ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Наблюдение и эксперимент как основные методы исследованияСреди множества научных методов, применяемых для изучения психических явлений, особое место занимают два основных - на- блюдение и эксперимент. Имея в виду наблюдение как метод изучения психических явлений, следует различать житейски-эмпирическое и научное наблюдение. Первое случайно, не организовано, основано на интуиции. Оно тоже полезно. Его результаты находят выражение в пословицах, поговорках, где отражаются важные психологические особенности человека. Однако для построения фундамента психологической науки такое наблюдение не пригодно. Научное наблюдение давно и успешно применяется в психологии для изучения психических явлений. К нему предъявляется ряд требований. Оно обязательно должно быть целенаправленным, т.е. должно иметь план, схему или программу. Оно должно быть систематическим, т.е. должно проводиться в течение достаточно продолжительного времени, необходимого для изучения интересующего явления. Оно должно опираться на объективно выраженные показатели (они обычно указываются в программе наблюдения). К достоинствам научного наблюдения относятся: а) возможность изучать психическое явление в естественных условиях его протекания; б) изучение психического явления в его целостности. Основной недостаток метода наблюдения - субъективизм, который особенно проявляется при оценивании и интерпретации полученных исследователем данных. Несмотря на то, что благодаря наблюдению получены интересные и важные данные, а также, несмотря на предпринятые попытки значительного усовершенствования этого метода (например, разработку метода стандартизированного наблюдения), все-таки основным методом научного исследования в психологии является эксперимент. Значение экспериментального метода для научной психологии столь велико, что часто ее отождествляют с экспериментальной психологией. В отличие от наблюдения эксперимент -это активный исследовательский метод. Активность эксперимента выражается в том, что экспериментатор не просто пассивно наблюдает за происходящими событиями, а оказывает воздействие на экспериментальную ситуацию. Это воздействие связано с изменением изучаемого психического явления в желаемом для экспериментатора направлении, в моделировании его, в его упрощении. Моделирование создает ряд необходимых предпосылок для установления закономерностей протекания психических явлений.
Оно позволяет вызвать интересующее явление столько раз, сколько это необходимо для его всестороннего изучения. Моделирование также позволяет обеспечить: • постоянство условий при проведении эксперимента: • контроль этих условий; • варьирование необходимых для исследователя условий Рассмотрим пример. Мы взяли две одинаковых по количественному составу группы испытуемых одного и того же возраста, пола и профессиональной принадлежности, предъявили им для запоминания один и тот же стимульный материал одинаковое количество раз. Но в одной группе сказали, что спрашивать заученный материал будем через месяц, в другой — через две недели, а на самом деле спросим через неделю. Тем самым мы обеспечили постоянство всех основных условий проведения эксперимента при варьировании одного из них - установки на длительность запоминания. Если различие в воспроизведении между двумя группами испытуемых будет значительным, значит, установка на время запоминания будет существенной, если нет - то несущественной. На этот вопрос ответ может дать только эксперимент. В случае, если различия между группами будут значительными, то эксперимент позволит нам ответить и на вопрос о том, какая установка является более эффективной - длительная или на более короткое время. Психологический эксперимент может выполняться как с использованием специальной аппаратуры, так и без нее. При этом результаты, полученные без специальной аппаратуры, могут быть не менее значимыми и строгими, чем данные, зафиксированные с помощью сложных приборов. Психологический эксперимент может проводиться на различном предметном содержании, или, как говорят, на различном материале. Например, можно разработать схему эксперимента, позволяющую объективно ответить на такой, казалось бы. субъективный вопрос, как вопрос о том, какой вид томатного сока вкуснее из имеющихся сортов; или можно определить, какие заглушки более эффективны для работников ткацкого цеха с высоким уровнем производственного шума; или какой способ разучивания фортепи- анной пьесы продуктивнее - при проигрывании ее целиком или же по частям и т.п. При всем содержательном многообразии возможны два типа эксперимента. В первом случае варьируется одно из условий проведения эксперимента. При этом остаются неизменными все остальные условия. В этом случае мы получаем возможность определить вклад изменяющегося условия в протекание интересующего нас психического явления. Рассмотренный пример с различной временной установкой на запоминание относится к этому типу эксперимента. Во втором типе эксперимента все условия его проведения остаются неизменными, варьируются только испытуемые. В этом случае мы имеем возможность получить данные об индивидуальных психологических особенностях испытуемых, а также об их возрастных, половых или профессиональных особенностях. Наряду с положительными характеристиками эксперимент имеет и недостатки. Первый связан с искусственностью экспериментальной ситуации, которая нарушает естественное протекание психических процессов. Второй недостаток эксперимента состоит в том, что испытуемый знает, что он участвует в эксперименте. В связи с этим возникает опасность установочных или фальсифицированных ответов. В тех случаях, когда особенно важно предотвратить появление таких ответов, в методику вводится шкала социальной желательности либо используется специальный методический прием - прием ложной инструкции. Пример. Устройство В.А. Петровского (рис. 1), представляющее собой по форме пенал размером 30x40x80 см. Пенал имеет черную непрозрачную поверхность. На передней части этой поверхности имеется вырез-окошко, в котором находится планка. К устройству подключен пульт, имеющий кнопку. Когда испытуемый нажимает кнопку пульта, планка, которую хорошо видит испытуемый в вырезе-окошке, начинает равномерно и прямолинейно перемещаться. Далее планка продолжает движение и уходит из зоны видимости испытуемого. В конце пенала имеется стрелка-цель, которая может находиться в определенной зоне. Испытуемый должен отпустить кнопку пульта и остановить движение планки тогда, когда планка достигнет стрелки-цели.
д
Рис. 1. Экспериментальное устройство В. А. Петровского. 1 - черная непрозрачная поверхность; 2 — вырез-окошко; 3 - планка, совершающая равномерное и прямолинейное дви- жение; 4 - пульт; 5 - кнопка пульта; 6 — зона выставления цели-стрелки. Испытуемому дается такая инструкция: "Вы принимаете участие в эксперименте на экстраполяцию движения в пространстве. Экстраполяция движения в пространстве - это важная психологическая характеристика для различных видов профессиональной деятельности — водителя автотранспорта, пилота самолета, диспетчера аэропорта и т.п. Вы принимаете участие в эксперименте на профессиональную пригодность к данным видам профессиональной деятельности". Далее испытуемым рассказывается об условиях проведения эксперимента: "Вы должны совершить десять попыток попадания в стрелку-цель, которая может находиться в любой точке отрезка АД. После каждой попытки можете менять положение цели или же можете оставлять ее на прежнем месте. Ваша задача - как можно точнее попасть в цель. После совершения каждой попытки экспериментатор будет фиксировать результаты. Если вы промахнетесь и не попадете в цель и если планка дойдет до конца пенала, вы получите неприятный удар электрическим током". После этого испытуемые совершают десять попыток попадания в цель. Результаты эксперимента. По данным эксперимента испытуемые разделились на три группы. Первая группа испытуемых действовала таким образом. Вначале цель выставлялась ближе к левой границе (точка А). Затем смещалась несколько вперед по направлению к точке Д. Далее опять несколько назад. Потом снова вперед и т.д. В конечном счете, эти испытуемые делали несколько попыток установить цель близко к правой границе, т.е. к точке Д. Почему они это делали? Ведь чем ближе цель к точке А, тем меньшее расстояние проходит планка и тем легче попасть в цель. Испытуемые же сами осложняли себе задачу и фактически нарушали инструкцию, связанную с возможно более точным попаданием в цель. Более того, выставляя цель близко к точке Д, испытуемые в случае промаха увеличивали вероятность получения неприятного удара электрическим током. Дело в том, что эти испытуемые - лица, склонные к немотивированному риску. Такие люди рискуют не для того, чтобы получить какую-либо материальную награду или моральное поощрение. Они рискуют, потому что их притягивает опасность. Таких людей важно выделять, поскольку они более эффективно действуют в экстремальных условиях. В этом эксперименте дается ложная инструкция. Экспериментатора отнюдь не интересует точность попадания испытуемых планкой в цель. Его интересует лишь то, какие цели выбирает испытуемый. Условно пространство между А и Д с точки зрения возможности получения удара электрическим током можно разделить на три. зоны (рис. 2): зона спокойствия (АБ), зона тревоги (БС) и зона риска (СД). Критерий следующий: если из десяти попыток испытуемый заказывает три цели в зоне риска (при этом неважно, получает он при этом в случае промаха удар электрическим током или нет), то это рискованный человек.
Вторая группа испытуемых выбирает цели только в зоне спокойствия. Их можно обозначить как осторожные. Третья группа испытуемых заказывает цели и в средней зоне. Это лица со средним уровнем склонности к немотивированному риску.
Если бы с самого начала всем испытуемым сказали, что в эксперименте будет изучаться склонность к немотивированному риску, то большинство их оказались бы рискованными, поскольку склонность к риску - это социально желательное качество. На самом же деле таких лиц оказывается 5-10 % от числа испытуемых, принимавших участие в эксперименте.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|