Безоговорочная капитуляция Японии была подписана 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора "Миссури" в Токийском заливе. После этого американцы приступили к оккупации Японии и стали проводить курс, направленный на обеспечение себе политического и военного контроля над этой страной. Американская оккупационная администрация во главе с генералом Макартуром энергично проводила в Японии демократические реформы политической системы, экономики, сельского хозяйства, трудовых отношений, образования и т. д.

Для Кремля приоритетным было установление советского влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе. Поэтому на московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. Советский Союз фактически пошел навстречу американским пожеланиям по Японии в обмен на уступки Запада в отношении сохранения просоветских правительств в Болгарии и Румынии, хотя и в реформированном виде.

Правда, в Москве были учреждены два международных контрольных органа для Японии. Дальневосточная комиссия (ДВК) в составе представителей 11 стран с местопребыванием в Вашингтоне создавалась в качестве директивного органа для выработки общих принципов и основной политической линии в отношении оккупированной Японии. Все решения ДВК принимались большинством голосов, но при обязательном единогласии США, Великобритании, СССР и Китая. Создавался также Союзный совет для Японии с местопребыванием в Токио в составе представителей США, Великобритании, СССР и Китая. Совет играл роль консультативного органа при главнокомандующем союзными войсками в Японии, в руках которого сосредоточивалась исполнительная власть союзников в Японии. Созданный контрольный механизм оставлял реальную власть в руках генерала Макартура, ибо ДВК определяла лишь принципиальные установки в отношении Японии, а Союзный совет обладал только консультативными полномочиями.

Американская оккупационная администрация настойчиво проводила линию на демилитаризацию, демократизацию и декартелизацию Японии. Новая конституция страны предусматривала отказ от войны как средства национальной политики и от формирования регулярной армии.

В 1947 г. США предложили начать подготовку мирного договора с Японией. Однако по процедуре подготовки этого документа возникли серьезные разногласия. Соединенные Штаты предлагали созвать конференцию одиннадцати государств-членов ДВК. Советский Союз настаивал на подготовке мирного договора через Совет министров иностранных дел. Все это дело было отложено.

В изменившейся военно-политической обстановке, после образования Китайской Народной Республики и начала корейской войны, осенью 1950 г. США вновь поставили вопрос о заключении мирного договора с Японией. В новой международной обстановке Вашингтон брал курс на постепенное восстановление японской промышленной мощи, на превращение Японии в потенциального партнера США в Азиатско-Тихооокеанском регионе. В конце 1950 – начале 1951 г. происходил обмен мнениями между Москвой и Вашингтоном по вопросам заключения мирного договора с Японией. И по порядку заключения договора, и по его содержанию между двумя сторонами сохранялись существенные разногласия.

Тем не менее в конце марта 1951 г. госдепартамент США представил посольству СССР в Вашингтоне секретный меморандум с приложением проекта мирного договора с Японией. Проект вызвал ряд возражений со стороны Москвы. Советское правительство вновь предлагало использовать для подготовки мирного договора Совет министров иностранных дел, учитывать интересы Китая (имелась в виду КНР), более четко прописать решение территориальных вопросов.

В апреле – июне того же года проект договора согласовывался США с Великобританией. Под давлением Вашингтона Лондон согласился на отстранение КНР от подготовки и заключения мирного договора с Японией. В начале июля совместный американо-английский проект мирного договора с Японией был передан советской стороне. Интересы СССР в представленном проекте практически не учитывались, а КНР полностью игнорировалась.

Все же советское правительство решило направить делегацию на созываемую 4 сентября в Сан-Франциско конференцию по мирному договору с Японией. При этом СССР стремился продемонстрировать желание иметь нормальные отношения с Японией и добиваться принятия советских предложений на мирной конференции.

Сан-францисская мирная конференцияпроходила с 4 по 8 сентября 1951 г. В ней приняли участие 52 государства, включая США, Великобританию, СССР. В конференции не принимали участия КНР, Индия, Бирма, ДРВ, КНДР и МНР. Советская делегация намеревалась представить свой проект мирного договора, но это оказалось невозможным. Тогда Москва решила предложить поправки к американо-британскому проекту, но их даже не стали рассматривать.

8 сентября участники конференции подписали мирный договор с Японией, но СССР, Польша и Чехословакия отказались это сделать.

Сан-францисский мирный договор положил конец состоянию войны между подписавшими его государствами и Японией, которой возвращался политический суверенитет.

Территориальные статьи предусматривали признание Японией независимости Кореи и лишения ее бывших японских мандатных территорий. Япония отказывалась от всяких претензий на Южный Сахалин, Курильские острова, а также остров Тайвань (Формозу), острова Пэнхуледао, Спратли и Парасельские.

Мирный договор предусматривал вывод с территории Японии всех оккупационных войск в течение 90 дней после введения мирного договора в силу, но иностранные войска могли оставаться на территории Японии для обеспечения ее безопасности.

Почему же Советский Союз отказался подписать мирный договор с Японией?

Сан-францисский договор не давал четкого решения территориальной проблемы. По договору, Япония отказывалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, над которыми Япония приобрела суверенитет в результате Портсмутского договора 1905 г. Однако в договоре ничего не говорилось о том, что Япония передавала утраченные территории СССР. Точно так же не уточнялась передача ряда островов (Пескадорские, Парасельские, Спратли и др.) Китаю. Подобная неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем.

Не менее важным для Москвы было ее требование исключить всякую возможность размещения на территории Японии любых иностранных войск. Однако мирный договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны.

Думается, отказ Советского Союза подписать Сан-францисский мирный договор явился внешнеполитическим просчетом. Эта акция ослабила позиции СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Союзной державой в войне против Японии объявлялось лишь то государство, правительство которого подписало мирный договор.

В тот же день, 8 сентября 1951 г., был подписан американо-японский Договор безопасности, предоставивший США право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи нее. Тем самым Япония была включена в орбиту Соединенных Штатов Америки, которые заметно усилили свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Договор безопасности – договор между США и Японией, подписанный 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско. США навязали его Японии в качестве условия заключения Сан-францисского мирного договора. Вступил в силу 28 апреля 1952 г. Договор безопасности оформил военно-политический союз двух стран, в котором Японии отводилась роль младшего партнера. По условиям договора, США получили право размещать на территории Японии любые вооруженные силы, оснащенные любым вооружением, и использовать их по своему усмотрению в Азиатско-Тихоокеанском регионе без консультаций с Японией. Договор безопасности стал частью Сан-францисской подсистемы международных отношений.

Еще до мирной конференции, 1 сентября 1951 г., Австралия, Новая Зеландия и США подписали в Сан-Франциско так называемый Тихоокеанский пакт, который оформил военный союз, получивший название АНЗЮС. Договор предусматривал консультации в случае угрозы нападения и совместные военные действия при нападении на территорию, суда и самолеты одного из участников в районе Тихого океана.

АНЗЮС – Договор безопасности между Австралией, Новой Зеландией и США (Тихоокеанский пакт), подписанный 1 сентября 1951 г. в Сан-Франциско. Договор вступил в силу 29 апреля 1952 г. Он предусматривал консультации между Австралией, Новой Зеландией и США по поводу возможных угроз. Участники АНЗЮС обязывались "действовать с тем, чтобы противостоять общей угрозе в соответствии с конституционными процедурами каждой стороны". Три государства признавали, что вооруженное нападение на одну из сторон в зоне Тихого океана представляло бы опасность для мира и безопасности всех участников договора. АНЗЮС стал частью американской системы военно-политических союзов, он укрепил позиции США в Тихоокеанском регионе.

Таким образом, военно-политическое противостояние было распространено и на АТР. Холодная война приобретала глобальный характер при всех ее региональных особенностях.

Одной из ее характерных черт был фактический раздел мира на сферы влияния. Так, в Латинской Америке сохранялась гегемония США. В июне 1954 г. Вашингтон организовал свержение законного правительства Гватемалы во главе с Арбенсом, осуществлявшего курс на демократические преобразования в стране и ущемлявшего интересы американских монополий. Тем самым еще раз была продемонстрирована гегемония США на Американском континенте

Обязательная литература

1. История международных отношений на Дальнем Востоке. 1945–1957. Гл. 2, стр. 33–58; гл. 3, стр. 141–150.

2. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. М., 1997, гл. 3, 4.

3. Торкунов А. В., Уфимцев Е. П. Корейская проблема. Новый взгляд. М., 1995.

4. Славинский Б. Сан-францисская конференция 1951 г. по мирному урегулированию с Японией (по документам архива МИД РФ). "Проблемы Дальнего Востока", 1994, № 1.

5. Ахалкаци Д. С. Корейская война (1950–1953) и советско-американские отношения – Советская внешняя политика в годы "холодной войны" (1945–1985). Новое прочтение. Под ред. Л. Н. Нежинского. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Шенин С. Холодная война в Азии. США: ЭПИ, 1994, № 7.

2. J. L. Gaddis. We Now Know Rethinking Cold War History. Oxfod, 1997, ch. 3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных