Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание




Научное исследование - это особый вид познавательной дея­тельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпиричес­кого) познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны следующие отличительные особенности:

1. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй,
основной признак научного исследования. В отличие от житейски-
эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, науч­
ное познание основано на норме деятельности - научном методе.

2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве
опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное зна­
ние основывается на точно установленных фактах, открытие кото­
рых становится возможным благодаря использованию специаль­
ных методов исследования.

3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая
возможность повторно получить установленные данные (факты,
закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той
же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший
эти данные.

Если при одних и тех же условиях установленный факт не вос­производится другими исследователями, его нельзя признать на­учным.

4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов
понимается новизна не для отдельного человека, осуществляюще­
го познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, в
исследовании должны быть получены такие данные, которые ра­
нее обществу не были известны. Этим научное исследование от­
личается от диагностического обследования. Сходство между эти­
ми двумя видами деятельности в том, что и там, и здесь реализует­
ся акт познания. Однако цели его различны: целью исследования,
как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью ди-

 

 

агностики, или распознавания, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания.

Возьмем пример из медицинской диагностики. К врачу прихо­дит больной и излагает свои жалобы на состояние здоровья. Врач его внимательно расспрашивает (собирает данные анамнеза), на­правляет на аначизы и затем ставит диагноз. В самом начале врач не знал, какое у больного заболевание, а в конце он его называет. Познавательный акт налицо - у врача знания не было, а потом оно появилось. Но является ли оно новым для общества? Нет. Потому что врач действует в рамках известной классификации болезней, которых современная медицина насчитывает несколько десятков тысяч. Его задача состояла лишь в том, чтобы определить, какое из известных обществу заболеваний имеет место в данном конкрет­ном, единичном случае.

После специальных методов исследования новизна получаемых результатов, пожалуй, - самый важный признак, определяющий его специфику. Это то, ради чего проводится исследование. Если в исследовании не получают новые данные, оно бесплодно.

5. Демократичность, Сопоставляя познание в науке и искусст­ве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, по­этому его принципиально можно передать другому человеку, и, соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит транс­ляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что за­висит от индивидуальных особенностей и опыта человека, вос­принимающего или создающего произведение искусства. Напри­мер, если человек в силу индивидуальных особенностей его эмо­циональной сферы или его индивидуального опыта лишен чувства музыки, то передать его этому слушателю практически невозмож­но, и поэтому он в данный момент не в состоянии понять испол­няемое произведение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных