Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика системы менеджмента качества




 

Стереотип в отношении определения понятия качества еще несколько лет назад доминировал во мнениях большей части работников российских предприятий. И он же подвергся разрушению в первую очередь. Еще в середине 90-х годов прошлого века большинство работников, отвечающих за качество на предприятии, автоматически описывало качество как соответствие стандартам. К 2000 году такую позицию высказывали единицы. Основная же аудитория очень быстро приходила к выводу, что качество, в общем виде, лучше рассматривать, как способность удовлетворять потребности. Причиной такой перемены стало интенсивное накопление опыта жизни и работы в условиях более или менее стабильной рыночной экономики.

Менеджмент качества – гораздо больше, чем просто контроль и отбраковка дефектной продукции. В него включается вся деятельность, направленная на планирование, обеспечение, контроль, анализ и улучшение качества продукции и услуг, производимых предприятием.

Согласно стандарту ИСО 9000:2000, менеджмент качества есть скоординированная, спланированная и контролируемая деятельность, направленная на достижение определённых целей и осуществляемая с помощью коммуникаций.

В рамках менеджмента качества реализуются конкретные цели, скоординированные с целями предприятия и поддерживающие их.

В стандарте ИСО 9001:2000 сформулированы требования к деятельности любого предприятия и функциям его СМК, реализация которых необходима, если предприятие намеренно удовлетворять потребителей.

Менеджмент качества можно и следует применять не только в материальном производстве, но в любой организации, так или иначе обслуживающей своих клиентов. Если организация производит материальный или нематериальный продукт и реализует его на рынке, она сталкивается с конкуренцией. А современная конкурентная среда заставляет не только обеспечивать высокое качество, но и систематически его улучшать.

Понятно, что для систематического обеспечения и улучшения качества недостаточно только контролировать готовую продукцию. На качество готовой продукции или оказанных услуг, влияют характеристики всех этапов производственного цикла от закупки сырья до контроля и упаковки готовой продукции. Если все этапы протекают правильно, результат будет соответствовать установленным требованиям. Но если мы понимаем качество, как способность товара (услуги) удовлетворять потребности, то мы не должны упускать из виду такие моменты, как: проектирование и разработка, подбор и обучение персонала, анализ мнения потребителей, наличие необходимых документов на рабочих местах, своевременное получение необходимых разрешений и сертификатов и т.д.

В связи с этим и возникла концепция менеджмента качества, увязывающего в единую систему все виды деятельности, необходимые для того, чтобы потребитель был максимально удовлетворен получаемыми товарами и обслуживанием, и чтобы эта удовлетворенность росла и гарантировала укрепление конкурентных позиций организации.

Согласно современным взглядам система менеджмента качества подразумевает наличие ряда элементов, позволяющих реализовать менеджмент качества в полном объеме. К этим элементам относятся:

-политика в области качества

-система планирования качества (установление целей в области качества, определение необходимых ресурсов и т.д.)

-процессная модель организации (описание процессов, блок схемы, процедуры, инструкции и т.д.)

-система контроля качества (входящих ресурсов, полуфабрикатов, продукции, процессов т.д.)

-система мониторинга удовлетворенности потребителей

-система внутренних проверок качества

-система внешних проверок качества (в особенности в случае сертификации)

-система управления информацией о качестве процессов и продукции (записи по качеству)

-система анализа качества со стороны руководства

-система непрерывных улучшений качества

-управление несоответствиями

-корректирующие действия

-предупреждающие действия

-система управления внешними поставщиками

- система управления персоналом

Архитектура системы менеджмента качества и конкретные способы реализации ее элементов в конкретной организации зависят от ее масштаба, профиля, структуры, культуры, стиля управления, целей и других факторов. Тем не менее, мы можем говорить о сформировавшейся на сегодняшний день обобщенной модели системы менеджмента качества, которая и нашла отражение в серии международных стандартов ISO 9000.

ISO 9000 – серия стандартов, применяемых к системам менеджмента качества, а не к продукции.

Они содержат универсальные требования и рекомендации в отношении основных элементов системы менеджмента качества. Эти требования могут быть в той или иной степени применены к деятельности любой организации. Они ни в кое мере не регламентируют свойств выпускаемой продукции, которые должны определяться на основе потребностей потребителей и соответствующих технических стандартов.

Внедрение системы менеджмента качества не обязательно подразумевает ее сертификацию по стандарту ISO 9001.

В обиходе понятие внедрения системы менеджмента качества часто смешивают с понятием сертификации по стандартам ISO 9000. Это – некорректно и попросту неверно.

Система менеджмента качества – часть системы внутрифирменного управления. Она позволяет контролировать и координировать процессы планирования, обеспечения и улучшения качества. Основной мотив для внедрения системы менеджмента качества – стремление повысить эффективность операций и добиться улучшения качества продукции.

Сертификация систем менеджмента качества – акция, направленная вовне организации. Она призвана продемонстрировать способность организации обеспечивать и непрерывно улучшать качество. Сертификат ISO 9001 выдается на основании заключения независимых компетентных экспертов-аудиторов по итогам проверки системы менеджмента качества. Если орган сертификации пользуется доверием и авторитетом среди потребителей, то выпущенный им сертификат может служить доказательством эффективности сертифицированной системы менеджмента качества поставщика.

Мотивы для прохождения добровольной сертификации по ISO 9001 российскими компаниями могут быть разными. Наиболее распространенные из них:

-стремление получить дополнительные преимущества при работе с зарубежными контрагентами (прежде всего корпоративными);

-стремление повысить имидж компании на внутреннем рынке, продемонстрировать "современность подходов к менеджменту";

-требование конкретного крупного заказчика;

-стремление работать на зарубежных рынках в отраслях, в которых сертификация по ISO 9001 является обязательной для всех поставщиков;

-требование корпоративной политики в области качества по отношению к российскому филиалу, представительству или партнеру.

Другие. Внедрение системы менеджмента качества совершенно не обязательно подразумевает ее сертификацию. Многие предприятия обращаются к концепции TQM или даже к модели, представленной семейством ISO 9000, для того, чтобы улучшить результаты своей деятельности. При этом они в силу тех или иных причин не нуждаются в получении сертификата, которое, помимо всего прочего влечет за собой дополнительные затраты, денег, времени и труда.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных