ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЦГПБ им. Н.А.Некрасова 2 страницаСледует отметить еще одну особенность многих работ того периода. В течение длительного времени западноевропейские ученые в своих индологических штудиях опирались в основном на брахманские тексты. «Брахманская ученость» казалась им наиболее полным выражением духа индийского народа, древние брахманские шастры воспринимались как объективное отражение со- циальных отношений в стране в целом. Именно сочетание этих ■ двух различных тенденций (европоцентристской и пробрахман- Щ ской) определило во многом одностороннее и тенденциозное от- Щ ношение западных ученых к древнеиндийской цивилизации. ■ Постепенно начался упадок английской индологии. После I опубликования первого тома «Кембриджской истории Индии» ■ появилось немало обобщающих исторических работ, но ориги- ■ нальных среди них почти не было. Уменьшилось также число исследований, посвященных отдельным проблемам истории древней эпохи. Из крупных английских ученых нашего времени, которые поддержали и продолжили лучшие традиции национальной школы индологии, назовем выдающегося археолога Мортимера Уиле-ра, историка А. Л. Бэшема, широко известного своими трудами по истории древней и раннесредневековой Индии, по древнеиндийской культуре и религии гг, специалиста по буддизму Э. Конзе, санскритолога и дравидолога Т. Барроу, санскритолога, филолога и буддолога Дж. Брафа, лингвиста К. Р. Нормана, правоведа и историка Дж. Д. М. Дерретта, санскритолога и буддолога А. К. Уордера, археолога Р. Олчина. Интерес к древней Индии в Европе нового времени особенно возрос после того, как гипотеза У. Джонса о родстве языков, теперь именуемых индоевропейскими, была подтверждена трудами других исследователей, особенно берлинского профессора Ф. Бонна в начале XIX в. Поскольку ведийский санскрит считался древнейшим из известных тогда языков этой семьи, постольку предполагалось, что Индия является прародиной всех индоевропейских народов. В прошлом страны старались увидеть свое прошлое, историю своих предков. Постепенно от этого взгляда отказались, однако труды Ф, Боппа и его последователей ознаменовали новый этап в развитии сравнительного языкознания, индоевропеистики, санскритологии, что повлекло интенсивное развитие исследований по древнеиндийской культуре. О важности работ Ф. Боппа свидетельствуют слова Ф. Макса Мюллера: «Если бы меня спросили, что я считаю наиболее крупным открытием XIX в. в изучении древней истории человечества, я бы привел простое этимологическое соответствие — санскритское Dyaus Pitar = греческое Zeus Pater = латинское Jupiter». Кроме Ф. Боппа, первым начавшего издавать в Германии санскритские тексты и их переводы, зачинателями немецкой индологии нужно назвать братьев Шлегель — Фридриха и Августа-Вильгельма23. Создание в 1845 г. Немецкого востоковедного общества (Die Deutsche Morgenlandische Gesellschaft) no типу основанного в 1823 г. в Лондоне Королевского азиатского общества (Royal Asiatic Society) свидетельствовало об укреплении немецкой ориенталистики. Это общество сыграло заметную роль в расширении исследований по истории древней Индии. Лингвистика и филология в Германии в XIX в. стояли на высоком уровне, а это определяло и высокий уровень изучения Индии в древности. Многих немецких ученых потому охотно приглашали в другие страны на преподавательскую работу, привлекали к участию в коллективных трудах, подготавливаемых;ш границей. Несколько крупных индологов активно переводили для серии «Священные книги Востока» (Г. Ольденберг, Г. Бюлер, I'. Якоби), издание которой, как отмечалось, возглавлялось Ф. Максом Мюллером. Они и сами предпринимали серьезные издания. Таковыми были, скажем, десятитомный «Indische Stu-dien» А. Вебера (Берлин, 1850-1868) или основанный Г. Бюлером • Griindriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde» — сборники трудов ряда авторов по различным вопросам индийских II отчасти иранских древностей. Сферой интересов немецких индологов было главным образом изучение литературы и религий. Работы по истории буддизма и индийской литературе Г. Ольденберга, по брахманистскому ритуалу А. Хиллебрандта, литературе дхармасутр и дхармашастр и по истории джайнизма Г. Бюлера и Г. Якоби, по древнеиндийской философии П. Дейссена и Р. Гарбе, по буддизму и пракри-там Р. Пишеля до сих пор относятся к числу лучших среди работ на эти темы. Гражданской историей Индии немецкие ученые занимались гораздо меньше. Применительно к этим проблемам самым важным событием в немецкой индологии XIX в. можно считать выход четырехтомного труда, принадлежащего норвежцу по рождению X. Лассену, — «Indische Altertumskunde» (hpz. — L., 1847-1861) — сводное исследование по многим проблемам индийской древности. Кроме политической истории, которая доводится до XII в., в книге подробно рассматриваются религии, культура, общественные отношения и экономика. Хотя!)тот энциклопедический труд в наше время во многом уже устарел, надо отдать должное эрудиции и глубине мыслей автора. Ценные исследования были созданы немецкими учеными по иопросам^общественных отношений в древней Индии (Г. Цим-мер, Ю. Иолли, Р. Фик). Большой вклад в изучение материалов древнеиндийской эпиграфики внес Г. Людерс. Ряд работ по истории и культуре древней Индии, содержащих важный и оригинальный материал, опубликовал академик ГДР В. Рубен. Особо следует отметить его шеститомный труд, обобщающий результаты многолетних исследований в области социальных и экономических отношений и культуры ы. Автор ставил спорные и наименее изученные вопросы и предлагал интересные решения. Традиционно сильным остается направление, связанное с изучением языков, литературы и религий древней Индии (Ф. Вел-лер и В. Моргенрот в ГДР, К. Гельднер, П. Тиме, Э. Вальд-шмит, Г. Бехерт и Д. Шлинглоф в ФРГ и др.). Проблемами социально-экономического и политического устройства успешно занимаются М. Шетелих и Е. Ричл (ГДР), Ф. Вильгельм и В. Рао (ФРГ). Самостоятельная и очень авторитетная индологическая школа сложилась во Франции. Мировую индологию обогатили издания Е. Бюрнуфом переводов на французский язык важных памят' ников древнеиндийской литературы, а также его собственные научные исследования, прежде всего по истории буддизма; по ведийской литературе А. Бергеня, а также Э. Сенара по культуре древней Индии и истории каст, буддизму и эпиграфике; исследования по истории индийской культуры А. Фуше и С. Ле-ви, по истории религий Индии А. Барта. Наш старший современник Л. Рену посвятил ряд первоклассных обобщающих работ истории древнеиндийской культуры, преимущественно ведийской литературе. Изучением гражданской истории французские ученые занимались меньше, и интерес к ней пробудился только в последние годы. Немалая заслуга в этом принадлежит академику Ж. Филлиоза. Составленный группой французских историков во главе с Л. Рену и Ж. Филлиоза обобщающий труд «Классическая Индия» (L'Inde classique, т. 1-2, 1947-1953) может быть причислен к крупнейшим достижениям индологии. Нужно назвать также историка, археолога и эпиграфиста Ж. Фюссмана, крупного буддолога А. Баро и филолога, специалиста по джайн-ской литературе К. Кайя. Большую известность получили труды Л. Стернбаха, поляка по происхождению, долго работавшего во Франции. Область его интересов была весьма многообразна: классическая индийская литература, древнеиндийское право, влияние древнеиндийской культуры на культуру Юго-Восточной Азии и т. д. Немало ценных публикаций по санскритской и древ-нетамильской литературе осуществил Французский индологиче-ский институт в Пондишери (Путтуччери). Основные силы индологов сосредоточены в Институте индийской цивилизации (Париж) и «Коллеж де Франс». Древняя Индия была предметом пристального изучения в ряде университетов европейских стран. Датчанин В. Фаусбелл стал первым издателем ряда буддийских текстов, в том числе «Дхаммапады» и палийских джатак. В Копенгагене ведется работа по составлению критического словаря пали. Исследования в Нидерландах в XIX-XX вв. тесно связаны с научной деятельностью видного филолога и религиоведа В. Каланда и крупнейшего текстолога и буддолога Г. Керна. Именам последнего назван индологический центр страны — Институт Керна. Из современных голландских индологов первое место по праву принадлежит Я. Гонде, создавшему многочисленные труды по древнеиндийской литературе, религии, культуре в целом. Очень успешно работают в области истории и культуры Ф. Б. Я. Кёйпер, Я. Хейстерман, X. Бодевиц; по проблемам буддизма — И. В. де Йонг (сейчас живет в Австралии). Крупнейший бельгийский индолог Л. де ла Валле-Пуссэн (1869-1938) — автор серии серьезных работ по буддизму и политической истории страны. Ближайшим его учеником был выдающийся буддолог Э. Ламотт. Норвежец С. Конов опубликовал исследования по эпиграфике, истории и литературе. Итальянскую школу индологии блестяще представляет Дж. Туччи, внимание которого сосредоточивалось ми проблемах истории религий и культуры древней Индии и I Митральной Азии. Эти традиции развивают его ученики О. Бот-то и Р. Ньоли. Из австрийских индологов в первую очередь нужно назвать М. Винтерница, Э. Фраувальнера и Г. Оберхаммера — крупных специалистов по древнеиндийской литературе, философии и религии. В Польше вопросами древнеиндийской культуры занимались А. Гавронский, С. Шайер, С. Слушкевич. И Иенгрии изучение этих проблем было тесно связано с тибетологией (основоположник современной тибетологии Чома де Ке-|ичп был венгром) и центрально-азиатскими исследованиями (кидающийся историк и археолог А. Стейн родился в Будапешта). Из современных венгерских востоковедов прежде всего следует сказать о Я. Харматте — известном антиковеде, иранисте и санскритологе. В США страны древнего Востока, в частности Индия, изучаются в Йельском, Чикагском, Гарвардском и других университетах. Американские востоковеды выпускают несколько специальных журналов и обширную «Harvard Oriental Series», основанную в конце прошлого века Ч. Р. Ланманом. В издании итой серии приняли участие видные санскритологи В. Д. Уит-ии и М. Блумфильд. К настоящему времени вышло более 40 томов «ажнейших санскритских текстов и их переводов. Чрезвычайно широкой была область научных интересов Ф. Эджертона (буддийский санскрит, переводы индуистских философских текстов). Американцы охотно печатают труды европейских ученых и приглашают их в свои университеты, но историческое направление в индологии здесь не получило большого развития. Заслуживают особого упоминания Е. В. Хопкинс, работы которого (конца XIX — начала XX в.) явились серьезным вкладом в науку, Н. Браун, известный специалист по древнеиндийской культуре (преимущественно ведийской), и И. ван Бёйтенен (литература и философия). Прочные традиции изучения индийской религии и философии (прежде всего буддийской) сложились в Японии. Она дала в этой области ряд видных ученых, в том числе Д. Такакасу, Д. Т. Суд-зуки, X. Накамуру. Шриланкийские ученые исследованием истории своей страны обогащают наши познания и по древней Индии, так как ланкийские источники содержат много данных о развитии древнеиндийской цивилизации. Уже отмечалось, что в Индии истории как науки до второй половины XIX в. практически не было. Ее заменяли сохранившиеся в ранних сочинениях туманные и сбивчивые предания о далеких временах, когда на земле царила справедливость, ибо правили добродетельные цари, страна была могущественной, а жители — счастливыми и преуспевающими. Это искусственно культивируемое представление о прекрасном прошлом служило оправданием приверженности в настоящем к обветшалым традициям. После британского завоевания английские историки старались опровергнуть такого рода представления, зачастую при- нижая даже то, что заслуживало восхваления. Защита своего щ В брахманстве из поколения в поколение передавалось знание щ древних текстов, которые считались основными историческими щ источниками; индийская интеллигенция еще сохраняла традиции ■ санскритской образованности, естественно, что учителями первых I европейских индологов были индийцы. Предпосылки для разви- I тия национальной индологии существовали, но они могли реализоваться только при возникновении интереса к прошлому в соединении с современными методами научного исследования. Лишь во второй половине XIX в. появился ряд крупных ученых-историков и филологов, и среди них Раджендралал Митра. Он выпустил специальные исследования (прежде всего по древним рукописям) и активно участвовал в деятельности Бенгальского азиатского общества. Ему, в частности, многим обязано издание серии «Bibliotheca Indica», в которой были опубликованы древнеиндийские сочинения. В 1885 г. он первым из индийцев стал председателем упомянутого общества. Основоположником национальной исторической школы по праву считается Р. Г. Бхандаркар (1837-1925) — блестящий знаток санскрита и пракритов, древнеиндийской литературы и религиозно-философской традиции. Он призывал историков быть объективными в оценке культурного наследия, отказаться от ненаучных предрассудков, критически подходить к свидетельствам источников, выявляя в них достоверные факты. Опираясь на строгий анализ династических списков пуран в сопоставлении с данными эпиграфики и нумизматики, он установил хронологию са-таваханских правителей. К результатам этих исследований ученые обращаются и сейчас. Его работы, посвященные истории, культуре и религиям древней Индии, не утратили своего значения (наиболее известная из них — «A Peep into the Early History of India». Bombay, 1920). К числу первых индийских историков нужно отнести видного общественного деятеля и известного бенгальского писателя Р. Ч. Датта. Его работа «История цивилизации в древней, Индии» (1893), полемическая по характеру, — развернутый ответ на попытки принизить достижения индийцев в прошлом. Стремлением доказать исключительную древность индийской цивилизации пронизаны работы Б. Г. Тилака «Orion» (Bombay, 1893), «The Arctic Home in the Vedas» (Bombay, 1903). Для своего времени труды Р. Ч. Датта и Б. Г. Тилака имели не столько научное, сколько общественное значение. Теперь они представляют уже чисто историографический интерес, хотя содержат любопытные наблюдения и оригинальные идеи. В конце XIX — начале XX в. в связи с общим подъемом национально-освободительного движения в стране нарастает поток изданий, посвященных древности. Публикуются памятники ли- гиратуры — эпические поэмы, пураны, трактаты по разным отраслям знания и т. д. Для более широкого ознакомления индийских и зарубежных читателей с культурным наследием многие тексты переводятся на современные языки. Так, П. Ч. Рой выпустил в 1884-1895 гг. «Махабхарату» на английском (пер. К. М. Гангули). Издал свои переводы «Махабхараты» {1895— 1905) и М. Н. Датт. Показательно, что деятельность на згом поприще индийская интеллигенция нередко рассматривала как иыполнение почетного общественного долга. Увеличивалось число музеев и научных учреждений. В 1917 г. был создан Bhandarkar Oriental Research Institute в Пуне, остающийся и ныне важнейшим центром санскритологии. Постепенно складывались кадры индийских историков, филологов, специалистов по древнеиндийской философии (Г. Джха, К. Теланг, С. Видьябхушана), Не оправдалось мрачное предсказание Г. С. Мэна, сделанное им более ста лет назад: «Через пятьдесят лет всякое знание санскрита исчезнет из Индии, или если удержится, то лишь силой проти-ноборствующего влияния Германии и Англии» 2Ь. Надо сказать, что индийская историческая наука начала раз-ниваться как часть английской. Индийские историки в большинстве своем учились в университетах метрополии или в местных, но под руководством британских профессоров и по английским учебникам. Они усваивали европейские исторические концепции, и неудивительно, что их труды были английскими не только но языку, но порой и по духу, манере изложения, идеям. Положение стало меняться с ростом национального самосознания. Это прежде всего выразилось в расширении круга аиали-нируемых вопросов. Усилилось внимание к исследованию экономических и социальных проблем древности (Р. К. Мукерджи, I*. Ч. Маджумдар, К. П. Джаясвал, Б. Ч. Лоу и др.), хотя при разработке их нередко обнаруживались явно националистические взгляды. Справедливо критикуя европоцентризм и концепции западных ученых, индийские историки впадали в другую крайность — подчеркивали исключительность своей культуры, идеализировали древнюю Индию, противопоставляли ее другим странам. Примечательна, например, книга К. П. Джаясвала «Hindu Polity» (1924), где проводится мысль о том, что почти нее государственные институты, ставшие известными в Европе н новое время, существовали в Индии с глубокой древности. Однако проблемы истории, идеологии и культуры все теснее связывались с развитием общественных отношений и условиями жизни людей. Началось исследование истории отдельных районов страны (Р. Дикшитар, К. А. Нилаканта Шастри). Уже в годы, предшествовавшие второй мировой войне, индийским ученым принадлежало ведущее место в изучении древнего периода своей истории. Особо следует упомянуть одного из крупнейших ученых, Хемачандра Райчаудхури (1892-1957), работа которого «Политическая история Индии» (впервые вышла в 1923 г.) уже выдержала шесть изданий и считается лучшей по этой теме.Впро- тивоположностъ В. Смиту, начинавшему индийскую историю фактически с похода Александра, X. Райчаудхури, обратившись к древнеиндийским текстам, старался создать детальную картину политической истории страны с IX в. до н. э. Достижение Индией независимости привело к бурному развитию национальной исторической науки. В стране действуют многочисленные научные учреждения, значительно расширено изучение древностей в старых и новых университетах, выпускается огромное число периодических изданий, расширяется сеть музеев, все больший размах приобретают археологические изыскания, заставляющие иногда заново пересматривать устоявшиеся вгля-ды. Исключительный научный интерес представляют раскопки памятников хараппской цивилизации, маурийской и кушанской эпох, осуществленные индийскими археологами. Мировую известность получили работы А. Гхоша, X. Д. Санкалии, Б. Б. Лала, Б. К. Тхапара, Дж. П. Джоши, Дж. Р. Шармы. Предприняты публикации ведийских текстов (в Хошиарпуре), критические издания «Махабхараты» (в Пуне под руководством В. Суктанкара), «Рамаяны* (в Бароде), пуран и упапуран (в Варанаси), «Артха-шастры» (в Бомбее), палийского канона (в Нава-Наланде, Южный Бихар), санскритских буддийских текстов (в Дарбханге, Северный Бихар). В Пуне начат выпуск полного санскритского словаря; его предполагаемый объем — 20 томов. Печатается полный каталог древних рукописей объемом в десятки томов (Мадрас), собрание текстов «Дхармакоша» (Ваи в Махараштре). Немалое общественное значение имеют регулярно созываемые конгрессы индийских историков, востоковедов, археологов. Выходят в свет специальные исследования, обобщающие работы, ин-дологические журналы, в том числе такие популярные, как «Древняя Индия», «Пурататтва» («Древность») и др. Отметим, например, десятитомную * Историю и культуру индийского народа», составленную коллективом ведущих историков; первые два тома и часть третьего посвящены древней Индии. Авторы этого сводного труда поставили задачу показать историю народов Индии как постепенное воплощение их воли к культурному и государственному единству. Политическая направленность концепции очевидна — подчеркнуть, насколько противоестественным было расчленение страны в 1947 г. Выдержанная в традиционном духе, идеализирующая прошлое, эта работа демонстрировала состояние индийской исторической науки, отражала ее достижения и ее недостатки 26. Среди наиболее крупных трудов следует особо упомянуть такие фундаментальные, как «Всеобщая история Индии», второй (Мадрас, 1950) и третий (Дели, 1981-1982) тома которой охватывают древнюю эпоху, пятитомная «История дхармашастр» П. В. Кане (Пуна, 1930-1962) — фактически энциклопедия индийских древностей, «Краткая история древней Индии» А. К. Маджумдара в трех томах (1980-1983), пятитомная «История индийской философии» С. Дасгупты (1932-1955), «Куль- турное наследие Индии» в четырех томах под редакцией признанных авторитетов Сунити Кумар Чаттерджи, А. Д. Пусалке- \т и Налинакша Датта и др. Общие работы по истории и культуре прошлого страны- создали виднейшие государственные и 11ощественные деятели — Дж. Неру и С. Радхакршпнан. Почетное место в современной мировой индологии занимают труды по древнеиндийской истории и культуре (особенно по ведийской литературе) Р. Н. Дандекара и В. Рагхавана. Необходимо назвать работы крупнейшего эпиграфиста Д. С. Сиркара и известного историка К. А. Нилаканта Шастри. Опубликованы ценные труды но кушанской эпохе (Б. Н. Мукерджи, А. К. Нарайн), аграрным отношениям в древней Индии (У. Н. Гхошал), социальным и экономическим отношениям (Р. Тхапар, Лалланджи Гопал, I*. С. Шарма, В. Джха, Р. Н. Салетор, С. Джайсвал). Основное внимание индийские ученые продолжают уделять литературе, религиям, философии древней Индии (здесь число публикаций поистине колоссально, но в первую очередь отметим труды С. Чат-топадхьяи, С. Джайсвал, Т. Махадэвана). Успешно развивается санскритология 27. Среди огромного числа вышедших работ встречается, конечно, немало посредственных, однако для пессимистических нот при оценке состояния современной индийской исторической науки, нот, которые звучали в выступлении Д. С. Сиркара 23, все же нет оснований. Многие издания свидетельствуют об искреннем желании их пвторов установить объективную истину, об увлеченности исследователей, уверенных в полезности и важности своей деятельности. Несомненно, в ряде случаев видна попытка доказать, что былое величие Индии зиждилось на всеобщем согласии и социальной гармонии. Древним индийцам часто приписывается якобы присущая только им некая исключительная духовность. Прошлое страны в националистической историографии изображается как не подчиняющееся закономерностям исторического развития. И Fi некоторых общих и в специальных работах, посвященных взаимоотношению древней Индии со странами Юго-Восточной Азии, нередко выдвигается тезис о некой древнеиндийской империи, имевшей свои колонии в Юго-Восточной Азии, т. е. разрабатывается шовинистическая концепция о «великой Индии», простиравшейся до границ Явы. Вместе с тем в стране после достижения независимости неуклонно усиливается прогрессивное направление в исторической науке. Все большую роль начинают играть ученые, стоящие на марксистских позициях. Они уже создали ряд оригинальных работ по таким проблемам древности, которые были мало отражены прежней историографией и подвергались наибольшему искажению. Монография Ш. А. Данге «Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельческого строя» (первое издание кышло в Дели в 1949 г.)29 разрабатывала вопросы происхождения Л классового общества и государства в древней Индии; положение рабов в ранние периоды индийской истории стало предметом исследования Д. Р. Чананы — насколько нам известно, единственная монография на эту тему, написанная ученым Индии30. Много плодотворных мыслей о социальной истории Индии в древности содержится в обобщающих работах Д. Д. Косамби, несвободных, впрочем, от некоторого схематизма31. Проблема становления и укрепления феодальных отношений анализируется в книге Р. С. Шармы «Индийский феодализм* (1965). Немалый интерес вызвала и более ранняя монография того же автора о статусе шудр (2-е изд. — 1980 г.). Заслуживают упоминания книга Р. С. Шармы о политических идеях и институтах древней Индии (2-е изд. — 1968 г.), а также две его новейшие публикации: «Материальная культура и социальные структуры в древней Индии» (1983) и «Перспективы в социальной и экономической истории древней Индии» (1983). Следует выделить труды историка Ромилы Тхапар. Ее книги «Ашока и падение Маурьев» (1961), «История Индии» (1-й том — 1966 г.), «Социальная история древней Индии» (1978) во многом содействовали разработке ключевых вопросов социально-экономического и политического развития древней Индии. Материалистическим подходом к изучению древнеиндийской философии отмечены труды крупного ученого Д. Чаттопадхьяи; некоторые из них хорошо известны и советскому читателю32. Даже краткий обзор работ ученых прогрессивного направления показывает, что свое внимание они сосредоточивают на узловых проблемах — экономические и социальные отношения, положение трудящихся масс, характер господствующей идеологии, причем эти проблемы рассматриваются с точки зрения единства исторического процесса и с учетом местной специфики. В заключение остановимся на развитии индологии в России. Здесь изучение индийских древностей совпало с началом исследования проблем сравнительного языкознания, существенной частью которого была санскритология, хотя интерес к Индии и ее культуре возник гораздо раньше. В 1811 г. известный петербургский ученый-лингвист Ф. Аделунг написал работу «О сходстве санскритского языка с русским»; в 1830 г. он же выпустил на немецком языке книгу «Опыт литературы санскритского языка», в которой дал описание 350 санскритских сочинений и подробный обзор работ западноевропейских индологов (в 1832 г. книга была издана в Оксфорде на английском). В 1818 г. при Академии наук был основан Азиатский музей, ставший центром востоковедных исследований. С 30-х годов XIX в. Академия наук начинает уделять внимание подготовке санскритологов. С этой целью воспитанник университета в Дерпте (ныне Тарту) Р. Ленц (1808-1836) был направлен в Берлин к известному немецкому ученому Ф. Боппу. В 1833 г. он издал драму Калидасы «Урва-ши» (с латинским переводом и подробными комментариями). Работа, выполненная на высоком научном уровне, вызвала во- i торженные отзывы у виднейших санскритологов Европы. Одним из первых в мировой индологии Р. Ленц обратился к изу-•пчшга древнеиндийской поэтики, исследованию санскритской и п|шкритской метрики, а также сравнительному анализу санскрита и моноиндийских языков. К сожалению, вклад этого замечательного ученого еще недостаточно оценен 33. Начало систематического преподавания санскрита в России |'пн:шно с именем профессора П. Я. Петрова — сотрудника сначала Кнзанского (с 1841 г.), а затем (с 1852 г.) Московского уни-мфситета. Руководимая им кафедра в Казани (1842) была первой кафедрой санскрита в России. В 1846 г. он выпустил «Санскритскую антологию», что знаменовало появление отечественной сан-окритологической школы. Деятельность П. Я. Петрова — пример Йпскорыстного служения отечественной науке. Он непрестанно доказывал необходимость изучения Индии и ее культуры. При содействии В. Г. Белинского он в 1835 г. подготовил перевод мм русский язык части «Сказания о Нале» — первый в России ипревод с санскрита. Научные интересы П. Я. Петрова были многообразны — тексты пуран, кашмирская хроника «Раджа-тирянгини», палийская буддийская литература. Ф. Бопп ут-исрждал, что труды П. Я. Петрова составят честь и славу индологии 84. Для развития мировой санскритологии было немало сделано О. Бётлингом (родился в Петербурге, образование получил в Дсрпте и Петербурге). Составленный им в сотрудничестве с йен-ским профессором Р. Ротом семитомный санскритско-немецкий словарь (в науке за ним утвердилось название «Санкт-Петербургский») считается до сих пор наиболее капитальным изданием подобного рода. Сейчас в Индии осуществлен его перевод на ппглийский язык. Наследие О. Бётлинга весьма обширно — пере-иоды упанишад, драмы Калидасы «Шакунтала», санскритской поэзии, драмы Шудраки «Глиняная повозка», составление пре-иосходной санскритской хрестоматии, включающей тексты из • Гитведы». Опубликование им в 1839-1840 гг. грамматики Па-лини явилось выдающимся событием в индологии. Плодотворной была научная деятельность К. А. Коссовича. Он перевел ряд памятников санскритской словесности (эпос, пурины, драмы и т. д.), в 1854 г. начал печатать санскритско-рус-ский словарь, в 1858 г. приступил к преподаванию санскрита и Петербургском университете. К. А. Коссович активно выступал im широкое изучение этого языка в России, подчеркивал важность санскритологии для понимания закономерностей развития культуры не только Востока, но и Европы. Ему принадлежат слова о том, что «России так же нужен санскритист, как математик, как историк» 35. Развитие древнеиндийской филологии, которая в течение длительного периода оставалась ведущим направлением отечественной индологии, подготовило предпосылки для обращения к другим темам, касающимся прошлого Индии. Монография В. Ф. Мил- Ьк лера «Очерки арийской мифологии в связи с древней культурой» (М., 1876) в значительной своей части была посвящена условиям материального производства и общественным отношениям в ведийскую эпоху. Он занимался также проблемами ведийской религии. Заслуживают быть отмеченными и исследования ведийской мифологии Д. Н. Овсянико-Куликовским. Особое место в русской индологии заняло изучение буддизма. Объяснялось это пониманием роли буддизма в древности и в новое время, всеобщим интересом к нему в научных и общественных кругах во второй половине XIX в. и существованием в России областей с населением, исповедующим буддизм (Калмыкия, Бурятия). Им занимались и русские синологи36 (В. П. Васильев), но преимущественно именно индологи. Это прежде всего И. П. Минаев, которого считают основателем отечественной школы индологии. Его главный труд «Буддизм. Исследования и материалы» (СПб., 1887) получил мировое признание. К изучению буддизма он применил исторический подход, связывая этапы его развития с историей Индии. Он опубликовал важные буддийские тексты зт. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|