ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познаниеНаучное исследование - это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпирического) познания, от диагностики и от познания в искусстве. Для научного познания характерны следующие отличительные особенности: 1. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй, 2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве 3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным. 4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов
агностики, или распознавания, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания. Возьмем пример из медицинской диагностики. К врачу приходит больной и излагает свои жалобы на состояние здоровья. Врач его внимательно расспрашивает (собирает данные анамнеза), направляет на аначизы и затем ставит диагноз. В самом начале врач не знал, какое у больного заболевание, а в конце он его называет. Познавательный акт налицо - у врача знания не было, а потом оно появилось. Но является ли оно новым для общества? Нет. Потому что врач действует в рамках известной классификации болезней, которых современная медицина насчитывает несколько десятков тысяч. Его задача состояла лишь в том, чтобы определить, какое из известных обществу заболеваний имеет место в данном конкретном, единичном случае. После специальных методов исследования новизна получаемых результатов, пожалуй, - самый важный признак, определяющий его специфику. Это то, ради чего проводится исследование. Если в исследовании не получают новые данные, оно бесплодно. 5. Демократичность, Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и, соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или создающего произведение искусства. Например, если человек в силу индивидуальных особенностей его эмоциональной сферы или его индивидуального опыта лишен чувства музыки, то передать его этому слушателю практически невозможно, и поэтому он в данный момент не в состоянии понять исполняемое произведение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|