ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦГПБ им. Н.А.Некрасова 7 страницаРодовые общины в рассматриваемую эпоху жили охотой собирательством, но искусство охоты заметно выросло. Можн говорить о появлении довольно развитой формы охотничьег хозяйства, что отразилось и на общественных отношениях, на антропологическом облике человека. Все большее значени приобретали коллективные формы охоты и трудовой деятел ности. Изменения в технике обработки камня наблюдаются как Южной, так и в Северной Индии. Некоторые ученые, признав факт развития местных палеолитических традиций, склони однако, преувеличивать роль иноземных влияний, идущих и Африки (X. Д. Санкалия) или из Средней и Центральной Ази (Б. Олчин)*0. Весьма существен, хотя и чрезвычайно сложен из-за отсу ствия палеоантропологических данных, вопрос о расовых тип населения страны в эпоху верхнего палеолита. Видные советск антропологи (Г. Ф. Дебец, В. П. Алексеев), опираясь на косвенные материалы (прежде всего из близких к Индии районов), полагают, что в тот период здесь преобладали австралоиды, но лонднее, уже в эпоху мезолита и неолита, их преобладание было порушено появлением европеоидов на Западе и монголоидов на I (истоке 21. Мезолит, сменивший палеолит, ученые датируют применительно к Индии X-IV тысячелетиями до н. э.2а. В ту эпоху стали < • ■ (даваться новые виды каменных орудий — микролиты, нашед-шпе широкое применение в качестве вкладышей, т. е. рабочих краев костяных и деревянных орудий и наконечников стрел (обычные размеры от 1 до 8 см). Благоприятные природные условия (отступление ледников на Севере), развитие техники, рост производительных сил способствовали постепенному превращению собирателей и бродячих охотников в оседлых земледельцев и скотоводов, складыванию новых отношений между родовымк общинами (завершился этот процесс только в неолитическую ппоху), их активному обмену друг с другом. Эпоха мезолита ознаменовалась началом приручения живот-и мх. В конце ее и в тесно связанный с нею период раннего неолита появились керамика и зачатки земледелия. Памятники мезолита в Индии изучены пока недостаточно. Трудность заключается в выделении собственно мезолитических культур: данные стратиграфии крайне неопределенны. Это заставляет прибегать к гопоставлению с типологически близкими материалами других ирхеологических комплексов и создавать таким образом относительную стратиграфическую схему. В течение длительного времени господствовала точка зрения <> значительном разрыве между концом палеолита и периодом неолита. Сторонниками ее были Р. Б. Фут, Д. К. Браун, В. Смит п другие известные ученые. Новые раскопки индийских археологов показали несостоятельность этой точки зрения: Индия, подобно другим странам, прошла все стадии исторического развития. Установлена непрерывность эволюции древнейших культур — от палеолита и мезолита к неолиту. Среди мезолитических памятников Индии наибольший интерес представляют поселения Лангхнадж (Гуджарат), раскопками которого руководил крупный индийский археолог X. Д. Сан-калия 23, и Багор (Раджастхан), открытый и исследованный Н. Н. Мисрой 24. (Некоторые ученые относят Лангхнадж к неолитической эпохе, но этот вывод еще требует дальнейших обосно-ланий.) Особенность первого поселения — почти полное отсутствие каких-либо массивных орудий и употребление его жителями геометрических микролитов — преимущественно в форме полумесяца, и также трапециевидных и треугольных. Типы микролитов и техника их изготовления свидетельствуют об использовании их для охоты (наконечники стрел) и разделывания туш (вкладыши и костяные рукоятки). В истории поселения археологи сумели выделить три период;! Первый — до 2500 г. до н. э. — представлен прежде всего мик ролитами и отдельными предметами керамики, сделанной отру ки, грубой и плохо обожженной — один из главных аргументом исследователей, относящих Лангхнадж к неолиту. Второй период тоже характеризуется микролитами и плохо обожженной керамикой. Керамика третьего периода выполнена уже на гончарном круге и расписана красной и черной красками. Раскопки позволили наметить связь культуры мезолита с неолитической культурой Центральной Индии. Изучение остатков фауны свидетельствует о том, что животные, даже собака, еще не были приручены. Находки костей (рыб, носорога, оленя, волка) указывают на занятие жителей рыболовством и охотой. Земледелие, по-видимому, еще не было развито, во всяком случае в первый период Лангхнаджа. Немалое значение имело открытие здесь семи человеческих скелетов — пока древнейшие костные остатки человека на территории страны. Антропологический анализ выявляет сходство мезолитического и ранненеолитического человека Западной Индия с древними обитателями Северо-Восточной Африки и Сирии. Ученые отметили, в частности, ряд негроидных черт гуджа-ратских черепов, а также сосуществование средиземноморских и веддоидных признаков, Раскопки в Багоре еще более рельефно продемонстрировали и общие черты и особенности культуры мезолита. Культурный слой (1,5 м) свидетельствует о длительности обитания и содержит материал трех периодов в истории поселения. Первая и самая ранняя стадия характеризуется широким применением вкладышей (из камня и кости), употреблением злаков и зачатками земледелия (найдены зернотерки). Но главным занятием населения были охота и собирательство. Находки костей животных говорят о начале их приручения (овца, коза) и о фауне того периода. Охота имела огромное значение: в слое первого периода обнаружено 70% костей диких животных; затем процент значительно уменьшается, т. е. роль охоты падает. Судя по остаткам каменных полов и круглых каменных подпорок, для строительства жилищ (хижин) использовался и камень. При раскопках этого слоя открыто захоронение, которое располагалось в границах обитания. С помощью карбонного ана-! лиза первый период датируется 5000-2800 гг. до н. э., а вто-. рой — 2800-600 гг. до н. э. Тогда уже появляются керамика; II изделия из металла, но микролиты продолжают широко употребляться. Основным занятием населения становится земледелие, j Керамика и медные наконечники стрел аналогичны тем, которые | представлены в халколитических культурах этой части Индии, и даже напоминают ряд хараппских изделий. Захоронения (также в зоне обитания) содержат уже и инвентарь. К раннемезолитическому времени могут быть отнесены и микролитические стоянки в долине р. Махи в Гуджарате 25 и в бас- 4 --line p. Санграули в штате Уттар-Прадеш 26. Любопытно, что микролиты были найдены на тех же речных террасах, что и палеолитические орудия; анализ материала, по мнению Б. Криш-Нш'чами, свидетельствует о пережитках палеолитической традиции. Никаких остатков керамических изделий, соотносимых о микролитами, не обнаружено. Огромное количество микролитов и птщепов в Санграули означает, возможно, что здесь была мастерская поизготовлению орудий. Из открытий последних лет особо нужно отметить находки мкснедиция Аллахабадск ото университета под руководством Дж. Р. Шармы в Сарай-Нахар-Рай (долина Ганга). Карбонный йинлиз датирует их 8395(±110) г. до н. э.27. Стоянка располагались на берегу озера (ныне высохшего). Четыре круглые выемки и углах пола указывают на то, что здесь были временные покрытия — крыши, природные условия (отсутствие поблизости камня) повлияли на технику изготовления микролитов: все они очень небольшого размера и число их по сравнению с другими районами крайне невелико. Находки костей животных позволяют составить представление о фауне того времени — овца, коза, Bos indicus, слон, черепаха. Как считает Дж. Р. Шарма, некоторые виды были уже одомашнены; впрочем, это предположение нуждается в дальнейшей аргументации28. Другая мезолитическая стоянка, Махадаха, дала важный антропологический материал — необычайно крупные скелеты: мужские — 192 см, женские — 178 см. Для изучения мезолита Южной Индии особое значение имеют 1>пскопки микролитических стоянок в красных песчаных дюнах рмйона Тинневелли 2Э, которые демонстрируют единую местную традицию изготовления микролитов (главным образом из кремня и кварцита). Создатели этих орудий — охотники и рыболовы, жившие по берегам рек и на побережье океана30, — не были еще;нгакомы с керамикой и шлифовкой орудий. Материал из Тинневелли датируется 4000 г. до н. э., т. е. (феменем, когда в долине Инда уже существовали поседения осед-U ых земледельцев и скотоводов — предшественников хараппцев. На Юге развитие шло гораздо медленнее, основным занятием бы-чи охота и рыболовство. Некоторые археологи отмечают сходство индийской микролитической культуры с африканской (капсийская микролитическая индустрия) и, более того, подчеркивают их генетическую связь и даже общее происхождение31. Однако открытие раннемезолити-ческой стоянки в Бирбханпуре (Западная Бенгалия)32 свидетельствует о почти полном отсутствии микролитов геометрической формы (трапеций и треугольников), столь характерных для западных районов. Значит, вопрос о происхождении микролитических культур в целом следует решать, лишь учитывая региональную специфику. Раскопки в Уттар-Прадеше показали определенную последовательность: в ряде мест слои с негеометрическими микролитами залегали под слоем с геометрическими микролитами A rff jFl Л1 Ль /к ^ Л. /EL и керамикой. Мож V ™ сей 1 j№{ иГ- ' Ш heSsL но ли' ИСХ°ДЯ из этп l-^i V ВД ИУРьй го, утверждать, что культуры с негеомет S£3 /и ш таг МшйШк vr нее тех> которые представлены геомет ^ v ^ " До недавнего вре- мени микролитиче № А | Jjjjk, £ьЖ¥-^\ ffffMf (llSW, области каменной ™ ' " «ЖР ш&\,--<я ч \1ямкто техники: область О^Ж) микролитов на За- ' "1: ласть шлифованных топоров на Востоке. ших исследований микролитические стоянки обнаружены и в Восточной Индии, что говорит о крайней условности выдвигавшихся прежде гипотез. Судя пораскопкам мезолитических стоянок в пещерах, в рассматриваемую эпоху уже существовала живопись. Древние художники изображали на стенах человеческие фигуры (охотников, стрелков из лука, пастухов и т. д.) и животных (слонов, оленей и т. д.). В Синганпуре (округ Райгарх)33, например, представлены сцены схватки со зверем, борьбы людей с бизоном и кабаном. Допустимо полагать, что в Индии (как и в Европе) пещерная живопись появилась значительно раньше — еще в эпоху палеолита. Обследование отрогов Виндхья, где естественные пещеры служили стоянками для человека, привело к открытию блестящих образцов позднепалеолитической и мезолитической живописи. Наибольшую известность получила живопись Адамгарха (около Хошангабада, в долине Нармады) и особенно Бхимбетки (недалеко от Бхопала) — подлинной галереи древнего искусства (здесь рисунки сохранились на стенах 500 пещер). В. С. Ваканкар относит наскальные рисунки к нескольким периодам, в том числе к верхнепалеолитическому и мезолитическому 34. Самыми ранними, по его мнению, следует считать крупные по размерам изобра-, i еиия бизонов, слонов, тигров, носорогов. В мезолитической жи-ннииси преобладают темы охоты (охотники вооружены копьями, нукнми и стрелами) и ритуальных танцев. (Любопытно, что люди иногда изображены в масках и головных уборах.) Неолит отмечен не только появлением новой техники изготов-'|инргя орудий (полировка и шлифовка), но и переходом к оседлой i икни, развитием земледелия и скотоводства, широким распространением керамического производства. Ь'ще сравнительно недавно этот период в Индии был настолько ■шло изучен, что известный американский археолог Е. Ворман п. 1949 г.) заявил об отсутствии здесь до эпохи металла35 даже > и'дов пребывания «неолитических людей». Сейчас картина изменилась: археологи обнаружили множество неолитических посещений на всей территории Индостана36. Эти данные позволяют выделить несколько культурно-хозяй-етиенных зон, различавшихся по уровню развития и тину хозяй-етненной деятельности населения. Как правило, в качестве таких ион выделяют долину Инда и прилегающие районы, Северную Индию, Западную Индию и Северный Декан, долину Ганга, Восточную Индию, Южный Декан зт. Наиболее развитым в эпоху Мполита был Северо-Запад, где рано возникли общины оседлых нпмледельцев и скотоводов, повлиявшие на сложение городской ципилизации в долине Инда. Но на огромных пространствах суб- Сцена охоты. Наскальные рисунки из Бхимбетки континента тогда еще были распространены довольно архаичные культуры охотников и рыболовов 38.
Для изучения неолитических культур Белуджистана и бассейна Инда важный материал дали раскопки экспедиций В. А. Файрсер-виса, Е. Росса, пакистанских и французских археологов39 (с открытыми здесь комплексами типологически допустимо соотнесены поселения того же периода в Афганистане)40. Неолитические культуры рассматриваемого региона обычно датировали IV тысячелетием до н. э. (иногда V тысячелетием до н. э.)41. В настоящее время эту дату можно значительно удревнить. Раскопки в Мехргархе (на р. Болан, в 150 км от Кветты), произведенные французскими археологами во главе с Ж.-Ф. Жарижем, позволили проследить этапы развития — от ранненеолитического до халко-литического. Первый комплекс по технике каменных орудий близок к мезолитическому, керамика еще отсутствует, хотя население живет в домах, построенных из сырцовых кирпичей. Этот докерамический неолит, согласно карбонному анализу, датируется ранее чем 5100 до н. э. Однако уже в тот период население выращивало пшеницу и ячмень, возможно, был одомашнен и рогатый скот. По мнению ряда французских археологов, земледельческие общины появляются тут в VII тысячелетии до н.э.42. Исключительная важность раскопок в Мехргархе определяется и тем, что они дают возможность детально выявить переход местных общин охотников и собирателей к общинам земледельцев и скотоводов. Большинство из обнаруженных неолитических поселений оседлых земледельцев было открыто в долинах Северного Белуджистана 43. Новые исследования показали, что прежняя точка зрения об отсутствии таковых в долине Инда объясняется плохой изученностью этого района. Нужно надеяться, что и здесь будет более отчетливо и объемно прослежено развитие земледельческих культур от раннего неолита до эпохи металла. Таким образом, значительная «древность» земледелия в Индостане уже не вызывает сомнений: имеются свидетельства о выращивании злаков в VII, в крайнем случае VI тысячелетиях до н. э.44, что ставит этот субконтинент в один ряд с другими древнейшими центрами — Ближним Востоком, Малой и Юго-Восточной Азией. Вместе с тем было бы ошибкой рассматривать весь Северо-Запад Индии как район повсеместного распространения культур игкдлых земледельцев. Внутри этой части страны имелась своя периферия, где темпы развития были не столь быстрыми и нео-нитические культуры довольно долго сохраняли архаичный облик. Можно сослаться, например, на раскопки в Гумле (многослойное поселение на р. Гомал, притоке Инда), где в самом раннем неолитическом слое найдены кости диких животных и микролиты (керамика отсутствует)45. Еще более архаичным предстает неолит Северной Индии (Кашмир), известный по раскопкам в Бурзахоме (недалеко от Сринагара)46. Поселения располагались на террасах, жители обитали в ямах, круглых и прямоугольных, покрытых корой березы. Полы и стены иногда обмазывались глиной; здесь же приготовлялись нища, на что указывают остатки золы на полу. Обилие костяных гарпунов говорит о роли рыболовства. Особое значение имели собирательство и охота. Керамика, сделанная от руки, пила грубой и плохо обработанной. Прямых сведений о развитии исмледелия пока не обнаружено. В одном из помещений открыта живопись (сцена охоты) на полированном камне. Этот памятник — единственное надежное пшдетельство о развитии изобразительного искусства неолитического населения Индии. Начало этой культуры, по данным картонного анализа, относится примерно к XXIV-XXH вв. до н. э. (иногда предлагаются и более ранние даты)47, т. е. в целом совпадает с периодом городской цивилизации долины Инда, конец же — к 1700 и 1500 гг. до н. э.48. В последующий период население уже строило дома из глины и сырцового кирпича. Находки останков человека в специальных горшках проливают свет на погребальные обычаи населения; вместе с людьми иногда хоронили собак и даже волков49, что, возможно, имело сакральное значение. Весьма архаичный облик «кашмирского неолита», отсутствие сколько-нибудь ясных аналогий в культурах соседних районов Индостана поставили вопрос о соотнесении создателей Бурзахо-ма с пришлыми племенами, проникшими сюда из более северных областей Азии (такова, например, точка зрения В. А. Файрсерви-<:а). Окончательное решение проблемы зависит от результатов продолжающихся здесь археологических раскопок. Чем дальше на юг от высокоразвитых центров Северо-Запада, тем сильнее в культуре племен ощущаются архаичные черты. Так, в начале II тысячелетия до н. э., когда городская цивилизация долины Инда стала клониться к упадку, в Раджастхане лишь формировались местные неолитические и энеолитические культуры раннеземледельческих племен. Еще более архаичны культуры Центральной Индии, хотя по уровню развития они были выше культур Юга. Их носители занимались охотой и рыболовством и делали первые шаги попути к земледелию и скотоводству. Они жили в ямах и по уровню строительной техники сильно отставали от своих северных соседей. Это ясно демонстрируют раскопки в Декане и на Юге Индии. Неолит этой зоны стал фактически известен только в последние десятилетия по исследо- ваниям в Брахмагири, Санганакаллу, Пиклихале, Халлуре, Текка-И В Брахмагири были вскрыты наслоения нескольких перио-Я дов51. Для нижнего слоя типичным орудием является шлифован^И ный подтреугольный каменный топор с коническим обухом. Ка-И менные топоры найдены вместе с множеством грубых, почтиИ без следов ретуши, микролитов из агата, горного хрусталя, сердолика, яшмы, кремния. Керамика выполнена вручную и пред ставлена преимущественно круглодонными сосудами со слабо загнутым краем. Неолитические племена этого периода еще только переходили к более прогрессивным формам хозяйственной деятельности -земледелию и скотоводству. В следующем слое среди множества местных керамических изделий открыты также фрагменты расписной и нарезной керамики, происхождение которой уста новить пока трудно. Возможно, она была не местного произвол ства; на связи неолитической культуры Южной Индии с куль турами Северо-Запада указывают, в частности, сходство ряда керамических форм и техника изготовления посуды. Некоторые ученые считают, что неолитическая культура района Брахмагири просуществовала до второй половины I тысячелетия до н. э., т. е. периода, отмеченного на Севере развитыми культурами эпохи железа. В поселении Санганакаллу (округ Беллари) археологи обна 78 | С помощью карбонного анализа ранняя фаза неолитического периода в Теккалакоте датируется 1800-1500 гг. до н. э., а поздним — 1400-1000 гг. до н. э.56 (сходная датировка получена и ни материалам из Халлура)57. Раскопки в Пиклихале открыли поселение, жители которого р/пнодили домашний скот, занимались примитивным земледелием и изготовляли без гончарного круга грубую керамику58. Жилища подводились вокруг деревянных столбов, полы обмазывались гли-iinii и навозом, покрывались циновками из бамбука. О развитии гкотоводства в неолитическую эпоху на Юге говорят раскопки и Утнуре, где были найдены остатки загонов для скота. Р. Олчин, производивший исследования в Пиклихале, полагал, ■пи возникновение поселения оседлых земледельцев было связано i проникновением на Юг Индии примерно в 2500-2000 гг. до и;). племен из Ирана, однако некоторые индийские археологи 'ицищают убедительную, на наш взгляд, точку зрения, согласно ■ >торой эта раннеземледельческая культура — местного проис-окдения 5Э. Чрезвычайно сложен вопрос и об этногенезе неоли-мшеского населения Декана и Южной Индии, поскольку данные палеоантропологии крайне скудны. Ряд индийских ученых (например, К. С. Мальхотра) склонны выделять на основе палеоан-i монологических данных из Теккалакоты два «расовых элемента — местный, протоавстралоидный, и средиземноморский. Р. Олчин, подчеркивая генетическую связь населения упомянутых рпйонов с жителями Центральной Индии, считает, что автохтонное население Южной Индии уже в период неолита подверглось «колонизации» племен из Западной Азии. Сопоставление материала из Лагхнаджа, Хараппы и Мохенджо-Даро с данными из Пиклихала и Теккалакоты показывает, что различия в антропологических типах Северной и Южной Индии проявлялись задолго до проникновения индоариев60. Исходя из материалов более позднего времени я фактов этнической истории в посленеолитическую виоху, можно полагать, что основными в облике неолитического населения Декана и Южной Индии были признаки южноиндийской (дравидийской) и веддоидной расы. Исследования археологов, особенно интенсивные в 70-е годы, ныявили в Восточной Индии две главные культурные области |Н1охи неолита: Бихар — Бенгалия — Орисса и Ассам. Самый информативный памятник Бихара — Чиранд61. В отличие от жителей других неолитических поселений Индии чирандцы жили не л районах предгорья и на холмах, а в аллювиальных долинах бассейна Ганга. Природные условия определили и специфику хозяйственной деятельности, и материал для изготовления орудий (помимо камня широко использовались кость и рога животных). Наряду с рыболовством большую роль уже играло земледелие. Неолитическая культура Чиранда датируется 2000(1800)~1200 гг. до н. э.6Z, но была высказана мысль о возможности отнесения спмого раннего этапа к 2500 г. до н. э.63 (некоторые археологи причисляют и ранние слои Чиранда к эпохе халколита)64. Население жило в круглых глиняных или обмазанных глиной соломенных «домах» (обычно диаметром 2 м), близко расположенных друг к другу. Кроме микролитов употреблялись топоры, каменные и костяные наконечники стрел. Посуда красного, черного и серого цветов производилась вручную (правда, X. Д. Санкалия, лично изучивший данные Чиранда, полагает, что посуда изготовлялась и на гончарном круге). Большой интерес представила находка зерен риса, пшеницы, ячменя и чечевицы (вопрос о корнях рисоводства в этом регионе горячо дискутируется в научной литературе — появление его связывают, как правило, с Юго-Восточной Азией, хотя не исключено и его восточногималайское происхождение)65. Археологи обнаружили также украшения из кости, агата И халцедона. Терракотовые фигурки (птиц, быка, змеи) позволяют судить не только об искусстве чирандцев, но и о некоторых особенностях их верований. Очень показательна фигурка змеи: видимо, культ змей в Бихаре восходит к весьма раннему времени. Если для неолита Бихара — Бенгалии — Ориссы характерно преобладание типично индийских форм и традиций, го для неолитической культуры Ассама — наличие наряду с местными значительного числа форм, присущих культурам Юго-Восточной Азии (так называемый плечиковый топор — прямоугольный топор-мотыга с квадратным выступом сверху). Но «иноземные» экземпляры по времени более поздние. С точки зрения ряда ученых, неолитические культуры Северо-Восточной Индии обязаны своим происхождением племенам, пришедшим из Юго-Восточной Азии. Как полагает Д. П. Агравал, Ассам в рассматриваемую эпоху был этнически, лингвистически и археологически связан с Юго-Восточной Азией еб. Однако наличие таких связей не исключает и местных корней неолита Северо-Восточной Индии67. Раскопки в Ассаме проводились пока в незначительных масштабах, и заключить, в какой степени местную струю неолитиче- j ских культур можно непосредственно соотнести с культурами племен, проживающих здесь сейчас, трудно. Нет надежных оснований для установления абсолютной датировки неолитических культур региона. По всей вероятности, они хронологически близки к культурам того же периода в Декане, хотя некоторые более развитые черты проявляются в восточных районах довольно поздно. Неолитические слои ряда поселений датируют с помощью карбонного анализа примерно 1000г. дон. э.68. Поскольку в этих слоях встречаются неолитические орудия, имеющие аналогии в неолите Юго-Восточной Азии, допустимо распространение иноземных традиций условно соотносить с довольно поздним временем, притом что совершенно очевидны и весьма ранние контакты. Материалы исследований 60-70-х годов в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Таиланде, свидетельствуют о возникновении здесь очагов земледельческих культур уже в X-VIII тысячелетиях до н. э. И именно отсюда многие достижения материальной культуры могли в эпоху цеолита распространиться в восточные районы 80 1 Индии, тем более что связь их с Юго-Восточной Азией в более ипндние эпохи устанавливается с достаточной определенностью. Итак, уже в неолитический период отчетливо выявляется не-|нишомерное развитие отдельных районов страны. В эпоху, предшествовавшую сложению городской цивилизации Хараппы, Северо-Западная Индия представляла собой зону обитания земледельцев и скотоводов, которые вели оседлый образ жизни, тогда кик другие области заселяли коллективы охотников, рыболовов и собирателей и переход здесь к земледелию и скотоводству совершился много веков спустя. 'Га же неравномерность развития характерна и для последующих периодов. В III тысячелетии до н. э. в долине Инда возникла нмеокоразвитая городская цивилизация, Юг же только стано-нплся районом земледелия и скотоводства. Довольно архаичные ршшенеолитические культуры Гуджарата существовали до эпохи Хнраппы (поэтому их иногда относят к IV—II тысячелетиям до и. э.). Еще более архаичен неолит Кашмира. Неравномерность развития, во многом, очевидно, объяснялась природными условиями. В целом же, несмотря на значительные локальные особенности, неолитические культуры Индостана обладали рядом принципиально сходных черт69, однако выводить всю специфику из «диной традиции, как это нередко делают индийские археологи, на наш взгляд, ошибочно. Результаты новых раскопок позволили Оолее объемно представить хозяйственную деятельность неолитического населения Индостана, судить о сельскохозяйственных культурах, которые оно выращивало (рис, просо, бобовые, пшеница, ячмень), и домашних животных, которых разводило (козы, онцы, крупный рогатый скот)70. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|