Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ затрат ОАО «Фетр» на качество




 

Известно, что основными факторами, определяющими конкурентоспособность продукции, являются ее качество и цена. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия.

Концепция экономической оценки, принятая в стандартах ИСО, является инструментом, который позволяет определить последствия любых решений, принимаемых в рамках системы качества. Она отражает мировой опыт многолетних исследований экономических вопросов качества продукции.

Качество продукции тесно связано с затратами общественного труда и не может быть оценено в отрыве от них. Это обусловлено тем, что, во-первых, потребление продукции данного качества предполагает наличие определенного ее количества, необходимого для удовлетворения имеющихся потребностей; во-вторых, уровень качества зависит от количества и качества живого и овеществлен­ного труда, затраченного на производство продукции; в-третьих, от качества продукции зависит величина затрат общественного труда, связанная с ее использованием (эксплуатацией) потребителем.

Поэтому под затратами па обеспечение качества следует по­нимать часть необходимых затрат живого и овеществленного труда на производство продукции, призванной удов­летворять имеющиеся или предполагаемые потребности потребителя.

Можно утверждать, что измерение и оценка затрат на качество будут зависеть от цели, которую преследует изготовитель (поставщик) продукции. Оценка затрат может производиться для: выявления размеров необходимых капиталовложений; обеспечения требуемого уровня качества выпускаемой продукции при минимизации общих затрат на ее производство и эксплуатацию; оптимизации цены продукции и услуг предприятия; выявления взаимосвязей затрат на обеспечение качества продукции и результатов хозяйственной деятельности предприятии; определения областей затрат на качество, требующих принятия мер по совершенствованию организации деятельности.

При этом в системе качества деятельность, связанная с опре­делением затрат на качество, должна носить постоянный характер, что требует закрепления за функциональными подразделениями выполнения работ в соответствии со структурой и составом затрат.

Составляющие затрат, являющихся результатом внутренней хозяйственной деятельности, анализируются на основе моделей каль­куляции затрат и включают:

1. Затраты на профилактику — затраты на все виды деятельности по предотвращению дефектов.

2. Затраты на оценивание — затраты на испытание, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству.

3. Внутренние затраты, являющиеся следствием дефектов, т. е. затраты, возникающие до поставки продукции из-за того, что продукция не отвечает требованиям к качеству. В частности, их составляют затраты на повторное предоставление услуги, вторичную обработку, переделку, повторные испытания, брак. Затраты на профилактику и оценивание считаются произво­дительными, тогда как внутренние затраты вследствие дефектов считаются убытками.

4. Внешние затраты, являющиеся следствием дефектов, — это затраты, возникающие после поставки продукции из-за того, что продукция не отвечает требованиям к качеству. Включают в себя, в частности, затраты на техническое обслуживание и ремонт некачественной продукции у потребителя, гарантии и возвраты, прямые затраты и скидки на изъятие продукции, на издержки, связанные с юридической ответственностью за качество продукции.

Анализ затрат на качество – сильный инструмент управления. Он, в частности используется руководством компании для измерения достигнутого качества и обнаружения проблем, при установлении целей по достижению качества. Финансовые результаты деятельности служат входными данными для анализа функционирования СМК согласно ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

При анализе затрат на качество необходимо проанализировать структурное соотношение групп затрат, выявить динамику затрат. Целесообразно соотносить затраты на качество с объёмом проданной продукции или с её себестоимостью.

Анализ затрат на качество продукции ОАО «Фетр» за 2008-2010 годы представлен в таблице 13.

Таблица 13

Анализ затрат ОАО «Фетр» на качество за 2008-2009 г.г.

Элементы затрат на качество Абсолютная сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
2008 год 2009 год Темп роста, % Отклонение (+, -) 2008 год 2009 год +, -
Абс. Отн.
                 
1. Затраты на предупредительные мероприятия 258,1 459,1 177,9 +201 +77,9 3,5 5,8 +2,3
2. Затраты на контроль 1038,8 1251,3 120,5 +212,5 +20,5   15,8 +1,8
3. Затраты на внутренние дефекты 3481,2 3192,3 91,7 -288,9 -8,3 46,8 40,2 -6,6
4. Затраты на внешние дефекты 2667,9 3032,3 113,7 +364,4 +13,7 35,7 38,2 +2,5
5. Итого затрат на качество 7446,0   106,6 +489 +6,6     -

 

Как видно из таблицы в 2009 году затраты на качество увеличились на 489 т. р. или на 6,6%. На их рост повлияло увеличение затрат на предупредительные мероприятия на 77,9%, затрат на контроль на 20,5% и затрат на внешние дефекты на 13,7%. Затраты на внутренние дефекты понизились на 288,9 т. р. или на 8,3%.

Рассматривая структуру затрат на качество можно сделать вывод, что доля затрат на предупредительные мероприятия увеличились на 2,3% и составила 5,8%, затрат на контроль на 1,8% и составила 15,8%, затрат на внешние дефекты на 2,5% и составила 38,2, а доля затрат на внутренние дефекты снизилась и составила 40,2%.

Отметим, что на предприятии высока доля затрат на дефекты, как внутренние так и внешние, и в общей сумме она составляет 74,8%, что говорит о нерациональном использовании денежных средств. Вместо того, чтобы тратить деньги на предупреждение брака, предприятие тратит деньги на исправление уже допущенного брака.

Анализ затрат на качество продукции ОАО «Фетр» за 2009-2010 годы представлен в таблице 14.

Таблица 14

Анализ затрат ОАО «Фетр» на качество за 2009-2010 г.г.

Элементы затрат на качество Абсолютная сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
2009 год 2010 год Темпы роста, % Отклонение (+,-) 2009 год 2010 год +,-
Абс. Отн.
                 
1. Затраты на предупредительные мероприятия 459,1 391,2 85,2 -67,9 -14,8 5,8 5,2 -0,6
2. Затраты на контроль 1251,3 1021,3 81,6 -230,0 -18,4 15,8 13,5 -2,3
3. Затраты на внутренние дефекты 3192,3 3359,1 105,2 +166,8 +5,2 40,2 44,3 +4,1
4. Затраты на внешние дефекты 3032,3 2812,4 92,7 -219,90 -7,3 38,2 37,0 -1,2
5. Итого затрат на качество 7935,0 7584,0 95,6 -351,0 -4,4     -

 

Из таблицы 14 видно, что затраты на качество в 2010 году сократились на 351 т. р. по сравнению с 2008 годом. Анализ структуры затрат показал, что доля затрат на предупредительные мероприятия, затраты на контроль, затраты на внешние дефекты сократились, а внутренние дефекты повысились.

Анализируя структуру затрат видны не значительные изменения, но для предприятия которое хочет повысить свое качество продукции таких показателей не достаточно. Предприятие по прежнему мало средств выделяет на предупреждение и контроль брака, это подтверждает маленький удельный вес затрат на контроль (13,55) и затрат на предупредительные мероприятия (5,2%), предпочитая нести затраты на внутренние (44,3%) и внешние дефекты (37%).

Отметим, что в удельный вес затрат на качество в себестоимости реализованной продукции составляет в 2008 году - 4,1% (7446*100/155000), в 2009 году – 2,4% (7935*100/329000), в 2010 году – 1,9% (7584*100/407). Это говорит о том, что затраты на качество очень малы, более того они снижаются из года в год. ОАО «Фетр» обязательно нужно принимать определенные меры по увеличению затрат на качество, оптимизации структуры затрат и их контроля, увеличивая затраты на контроль предупредительные мероприятия, тем самым снижая затраты на брак.

Изменение структуры затрат ОАО «Фетр» на качество представлено на рис. 1.8.

Рис. 1.8. Изменение структуры затрат ОАО «Фетр» на качество за 2008-2010 г.г.

1.2.5. Анализ несоответствий системы менеджмента качества ОАО «Фетр»

 

 

На протяжении последних лет потребность в сертификации систем менеджмента качества возрастает. Не исключением является и ОАО «Фетр» которое на протяжении уже трёх лет разрабатывает и совершенствует систему менеджмента качества для того, чтобы потом сертифицировать её на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Несмотря на то, что практически на всю продукцию производимую предприятием у него есть сертификаты соответствия, подтверждающие её качество, система менеджмента качества предприятия не сертифицирована.

Причины, побуждающие ОАО «Фетр» сертифицировать свою систему менеджмента многообразны, а главная из них это стремление повысить эффективность деятельности и конкурентоспособность.

Как известно, процедура сертификации включает четыре обязательных этапа:

1) переговоры организации с органом по сертификации;

2) предварительная оценка СМК организации органом по сертификации;

3) аудит «на месте» (сертификационный аудит) – оценка СМК органом по сертификации и вынесение заключения;

4) инспекционный контроль органом по сертификации сертифицированной СМК.

Предварительная оценка СМК осуществляется на основе предсертификационного аудита, который может проводиться, как органом по сертификации, так и организацией, оказывающей консультационную помощь в разработке и внедрении СМК.

В 2010 году ОАО «Фетр» на пути сертификации СМК прошло предсертификационный аудит, который проводился специалистами ООО «Конфлакс» (консультационный центр в области сертификации СМК) на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

В ходе аудита специалистами центра было выявлено 58 несоответствий СМК ОАО «Фетр» требованиям стандарта ИСО 9001.

В таблице 15 представлено распределение выявленных несоответствий по разделам и пунктам стандарта ИСО 9001.

Таблица 15

Распределение несоответствий СМК ОАО «Фетр» по разделам и пунктам стандарта ИСО 9001

Разделы и пункты стандарта ИСО 9001 Количество несоответствий Количество несоответствий в % к итогу
4. Система менеджмента качества    
4.1. Общие требования    
4.2. Требования к документации    
5. Ответственность руководства    
5.1. Обязательства руководства    
5.2. Ориентация на потребителя    
5.5. Ответственность, полномочия и коммуникации    
6. Менеджмент ресурсов    
6.1. Обеспечение ресурсами    
6.2. Человеческие ресурсы    
6.3. Инфраструктура    
6.4. Производственная среда    
7. Процессы жизненного цикла продукции    
7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции    
7.2. Процессы, связанные с потребителями    
7.3. Проектирование и разработка    
7.4. Закупки    
Продолжение таблицы 15
7.5. Производство и обслуживание    
8. Измерение, анализ и улучшение    
8.1. Общие положения    
8.2. Мониторинг и измерение    
8.3. Управление несоответствующей продукцией    
8.4. Анализ данных    
8.5. Улучшение    
Всего несоответствий    

 

По результатам таблицы видно, что наибольшее число несоответствий по результатам предсертификационного аудита связано с процессами измерения, анализа и улучшения – 12 пунктов, что составляет 29% из общего числа несоответствий. Из них наибольший удельный вес приходится на мониторинг и измерение – 6 несоответствий.

На втором месте по количеству несоответствий стандарту стоят требования к процессам жизненного цикла продукции – 10 несоответствий, что составляет 24% от их общего числа.

На третьем месте по количеству несоответствий стоят требования к системе менеджмента качества – 9 несоответствий, что составляет 22% от общего числа несоответствий. Среди них выявлено 7 несоответствий к выполнению требований по документам СМК.

На долю остальных требований стандарта ИСО 9001 приходится 5 выявленных несоответствий или 12% от их общего числа.

Графически результаты анализа представлены на рисунке 1.9.

 

Рис. 1.9. Распределение несоответствий СМК ОАО «Фетр» по разделам и пунктам стандарта ИСО 9001

 

Что же касается характера самих несоответствий, то при проведении предсертификационного аудита СМК ОАО «Фетр» были выявлены несоответствия, представленные в таблице 16.

Таблица 16

Несоответствия СМК ОАО «Фетр» по разделам и пунктам стандарта ИСО 9001, выявленные в результате предсертификационного аудита

Разделы и пункты стандарта ИСО 9001 Несоответствия
4. Система менеджмента качества
4.1. Общие требования 1. Нет достаточного представления о взаимодействии процессов 2. Мониторинг и измерение процессов отсутствует
Продолжение таблицы 16
4.2. Требования к документации 1. Отсутствуют документальные свидетельства ознакомления пользователей с документами 2. Применяются неучтённые копии документов 3. Применяются неактуализированные документы 4. Применяются отменённые документы 5. Отсутствуют на рабочих местах необходимые документы 6. Не регламентирована работа с документами в электронном виде 7. Не ведётся или ведётся не в полном объёме первичная документация (рабочие журналы, текущие записи и пр. )
5. Ответственность руководства  
5.1. Обязательства руководства 1. Не в полной мере сформировано подтверждение обязательств руководства
5.2. Ориентация на потребителя 1. Существующий порядок регистрации претензий и пожеланий потребителя не позволяет проследить выполнение корректирующих действий по ним
5.5. Ответственность, полномочия и коммуникации 1. Отсутствует документальное закрепление ответственности и полномочий некоторых лиц 2. Ответственность и полномочия доведены не до всего персонала 3. Не соблюдаются сроки информирования персонала по вопросам, касающимся СМК  
6. Менеджмент ресурсов
6.1. Обеспечение ресурсами 1. СМК обеспечивается ресурсами не в полном объёме  
6.2. Человеческие ресурсы 1. Не проводится оценка результативности мер по подготовке и повышению квалификации персонала 2. Не обеспечена осведомлённость персонала о важности своей деятельности
6.3. Инфраструктура 1. Не соблюдается установленный порядок технического обслуживания оборудования
6.4. Производственная среда 1. Не соблюдаются установленные требования к производственной среде
7. Процессы жизненного цикла продукции
Продолжение таблицы 16
7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции 1. Применяются неутверждённые документы по планированию процессов жизненного цикла продукции 2. Технологическая документация не однозначна 3. Отсутствует документальное подтверждение внесения необходимых изменений в отчётную документацию
7.2. Процессы, связанные с потребителями 1. Нарушается порядок анализа контракта
7.3. Проектирование и разработка 1. Не проводится анализ адекватности входных данных проектированию 2. Существующий порядок разработки и освоения новой продукции не обеспечивает координацию различных групп и подразделений
7.4. Закупки 1. Не проводится оценка способности поставщиков поставлять необходимую продукцию
7.5. Производство и обслуживание 1. Нарушаются требования технологической документации 2. Нарушаются условия хранения 3. Нарушаются условия эксплуатации технологического оборудования
8. Измерение, анализ и улучшение
8.1. Общие положения 1. Не определены методы мониторинга, анализа, измерения и улучшения процессов СМК, в том числе статистические
8.2. Мониторинг и измерение 1. Не проводится оценка удовлетворённости потребителей 2. Не выполняются программы внутреннего аудита 3. Записи по аудиту ведутся не в полном объеме 4. Не соблюдаются сроки выполнения корректирующих действий по аудиторским проверкам 5. Мониторинг и измерение проводятся не для всех процессов 6. Не соблюдается методика проведения контроля
8.3. Управление несоответствующей продукцией 1. Отсутствуют признаки идентификации несоответствующей продукции
8.4. Анализ данных 1. Анализ готовой продукции осуществляется не по всем показателям
8.5. Улучшение 1. Не во всех случаях анализируются причины несоответствий 2. Не оценивается результативность корректирующих и предупреждающих действий 3. Записи о корректирующих действиях ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии не в полном объёме
     

 

В таблице видно, что основными причинами выявленных несоответствий являются:

- со стороны руководства отсутствует постоянная поддержка работ по созданию СМК. Его участие заканчивается утверждением плана работ по разработке и созданию СМК, вследствие чего у персонала пропадает мотивация к активной деятельности по построению СМК;

- отсутствие достаточных полномочий для реального влияния на функционирование и развитие системы у представителя руководства по качеству, что затрудняет процесс разработки и внедрения СМК;

- не доведение до работников организации информации об актуальности и важности их деятельности и вкладе в достижение целей в области качества, что может быть следствием формального отношения высшего руководства к созданию СМК;

- самоустранение высшего руководства от анализа СМК, которое перекладывает всю ответственность, чаще всего на службу качества, что приводит к снижению статуса системы;

- низкая культура обращения с документами: документы небрежно оформлены, руководители и работники не ориентируются в них; наряду с формальным отношением к ведению записей, используются формы записей, отличные от установленных;

- не соблюдается установленный порядок технического обслуживания оборудования, требования к производственной среде и технологической документации;

- проведение анализа результатов аудита ненадлежащим образом, несоответствия и корректирующие действия формальны (не отражают причин появления несоответствий), предпринимаемые действия нацеливаются не на предупреждение, а на устранение несоответствий.

Подводя итог анализу, можно сказать, что руководству ОАО «Фетр» нужно больше времени уделять разработке и внедрению СМК, а также свести к минимуму формальное отношение руководителей структурных подразделений к внедрению стандарта ИСО.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных