Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦГПБ им. Н.А.Некрасова 8 страница




Следующий за неолитом этап исторического развития был отмечен употреблением металла — важнейшее событие в жизни древнего человека. Наибольшее распространение вначале получила медь, из которой изготовляли оружие, орудия труда и т. д. Крупные изменения произошли во всех областях жизни и трудо-ной деятельности, в общественной структуре. Большие сдвиги наблюдались в земледелии и ремесле. Развивался обмен, появи­лись. явные признаки имущественного неравенства.

Энеолитические (или халколитические, т. е. меднокаменные, но терминологии индийских археологов) культуры Индии до не-днвнего времени были изучены слабо. Последние годы, правда,, ознаменовались важными открытиями, но до сих пор многие воп­росы происхождения энеолитических культур, их датировки и: эволюции остаются нерешенными.

Исключительный научный интерес представляет изучение 1Шохи энеолита на севере Индостана. Именно эта часть страны раньше всего познакомилась с металлом, здесь, в долине Инда, сложилась одна из величайших цивилизаций древности.


ГЛАВА И

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. КУЛЬТУРА ХАРАППЫ

Более четырех тысяч лет назад в бассейне йнда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппской культуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, «округ Монтгомери, совр. Пакистан) имели чрезвычайно большое научное значение 1. После этих открытий уже невозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия «никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употребле­нием бронзы» 2, что она прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резко уступала им по уровню раз­вития. Еще сравнительно недавно хараппская цивилизация порой объявлялась провинциальным вариантом шумерской а. Даже такой блестящий знаток этой культуры, как Мортимер Уилер, считал, что сама идея цивилизации проникла в Индию с запада4.

Раскопки в долине Инда убедительно показали древность, самобытность и авгохтонностъ индийской культуры, сложившейся задолго до появления в стране индоарийских племен. Этим был нанесен удар и по теориям, авторы которых связывали происхож­дение цивилизации в стране с приходом ариев.

Первые планомерные исследования ъ в Хараппе были начаты в 1921 г. индийским археологом Д. Р, Сахни; годом позже Р. Д. Банерджи открыл остатки другого центра — Мохенджо-Даро (на языке еиндхи — «Холм мертвых»), В дальнейшем эти памятники изучали многочисленные экспедиции под руководст­вом Дж. Маршалла, Н. Маджумдара, Э. Маккея, М, Ватса, М. Уилера и др.6. В последние годы раскопки были предприняты индийскими и пакистанскими археологами, а также учеными Италии, Франции, США7. Эти работы не только уточнили, но и во многом изменили традиционные представления о древней­шей цивилизации Индии.

Проблемы происхождения хараппской культуры. Отсутствие точных стратиграфических данных с периода неолита до строи­тельных комплексов в индских городах в немалой степени за­трудняет изучение ранних ее этапов. Повышение уровня подпоч


псиных вод тормозит исследование древнейших слоев в Мохенджо-Даро. В итоге ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении этой культуры. Некоторые полагают, что своим возникновением она обязана цивилизации на Евфрате и Тигре. Критика этой точки зрения нередко приводила к другой край­ности. Стремясь подчеркнуть древность индийской культуры, Э. Эрас, например, утверждал, что хараппская культура предше­ствовала шумерской и, возможно, даже породила ее8. Среди исследователей имеются защитники и теории, связывающей по-йнление Хараппы с арийскими племенами. Ряд авторов труда • История и культура индийского народа» склонны рассматривать не как результат первой волны индоевропейского проникновения9. К этому примыкает и концепция К. Шастри, согласно которой хараппская цивилизация была по характеру ведийской (хроноло­гически соответствующая «Атхарваведе»), поскольку «Ригведа» много древнее ее10. Ошибочность таких заключений становится особенно очевидной в свете новых археологических открытий, свидетельствующих о вызревании хараппской культуры в про­цессе развития раннеземледельческих культур бассейна Инда и соседних районов Белуджистана.

Как уже отмечалось, раннеземледельческие культуры Белуд­жистана и Синда изучены довольно фрагментарно; планомерные широкие археологические изыскания до недавнего времени здесь фактически не проводились. Не существует и общепринятой клас­сификации этих культур11. Лишь благодаря работам В. А. Файр-иервиса в районе Кветты12, Ж.-М. Казаля в Южном Афганистане (Мундигак), Южном Белуджистане13 и в долине Инда. (Амри)14, а также пакистанских 15, индийских 16, французских (экспедиция под руководством Ж.-Ф. Жарижа)17 и английских (Р. Олчин)18 археологов получены новые данные.

Имеющийся в настоящее время материал позволяет проследить эволюцию ранних культур, смену скотоводческого хозяйства с ограниченной сферой земледелия развитым земледельческим хозяйством, выявить пути движения племен из горных районов а долины рек, освоение ими речных долин, переход от протого-родской к городской цивилизации, взаимодействие локальных культур друг с другом и с синхронными им культурами Афгани­стана, Ирана, Средней Азии.

Раскопки В. А. Файрсервиса в Кили-Гуль-Мохаммеде (к севе­ро-западу от Кветты) показали последовательное развитие культур и горных долинах Северного Белуджистана. Первые жители поселения (Кили I) употребляли еще кремневые орудия и не были знакомы с техникой изготовления керамики. О возможном развитии земледелия уж в этот ранний период говорят значитель­ная толщина культурного слоя и небольшое число костных остат­ков животных (овцы, крупный рогатый скот, козы), а также на­ходки серпов. В конце периода появляются дома, сделанные из сырцового кирпича. Карбонный анализ определяет верхнюю гра­ницу докерамической культуры в Северном Белуджистане 3712-



 

 


Археологическая карта древней Индии

3688(±85) гг. до н. э.19, но, возможно, первые поселенцы пришли сюда еще раньше 20.

Только культура третьего периода предстает как типично земледельческая, хотя она тесно связана с предшествующими фазами развития. Связь с Хараппой обнаруживается лишь на материале седьмого периода. Убедительным аргументом в пользу местного происхождения раннеземледельческих культур Белуд­жистана некоторые археологи считают наличие местных пород скота среди одомашненных животных.


Раскопки Е. Росса в Рана-Гхундай21 позволили выявить пре­емственность культур на протяжении длительного периода и дали относительную стратиграфию Северного Белуджистана. Осерые нимледельцы и скотоводы вначале изготовляли керамические предметы вручную, но вскоре стали применять и гончарный круг. (Сравнение материала нижних слоев Рана-Гхундай с культурами Северного Ирана демонстрирует определенное сходство культур Северного Белуджистана и Северного Ирана (Гксар). Можно предположить, что отдельные племенные группы из Ирана про­никали в Северный Белуджистан. Однако в целом здешняя зем­ледельческая культура отличается специфическим шестым коло­ритом, что противоречит высказывающемуся иногда мнению об or; иранском происхождении.

Керамика, близкая к керамике второго и третьего периодов н Рана-Гхундай, была найдена М. Уилером под укреплениями it Хараппе 22, что указывает на связь культур Сезервого Белуд­жистана с самыми ранними культурами долины Инда и дает воз­можность определить третий период Рана-Гхундай как предха-рнппский.

С 70-х годов проводят интенсивные раскопки французские археологи совместно с учеными Пакистана. В 150 км от Кветты, it Мехргархе на р. Болан, были открыты поселения, где выявлены слои от ранненеолитического до халколитического. Б этом районе уже в глубокой древности проходили торговые пути между Индией и Западной Азией. Фактически Мехргарх примыкает к долине Инда, и результаты раскопок чрезвычайно важны для изучения истории сложения хараппской цишищкк, Еш;е по тик давно ученые полагали, что Белуджистан значительно отста-иал в развитии от культур долины Инда и перешел к оседлому не.мледелию гораздо позднее. Теперь получены неопровержимые доказательства того, что земледельческая культура существовала тут уже в VI тысячелетии до н. э. (или даже ранее). Я швяое, установлена последовательная эволюция местных культур от пе­риода неолита до эпохи Хараппы.

Докерамический неолит датируется VI или даже VII тысяче­летием до н. э.; обнаружены постройки из необожженных кирпи­чей. Население культивировало различные сорта ячменя и пше­ницы, началось одомашнивание животных (крупный рогатый скот, козы, овцы)23. Раскопки этого комплекса позволяют судить и о погребальной практике жителей — в могилах найдены укра­шения из местных пород камня, а также из бирюзы и лазурита, что свидетельствует о торговых контактах со Средней Азией и (.'еверным Афганистаном. Украшения и скелеты покрывались красной охрой. Различия в инвентаре захоронения говорят о социальной дифференциации.

Материалы раскопок указывают на смену докерамического неолита неолитом и ранним энеолитом с расписной керамикой, имеющей аналогии в керамике земледельческих культур Белуд­жистана и Синда. V тысячелетием до н. э. датируются поселения


района Мехргарха, относящиеся к раннеэнеолитической эпохе. Более высокого уровня достигло строительное искусство; прямо­угольные строения делились на узкие жилые помещения» В од­ном из них найдены отпечатки зерен пшеницы и ячменя, а также два серпа. По мнению Ж.-Ф. Жарижа, это был склад для хране­ния продуктов. Много зерен (ячмень, пшеница) и семена хлоп­чатника обнаружены вне помещений. Находки семян хлопчатни­ка — древнейшее свидетельство культивирования его в Индостана (до сих нор было известно о разведении хлопчатника лишь в эпо­ху Хараппы).

Огромное число костных остатков крупного рогатого скота говорит о важной роли скотоводства. По-прежнему широко упот­реблялись каменные орудия: археологи выявили своего рода мас­терскую по производству микролитов из стеатита, тут же изго­товлялись бусы из раковин. В этот период начинают появляться керамические предметы. Образцы расписной керамики напомина­ют посуду земледельческих культур Белуджистана и Афганистана IV тысячелетия до н. э. (находки в районе Мехргарха по вре­мени предшествуют керамическим сериям, открытым В. А. Файр-сервисом в Кили-Гуль-Мохаммеде). Изделия из металла, относя­щиеся к раннеэнеолитическому периоду, одиночны — медное кольцо, металлическая бусина. В целом в районе Мехргарха при сохранении устойчивых традиций в строительстве, культивирова­нии злаков, одомашнивании животных отчетливо виден переход от охоты и собирательства к земледельческо-скотоводческому хозяйству.

Третий период здесь датируется примерно самым концом V
тысячелетия до н. э. и характеризуется значительными иннова­
циями в ремесле. Керамика изготовляется на гончарном круг;)
и становится массовым материалом. Постепенно усложняется
роспись на сосудах, создаются новые типы изделий: фигурки
делаются уже из терракоты, впервые появляются печати (из кости
и терракоты). Растет и число возделываемых злаков. Все это
привело к расширению территории обитания. К концу IV тыся­
челетия складывается местная земледельческая культура, кото­
рая во многом сходна с другими синхронными культурами Бе­
луджистана, Синда и соседних районов Афганистана. Устанавли­
ваются тесные контакты с Ираном и югом Средней Азии. В III
и II тысячелетиях до н. э. новый импульс получает строительство
(возводятся двухэтажные жилища, массивные платформы), куль­
тивируются новые растения, в частности виноградная лоза, уве­
личивается число терракотовых фигурок (людей и животных),
керамика обжигается в особых печах; эта традиция близка к ран-
нехараппской и поздней фазе Амри и Кот-Диджи и (заключи­
тельные этапы совпадают с эпохой ранней Хараппы). А

В особую группу могут быть выделены культуры Южнош Белуджистана и Синда — Амри (часто Амри-Наль) и Кулли Верхнюю границу культуры Амри-Наль помогают определи™ фрагменты керамики Амри, залегающие под слоем с хараппскимМ

I


вещами. На некоторых стоянках над керамикой тина Амри обна­ружен слой не только с хараппскои керамикой, но и с керамикой, сходной с предметами Купли, что, по мнению С. Пиготта, свиде­тельствует о синхронности поздних фаз Амри-Наль с Купли и ранними фазами Хараппы 25. На связь с хараппскои культурой указывают находки в Амри-Наль фаянсовых бус и типично ха-рнппских металлических изделий. Большое значение имели рас­копки Ж.-М. Казаля в Амри (на правом берегу Инда, в 130 км к югу от Мохенджо-Даро), позволившие установить стройную стратиграфию от дохараппских слоев д0 поздней Хараппы 26.

Никаких архитектурных строений самого раннего периода иыявлено не было, значительная часть (80%) керамики произво­дилась вручную, лишь некоторые экземпляры свидетельствуют (| практике росписи. Находки медных браслетов говорят и о зна­комстве с металлом, но широко применялись изделия из камня. Ма следующей стадии первого периода появляются постройки из сырцового кирпича (с несколькими комнатами размером 6x3 м), совершенствуется техника изготовления керамики, становятся оолее разнообразными элементы росписи. Существенные измене­ния отмечены в третьей фазе того же периода: прямоугольные дома размером 16x3 м с полами и дверьми возводятся из кирпича и камня на платформах; посуда, как правило, изготовлена на тнчарном круге, хотя форма повторяет предшествующие образцы. ('удя понаходкам, одомашнению подвергся крупный рогатый скот, козы, овцы, К сожалению, раскопки не дали никаких остатков культурных растений. Существенно, что следующий период в истории Амри наступает в результате эволюции, без разрыва с предшествующей культурной традицией. Он характеризуется появлением керамики хараппского типа и представляет собой как бы переходный этап от культуры Амри к Хараппе. Керамика напоминает образцы из Кот-Диджи. И лишь третий период соот­ветствует эпохе развитой Хараппы.

Поздние фазы первого периода с помощью карбонного анали-HR датируются 3015-2450 гг. до н. э.27 (на основе коррекции суп­руги Олчин называют иные даты — 3540-3240 гг.)28. Раскопки н Балакоте (38 км к северу от Карачи)29 дали богатый материал о культуре Купли. Здесь, как и в ряде других поселений, просле­жено развитие местной дохараппской традиции, сделавшей уже первые шаги к урбанизации. В IV тысячелетии до н. э. воздвига­лись массивные строения из необожженного кирпича; керамика олизка керамике типа Наль, затем появляется посуда, сходная с предметами Амри; одомашнены крупный рогатый скот, козы, овцы, выращивается ячмень. Изучение остатков фауны уже в нюху Хараппы показало, что большую роль в рационе стали играть продукты моря30. Распространяются печати с надписями; некоторые находки свидетельствуют о контактах с районом Пер­сидского залива.

В целом исследования древних докерамических и керамиче­ских культур Белуджистана и Синда помогают решить вопрос


 

 

 

r^^=^    
(. t ■ -v; -    
l •■ i ■' - ...._____ «4 "4\
te^ (Ц:._
 
Основные элементы первого периода раннеземледельческих культур

о корнях хараппскои цивилизации. Чрезвы чайно важно, что Э. Маккей обнаружил в нижних слоях Мо хенджо-Дара обломки керамики типа Кветты, а М. Уилер при раскоп ках строительных ком плексов в Хараппе -фрагменты керамики Амри и Рана-Гхундаи (II-III) в слоях, пред шествующих городским укреплениям. Очевидно, развитие этих ранне земледельческих куль тур заставляло их но сителей искать новые территории, расселяться по берегам рек. Так ни Инде, где позднее былл создана городская куль тура, возникли земле дельческие общины, су шествовавшие ранее и более северных областях. Примечательно, чти в ряде районов предх;) раппская (или раннеха раппская) культур.' предстает уже как весь ма развитая. Раскопки в Кот-Диджи (недалеко от Хайрнура, Пакистан) открыли местную самостоятельную оседлую земледельческук' культуру31. Непосредственно под памятниками Хараппы археологи нашли крупное сооружение предшествующей эпохи. Архитектур ный комплекс состоял из двух частей: крепости и предместья с постройками. Здешняя керамика указывает на развитое гончар­ное производство, а сходство ее с раннехараппской вскрывает корни собственно хараппского гончарного производства. Керамика Кот-Диджи отчасти сближается и с той, что обнаружена под. укреплениями Хараппы, т. е. в Амри и Рана-Гхундай (П-Ш)32, На основе карбонного анализа культура Кот-Диджи датируется 3155-2590, 2885-2805 и 2600(±45)-2100(±140) гг. до н. э. (пе­риодом, предшествовавшим городской Хараппе)33.

Новые исследования свидетельствуют, что эта культура выхо дила за рамки самого поселения Кот-Диджи и охватывала рай


tniM в долине Инда, Северного и Центрального Белуджистана. М долине Кветты была обнаружена керамика, сходная с ранней кчтдиджинской34. Такой же вывод сделали ученые при раскопках Лмри, Гумлы и других поселений, где тоже была открыта кера­мика раннекотдиджинского типа. Эти материалы позволили рас­сматривать культуру Кот-Диджи как пред- или раннехараппскую повремени. Это дало возможность установить последовательное рпавитие от раннехараппского этапа до периода городской циви­лизации, уяснить истоки урбанизации и местные корни собст­венно хараппской культуры.

37 S
^.ht^xVN
Основные элементы второго периода раннеземледельческих культур

Интересный материал получили индийские археологи и при (шскопках Калибангана. Два холма, расположенные на левом бе-|нту высохшего русла р. Гхаггар в Раджастхане, служили местом обитания и хараппцев, и их предшественников. Первые жители Кнлибангана возводили свои дома из сырцового кирпича, строили фортификационные сооружения, знали основы планировки; им мыла известна и медь, но они продолжали пользоваться орудиями h;i камня. Судя по находкам, они уже в тот период торговали с весьма отдаленными областями. Форма керамических изделий, гсхника и характер росписи сближают последние с керамикой |шннеземледельческих общин Белуджистана и Синда (например, Лмри и Кот-Диджи)35. Но раннекалибанганская керамика встречается и it нижних слоях Харап-ны и Мохенджо-Даро, а гшсже, согласно мате­риалам новых раско­пок, на многих харап-иских поселениях доли­мы Сарасвати зе. Доха-цпппский или раннеха-[шппский период в Ка-!1ибангане датируется с помощью карбонного пмализа 2450-2300 гг. цон.э.37, т.е. он более поздний, чем сходные слои в Амри. Это, воз­можно, говорит о более позднем появлении аем-ипдельческих культур в Гаджастхане посравне-п ию с Белуджистаном и долиной Инда. Ины­ми словами, расселение племен проходило в до-хнраппскую и раннеха­раппскую эпохи.


Решению вопроса о городской цивилизации Индостана пома! гает изучение типологически сходных процессов урбанизации в Индии и Восточном Иране (раскопки американских и итальяя! ских археологов в Шахре-Сохте и Тепе Яхья)38. Открытия в Вос­точном Иране, Афганистане и Пакистане с очевидностью показа ли, что хараппцы в период становления своей цивилизации тесно контактировали с жителями этого обширного региона. Более того, допустимо предположить и взаимные влияния, вероятно ускорял шие темпы развития. Новые раскопки окончательно опровергли мнение о «внезапном возникновении хараплской цивилизации, не имевшей местных корней»39, и доказали, что она должна рассматриваться как закономерная фаза в процессе эволюции оседлоземледелъческих культур40. Урбанизация была подготовлен)i предшествующими этапами истории этих культур в изучаемом регионе. Хараппцы как бы восприняли все лучшее, что было достигнуто в более раннюю эпоху, — принципы городского план» рования и фортификации, технологию обработки металла, камил и изготовления керамических изделий, традиции развитого земле делия и скотоводства, использования транспорта, изготовления печатей и терракотовых фигурок, стандартизации мер и т. д."

Было бы, однако, упрощением отрицать важность того «исто рического скачка», который привел к качественным изменением и возникновению городской цивилизации. Тенденцию к урбанизл ции можно проследить на многих поселениях раннехараппскоги (или дохараппского) времени в Афганистане, Белуджистане, Синде, но развитая городская цивилизация связана с эпохой X;t раппы. Огромное значение имели социоэкономические и культур ные факторы и особые географические и климатические условия речной системы Инда, создавшие исключительно благоприятны! условия для развития хозяйства и появления городов — центров торговли и ремесла.

Проблемы происхождения хараппской цивилизации еще нул даются в дальнейшей разработке, однако теории, ставящие <■»• возникновение в зависимость от прихода ариев или шумерийце к. представляет сейчас лишь историографический интерес.

Ареал распространения и хронология. Поселения хараппскоп культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, известии теперь на огромной территории — более чем 1100 км с севе|м на юг и 1600 км с запада на восток. По территории хараппсклл цивилизация значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Двуречья42. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего исследованы два главных города — Хараппа и Мо-хенджо-Даро, а также Чанху-Даро, Калябанган, Банавали, Cyjy-котада и Лотхал. Область распространения этой культуры нш оставалась неизменной: хараппцы двигались на юг, к Катхиавп^у, и на восток, проникая во все новые и новые районы. В Саураиri­pe их поселения располагались и по берегу моря. Как полагаип некоторые индийские археологи, это указывает на возможным путь движения из долины Инда к Гуджарату морем43.



I


Основные элементы раннехараппской культуры

Раскопки в Банавали (восточная периферия, штат Харьяна] выявили три этана в истории поселения — предхараппский, ха­ри гшский и позднехараппский 44, Для первого периода типичен

материал, сходный с калибанганским: земледельческое население испоило эти районы еще в дохараппскую эпоху. Позднее появля­ются собственно хараппская архитектура, печати с надписями, меры веса и т. д., третий период отмечен чертами так называемой • \"1ьтуры Бары, одного из вариантов позднехараппской. Новые Ч'чеологические открытия показали несправедливость выдвину-кто ранее тезиса о единообразии и застойном характере харап-и' кой культуры45. В настоящее время можно говорить уже не iTibKo об ее общих особенностях, но и об определенном своеобра-


зии отдельных областей и периодов в ее истории. Раскопки в Рангпуре, Бхагванпуре, Лотхале, Сисвале, Митатхале, Прабхас-Патане выявили многие ранее неизвестные черты. Немалую роль играли различия в природных условиях. Так, предхараппскаЯ культура, залегающая под типично хараппской в Кот-Диджи, отличается от северобелуджистанских, засвидетельствованных в Мохенджо-Даро под цитаделью эпохи Хараппы.

Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распростра­нения — восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную — с характерными для каждой зоны особен ностями46.

Существование местных вариантов было связано, вероятно, с тем, что создатели этой культуры принадлежали к разным, хотя и близким в этническом отношении, племенным группам.

Установление хронологических рамок хараппской цивилиза ции представляет немалые трудности, и датировка ее в целом весьма условна. Сравнительно точно могут быть датированы лини-отдельные комплексы городов и периоды их жизни, особенно когда речь идет о периоде расцвета: возникновение и упадок поселений в различных районах происходили не одновременно. Если упадок Мохенджо-Даро и Хараппы относится, очевидно, примерно к одному и тому же времени (Хараппа просуществовалл несколько дольше), то города и поселения Катхиаварского по луострова, а также ряда областей Пенджаба продолжали жить и после гибели центров в долине Инда.

Главным материалом для датировки в течение многих десяти летий служили «индийские» и изготовленные по типу индийски к в древних городах Двуречья месопотамские печати-амулеты. По скольку месопотамская хронология известна сравнительно хоро шо, то залегание индийских вещей (печати, бусины и др.) в кои кретном культурном слое городищ Двуречья помогало датировать и эти индийские экземпляры. Вначале ученые очень удревнялп возраст хараппских городов, исходя лишь из общих соображение об аналогичности процесса развития цивилизации в Шумере п Индии. Один из зачинателей «индийской археологии», англиЛ ский ученый Дж. Маршалл, относил хараппскую культуру i 3250-2750 гг. до н. э. Когда же были опубликованы печати v -> Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правде нием Саргона (2316-2261 гг. до н. э.), а также с периодами Иен ны (2017-1794 гг. до н. э.) и Ларсы (2025-1763 гг. до н. э.> Это дало основание для вывода о том, что наиболее прочные контакты между Месопотамией и Индией установились в XXIV XVIII вв. до н. э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число уп<> минаний о торговле с восточными областями, в том числе Мелух хой, которая обычно ассоциируется с районом дельты Инда и соседними с ней областями, падает на периоды III династии Ур-< (2118-2007 гг. до н. э.) и династии Ларсы. Большой интерп представило открытие на одной из клинописных табличек, датп


рувмой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. дп н. э.), оттиска печати «индского» типа. Все эти данные позво­лили предположить, что время расцвета индских центров — ко-нпц III — начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопо-Тпмеких городов печати были обнаружены и в слоях кассит-1шого периода, что свидетельствует о продолжении контактов и II эту эпоху.

Когда на помощь ученым пришел карбонный метод исследова-нии, появилась возможность с известной точностью определить тшраст анализируемых слоев. В Кот-Диджи начало лредхарапп-тшго поселения обычно датируется 3155-2590 или 2700-2600 гг. д<> п. э., а средние слои — 2400-2300 гг. до н. э.47. Более позд­нее время указывается для ряда других поселений. Что каса-и'гся хронологии уже развитой хараппской культуры, то в Кали-Анигане ее слои определяются 2165-1955 гг. до н. э. и 2135-11)25 гг. до н. э., в Лотхале — 2120-1870 гг. до н. э. и 2125-IH95 гг. до н. э. Производивший раскопки в Лотхале С. Р- Рас предлагает, однако, иную дату — 2450-1600 гг. до н. э., что имиывает несогласие сторонников «краткой* хронологической <'Ч1!мы48. Дж. П. Джоши, руководитель исследований в Суркотаде, цитирует хараппский период в городе 2300-1750 гг. до н. э. (пичальный этап несколько раньше)49.

Таким образом, «период развитой Хараппы» обычно датиру­ется 2200-2100 гг. до н. э., что позволяет перенести ее началь­ные этапы на несколько столетий назад — условно к 2500--МО0 гг. до н. э., а по мнению Д. П. Агравала и Дж. Дейлса — ti 2300 г. до н. э.50. Применительно к центральным областям Д. П. Агравал называет 2350-2000 гг. до н. э., а к провинциаль­ным районам — 2200-1700 гг. до н. э.51. Карбонный метод, таким пГ>разом, заставил ученых «омолодить* хараппскую культуру и i ократить посравнению с хронологическими рамками Дж. Мар-итлла продолжительность ее истории. Но в последние годы «кар-гкшные даты» были проверены с помощью дендрохронологии, н полученные сведения как бы вновь возвращают ученых к гшрым (т. е. к более удревненным) датировкам 52. Так, хараппские слои в Суркотаде относят к 2100-1650 гг.55, а по«уточненной теме» — к 2480(2300)-2130(2020) гг.54, в Мохенджо-Даро — к К400(2300)-2000-2590-2160 гг. Особенно трудно установить нронологию заключительных этапов жизни хараппских городов» поскольку кризис в них начался и развивался не одновременно. Нучше всего верхний рубеж определяется в Хараппе и Мохенджо-Инро. Здесь обнаружены сегментированные фаянсовые бусы, центральный анализ которых показал их идентичность с бусами И.1 Кносса (Крит), относящимися к XVI в. до н. э.55. Поэтому нсиемпляры из Харашты и верхние слои самого поселения также ^тировались примерно XVI в. до н. э. Этой датировки придер­живались М. Уилер, С. Пиготт, Д. Гордон, Э. Маккей и др. В на-гоящее время приводятся более ранние, чем было принято, даты |.чя поздних хараппских слоев в Мохенджо-Даро — примерно






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных